• Преподавателю
  • Другое
  • Развитие связной письменной речи на уроках чтения в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Развитие связной письменной речи на уроках чтения в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА - ИНТЕРНАТ

Г.Королёв, М.о.





Развитие связной письменной речи на уроках чтения в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Учитель начальных классов

Лобанова Е.М.





г.Королёв

10.01.2014

Письменная речь - общепринятая, универсальная форма общения грамотных людей. Она дает возможность выражать мысли и чувства средствами той или иной письменности, а также понимать то, что написано другими. Потребность в общении с помощью письменной речи в современном обществе возникает повседневно, в самых разнообразных жизненных ситуациях. Владение письменной речью очень важно для социальной адаптации человека вообще, а для выпускника специальной (коррекционной) школы 8 вида особенно.

По сравнению с устной речью письменная речь более абстрактна, поскольку видимого контакта с собеседником, интонационных признаков и экстралингвистического со провождения (мимики, жестов и т.д.), то есть тех факторов, которые облегчают и дополняют устное контактное общение, она не имеет. Именно поэтому развитие связной письменной речи жизненно необходимо у детей с нарушением интеллектуального развития.

Нарушения речи у таких детей носят системный характер. У них оказываются несформированными в той или иной степени все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижении потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответст вие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта являются стойкими.

Коррекционная система обучения и воспитания детей в степени дебильности значительно продвигает их развитие. Можно сказать, что социальный прогноз этой формы слабоумия благо приятен. Обучение в специальной школе способствует усвоению определенного круга знаний, получению трудовых навыков и практической ориентировки, что дает возможность выпускникам в целом успешно адаптироваться к социальной среде.

Специальная (коррекционная) школа ставит три основные задачи - дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные качества - честность, правда, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, скорригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.

Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.

Различают речь экспрессивную и импрессивную, при этом пассивный словарь (импрессивная речь) всегда преобладает над активной (экспрессивной) речью. У детей в процессе овладения языком это расхождение проявляется достаточно ярко.

Речь разнообразна. По своим особенностям и функциональному назначению различают речь внешнюю (устную и письменную) и речь внутреннюю.

Устная речь - это обычная, звуковая, разговорная речь, которой пользуются при непосредственном общении друг с другом. В зависимости от конкретных условий общения устная речь приобретает форму либо диалогической речи, протекающей в форме беседы, разговора между двумя или несколькими участниками, человек ставит вопрос и отвечает на них, высказывает замечания, одобрения или возражения.

Как было сказано, мышление неразрывно связано с языком, оно осуществляется в речевой форме. Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому.

Различают два основных вида речи: устную и письменную. По своей форме и в зависимости от условий общения устная речь может быть монологической и диалогической. Моно логическая речь является более сложной и трудной формой речи (по сравнению с диалогической), так как она более развернутая и во многом совпадает с письменной речью.

Письменная речь формируется у человека сравнительно позже устной, и, несмотря на общность словаря, синтаксиса, психологическая природа устной письменной речи различна. Письменная речь-более отвлеченная, абстрактная деятельность, требующая развернутых конструкций, иного раскрытия содержания мысли, чем речь устная. По существу, письменная речь - это мыслительная задача, которую решает, пишущий.

У умственно отсталых детей задержка активной речи сочетается с нарушением ее понимания, резким сужением объема разговорно-бытовой речи.

У детей, поступающих во вспомогательную школу, даже при первичном обследовании на медико-педагогической комиссии обнаруживается многообразие фонетических нарушений.

По степени и качеству недоразвития фонетической стороны речи детей:

1. В эту группу входят дети с неточным произношением отдельных звуков (фонетическая дислалия).

2. Вторую группу детей составляют дети с фонетико-фонематическими нарушениями.

3. В третью группу входят дети, страдающие заиканием.

4. Дети с нарушением речи алалического характера.

На уроках чтения в младших классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что очень небольшое количество учащиеся начальных классов владеют указанными навыками.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; пересказывать основные события, называть главных героев, давать им небольшую характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; делать выводы, обобщения.

