Статья Основы технологического подхода к обучению

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Основы технологического подхода к обучениюСтатья Основы технологического подхода к обучениюСтатья Основы технологического подхода к обучениюСтатья Основы технологического подхода к обучениюСтатья Основы технологического подхода к обучениюОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

В 70-е годы воздействие системного подхода постепенно привело к общей установке педагогической технологии: решать дидактические проблемы в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и определению.

Во многих изданиях, посвящённых педагогической технологии, можно обнаружить это её новое понимание, а именно: педагогическая технология - это «не просто использование технических средств обучения или компьютеров; это выявление принципов и разработка приёмов оптимизации образовательного процесса путём анализа факторов, конструированием и применением приёмов и материалов, повышающих образовательную эффективность, а также посредством оценки применяемых методов».

Суть этого подхода заключена в идее максимально возможной управляемости работой школы или любого другого образовательного учреждения, прежде всего её основного звена - учебного процесса. По характеристике японского учёного-педагога Т.Сакамото, педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который иначе можно назвать «систематизацией образования».

Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).

Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Основой последовательной ориентации обучения на цели является оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

  • Постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов

  • Подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями

  • Оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей

  • Заключительная оценка результатов

Для объективной оценки качества результатов любой высокотехнологической продукции или услуги, к которым, несомненно, относятся образовательные и научно-методические услуги школы, кроме оценки степени соответствия результатов технологического процесса предъявляемым требованиям, необходимо иметь также и заключение о том, какого качество самого процесса предоставления этих услуг. Иначе говоря, насколько он совершенен, упорядочен, организован, обеспечен и нацелен на предотвращение появления отклонений несоответствий и т.д. Таким образом, качество результатов деятельности школ должно обеспечиваться через управление качеством основных рабочих процессов, протекающих в школе.

Качество таких процессов обычно подтверждается гарантией того, что оказанная услуга, в том числе образовательная, будет в точности соответствовать установленным требованиям потребителей. Обеспечение же таких гарантий во всем мире связывают с наличием в организации системы менеджмента качества.

Введение в действие стандартов ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) позволило заложить в основу построения системы менеджмента качества (СМК) школы процессно-ориентированный подход.

Именно применение этих стандартов в качестве руководства при осуществлении первых шагов по построению СМК школы представляется предпочтительным, даже если руководство школы не ставит перед собой цели сертификации системы качества на соответствие этим стандартам. Указанные стандарты содержат достаточно ясные рекомендации, что в какой последовательности нужно делать, чтобы построить систему качества организации и в дальнейшем непрерывно её улучшать.

Несмотря на то, что стандарты серии ISO 9001:2000 имеют универсальный характер, их применение в качестве методической основы для построения СМК в школе или её подразделениях требует их адаптации применительно к такому специфическому учреждению, как школа.

Для специалистов, приступающих к разработке и внедрению СМК школы, чрезвычайно важно иметь методические материалы в виде указаний и рекомендаций, которые адаптировали бы требования и рекомендации стандартов применительно к школам и привычной для них профессиональной терминологии, описывали бы требования, предъявляемые к СМК школы. Такие методические рекомендации могут служить основой для последующих внутренних и внешних аудитов.

Построение СМК в школе может проводиться на разных уровнях её структуры - на уровне школы в целом или на уровне отдельного структурного подразделения, например методического объединения.

Основные принципы, на которых строится СМК школы, совпадают с базовыми принципами менеджмента качества.

1.Ориентация на потребителя

Школы зависят от своих потребителей, в качестве которых выступает общество в целом, государство в лице Министерства образования и науки РФ, работодатели, вузы, учащиеся и их семьи и другие заинтересованные стороны. Поэтому необходимо понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и соответствовать их ожиданиям.

2.Лидерство руководства

Руководство обеспечивает единство целей и направления деятельности школы. Ему следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой коллектив школы может быть полностью вовлечен в достижение поставленных целей и решение задач школы в области качества.

  1. Вовлечение сотрудников

Основу школы составляют сотрудники всех уровней. Их положительная мотивация, полное вовлечение в улучшение деятельности школы и рациональное использование их потенциала дают возможность добиться необходимых результатов.

  1. Процессно-ориентированный подход.

Желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Это приводит к необходимости инвентаризации всех жизненно важных процессов школы, определению ответственных за такие процессы и документальной регламентации последних.

