Методической разработка тренинга «Мой профессиональный путь»

В методической разработке внеклассного мероприятия «Мой профессиональный путь» предложен материал по подготовке и проведению классного часа – тренинга направленного на личностное развитие участников, целеполагание и планирование профессионального пути, формирование общих компетенций. Тренинг с использованием  индивидуальных, коллективных и групповых тренинговых упражнений знакомит студентов с профессиональными качествами специалистов, обеспечивающими успешность профессиональной деятельности, спо...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум»

Утверждаю

Заместитель директора

по воспитательной работе

________________Т.Н. Агулова

___ ___________ 2014г.

Методической разработка тренинга «Мой профессиональный путь»


Методической разработка тренинга «Мой профессиональный путь»

Методической разработка тренинга «Мой профессиональный путь»Методической разработка тренинга «Мой профессиональный путь»

Педагог-психолог

Е.В. Сизова









Острогожск 2014

В методической разработке внеклассного мероприятия «Мой профессиональный путь» предложен материал по подготовке и проведению классного часа - тренинга направленного на личностное развитие участников, целеполагание и планирование профессионального пути, формирование общих компетенций. Тренинг с использованием индивидуальных, коллективных и групповых тренинговых упражнений знакомит студентов с профессиональными качествами специалистов, обеспечивающими успешность профессиональной деятельности, способствует развитию общих профессиональных компетенций обучающихся, развитию навыков планирования своего профессионального пути, целеполагания, настойчивости в достижении поставленной цели.

Данная методическая разработка может быть использована педагогами-психологами, классными руководителями и преподавателями при проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

Содержание

Введение 4

Сайт "А.Я. Психология". Психология для специалистов и интересующихся: тесты (личностные, профориентационные, тесты способностей ... [Электронный ресурс]. - azps.ru. 18

Сайт «YouTube». Предназначен для просмотра и размещения созданного пользователями видео со всего мира в интернете [Электронный ресурс]. - youtube.com. ‎ 18

Конец делу венец 27

Одно дело сказать, другое - сделать 27

Дело сделал тот, кто закончил его 27

Оставленное дело останется недоделанным 27


Введение

Сегодня выпускнику среднего профессионального образовательного учреждения на рынке труда предъявляются требования как к профессионально и социально компетентной личности. Перед средней профессиональной образовательной организацией стоят сложные задачи не только формирования профессиональных знаний и умений, профессиональной направленности студентов, но и формирование и развитие социально-значимых качеств личности. Развитие общих компетенций, сформулированных в стандарте третьего поколения, является необходимым условием формирования личности будущего специалиста. Для этого образовательному учреждению необходимо определить эффективные способы, методы и формы работы со студентами.

Знакомство с профессионально важными личностными качествами и формирование общих компетенций - важная задача внеклассных мероприятий. Для их проведения целесообразно использование активных методов обучения. Одной из форм таких внеклассных мероприятий являются тренинги профессионального самоопределения, направленные на развитие профессионально важных качеств, понимание студентами своего отношения к будущей профессии; формирование ответственности; повышение учебной и профессиональной мотивации. Роль тренера для проведения подобных мероприятий может исполнять педагог-психолог или специально подготовленный классный руководитель.

В методической разработке описываются методы проведения классного часа-тренинга: тренинговые упражнения, демонстрация видеосюжетов и презентаций, выступления студентов.

Методическая разработка содержит подготовительный этап классного часа-тренинга, учебно-методическую карту с постановкой цели и выделением основных этапов тренинга. Отдельный раздел посвящен методике проведения мероприятия. В заключении еще раз подчеркиваются основные идеи методической разработки.

Подготовительный этап

Проведение классного часа-тренинга «Мой профессиональный путь» предполагает подготовительные мероприятия. В начальный этап входит обсуждение со студентами темы предстоящего классного часа, его возможной структуры и этапы.

В студенческой группе выделяются ответственные и формируются микрогруппы по направлениям: анализ рынка труда IT-специалистов, составление личного профессионального плана, разработка презентации «Профессии в сфере IT-технологий» и этапы тренинга, изготовление буклета «Моя будущая профессия - техник-программист», подбор видеосюжетов о Стиве Джобсе, о Googl и других программистах, издание газеты «Моя будущая профессия».

На следующем этапе ответственные за проведение мероприятия студенты готовят теоретический материал, исследуют рынок труда IT-специалистов, анализируют плюсы и минусы будущей профессии, составляют список профессионально важных личностных качеств, необходимых выпускнику профессионального образовательного учреждения для успешной профессиональной деятельности, подбирают видеосюжеты, готовят печатный материал, обдумывают план своего профессионального роста. На этом этапе роль тренера заключается в контроле выполнения поручений, проверке и редактировании материалов, консультировании, а так же в оказании необходимой помощи. Студенты готовят сообщения для выступления перед аудиторией, репетируют, что способствует развитию культуры речи, умению публично выступать и способствует формированию ответственности перед коллективом.

На заключительном этапе подготовки обсуждается внешний вид участников мероприятия, возможная организация и размещение студентов в аудитории, формируются микрогруппы по 4-6 человек по желанию участников тренинга, проверяется готовность необходимого раздаточного материала и технических средств.