На связную письменную речь, к сожалению, не обращается достаточного внимания. Необходимо организовать деятельность учащихся как сотрудничество с учителем и другими учениками. Учитель активно включается в творческий процесс, выполняя наиболее трудные действия на пути получения результата.

Была разработана методика обучения детей письменной речи в условиях творческого сотрудничества их с учителем, и выделен ряд важных методических принципов.

Во-первых, использование творческой деятельности, которая заканчивается хорошим результатом. Это означает, что предпочтение надо отдавать не диктанту, а рассказу по картине.

Во-вторых, сотрудничество между учениками и между учителем и учениками. При этом сотрудничество должно быть основано на уважении ребенка, доверии к нему, протекать в атмосфере непринужденности и раскованности, без чего творческой деятельности не может быть.

В-третьих, необходимо создать условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи, т.е. мотивацию деятельности учащихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи.

В-четвертых, письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения.

Таким образом, развитие речи как устной, так и письменной важно, для школьников. Методы и упражнения несколько различаются при развитии связной письменной и устной речи.

Говоря о формировании у учащихся связной речи, мы имеем в виду формирование у них умения создавать текст. Текст - это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу с помощью различных языковых средств.

Занятия по развитию связной письменной речи, должны научить умственно отсталого школьника адекватно использовать и воспринимать письменную речь. «Это умение, - считает А. К. Аксенова - будет способствовать повышению уровня коммуникативности, развитию личности, а в конечном итоге - достижению лучшей социальной адаптации».

В системе развития связной речи особое место занимает составление рассказа по картине. Такая работа обогащает словарь, повышает стилистическую грамотность, способствует развитию речи и мышления школьников. Одной из основных особенностей, определяющих качество рассказа, является его последовательность и связность.

Творческие задания способны побуждать учащихся к построению не только более обширных текстов, но и более сложных синтаксических структур. Это мнение высказывает и А. К. Аксенова, говоря, что «для достижения лучших результатов в развитии связной письменной речи необходимо как можно чаще практиковать творческие письменные задания.

Любой творческой работе всегда должна предшествовать подготовительная работа. Она может проходить во время прогулки, экскурсии, на уроках чтения, русского языка, живого мира, устной речи.

Письменная работа выполняется после тщательного разбора текста, с выписыванием на доску трудных в отношении орфографии слов.

Этот рассказ может быть записан в тетради.

По окончанию урока работа обязательно должна быть проверена. Работа над ошибками носит обучающий характер, и является средством повышения общего уровня речевого развития учащихся.

В заключение можно сделать следующие выводы. Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди «как физически, так и духовно творят друг друга...» Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.

Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.

Огромное влияние в данном процессе оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависит формирование и успешное развития речи детей. На практике учитель постоянно решает двуединую задачу:

  1. Как преподнести знания, чтобы они были наилучшим образом поняты учащимися.

  2. Поднимать уровень развития речи учащихся.

Развитие речи у учащихся процесс управляемый, который идет по пути расширения их словарного запаса. Поэтому учитель на всех уроках сообщая новый материал, включает в него и те новые слова, которые являются понятиями. Раскрывая при этом их значение, следует опираться на уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые - лучше понимались и сохранялись в памяти.

Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться этими словами, так как пассивный запас является всего лишь подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный запас слов помогает излагать мысль. Для этого следует давать возможность учащимся чаще высказываться, применять активные формы ведения занятий (беседы, дискуссии). Особое внимание при этом надо обращать на молчаливых, замкнутых учащихся. Таким образом, развитие речи учащихся - одна из важнейших задач деятельности учителя.

Л. С. Выготский указывал на то, что изучаемые дефектологами процессы развития аномальных детей весьма разнообразны. Причина этого многообразия не только в особенностях центральной нервной системы. Она обусловлена также и разными механизмами компенсации отклонений в развитии.

Список литературы

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

  2. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. Учебно-методическое пособие. М.: «Просвещение», 1987.

  3. Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми. - Изд. АПН РСФСР.- М.. 1961

  4. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития - Вопросы психологии, 1972 №2


© 2010-2022