• Преподавателю
  • Другое
  • Статья: «Организация исследовательской деятельности обучающихся в аспекте формирования экологического компонента предпринимательской культуры личности»

Статья: «Организация исследовательской деятельности обучающихся в аспекте формирования экологического компонента предпринимательской культуры личности»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гальцева А.В.

аспирантка МичГАУ,

тьютор

МБОУ «Избердеевская сош»

имени Героя Советского союза В.В. Кораблина,

учитель

МАОУ СОШ №30 г. Тамбова

«Организация исследовательской деятельности обучающихся в аспекте формирования экологического компонента предпринимательской культуры личности»

Ключевые слова: исследовательская деятельность, ФГОС нового поколения, экологический компонент предпринимательской культуры, экологческая компетенция, экологическая компетентность, экологическое мировоззрение.

Педагогика 21 века ориентируется на формирование целостной системы познавательных способностей, направленных на развитие самостоятельной деятельности и личной ответственности современного школьника. Это связано с колоссальным развитием науки и техники, увеличением спроса на квалифицированные кадры, социализацию подрастающих поколений. Все это диктует нам Концепция модернизации российского образования, в которой особое место отводится повсеместному внедрению исследовательской деятельности в процесс воспитания и образования.

В связи с этим последовали многочисленные изменения в системе образования, а именно: корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Из своего педагогического опыта могу сделать вывод, что исследовательская деятельность обучающихся легко организуется в условиях дополнительного образования. Все чаще сталкиваюсь с мнением, что исследовательская деятельность возможна в работе с одарёнными детьми, но это не верно. Для них это возможность разнообразить свой досуг по интересу, появляется возможность развиваться и организовывать свое самообразование, получать больше, чем дает школьная программа. Даже для детей коррекционного обучения такая работа даёт также положительные результаты относительно их исходного развития. Но стоит учитывать личностные особенности и состояние здоровья ребенка.

Тематика и направленность исследований могут иметь отношение к различным наукам (литературе, истории, биологии, физике и т.д.). Но мы сегодня остановимся на интегрированной области, которая объединяет в себе почти все предметные области из естественно-научного цикла.

Современный экологический кризис, который пока еще не разрешен и который характеризуется продолжающимся обострением взаимоотношений человека и окружающей среды, требует актуализации внимания к проблеме развития экологической культуры у подрастающего поколения.

Рассмотрим исследовательскую деятельность в рамках дополнительного образования или внеурочной деятельности. Цели данной деятельности как правило созвучны - это формирование творческого потенциала у ребенка, развитие интеллекта и социализации личности ребенка.

Исследовательская деятельность строится на основе какого-либо содержания, освоенного или осваиваемого обучающимися. Известно, что в процессе работы над исследованием присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации.

Экологический компонент предпринимательской культуры специалиста АПК - это инициативные прогрессивные формы, методы работы с учетом экологических требований, направленных на избежание или снижение негативного воздействия на окружающую среду предпринимательской деятельности в сфере АПК, а так же на улучшение экологических показателей в целях получения прибыли или другой выгоды.

Обобщение и анализ существующих результатов деятельности позволили в содержании экологического компонента предпринимательской культуры специалиста АПК, выделить: экологическое мировоззрение (мотивационно-ценностная составляющая) - это система ценностных представлений о взаимоотношениях в мире, способствующая самосознанию, развитию мышления, отражающееся в отношении к природе, обществу, людям; экологическое сознание (когнитивная составляющая) - экологические и межотраслевые ценностно-ориентированные знания, гармоничные и прогностичные отношения, необходимые для экологической безопасности АПК; экологическое мышление (личностная составляющая) - это способность специалиста анализировать состояние и тенденции развития сложных экологических систем АПК, выявлять общие и частные закономерности их функционирования, и опережающему моделированию в процессе предпринимательской деятельности специалиста АПК.

Процесс экологизации должен соответствовать интересам и ценностям общества, а так же потребностям различных возрастных групп. Для достижения результата лучше всего применять социально-проблемный подход, при котором происходит не только экологизация знаний, но и социализация сознания обучающихся. Таким образом, в данном контексте приоритетными становятся социально-экологические проблемные ситуации.