  1. Системный подход к менеджменту

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействующей результативности и эффективности организации
для достижения ее целей.

  1. Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности школы в целом следует рассматривать как ее неизменную цель

  1. Принятие решений, основанное на фактах

Эффективные решения основываются на анализе фактов, данных
и информации, что предполагает построение действенной системы сбора и анализа информации обо всех аспектах деятельности школы и ее взаимоотношениях с «внешней средой». Такая информация должна включать все установленные и «измеряемые» показатели качества всех рабочих процессов и результатов деятельности школы и анализировать их на степень достижения целей, определенных в стратегическом плане ее развития.

  1. Взаимовыгодные отношения с партнёрами (поставщиками)

Школа и ее партнеры взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

В качестве таких партнеров могут рассматриваться:

  • детские сады и другие дошкольные учреждения, выпускники которых приходят в школу;

  • семьи обучающихся;

  • вузы, в которые будут поступать выпускники школы;

  • промышленные предприятия и организации, в которых будут работать выпускники школы;

  • Министерство образования и науки РФ, региональные и муниципальные администрации;

  • другие школы, учреждения дополнительного образования, культуры, заинтересованные в сотрудничестве со школой;

  • любые поставщики продукции и услуг, необходимых для школы.

В международном стандарте дано следующее определение: «Качество - степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям». При этом под объектом понимается то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом могут быть, например, деятельность или процесс, продукция или результат предоставления услуги, организации или система либо некоторая их комбинация. При таком подходе, когда говорят о качестве, выделяют качество результатов деятельности (процесса), качество самих процессов и качество системы или организации деятельности.

КАЧЕСТВО СИСТЕМЫ

КАЧЕСТВО ПРОЦЕССОВ


КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ


Рисунок 1 - Взаимосвязь качества системы или менеджмента организации, качества процессов и качества результатов деятельности

Применительно к сфере общего среднего образования качество результатов образовательной деятельности определяется качеством знаний, навыков, умений и компетенций выпускников школ, их активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности. Понятно, что хорошее качество результатов может быть достигнуто только при высоком качестве образовательного процесса, которое определяется, с одной стороны, его содержанием, а с другой - его обеспеченностью материально-техническими, информационными и кадровыми ресурсами. В то же время высокое качество образовательного процесса может быть обеспечено только при качественном функционировании всей системы школы, включая качество менеджмента на всех уровнях управления и качество организации вспомогательных процессов.

Любая школа представляет собой организацию с достаточно сложной системой пересекающихся и взаимодействующих процессов. На рисунке 2 представлена укрупнённая классификация бизнес процессов в организации.

Процессы менеджмента

Основные рабочие (производственные) процессы

Потребители

Поставщики

Вспомогательные процессы


Рисунок 2 - Укрупнённая классификация бизнес процессов в организации

Процессы менеджмента:

  • Стратегическое планирование и управление

  • Оперативное управление

  • Менеджмент персонала

  • Анализ руководства

Основные рабочие (производственные) процессы:

  • Разработка образовательных программ, учебных планов, курсов

  • Приём, обучение, мониторинг результатов, выпуск обучающихся

  • Научно-исследовательская и консультационная деятельность

Вспомогательные процессы:

  • Маркетинг, реклама и «профориентация»

  • Управление инфраструктурой и техническими средствами

  • Управление финансовыми средствами

  • Измерение, анализ, улучшение

Основным для школы является процесс обучения, который определяет:

  • Качество результатов работы

  • Успех (или неуспех) в достижении поставленных стратегических задач

  • Удовлетворённость (или неудовлетворённость) потребителей

Качество «выходной продукции» (выпускник, обладающий определённым уровнем компетенций) во многом определяется качеством «закупаемой продукции» или «сырья» (будущий первоклассник). Однако в первый класс по определению принимаются все. Поэтому проверка «закупленной продукции» служит не основанием приёма в первый класс, а основанием построения образовательного процесса.

Выпускник, обладающий определённым уровнем компетенций

«Выходная продукция»

Будущий первоклассник

«Закупаемая продукция» или «сырьё»

Потенциал, процессы, результаты школы


Рисунок 3 - Взаимосвязь «закупаемой продукции» и «выходной продукции»

Материал подготовлен руководителем методического объединения учителей начальных классов МБОУ «СОШ №11» г. Ижевска Ведёхиной Татьяной Геннадьевной

6


© 2010-2022