Программа по крымскотатарскому чтению 5 класс

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей социально-гуманитарного цикла

протокол № ____ от ______

Руководитель ШМО

__________ Клочкова Н.П.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

______________ Бабий А.В.

«___»___________20___г

УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ Братский УВК


________________Исупова А.В.


Приказ№ _____от «__»____20___г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БРАТСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

для 5 класса

(крымскотатарская литература)









Подготовила

учитель крымскотатарского

языка и литературы

Назлымова С.М.




Год составления программы - 2015


Примерная программа по внеурочной деятельности «Крымскотатарская литература»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897, Методические рекомендации о преподавании крымскотатарского языка и литературы в общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год, на основе Программы по внеклассной деятельности для начальной школы. Внеурочная деятельность: кружок «Тувгъан тиль». 1-4 классы /Составители: Яяева А.М., Якубова А.С. - Симферополь-2015.

Примерная программа предназначена для общеобразовательных организаций с крымскотатарским и русским языком обучения. Учитель в зависимости от количества часов на изучение учебного предмета может определять, сколько часов нужно выделить на изучение того или иного раздела или темы.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем
образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов
по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и
разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся,
определяет минимальный набор сочинений. Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ, может использоваться при тематическом планировании учебного предмета учителем. Примерная программа определяет (инвариантную) обязательную и вариативную составляющие части учебного курса. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определение последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Рабочие программы, составленные на основе примерной программы, могут
использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной
специализации.

Структура документа.

Примерная программа включает в себя перечень произведений
художественной литературы с аннотацией к ним. Основными критериями
отбора художественных произведений для изучения в школе являются
произведения, представляющие высокую художественную ценность, совершенные в художественном и языковом отношении, содержание
которых доступно учащимся, оказывают позитивное влияние на личность
обучающегося, соответствуют возрастным и психологическим особенностям,
а также культурно-историческим традициям в крымскотатарской литературе.

В реализации программы важную роль играет использование принципа
вариативности. Содержание программы представляет собой расширенный
список авторов и произведений, обозначен характер их изучения, так что
учитель может при составлении рабочей программы по крымскотатарской
литературе самостоятельно выбрать рекомендованные составителями
произведения, а также включить для дополнительного чтения любое другое,
не вошедшее в содержание примерной программы по своему усмотрению.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в
образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных
случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения
произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных
литературных произведений.

Формируя читателя, обучающиеся определяют круг чтения, расширяют
знания о героях, которых запоминают на всю жизнь. Обучающиеся с
помощью учителя решают поднятые автором произведения проблемы,
которые были важны во время их создания и сохранили свою важность и
актуальность до сегодняшнего дня.

Примерная программа распределяет учебный материал в соответствии с
четкой последовательностью этапов, которые отражены в содержании программы.
Каждый этап литературно го образования обогащает обучающегося как читателя
- учит адекватно воспринимать активно использовать искусство слова.
Этому способствует и овладение техникой диалога,
и различные формы обращении к художественному тексту: планирование своих ответов, пересказы, работа над сочинениями, рефератами,
творческими заданиями, использование литературных игр.
Воспитательный эффект воздействия литературы тесно связан с
эстетическим совершенством художественного слова, но он зависит и от
возраста и подготовленности обучающихся, что последовательно
учитывается в программе. В примерной программе предложено два этапа
литературного образования на уровне основного общего образования:

постепенный переход от литературного чтения к литературе обеспечивает
непрерывность системы литературного образования на уровнях
начального общего и основного общего образования. На этом этапе
предложены следующие разделы: «Крымскотатарский фольклор», «Образ
Родины и красота родного языка в поэтических произведениях», «Уроки
нравственности», «Природа Крыма в поэтичеких и прозаических
произведениях», «Сквозь огонь войны прошедшие», «Трагические страницы
депортации». В разделах «Образ Родины и красота родного языка в
поэтических произведениях», «Природа Крыма в поэтичеких и прозаических
произведениях» предложены произведения малых эпических жанров и
лирические произведения, которые сопровождаются общей аннотацией. В
разделах «Уроки нравственности», «Сквозь огонь войны прошедшие»,
«Трагические страницы депортации» рекомендованы несколько
произведений одного автора. Возможно изучение как одного по выбору, так
и всех произведений на усмотрение учителя. Для дополнительного чтения
учитель может выбрать произведения, не вошедшие в примерную
программу.