Учебно-методическая карта мероприятия

Тема: Мой профессиональный путь

Цели классного часа-тренинга:

образовательная - изучить критерии и правила постановки профессиональных целей и планирование этапов их достижения; ознакомить студентов с профессиональными качествами техников-программистов, обеспечивающими успешность профессиональной деятельности;

развивающая - способствовать развитию общих компетенций техника-программиста ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8;

воспитательная - способствовать формированию любви к избранной специальности, личностных профессионально-важных качеств, настойчивости в достижении поставленной цели.

Вид мероприятия: внеклассное

Форма проведения: классный час-тренинг

Методы проведения: тренинговые упражнения, демонстрация видеосюжетов и презентаций, выступления студентов

Направление воспитания: нравственное воспитание

Материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка, видеосюжеты, презентации, раздаточный материал

Место проведения: лекционный зал

Время проведения: 90 мин

Участники: студенты группы К-21


Структура мероприятия


№ п/п

Этапы

Метод проведения

Время

(мин)

1.

Организационный момент

Демонстрация видеосюжета «Самые лучшие программисты мира»

словесный

наглядный

3

2.

Вступительное слово классного руководителя

словесный

наглядный

2

3.

Основная часть

(выполнение студентами тренинговых упражнений, демонстрация видеосюжетов, презентаций, выступления студентов)


3.1. Демонстрация видеосюжета «Подготовка к целеполаганию».

3.2. Пояснения ведущего «Критерии постановки цели».

3.3. Индивидуальная и коллективная работа. Упражнение 1. Формулирование профессиональной цели.

3.4. Выступление Папко Артема «Исследование рынка труда IT-специалистов в области программирования».

3.5. Индивидуальная работа. Упражнение 2. «Мои профессионально важные личностные качества».

3.6. Пояснения ведущего «Причины, по которым люди не достигают цели»

3.7. Работа в микрогруппах. Упражнение 4. «5 шагов». Задание 1-2.

3.8. Демонстрация видеосюжета о Стиве Джобсе «Корпорации монстров».

3.9. Продолжение работы в микрогруппах.

Упражнение 4. «5 шагов». Задания 3-5.

3.10. Сообщения студентов.





словесный

наглядный

тренинговые упражнения (индивидуальная, групповая и коллективная работа)






2



3



5




5





7




3



10



5



25



10

4.

Подведение итогов

словесный

5

5.

Рефлексия

словесный

наглядный

5

Методика проведения мероприятия

Классный час-тренинг начинается демонстрацией видеосюжета «Самые лучшие программисты мира» (прил. 1). Такое начало занятия организует внимание участников и активизирует их интерес к предстоящей работе. Студенты в аудитории рассажены микрогруппами по 4-6 человек. Каждая микрогруппа сформирована с учетом пожеланий участников.

Ведущий (далее тренер или педагог-психолог, классный руководитель) приветствует всех присутствующих в зале. Затем связывает показанный вначале видеосюжет с темой классного часа, обращает внимание на то, что в ходе тренинга к нему будут возвращаться, и затем объявляет тему и цели внеклассного мероприятия.

Для работы студентов используется раздаточный материал (прил. 2, прил. 3). На столе у каждого студента лежит индивидуальная папка с раздаточным материалом (прил. 2) и на каждую группу раздается материал для группового выполнения упражнений (прил. 3).

Индивидуальный раздаточный материал (прил. 2) содержит: титульный лист, тексты упражнений, инструкции к ним и бланки для непосредственной работы в них, а так же «Лестницу успеха» для рефлексии. Последовательность материала связана со слайдами презентации (прил. 1), что помогает участникам с разным уровнем психических познавательных процессов хорошо ориентироваться в этапах тренинга и поддерживать работоспособность в течение всего занятия и таким образом учитывать индивидуальные особенности каждого студента.

Раздаточный материал для групповых заданий (прил. 3) содержит упражнения, инструкции к ним, бланки и материал для подведения итогов тренинга в виде синквейна (прил. 4), а так же вспомогательный ресурс (прил. 4) для выполнения различных заданий.

В основной части студенты выполняют тренинговые упражнения. Тренинг сопровождается демонстрацией видеосюжетов (прил. 1), презентации (прил. 1) и, выступлениями студентов (прил. 5). Все этапы тренинга четко определены, регламентированы, и каждый этап сопровождается показом слайдов (прил. 1) и видеосюжетов (прил. 1), согласно сценарию.

В ходе тренинга участники выполняют упражнения. Для этого используется коллективная, индивидуальная и групповая работа. Коллективная работа способствует выработке единого направления деятельности, а так же корректирует, уточняет и дополняет ее.

Индивидуальная работа способствует организации собственной деятельности студентов, формированию личностных психических качеств, развитию умений к самоанализу, самопознанию, целеустремленности и настойчивости, а так же, обучению способам постановки целей и планированию этапов их достижения.

Групповая деятельность способствует развитию умения работать в коллективе, эффективно общаться с его участниками, а так же брать на себя ответственность за работу членов команды. Групповое упражнение направлено на формирование умения участников выделять приоритеты при планировании своих профессиональных перспектив, соотносить свои профессиональные цели и возможности.

