Статья Деятельность учителя по формированию учебных универсальных действий

Перемены, происходящие в современном обществе, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:  Происходит постепенное вымывание школьных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа.  В рамк...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кащенкова М.Л.

ГБОУ №667

(Санкт-Петербург)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь»

Китайская мудрость

Перемены, происходящие в современном обществе, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

Происходит постепенное вымывание школьных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни школьника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.

Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса - потеря интереса к учению.

Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.

Категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а увеличивается число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.

В школу всё чаще приходят дети, которые не умеют элементарно слушать и слышать не только учителя, но и себя самих, Некоторые из них имеют явное отставание в развитии.

Таким образом, очевидно, что образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения и направлены на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.

Роль учителя при переходе школы на работу по новым образовательным стандартам сводится к формированию двух групп новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Таким образом, в рамках освоения курса ОБЖ можно реализовать работу по формированию всех УУД, предусмотренных стандартом: коммуникативных, регулятивных, познавательных.

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе через предмет ОБЖ особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить метапредметный характер. Типология учебных ситуаций ОБЖ в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:

  • ситуация-проблема - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

  • ситуация-иллюстрация - прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

  • ситуация-оценка - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

  • ситуация-тренинг - прототип стандартной или другой ситуации (тренинг, возможно, проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе, возможно, использовать следующие типы задач.

Личностные универсальные учебные действия:

  • на личностное самоопределение;

  • на развитие Я-концепции;

  • на смыслообразование;

  • на мотивацию;

  • на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • на учёт позиции партнёра;

  • на организацию и осуществление сотрудничества;

  • на передачу информации и отображению предметного содержания;

  • тренинги коммуникативных навыков;

  • ролевые игры;

  • групповые игры.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

  • задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

  • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

  • задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

  • задачи на смысловое чтение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • на планирование;

  • на рефлексию;

  • на ориентировку в ситуации;

  • на прогнозирование;

  • на целеполагание;

  • на оценивание;

  • на принятие решения;

  • на самоконтроль;

  • на коррекцию.

Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, - при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.

А для того, чтобы работа по формированию УУД не шла в ущерб предметным задачам урока, необходимо формировать как предметные, так и метапредметные компетенции обучающихся. А это в свою очередь возможно в том случае, если работа по формирование УУД на уроках будут составлены на основе материала преподаваемого учителем, таким образом, что в каждом фрагменте урока должна прослеживается работа над тем или иным УУД вкупе с работой по изучаемой теме.

Одна из важнейших особенностей таких уроков состоит в том, что результатом совместной (групповой) работы учеников является "готовый продукт", о котором всё чаще говорят современные педагоги, который будет использоваться на дельнейших уроках.

Реализация всех этих особенностей уроков возможна только через деятельностный подход, при котором во время урока прослеживается именно работа учащихся, когда они сами создают материал для дальнейшего использования.

Например:

Выявление и формулировка цели (познавательные УУД) Так как мы изучаем наводнение именно на уроках ОБЖ, то что будет целью изучения этого явления в рамках нашего урока? Для чего именно на уроках ОБЖ мы его изучаем? (выслушиваются версии). А для чего нам необходимо знать правила безопасного поведения при наводнении? (ответы учеников комментируются учителем и направляются на выявление того, что человек может и должен спасти и сохранить во время наводнения).

Защита плакатов, обсуждение (коммуникативные) От группы выходит один или несколько человек, рассказывают порядок действий при наводнении согласно оформленному плакату.

Рефлексия (регулятивные УУД) После ответов учащихся по действиям при наводнении, предлагается ответить на вопросы: какие качества необходимы человеку для того, чтобы реализовать эти действия и правильно вести себя при наводнении? Как можно развить у себя эти качества? С какого возраста необходимо работать над этими

Таким образом, для формирования и развития универсальных учебных действий учителю необходимо помнить:

  • Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.

  • Развитие внутренней мотивации - это движение вверх.

  • Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

  • Создать атмосферу успеха.

  • Помогать ребёнку учиться легко, обретать уверенность в своих силах и способностях.

  • Не скупиться на поощрения и похвалу.

Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.

Список литературы:

  1. Загвоздкин, В. О стандартах второго поколения / В. Загвоздкин // Народное образование. - 2009. - № 7. - С. 9 - 20.

  2. Кондаков, А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя. /А.М.Кондаков // Педагогика.- 2010.- №5.- С. 18-23

  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя /Под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. - 160 с.

© 2010-2022