- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа кружка умелые руки Волшебный сундучок
Рабочая программа кружка умелые руки Волшебный сундучок
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ибрагимова Г.Ю. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учебно-тематический план
кружка умелые руки для учащихся 4 класса.
№
Тема занятия
Содержание
Кол-во часов
Дата
1
Работа с бумагой
Т.Б на занятиях кружка
Закрепить правила пользования острыми, режущими предметами, правила работы с клеем
1
05.09
2
Мозаика из обрывных кусочков бумаги
Уточнить смысл понятия контурная мозаика, формировать умение правильно использовать разные способы приклеивания, формировать умение использования рабочего места
2
12.09
19.09
3
Знакомство с квиллингом искусство бумагокручения
Поделка ко дню пожилых людей.
Открытка ко дню учителя
2
26.09
03.10
4
Работа с пластилином, тестопластика
Работа с пластичным материалом- тестопластика
Дать представление учащихся о профессиях повара и кондитера, о видах пластических материалов и о работе с ними урок 5
2
10.10
17.10
5
Работа с пластилином. Изделие чудо- дерево Рельефные работы
Познакомить детей с видами рельефа, учить составлять тематическую композицию, закрепить знания о свойствах пластилина презент.2974 мои документы
2
24.10
31.10
6
Работа с бросовым материалом
Нитяная графика
Освоить приемы натяжения ниток по дуге, по овалу, кругу. Сделать изделие в технике нитяной графики стр.121-133
2
14.11
21.11
7
Работа с папье- маше миска в технике папье-маше» чашка
Познакомить детей с технологией изготовления из папье-маше, закреплять умения и навыки работы с бумагой, с такими инструментами как карандаш, ножницы, кисть презентация
1
28.11
8
Пришивание пуговиц Цветущая поляна»
Формировать умение пришивать пуговицы с двумя отверстиями, соблюдать правила безопасной работы
1
05.12
9
Работа с бумагой
Скатывание бумаги. Картины из бумажных шариков.
Цель: продолжать учить работать с бумагой, развивать мелкую моторику пальцев
1
12.12
10
Ленточная бумажная пластика
Изготовление снежинок стр.129 Программа
1
19.12
11
Изготовление новогодних «снежинок».
Складывание бумаги, разрезание, склеивание объемной снежинки стр.129
2
26.12
09.01
12
Лепка из пластилина
Повторить разные способы работы с
2
16.01
Работа с платилином
Зима.
пластилином, освоить прием плоскостной лепки, закрепить представление о преобразовании природы в зимнее время стр. 121
23.01
Работа с пластилином, изделие « Лепка птиц».
Продолжать знакомить учащихся с
правилами поведения в лесу, повторить и закрепить знания о свойствах пластилина, развивать мелкую моторику пальцев стр.
1
30.01
14
Ежик. Лепка из пластилина и природного
Пластилин, иглы, соединение вкалыванием.
расширить представление уч-ся о видах природных материалов; воспитывать желание учится и творить
2
06.02
13.02
15
Работа с бумагой
Поделка для мам «Праздничная открытка»
Бумажная мозаика
Закрепить умение работать с бумагой, ножницами, клеем, использовать в работе разные материалы
1
20.02
16
Поделка к 23 февраля открытка
Цель: продолжать учить работать методом тычкования
2
27.02
06.03
17
Работа с природными и бросовым материалом . корзина для рукоделия
расширить представление уч-ся о видах природных материалов; воспитывать желание учится и творить
презент. 19744
1
13.03
18
Работа с бросовым материалом
Аппликация из яичной скорлупы «Лебедь»
Продолжать учить работать с бросовым материалом, развивать мелкую моторику пальцев
2
20.03
27.03
19
Работа с бумагой
Поделка из бумаги «Бабочка»
Закрепить навыки работы с квадратом из бумаги, сформировать навыки скрепления крупных и мелких деталей
2
03.04
10.04
20-21
Татарский орнамент в полосе. Аппликация из бумаги.
Вырезание по прямым и кривым линиям, симметричное вырезание. Различение по форме, величине, цвету.
2
17.04
24.04
22
Беседа: Дымковская игрушка. Рисование по разметке геометрического узора Поделка из бумаги «Бабочка»
Раскрашивание в контуре. Цветовой ритм. Оранжевый цвет
2
1505
22.05
Итого
34
занятия
Пояснительная записка.
Программа составлена с учетом особенностей интеллектуального, физического развития учащихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, специфики формирования у них навыков изобразительной деятельности, ручного труда, опыта обучения детей данной возрастной группы. Курс рассчитан на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Цель: осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного познавательного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью и художественным трудом.
Преимущество интегрированного курса обусловлено высокой эффективностью коррекционного воздействия, что достигается решением на одном уроке разных, но однонаправленных задач:
-
формирование графических и трудовых навыков (обведение по шаблону, рисование по точкам, закрашивание в контуре; аппликация с дорисовыванием, вырезание и намазывание;
-
обучение приемам работы разными инструментами: карандаш, шаблон, ножницы, кисточка, и с разными материалами: бумагой, пластилином, природным материалом, нитками.