Тренер помогает при выполнении заданий, слушает, организует деятельность, является ведущим и осуществляет переход от одного этапа к другому. После выполнения каждого упражнения педагог опрашивает участников, комментирует, сопровождает коллективное обсуждение.

После выполнения всех упражнений каждая группа выражает свое отношение к теме мероприятия, используя синквейн (прил. 4), и оценивает работу своей группы и коллектива в целом.

Завершает тренинг рефлексия «Лестница успеха» (прил. 2) и высказывания каждого студента от первого лица в форме: «Я могу…».

В приложении к методической разработке (прил. 6) можно ознакомиться с фотоотчетом мероприятия.

Сценарий мероприятия

Классный час - тренинг начинается демонстрацией видеосюжета «Самые лучшие программисты мира». Ведущий обращается к аудитории с вступительным словом.

Ведущий: Я приветствую всех присутствующих в этом зале. Сегодня мы проводим тренинг личностного роста на тему «Мой профессиональный путь». Цели нашего мероприятия: изучение критериев постановки профессиональных целей и планирование этапов их достижения; знакомство с профессиональными качествами техника-программиста, обеспечивающими успешность профессиональной деятельности; развитие общих компетенций техника-программиста ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.4, ОК.5, ОК.6, ОК.7, ОК.8; формирование любви к избранной специальности, личностных профессионально-важных качеств, настойчивости в достижении поставленной цели.

Показ видеосюжета о самых лучших программистах мира не случаен и мы еще вернемся к нему в ходе нашей работы.

Вступительное слово ведущего сопровождается показом слайдов 2, 3, 4, 5.

Ведущий: Предлагаю вашему вниманию видеосюжет. Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос: «О чем этот видеосюжет?»

Демонстрация видеосюжета из мультфильма «Как добиваться своей цели?»

Ведущий: Как вы думаете, о чем этот мультфильм? Что увидел главный герой? Как другими словами можно сказать, что он увидел?

Ведущий организует обсуждение таким образом, чтобы студенты сказали, что персонаж увидел цель. Демонстрируется слайд 7.

Ведущий: Сейчас мы с вами будем говорить о постановке целей. Так и Вы, жили себе, жили, и вот у вас заинтересовал компьютер, затем у вас появилась мечта поступить учиться на программиста, чтобы осуществить свою мечту вы начали действовать: сдали экзамены, собрали документы и пришли в наш техникум. Сейчас вы уже студенты 2-го курса. К какой цели теперь вы стремитесь, есть ли она у вас? Когда вы ее достигнете? Какие условия или действия необходимо предпринять для ее достижения? Какая Ваша цель обучения в нашем техникуме? Какой цели вы должны достичь в результате обучения? Правильно ли Вы представляете свою цель?

Чтобы показать роль целеполагания в жизненных достижениях человека я расскажу об эксперименте.

По данным исследователей, большинство людей не знают, чего они хотят. Поэтому они ничего и не получают. Получить можно лишь то, о чем знаешь, чего просишь. Нельзя получить то, не знаю что. Прослушайте внимательно эксперимент, который провели московские психологи.

Как-то московские психологи поспорили между собой: люди не знают, чего им надо; они не ставят цели. Поспорили они с таким условием: если человек за 1 минуту сформулирует 3 своих желания так, что их можно будет выполнить, психологи выполнят их, чего бы им это ни стоило.

Взяли они телефонный справочник и в течение 5 дней с 8 до 17 обзванивали абонентов с одним вопросом: «Здравствуйте, я золотая рыбка. Если вы за одну минуту сформулируете три ваших желания, я их исполню».

Представьте, сколько человек они прозвонили за 5 дней!

В результате: только 2 человека смогли за 1 минуту четко сформулировать три своих желания. Причем, желания одного из них в принципе нельзя было выполнить. А вот желания другого были вполне конкретны: я хочу, сказал он, мешок денег, ключи от новой московской квартиры и красный Феррари.

Делать нечего. Договор дороже денег. И поехали психологи исполнять эти желания. Заехали в банк. Разменяли 1000 рублей по 1 копейке и попросили в банке мешок, в котором возят деньги. Первое желание исполнено.

Приехали в ЖКО, попросили ключи от новой московской квартиры. И обязательно справку к ним о том, что это действительно ключи от новой московской квартиры. Второе желание тоже выполнено.

Больше всего психологи промучились с третьим желанием. Ну не было в магазинах детских игрушек красного Феррари. Нашли. Третье желание выполнено.

Ведущий: Какой вывод можно сделать из этого рассказа? Знаете ли вы, чего хотите? Можете ли вы это быстро конкретно, четко и ясно сформулировать? Как незнание цели отражается на достижениях? Может быть, люди правы, что не ставят цели?

Студенты отвечают на вопросы и высказывают свои мнения.

Ведущий: на этапе обучения в техникуме студентам необходимо сформулировать свою профессиональную цель?

Демонстрируется слайд 7.