Произведения на данном этапе изучения крымскотатарской литературы
формируют представления о специфике литературы как искусства слова,
развивают умения осознанного чтения и понимания крымскотатарского
литературного языка, способности общения с художественным миром
произведений разных жанров и стилей. Отбор текстов учитывает возрастные
и психологические особенности обучающихся, интерес которых в основном
сосредоточен на сюжете и героях произведения.

Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры
художественного произведения - от метафоры до композиции.
Общая характеристика учебного предмета.

Литература - один из главных предметов школьного образования,
объединяюший гуманитарные дисциплины. Он содействует становлению
национального, патриотического и гражданского самосознания учащегося,
утверждает в нем чувство родного языка, родной истории, родной природы,
способствует эмоциональному, интеллектуальному и эстетическому
развитию школьника, без чего невозможно духовное развитие нации в
целом. Литература формирует духовный облик и нравственные ценности
молодого поколения. Специфика литературы как школьного предмета
определяется сущностью литературы как феномена культуры: она обладает
силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим
ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой
начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На
уровне основного общего образования необходимо продолжать работу по
совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного и
беглого чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге,
потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, на крымскотатарском языке. Каждое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям.

Учебный предмет «Крымскотатарская литература» тесно связан с другими
учебными предметами: крымскотатарским языком, историей, географией,
обществознанием. Крымскотатарский язык, и литература формируют
коммуникативные умения и навыки, лежащие в особенностях человеческой
деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с
дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным
искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы
формируется эстетическое отношение к окружающему миру.

Цели.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение
следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и
уважения к родной литературе и культуре;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской
культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных
представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности
в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и
письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и
содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-
литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-
исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования
русского литературного языка при создании собственных устных и
письменных высказываний.

Результаты изучения предмета «Крымскотатарская литература»

Личностные результаты:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской
литературе, к литературе и культурам других народов;
• использование различных источников информации (словари, энциклопедии,
интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

• умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения
собственной гипотезы, выделять характерные причинно-следственные связи
в устных и письменных высказываниях; формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовать собственную деятельность;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:

• умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев
одного или нескольких произведений;

•умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат из
текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
создавать устные монологические высказывания; вести диалог;

•написание классных и домашних изложений и сочинений на темы,
связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений,
творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы.

Результаты изучения курса «Крымскотатарская литература»
приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся»,
который соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию
деятельностного, практико-ориентированного и личностно-
ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями,
востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в
окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и
собственного здоровья.

Раздел «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу,
который усваивается и воспроизводится учащимися.
Раздел «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывании, диалоги, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях,сочинения.






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание, рекомендуемое к усвоению в 5 классе - 17ч

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч)

Литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы.
Роль литературы в воспитании и образовании человека. Чтение и литература.
Литература и другие виды искусства.

КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (3ч)

Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.

Народные песни. Колыбельные. Частушки (Чынъ ве манелер). Малые
жанры фольклора (Оюн текерлемелери. Считалки. Саюв текерлемелери.
Скороговорки. Загадки.) Народные сказки.

Народные песни. Колыбельные. Частушки (Чынъ ве манелер). Виды
песен, их тематика (ознакомление). Отражение в народных песнях традиций
крымских татар. Лиричность и душевность народных песен. Песни,
исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных
материнских чувств. Излюбленный жанр народного творчества - частушки.
Выразительность и образность языка частушек. Причина их популярности.

Считалки. Саюв текерлемелери. Скороговорки. Скороговорки как средство развития речи детей.

Загадки. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности.
Краткость, выразительность и образность загадок.

Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной
мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного
красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Народные сказки. «Мераметли къарынджа», «Торгъайчыкъ», «Акъыллы
кирпинен айнеджи тильки» (одна из каждого вида по выбору). Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок.
Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Народная
мудрость сказок. Воплощение Победа добра и наказание зла - развязка всех
сказочных сюжетов.

Народные праздники. Посиделки (2 ч)

Народные праздники (Наврез и Хыдырлез, Ораза и Къурбан). Праздник
Нового года по восточному календарю. Праздник весеннего пробуждения
природы и начала полевых работ.

Посиделки. Воспитательное значение народных традиций. Посиделки как
распространенный вид народного развлечения. Особенности проведения
посиделок.


ОБРАЗ РОДИНЫ И КРАСОТА РОДНОГО ЯЗЫКА В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ (1ч)

Н. Челебиджихан«Ант эткенмен» («Я поклялся…»).

Слово о поэте. Клятва верности родине, готовность помочь своему народу
бороться за его свободу и счастье.

Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе
народа. Красота и выразительность родного языка, его великая нравственная
и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее счастливое будущее. Тема
патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.

Ш. Селим «Ватан недир? деген суалиме джевап берип оламагъан
генчлеримизге», «Тувгъан тилим»; Ю. Кандым«Байрагъым»; И.
Абдураман « Меним Ватаным - Къырым», «Ана тилим»; И. Асанинъ «Бир
авуч топракъ».

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ (4 ч)

Дж. Аметов. «Джедвельге къоюлмагъан дерс». Сложность человеческих
судеб в послевоенное время. Забота о детях, пострадавших в годы войны.
Гуманизм рассказа.

И.Паши. «Фындыкъ джыйгъанда», «Чал атнынъ тырнагъы» (отрывок).
Становление характеров юных героев в ходе сложных испытаний.
Произведение о дружбе, смелости и находчивости детей, проявленных в
необычных жизненных ситуациях.

Влияние взрослого друга на формирование характера Османа. Воспитание любви к природе, к животным.

А.Осман. «Балалар эви янында». Нравственные проблемы произведения.
Герои и сюжет произведения. Внутренний мир героев.

Э. Амит. «Чанта», «Анамнынъ умюти». Становление характера подростка.
Влияние мудрых наставлений матери и примера трудолюбивой и
целеустремленной сестры на формирование взглядов главного
героя.Трагедия семьи, потерявшей в войне отца. Стойкость матери и сына.

ПРИРОДА КРЫМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ (2)
Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и
стремление ее защитить. Тема живописной картины природы и приемы ее
раскрытия. Связь человека с окружающим миром.Особенности пейзажа в
произведении.Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Образ
Родины в стихах о природе.

Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.Автор и его
отношение к природе в строках лирических стихов. Отражение красоты
природы. Конкретные пейзажные зарисовки. Фольклорные традиции в
рассказе. Э. Шемьи-заде«Къыш келе», «Гедже», «Акъшам денъиз ялысында»; Ю.Болат «Туфанда къалгъан къой сюрюси»; Т.Халилов «Акъбардакъ».Э.Амит «Денъиз ташчыкълары», «Ягъмур токътады», «Денъизде геми ялдай»; М. Дибагъ. «Балкъуртлар»и другие произведения о красоте родной земли (по выбору). М.Нузет «Озен», «Эчкичик»; земли (по выбору).
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (1ч) Понятие о пейзаже. Эпитет. Сравнение.
Метафора. Олицетворение. Интонация.

СКВОЗЬ ОГОНЬ ВОЙНЫ ПРОШЕДШИЕ (1)

Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе.
Отражение Великой Отечественной войны в произведении. Памяти героев
Отечественной войны посвящается. «Жизнь, отданная за Родину» (по
произведениям писателей-фронтовиков). Подвиг народа в годы войны.
Поэзия военных лет. Образ девушки (женщины) в произведениях о войне.
Женщина-мать в годы войны.

