Моя педагогическая философия Учитель 21 века

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель 21 века.

Научи меня смеяться,

Научи меня, как жить,

Научи меня прощаться,

Научи меня любить.

Научи бежать по кругу,

Слышать в голосе печаль,

Научи быть рядом с другом,

Улететь стрелою вдаль.

Научи держать в ладонях

Все в слезах твое лицо,

Научи скользить по волнам,

Быть и мамой, и отцом.

Научи меня петь песни,

Быть и близким, и родным,

Научи быть интересным

И собою быть самим!

Современный учитель.… Каким он должен быть? Сколько раз я задавала себе этот вопрос. Но точного ответа до сих пор нет. Много лет назад мы с одноклассниками писали сочинение о школе ХХI века, размышляли о том, какой она станет в будущем, представляли того фантастического учителя, которому будет все по плечу.

И вот ХХI век уже наступил. Я - учитель. Мой инструмент - урок. Урок подобен скрипке: можно просто играть гаммы, а можно, легко касаясь смычком струн, извлекать из нее божественные звуки, оставляя глубокий след в душе каждого. Но за кажущейся легкостью будут стоять невидимый ученикам титанический труд, и вечные сомнения, и чувство недовольства. И как бы хотелось, чтобы этот труд не пропал даром, а вызвал ответное стремление к действию во имя достижения общей цели, «ибо мост должен строиться с двух сторон». Поэтому выделяю для себя три принципа успешной педагогической деятельности.

С первых дней работы в школе мне хотелось воспитать в своих учениках не только внимательных слушателей, но и активных собеседников, думающих, умеющих решать проблемы и задавать вопросы. И всегда самым главным был не объем учебного материала, а степень осознания, понимания материала детьми.

Каждый раз, перечитывая слова Льва Николаевича Толстого, я все больше убеждаюсь в их мудрости: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Именно такой я и стремлюсь быть, потому что для меня важны взаимоотношения с учениками. Когда «Я» заменяется демократичным «МЫ». И еще - не может быть прочных знаний без эмоций, нужно уметь доходить до сердца каждого ученика. Стараясь «втиснуть» в головы детей как можно больше знаний, заставляя зубрить и повторять наши слова и мысли, стоить задуматься: станет ли наш предмет кирпичиком в здании жизни, построенном учеником в будущем, или бесполезно проваляется на складе среди непонятого и неосознанного когда-то? Ведь «знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями собственной мысли, а не памяти». Эти слова Л.Н.Толстого я позволю себе квалифицировать в качестве второго профессионального принципа.

А вот третий принцип назвала бы «зеркальный», ибо важнейший секрет успешности педагогической деятельности, по моему глубокому убеждению, заключается в том, что ученики - это твое отраженье. Когда твой разум занят семейными проблемами, а урок сводится к простой передаче знаний, дети смотрят на тебя пустыми глазами и о достижении каких-либо целей урока нельзя вести и речи. Когда ты сам в движении, увлечен и не боишься быть честным с детьми, не боишься открыться перед ними как личность, когда ты толерантен не только на словах, а учишься воспринимать всех и себя со множеством недостатков, когда ты наполнен внутренне и не безразличен, - все это открывает возможности для доверительного диалога, и тогда учение становится общением, обогащающим и учителя, и ученика.

На уроках иностранного языка мы говорим о национальных и культурных особенностях стран, узнаем много интересного о себе самих, учимся понимать и уважать друг друга, мечтать о большом и малом.

Обучая иностранному языку, я прививаю уважение к чужой культуре, менталитету, вероисповеданию. Я хочу, чтобы наши дети, такие разные, научились принимать и понимать таких же разных, но нисколько не худших людей. Я хочу, чтобы новое поколение, воспитанное в духе толерантности, больше не знало войн, чтобы молитва, произнесенная на чужом языке, была миротворческой, а не разжигала национальные распри. Я хочу, чтобы будущее поколение не чувствовало себя зажатым в тиски границ, государств, менталитетов, языковых барьеров.

В завершение хочу поделиться некоторыми педагогическими заповедями, завещанными любимыми учителями - наставниками, выстраданными мною за годы педагогической деятельности.

1. ПРИМИ ВСЕ ТО, ЧТО ЕСТЬ В РЕБЕНКЕ, как естественное, сообразное его природе, даже если это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. Если ребенок кричит или бегает по коридорам - в первую очередь это особое и законное проявление его внутренней энергии, и лишь во вторую - нарушение правил общественного поведения. Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его собственному здоровью.

2. Приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные, СОПРОВОДИ ЕГО ПОЗИТИВНУЮ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ. Если всячески помогать ребенку, поощрять его культурные запросы и устремления, то именно они будут расти в нем и развиваться. Просчеты и недостатки, на которых внимание учителя явно не концентрируется, будут уходить, не получая внешней энергетической подпитки.

3. СТАРАЙСЯ НИЧЕМУ НЕ УЧИТЬ РЕБЕНКА НАПРЯМУЮ. ВСЕГДА УЧИСЬ САМ. Тогда ребенок будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться.

4. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответ (или думаешь, что знаешь). ИЩИ ИСТИНУ ВМЕСТЕ С НИМИ. Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия.

5. ИСКРЕННЕ ВОСХИЩАЙСЯ ВСЕМ КРАСИВЫМ, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, науке, искусстве, в поступках людей, в любых мелочах. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.

6. НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЙ ПРОСТО ТАК. Если ты с детьми, то ты учитель в любой момент времени. Любая ситуация для тебя - педагогическая. Умей сам создать ее или использовать возникшую ситуацию для решения образовательных задач. Ученик, попавший в образовательную ситуацию, всегда приобретает в результате личные знания и опыт, свой собственный вывод. Это лучше, чем вещать и растолковывать ему прописные истины. Но обязательно помоги ребенку осознать и сформулировать свои результаты, оценки, выводы.

И завершить разговор о своих педагогических заповедях я хочу тем, с чего, возможно, следовало бы начать: считай своим основным педагогическим методом ОСОЗНАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ. Все, что он делает или не делает, есть внешнее выражение его внутренней сущности. Всегда старайся понять внутреннее через внешнее. Будь «переводчиком» всех его поступков и работ не только на школьных занятиях, но и во внеурочном общении. Вглядывайся, вслушивайся, вчувствуйся и вдумывайся в ученика. Обсуждай с ним его успехи и проблемы. Даже делая это без него, ты будешь помогать ему. И тогда успех придет. Должен прийти! Надо верить, работать и ждать!

8

© 2010-2022