Ведущий: Для постановки цели необходимо учесть следующие критерии: Цель должна быть конкретной. Основной вопрос: «Что получу в результате обучения?» (диплом, квалификацию); Цель должна быть измеримой. Основной вопрос «Сколько баллов или, какой уровень квалификации?» (высокая квалификация, отлично (хорошо) освою программу обучения). Цель должна быть достижимой. Основной вопрос: «Как или в результате чего?» (действия, обучение, овладение навыками, компетенциями). Цель должна быть значимой. Основной вопрос: «Зачем?» (стать конкурентоспособным, высококвалифицированным специалистом). Цель должна быть ограниченной по срокам. Основной вопрос: «Когда?» (через 3 года, в конце обучения, в 2016 году).

Демонстрируются слайд 9, и участники обсуждают возможные формулировки целей.

Ведущий: Переходим к индивидуальному выполнению упражнения 1. Формулирование профессиональной цели.

Индивидуальная работа студентов. Демонстрация слайда 10. Каждый студент формулирует свою цель и записывает на своем листе в папке с раздаточным материалом. Пока студенты выполняют 1 задание, демонстрируется слайд 11. Затем цели еще раз коллективно обсуждаются и уточняются, студенты дополняют, вносят изменения в соответствии с критериями в записи своей цели. Предлагается примерная формулировка цели на слайде 12.

Ведущий. Итак, цель сформулирована. Что нужно для того чтобы эту цель реализовать? Что нужно для того, чтобы достичь своей цели? Какие знания, действия и план для этого нужны?

Демонстрируется слайд 13 с цитатой.

Ведущий: Действительно одними надеждами цели не достигнешь. Для этого нужны знания, план и действия. О том, что нужно знать будущему технику-программисту, какие требования предъявляют работодатели к их навыкам и личностным качествам нам расскажет студент, который провел исследование рынка труда программистов в нескольких регионах.

Выступление Папко Артема «Исследование рынка труда программистов». На экране слайд 14.

Ведущий: Предлагаю выполнить следующее упражнение, используя анкету «Мои профессионально важные личностные качества (ПВЛК)» каждому из вас необходимо оценить уровень развития своих ПВЛК, используя бланк анкеты в таблице раздаточного материала «Личностные профессионально важные качества специалиста (будущего техника-программиста)». В таблице отметить «+» в соответствующей ячейке уровень развития навыка. Вспомните видеосюжет, просмотренный в самом начале тренинга. Как вы думаете, какой уровень сформированности ПВЛК у лучших программистов мира?

Студенты предполагают, что «очень высокий» или «высокий» и этот уровень берется за эталон для самооценки ЛПВК студента.

Ведущий: Предлагаю считать эталоном уровень, соответствующий уровню ЛПВК лучших программистов мира и постарайтесь оценить свои навыки адекватно.

Индивидуальная работа. Выполнение упражнения 2. «Мои профессионально важные личностные качества (ПВЛК)».

Студенты работают в бланке по 4 шкалам - «очень высокий», «высокий», «средний» и «низкий» оценивают уровень своих личностных качеств.

Ведущий. Завершили эту работу. Есть над, чем задуматься и, что совершенствовать?

Ответ студентов: «Да, есть над чем работать». Далее показ слайда 16 и комментарии ведущего о причинах, по которым люди не достигают своих целей.

Ведущий: Единственные три причины, почему люди не достигают своих целей. Они не верят в то, что смогут достичь своей цели. Цель, которую они стараются достичь, не является их истинным желанием. Они не знают, каким способом достичь своей цели. Можно поставить перед собой прекрасную цель, но если Вы не знаете, как к ней двигаться, то эта цель так и останется несбыточной мечтой.

Демонстрируется слайд 16. Далее переход к работе в микрогруппах.

Ведущий: Вы должны обсудить и записать общую профессиональную цель на бланке работы микрогруппы, опираясь на записанные ранее индивидуальные цели.

Игра проводится в микрогруппе. Среднее время на игру - 30-40 минут. На экране слайд 17. Студенты выполняют пункт 1 упражнения 3.

Ведущий: Второй пункт упражнения 3. Каждой микрогруппе необходимо определить воображаемого человека, который должен достичь записанную группой цель. Нужно назвать его основные (воображаемые) характеристики по следующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость (материальное положение и социальный статус родителей и близких людей). Это кратко записать на бланке микрогруппы.

Прежде, чем приступить к пункту 2 упражнения ведущий предлагает посмотреть третий видеосюжет «Путь, который прошел Стив Джобс». На экране слайд 18.

Ведущий. Продумайте о том, какие качества, поступки, действия позволили Стиву Джобсу достичь успеха?

Демонстрация видеосюжета о Стиве Джобсе.

Ведущий: Ваша задача составить пять шагов, которые обеспечили бы достижение намеченной цели. Приступаем к выполнению сначала в индивидуальных листах, а затем обсуждаете в микрогруппе и записываете «5 шагов» в бланке микрогруппы с учетом особенностей обозначенного выше человека. После выполнения этого задания каждая группа должна представить свои пять этапов.

Студенты продолжают выполнение упражнения. «Пять шагов». Задания 3-6. Демонстрация слайда 19.