Р.Фазыл, Л. Софу «Аметханнынъ йылдызы» (отрывок из повести);

ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ДЕПОРТАЦИИ (2)

А.Осман.«Таныш козьлер». Рассказ о трагических страницах истории
крымских татар - депортации. Испытания, выпавшие на долю главного
героя.
Э. Умеров. Рассказы «Къара поездлар», «Янгъызлыкъ», «Рухсет» (один по
выбору).Р. Фазыл. Стихотворение «Унутмайыкъ». Шерьян Али. «Хатырылар юкю» (очерк).

ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.

Народные песни (по выбору) Н. Челебиджихан «Я поклялся…».

Одно-два стихотворения из раздела «Образ Родины и красота родного языка в поэтических произведениях».

Одно-два произведение из раздела «Родная природа в произведениях
писателей и поэтов» (включая отрывок из прозы).

Одно-два стихотворения из раздела «Наше героическое прошлое» (включая отрывок из прозы).

Одно-два стихотворения из раздела «Трагедия депортации в литературе»
(включая отрывок из прозы).




Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности, 5 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

План

Факт.

1.

Къонушув къаиделери. Этика общения.

1

2.

Халкъ агъыз яратыджылыгъы. Устное народное творчество. Народные песни, пословицы, поговорки, частушки. Халкъ йырлары, аталар сезлери, айтымлар., манелер.

1

3.

Халкъ масаллары. «Мераметли къарынджа». Народные сказки.

1

4.

Акъыллы кирпинен айнеджи тильки». Народные сказки

1

5.

Миллий байрамлар. Ораза байрам. Национальный праздник.

1

6.

Миллий байрам. Къурбан. Национальный праздник.

1



7.

Образ Родины. Красота родного края. Номан Челебиджихан «Ант эткенмен». И.Асанин «Бир авуч топракъ»

1



8.

Уроки нравственности. Эмиль Амит «Чанта».

1



9.

Природа Крыма в произведениях писателей и поэтов Крыма. Т.Халилов «Акъбардакъ».

1



10.

М.Нузет «Озен».

1



11.

Теория литературы. Эпитет. Сравнение. Метафора.

1



12.

Сквозь огонь войны прошедшие. Р.Фазыл, Л.Софу. «Аметханнынъ йылдызы».

1



13.

Трагические страницы депортации. А.Осман «Таныш козьлер».

1



14.

Э.Умеров «Къара поездлар»

1



15

Безопасность на дорогах. Елларда хавсызлыкъ. Демирел. Аякъ машынасы.

1



16

Урок-игра. «Мен башларым, сен девам эт».

1



17.

Урок творчества. Родной язык. Песни, стихи, игры.

1









№ п/п

Тема

Кол-во часов

План

Факт.

1.

Къонушув къаиделери. Этика общения.

1

2.

Халкъ агъыз яратыджылыгъы. Устное народное творчество. Народные песни, пословицы, поговорки, частушки. Халкъ йырлары, аталар сезлери, айтымлар., манелер.

1

3.

Халкъ масаллары. «Мераметли къарынджа». Народные сказки.

1

4.

Акъыллы кирпинен айнеджи тильки». Народные сказки

1

5.

Миллий байрамлар. Ораза байрам. Национальный праздник.

1

6.

Миллий байрам. Къурбан. Национальный праздник.

1

7.

Образ Родины. Красота родного края. Номан Челебиджихан «Ант эткенмен». И.Асанин «Бир авуч топракъ»

1

8.

Уроки нравственности. Эмиль Амит «Чанта».

1

9.

Природа Крыма в произведениях писателей и поэтов Крыма. Т.Халилов «Акъбардакъ».

1

10.

М.Нузет «Озен».

1

11.

Теория литературы. Эпитет. Сравнение. Метафора.

1

12.

Сквозь огонь войны прошедшие. Р.Фазыл, Л.Софу. «Аметханнынъ йылдызы».

1

13.

Трагические страницы депортации. А.Осман «Таныш козьлер».

1

14.

Э.Умеров «Къара поездлар»

1

15

Безопасность на дорогах. Елларда хавсызлыкъ. Демирел. Аякъ машынасы.

1

16

Урок-игра. «Мен башларым, сен девам эт».

1

17.

Урок творчества. Родной язык. Песни, стихи, игры.

1


© 2010-2022