Задачи: развитие познавательной деятельности путем целенаправленного обучения рассматриванию, восприятию формы, величины, цвета предметов; обучение выделению существенных признаков объектов, сходства и различий; формирование навыков классификации и обобщения;
-
развитие внимания, памяти, пространственной ориентировки в процессе формирования навыков работы по заданному плану, ориентировки в этапах выполнения задания;
-
развитие мышления, психоречевых процессов, связной речи при восприятии инструкций и при ответах на вопросы типа "Что ты делаешь?", "Из чего это сделано?";
-
развитие мелкой моторики рук, зрительно - двигательной координации путем вариативных, многократно повторяющихся действий с использованием разных изобразительных материалов;
-
обучение доступным приемам работы с бумагой, пластилином, природным материалом, нитками, приемам работы карандашом, ножницами, иголкой, клеем;
-
воспитание положительных качеств личности (трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе); формирование организационных навыков (подготовить или убрать рабочее место), навыков сознательного выполнения санитарно- гигиенических правил и правил безопасной работы;
-
формирование эмоционально-эстетического отношения к объектам изображения, развитие воображения;
-
формирование положительной мотивации к учению, воспитание интереса к творчеству как средству самовыражения и социализации (удовольствие от красиво выполненной работы, желание сделать приятный подарок).
Содержание программы.
-
Упражнения по сенсорному развитию:
-
различение предметов с помощью зрения и на ощупь;
-
узнавание и показ круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, шара;
-
определение различий по величине, цвету предметов одинаковой формы;
-
различение цвета;
-
ориентирование на плоскости листа: находить и показывать середину, верхний - нижний правый- левый край, угол;
-
различение пространственного положения объектов (наверху, внизу, рядом, около);
-
узнавание объекта по его изображению (иллюстрации).
-
Графические навыки:
-
проведение линий без напряжения, произвольная регулировка нажима, прекращение движения в нужной точке, удержание направления движения; обводка по шаблону;
-
проведение от руки прямых линий (горизонтальных, вертикальных, наклонных), соединение точек, рисование округлых линий (моточек, петельки);
-
раскрашивание внутри контура без пробелов, соблюдение направления штрихов при раскрашивании; чередование цветов (смена карандашей) при раскрашивании орнамента;
-
формирование графических представлений о форме (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
-
Работа с бумагой:
-
технические сведения: свойства бумаги (сгибается, рвется, намокает, мнется, режется); цвет бумаги (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, коричневый, оранжевый, фиолетовый); понятие об аппликации (размещение в контуре элементов аппликации; сочетание цветов в орнаменте); инструменты для работы с бумагой (ножницы, клей, шаблон, карандаш); санитарно- гигиенические правила и т/б.
-
приемы работы: складывание пополам (1- 2 раза), из угла в угол, разглаживание по сгибу от центра к краям; разрывание и разрезание по сгибу; обводка по шаблону; вырезание по прямым и кривым линиям, симметричное вырезание; смазывание клеем и наклеивание; рациональное использование материала.
-
Работа с пластилином:
-
технические сведения: пластилин твердый и мягкий; цвет - красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Организация рабочего места, санитарно- гигиенические правила.
-
приемы работы: раскатывание в ладонях и на дощечке (столбик), скатывание в ладонях (шар), раскатывание в ладонях овальной формы (огурец), расплющивание (блин), вдавливание (яблоко), вытягивание столбика (морковка), размазывание по картонке.
-
Работа с природным материалом:
-
технические сведения: свойства природных материалов (хрупкий, колючий); форма и величина, цвет. Санитарно- гигиенические правила.
-
приемы работы: наклеивание на бумагу клеем засушенных листьев, составление по образцу предметной картинки, соединение с пластилином (вкалывание).
Предполагаемые конечные результаты:
-
Учащиеся должны научиться обводить карандашом шаблоны, соединять линиями точки, проводить линии от руки;
-
закрашивать цветным карандашом в контуре; вырезать и прошивать по контуру;
-
различать и называть цвета; чередовать цвета при выполнении орнамента;
-
узнавать, различать, показывать квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал;
-
сравнивать по величине, цвету; различать большой - маленький, широкий - узкий, длинный - короткий;
-
ориентироваться на плоскости листа, показывать и называть верх, низ, правую, левую стороны листа, углы;
-
складывать бумагу, раскатывать пластилин, пользоваться клеем, ножницами, иголкой, наперстком; соблюдать правила безопасной работы;
-
выслушивать инструкцию, отвечать на вопросы ("Что ты делаешь?", "Из чего делаешь?", "Где?").
Список литературы:
Программа кружковой работы составлена на основе Государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. Издательство «Просвещение» Москва 2003г.
Программа дополнительного художественного образования детей в каникулярное время. Москва, «Просвещение», 2007г.
Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2007г.
«Нетрадиционные техники изо-деятельности» Творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, изд: Екатеринбург, 2010.
«Уроки труда в специальной (коррекционной) школе VI вида. 1-4 классы. Издательство: Владос, Москва 2006г.
В.В. Выгонов «Я иду на урок», трудовое обучение. Начальная школа. Издательство «1 сентября». Москва, 2002г.
Н.Ф. Тарловская «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». «Просвещение», Москва, 1994г
Е.Е. Цамуталина «100 поделок из ненужных вещей». Ярославль.2004г
Журнал «Веселый художник» №1-18, 2010г «Умелые руки не знают скуки», серия книг: поделки из скорлупы, из поролона, из соломки, открытки-сюрпризы, М.: «Просвещение», 2009г.
11