Ведущий: Предлагаю заслушать представителей от каждой группы и приступить к обсуждению. Ваша задача внимательно прослушать и задать вопросы.

Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).

При общем подведении итогов игры обсуждается, насколько совпадают варианты, предложенные микрогруппами. Оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись, пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной ситуации, т.е. насколько общая ситуация позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные.

Ведущий: Для подведения итогов предлагаю каждой группе выбрать одну карточку с заранее приготовленным ключевым словом, связанным с темой тренинга и написать синквейн, тем самым выразив свое отношение к рассматриваемой теме, так как синквейн учит определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Демонстрация слайда 20 напоминает о том, что такое синквейн.

Ведущий: Для выполнения данного задания в раздаточном материале микрогруппы есть вспомогательный материал: пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения.

Студенты сочиняют и зачитывают синквейны. Затем каждая группа дает оценку своей работы и на экране слайд 21 о необходимости твердо знать и достигать желаемого.

Ведущий: Чем дольше я живу, тем яснее понимаю, что главное в жизни - это твердо знать, чего ты хочешь, и не позволять сбить себя с толку тем, кому кажется, что будто они знают это лучше.

Ведущий: У каждого участника в раздаточном материале есть «Лестница успеха», где каждый сейчас отметит на какой ступени он находится, а потом громко прочитает строку, записанную на отмеченной ступени.

Демонстрация слайда 22.

Ведущий: Благодарю всех участников за работу и желаю успехов в достижении своих целей.

Демонстрация слайда 23.

Заключение

Мероприятие на тему «Мой профессиональный путь» вызывает у студентов большой интерес. Они активно участвуют не только в процессе проведения, но и в процессе подготовки и предварительной организации тренинга. Каждый студент старается достичь высоких результатов в учебе и наряду с этим стремится овладеть навыками планирования своего профессионального пути таким образом, чтобы стать высококвалифицированным специалистом.

Для того чтобы снизить напряженность, поднять настроение, активизировать внимание и мышление используются видеосюжеты, слайды презентации, индивидуальные, коллективные и групповые тренинговые упражнения. Аудитория, по возможности, должна иметь место для работы участников над письменными заданиями. Предполагается наличие мультимедийной установки.

В данной методической разработке представлен материал, который может быть использован для проведения классного часа на любом курсе для обучающихся техникума. В ней предполагается групповая и индивидуальная подготовка и работа студентов, способствующая формированию личностных профессионально важных качеств или общих компетенций, сплочению коллектива и ответственности перед ним, повышению уровня знаний и интереса к выбранной специальности.

Материал методической разработки предназначен для его дальнейшего использования педагогами для проведения классных часов в форме тренинга.

Литература:

Сарабьян Э. Большая книга тренингов по системе Станиславского / Эльвира Сарабьян, Ольга Лоза. - М.: Астрель, 2012, - 799с.

Сайт «Афоризмы». Сборник афоризмов, изречений, фраз, цитат, эпиграм, высказываний, мыслей, поговорок… [Электронный ресурс]. - aphorisme.ru

Сайт "А.Я. Психология". Психология для специалистов и интересующихся: тесты (личностные, профориентационные, тесты способностей ... [Электронный ресурс]. - http://azps.ru.

Сайт «Личностный рост и саморазвитие» [электронный ресурс]. - mirrosta.ru.

Сайт «YouTube». Предназначен для просмотра и размещения созданного пользователями видео со всего мира в интернете [Электронный ресурс]. - youtube.com. ‎

Приложения

Приложение 1

Презентация и видеосюжеты на CD-диске:


  1. Презентация «Мой профессиональный путь».


  1. Видеосюжет «Самые лучшие программисты мира».


  1. Видеосюжет «Как добиваться своей цели?»


  1. Видеосюжет «Путь, который прошел Стив Джобс».

Приложение 2

Раздаточный материал для индивидуальной работы

Упражнение 1. Целеполагание. Сформулировать свою профессиональную цель обучения в техникуме (время 2 минуты)

Цель - это то, что мы действительно хотим.

Только тот, кто имеет собственные цели, может быть мотивированным.

Цели либо ясны, конкретны и измеримы, либо их просто нет.

Критерии постановки целей:

  1. Цель должна быть конкретной. Основной вопрос: «Что получу в результате обучения?»

  2. Цель должна быть измеримой. Основной вопрос «Сколько баллов или, какой уровень квалификации?»

  3. Цель должна быть достижимой. Основной вопрос: «Как или в результате чего?»

  4. Цель должна быть значимой. Основной вопрос: «Зачем?»

  5. Цель должна быть ограниченной по срокам. Основной вопрос: «Когда?»

Цель (записать свою профессиональную цель, связанную с обучением в техникуме): _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Продолжение приложения 2

Упражнение 3. ««Мои профессионально важные личностные качества» (ПВЛК). Самооценка. (3 мин)

Личностные профессионально важные качества специалиста (будущего техника-программиста)

В таблице отметить «+» в соответствующей ячейке уровень развития навыка

Таблица 1.