Реализуя принципы экологического образования на основе деятельности обучающихся мы целенаправленно формируем у них экологическую компетентность и компетенцию предприимательской культуры личности.

Экологическая компетентность в сфере АПК - совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы экобезопасной деятельности специалиста АПК; экологическая компетенция сфере АПК - межкультурные и межотраслевые знания, умения, навыки и способности, необходимые для экологически безопасной деятельности специалиста АПК, приобретенные в результате обучения.

Для успешной реализации данных принципов необходимо единство целей и задач. Важным условием для этого является преемственность и скоординированность всех компонентов образовательного процесса, а так же интеграция в систему общего и дополнительного образования образовательных технологий ВУЗа.

В процессе формирования экологической культуры, как одной из важных задач экологизации образования, возникает ряд трудностей. Одна из самых трудных задач в их решении, это изменение мировоззрения детей, необходимо преодолеть в их сознании экокультурное искажение, помочь им в осмыслении сложившейся картине мира, в которой и человек и природа зависимы друг от друга. Результат экологического воспитания зависит от уровня сформированности двух основных экологических ценностей, жизнь и природа.

В настоящее время появилась возможность модернизировать систему дополнительного образования и заниматься научной деятельностью в новой современной формации профильной Избердеевской «Агроэкотехнологической» средней школе Петровского района Тамбовской области.

Так, одним из направлений осуществляющих научно-исследовательскую работу в данной школе стала лаборатория экологической диагностики, в котором возможно определение основных видов токсикантов в пищевой и сельскохозяйственной продукции; экологический мониторинг качества воздушной, водной и почвенной среды; выявление основных источников загрязнения; влияние основных загрязнителей на живые организмы. Основное внимание отводится изучению различных видов и форм культурных растений, правилам и приемам закладки полевых опытов, и использованию различных средств защиты растений, а также оптимизации условий их роста и развития. Учащиеся, при этом, приобретают устойчивые навыки работы с приборами и оборудованием, учатся самостоятельно проделывать почвенные и агрохимические анализы.

Важнейшими условиями и факторами для выбора конкретного эксперимента, является его доступность, наглядность и простота исполнения, а также связь со школьным материалом и практикой. В связи, с чем нами были разработаны различные научные направления, которые будут реализованы в данной школе(рис. 1).

Статья: «Организация исследовательской деятельности обучающихся в аспекте формирования экологического компонента предпринимательской культуры личности»

Рис. 1. Схема основных направлений научной деятельности

в Избердеевской «Агроэкотехнологической» средней школе

1. Ландшафтная организация территории. Целью проекта является осуществление ландшафтного планирования на заданной территории районного сельского поселения Петровское Тамбовской области. При проведении данного вида работ ставятся следующие задачи: проведение анализа объектов ландшафтного планирования, сбор и обобщение данных. Требуется проанализировать природно-климатические особенности территории, провести геоморфологическую характеристику, провести анализ литогенной основы, дать гидрологическую, биологическую и социально-экономическую характеристику данной территории. Также необходимо определить функционально-ландшафтную организацию территории.

2. Плодородие почвы и урожай сельскохозяйственных культур. Основная цель данного направления: изучить свойства, определяющие уровень плодородия почвы с. Петровское Тамбовской области, классификацию земель по пригодности для сельскохозяйственного использования.

3. Экологическая безопасность продуктов питания. Целью этого направления является: исследование возможности разработки экологически безопасной продукции высокого качества. Сделать питание человека максимально безопасным, для этого необходимо производство экологически чистого сырья, которое можно получить на основе органико-биологического земледелия.

Организация исследовательской работы в данном аспекте, которая реализуется не один год уже, способствует развитию системы дополнительного образования, которая реализует работу по предпрофессиональной эколого-экономической подготовке школьников; ориентирует молодёжь на жизнь и труд на селе, и тем самым развитие сельских территорий.

Библиографический список.

1. Зайцева Г.А. Агрохимия. Авторская программа элективного курса. - Тамбов, 2013. - 12 с.

2. Концепция системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области.

URL: kurs.znate.ru/docs/index-135607.html

3. Кофанова А.В. Анализ категориально - понятийного аппарата исследования проблемы формирования экологического компонента предпринимательской культуры специалиста АПК.

5


© 2010-2022