№ п/п

Личные ПВК программиста

Уровень развития

очень высокий

высокий

средний

низкий

исполнительность


гибкость


стрессоустойчивость


хорошие коммуникативные навыки


самостоятельность в работе


ответственность


идейность (умение разработать новые идеи)


желание обучаться и применять новые знания в работе


умение быстро и постоянно обучаться новому


отзывчивость


лояльность


коммуникабельность


способность работать в команде


умение обучать менее опытных коллег


умение организовать работу команды


стремление к профессиональному росту


дисциплинированность


стрессоустойчивость


способность слушать


способность анализировать и делать выводы


управляемость


инициативность


аналитическое мышление


умение решать задачи


работа на результат (ставить цель и достигать ее)


высокая работоспособность


пунктуальность


аккуратность


внимательность


культура общения


Окончание приложения 2

Упражнение 3. «5 шагов»

Задание 3. Сформулировать основные пять этапов (пять шагов), которые обеспе­чили бы достижение намеченной цели. (5 минут)

Этап (шаг)

1

2

3

4

5

Методической разработка тренинга «Мой профессиональный путь»


Спасибо за работу.

Желаю Успехов в достижении Вашей профессиональной цели!

Приложение 3

Раздаточный материал для работы микрогруппы

Работа микрогруппы № ___

Упражнение 3. «5 шагов».

  1. Обсудить профессиональную цель и записать одну уточненную формулировку (2 мин)

Профессиональная цель: _______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Определить, что за воображаемый человек должен достичь записанную цель. Основные (воображаемые) характеристики по следующим позициям: пол ___________, возраст _______, (желательно, чтобы этот человек был сверстником), успеваемость __________________, (примерно средний балл успеваемости участников микрогруппы). (2 мин).

Окончание приложения 3

  1. Каждому участнику сформулировать основные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. (5 минут)


  1. Обсудить, какие варианты этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальные и интересные (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В итоге обсуждения выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится (10 минут).

Этап (шаг)

1

2

3

4

5

5. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении.

6. Общее подведение итогов. Посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами.

Приложение 4

Синквейн (пятистишье)

Синквейн учит определять свое отношение к рассматриваемой проблеме

1 строка - 1 ключевое слово, определяющее содержание синквейна (что?)

2 строка - 2 прилагательных, которые раскрывают тему синквейна (какой?, какая?)

3 строка - 3 глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна (что делает?)

4 строка - может быть предложение, фраза, пословица, поговорка, крылатое выражение, цитата

5 строка - 1 слово-резюме, личное отношение

1_______________________________________________________

2_______________________________________________________

________________________________________________________

3_______________________________________________________________________________________________________________

4_______________________________________________________________________________________________________________

5_______________________________________________________

Продолжение приложения 4

Ключевые слова


  1. Профессиональное мастерство

  2. Программирование

  3. Квалифицированный специалист

  4. Профессиональный путь

  5. Программист

  6. Достижение цели

  7. Знания

  8. Успех

  9. Профессионализм

Продолжение приложения 4

Вспомогательный материал для написания синквейна

Не бойтесь делать то, что не умеете.

Помните, ковчег построил любитель, - профессионалы построили Титаник.


Пословицы поговорки


Ученье Уменье Грамотность Знание

Грамоте учиться - всегда пригодится.
Мир освещается солнцем, а человек - знанием.
Умение везде найдет примененье.
Учение - путь к умению.
Ученье без уменья не польза, а беда.
Ученье - путь к уменью.
Дело довести до конца

Конец делу венец

Одно дело сказать, другое - сделать

Дело сделал тот, кто закончил его

Оставленное дело останется недоделанным

Пословицы о Сделать

Одно дело сказать, другое - сделать

Дело сделал тот, кто закончил его

Сделал дело - гуляй смело

Пословицы о Знать

Знай, свое ремесло, да блюди, чтоб хмелем не поросло

Дело знай, а правду помни

Люди не любят того, чего не знают

Мудрые мысли. Афоризмы


Профессионализм Профессия Деятельность Труд

Не профессия выбирает человека, а человек профессию. (Сократ.)

Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим. (Илья Ильф и Евгений Петров.)

Деятельность - единственный путь к знанию. (Шоу Б.)

Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (Чехов А. П.)

Мастер - это человек, с удовольствием делающий то, что не получается у других. (Словарь парадоксальных определений.)

Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться. (Франсуа VI де Ларошфуко)

Продолжение приложения 4

О возможностях

Верь в свою звезду, но не жди, пока она упадет к твоим ногам. (Анатолий Рахматов)

О цели

Легче идти вперед, чем в нужном направлении. (Михаил Генин)

Лишены прозорливости не те люди, которые не до­стигают цели, а те, которые проходят мимо нее. (Франсуа Ларошфуко)

Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным. (Сенека)

Кто не знает, куда идет, вероятно, придет не туда. (Лоренс Питер)

Цель - ничто, движение - все. (Эдуард Бернштейн)

Любую цель люди понимают иначе, чем человек, ее указующий. (Фрэнсис Чизхолм)

Бывает и так: добежав до финиша, замечаешь, что бежал не в ту сторону. (Юзеф Булатович)

Знать цель, к которой мы стремимся, - это рассудительность; достигнуть этой цели - верность взгляда; остановиться на ней - сила; попасть далее цели - дерзость. (Шарль Пино Дюкло)

Если у человека нет цели, то жизнь его есть не что иное, как продолжительная смерть. (Пьер Буаст)

Самый медлительный человек, не теряющий из виду своей цели, все же проворнее того, кто блуждает без цели. (Готхольд Эфраим Лессинг)

Целься в солнце, хотя, вероятно, ты и не попадешь в него; но твоя стрела взлетит выше, чем в том случае, если бы твоя цель была одного роста с тобой. (Джоэл Хоэс)

Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых. (Иоганн Вольфганг Гёте)

Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда. (Марк Твен Сэмюэл Ленгхорн Клеменс)

Удвой талант, помножь на силу воли, - и результат найдешь поистине великий. (Георгий Александров)

Eсли Вы работаете над поставленными целями, то эти цели будут работать на Вас. (Джим Рон)

Смысл жизни в красоте и силе стремления к цели, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель. (Максим Горький)

Высказывания о цели

На свете мало недостижимых вещей; будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь почти к любой цели.

Было бы устремление, тогда и выход найдётся.

Дорогу одолеет тот, кто хоть и неторопливо, но идет.

Одними надеждами цели не достигнешь

Путь Дорога Достижение Действие

Дорогу осилит идущий

Есть желание - будут возможности, будет действие - появится результат.

Окончание приложения 4

Всегда надо продолжать делать то, что вы делаете. Нужно идти дальше и не сдаваться. Самое важное - это верить в себя. Если ты не веришь в себя, то никто другой не поверит.

Знание

Знание оборотной стороны профессии или призвания - это та цена, которую мы платим за овладение профессиональными навыками. Д. Болдуин

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.

Успех Решительность Настойчивость

Пока Вы в состоянии строить планы и верить в их осуществление, вы в состоянии добиться успеха. Не сдавайтесь заранее! (Наполеон Хилл)

Всегда опирайтесь на мысль о том, что ваше собственное решение добиться успеха намного важнее всего другого. (Авраам Линкольн)

Успех - это не более, чем несколько простых правил, соблюдаемых ежедневно, а неудача - это просто несколько ошибок, повторяемых ежедневно. (Джим Рон)

Я не думаю, что есть какое-либо другое качество столь существенное для любого вида успеха, как настойчивость. (Джон Дэвисон Рокфеллер, американский предприниматель)

Решительность всегда сопровождается успехом!

Компьютер Программист

Компьютер выдает только то, что в него ввели. Секрет успеха - не информация, но люди. Л. Якокка

Компьютер - средство общения программистов с нормальными людьми.

Для программиста монитор - это реальный рабочий стол, системный блок - журнальный, а клавиатура - обеденный.


Пограммирование

Ничто не работает так, как планировалось запрограммировать.

Решение всех жизненных проблем находится в Интернете. Надо только уметь хорошо искать.

HTML, HTTP, FTP, SMTP, TCP/IP и т.д. - это слова, а не аббревиатуры.

Специалист

Хороший специалист должен не только знать по личному опыту, но и уметь догадываться.

Хороший специалист знает ответы на тысячу вопросов, а отличный - тысячу вопросов без ответов.

Мудрость

Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны (Эсхил)

Будьте внимательны к своим мыслям, - они начало поступков.
Никогда не поздно поумнеть (Даниель Дефо)

Мудрость - источник наук. (Марк Туллий Цицерон)

Приложение 5

Выступление на тему: «Исследование рынка труда IT- специалистов в сфере программирования»

Владение навыками самообразования имеет первостепенное значение для IT- специалиста в сфере программирования, чтобы после получения основного диплома идти в ногу со временем и постоянно обучаться и повышать квалификацию.

В результате исследования рынка труда IT- специалистов в сфере программирования я составил список требований и профессиональных качеств, которые необходимы программисту для устройства на работу.

Сфера деятельности организации (частной компании, производства): IT, телекоммуникации, связь, электроника, продажи, интернет, промышленность, производство.

Функциональные обязанности:

Программирование, поддержка и разработка интернет-сайтов: разработка программного обеспечения; оптимизация кода; написание и доработка дополнительных модулей, новых сервисов и скриптов.

Внедрение систем управления предприятием, деловое программное обеспечение, проектирование, разработка систем автоматизированного проектирования и их внедрение, передача данных и доступ в интернет, управление проектами.

Ведение базы данных, оптовые продажи и розничная торговля,

Проектирование, поддержка и разработка, обслуживание и администрирование, интранет-сайтов: разработка программного обеспечения; оптимизация кода; написание и доработка дополнительных модулей, новых сервисов и скриптов.

Пуск и наладка АСУ.

Требования и пожелания к профессиональным навыкам:

- высшее / неполное высшее / среднее специальное образование;
- навыки объектно-ориентированного программирования;

Продолжение приложения 5

- опыт разработки и запуска Интернет-сайтов, web-приложений;

- опыт работы программистом PHP от 1 года до 2 лет;

  • опыт разработки приложений с архитектурой клиент-сервер и сервер-тонкий клиент;

  • умение организовать передачу данных по протоколу ТСР/IP.

- отличные навыки объектно-ориентированного программирования;

- навыки настройки и администрирования web-серверов (Apache);

- опыт работы программистом PHP от 3-х лет;

- знание C/C++;

- знание принципов работы клиент-серверных приложений и стека протоколов TCP/IP.

Требования к знаниям соискателей на вакантную должность в сфере IT-технологий:

  • Знание кроссплатформенных библиотек GUI, библиотек STL, BOOST.

- Знание теории баз данных и практический опыт работы с MySQL.

- Знание современных Интернет-технологий.

  • Знание иностранных языков: английский - средний, профессиональная терминология.

  • Знание типовых конфигураций (Бухгалтерия, УТ, УПП, ЗУП).

  • Уверенное знание конфигурации 1С: Бухгалтерия предприятия КОРП.

  • Уверенное профессиональное знание РНР и HTML, умение обращаться с различными CMS.

  • Хорошее понимание платформы. NET.

  • Знание основных библиотек и шаблонов проектирования.

  • Знание технологий JSP, Servlets, HTML.

  • Хорошее знание Delphi и SQL (предпочтительно Firebird или Interbase).

  • Отличное знание MySQL.

  • Продвинутые знания HTML, CSS, JavaScript, jQuery.

Окончание приложения 5

  • Глубокое знание архитектуры операционных систем семейства Windows, внутренних механизмов работы.

  • Приветствуется знание недокументированных возможностей Windows.

Профессиональные навыки:

  • Начальные навыки программирования

  • Навык оптимизации SQL запросов;

  • Навыки администрирования Oracle (развертывание с нуля на win и unix/linux платформах, бэкапы и т.п.).

  • Навыки алгоритмической оптимизации кода.

  • Профессиональное владение PHP 5 (ООП)

  • Навыки оптимизации (разрешение проблем с производительностью больших баз данных от 1 Тб).

Личные ПВК программиста (общие компетенции) представлены в раздаточном материале.

Приложение 6

Фотоотчет о мероприятии


Методической разработка тренинга «Мой профессиональный путь»

Студенты группы К-21 готовы к тренингу

Методической разработка тренинга «Мой профессиональный путь»

Вступительное слово классного руководителя Сизовой Е.В.


Методической разработка тренинга «Мой профессиональный путь»

Классный руководитель Сизова Е.В. объявляет переход к следующему этапу тренинга

Методической разработка тренинга «Мой профессиональный путь»

Выступление участника тренинга Папко Артема на тему «Исследование рынка труда программистов»


Методической разработка тренинга «Мой профессиональный путь»

Обсуждение группового упражнения в микрогруппе №3

Методической разработка тренинга «Мой профессиональный путь»

Обсуждение группового упражнения в микрогруппе №2


Методической разработка тренинга «Мой профессиональный путь»

Представление этапов достижения цели микрогруппой №1.

Выступает участник тренинга Мачалов Евгений



Методической разработка тренинга «Мой профессиональный путь»

Представление этапов достижения цели микрогруппой №2.

Выступает участник тренинга Папко Артем


Методической разработка тренинга «Мой профессиональный путь»

Представление этапов достижения цели микрогруппой №3.

Выступает участник тренинга Попов Вадим


Методической разработка тренинга «Мой профессиональный путь»

Участники тренинга микрогруппа №1 с классным руководителем Сизовой Е.В.

Рецензия

на методическую разработку классного часа-тренинга на тему «Мой профессиональный путь», выполненную классным руководителем группы К-21 (педагогом-психологом) ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум» Сизовой Е.В.

Данная методическая разработка отвечает требованиям к содержанию и оформлению методических разработок внеклассных мероприятий.

Разработка имеет все необходимые структурные элементы: титульный лист, аннотацию, содержание, введение, подготовительный этап, учебно-методическую карту мероприятия, методику проведения, сценарий мероприятия, заключение, литературу и приложения.

В методической разработке подробно изложена методика подготовки и проведения открытого внеклассного мероприятия в форме тренинга для студентов техникума.

Тема и цели проведения мероприятия актуальны, своевременны и соответствуют возрасту студентов.

Форма проведения мероприятия, описанная в методической разработке, способствует формированию у студентов общих компетенций, профессионально важных личностных качеств, настойчивости в достижении поставленных целей. Методы проведения внеклассного мероприятия, представленные в методической разработке способствуют нравственному воспитанию подрастающего поколения, а так же личностному росту и саморазвитию участников тренинга.

Методическая разработка может быть полезна классным руководителям, педагогам-психологам и воспитателям общежития при проведении внеклассных мероприятий.

Председатель методического объединения классных руководителей ГОБУ СПО ВО

«Острогожский аграрный техникум» _________________ Л.В. Финкельштейн

Рецензия

на методическую разработку классного часа-тренинга на тему «Мой профессиональный путь», выполненную классным руководителем группы К-21 (педагогом-психологом) ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум» Сизовой Е.В.

Данная методическая разработка отвечает требованиям к содержанию и оформлению методических разработок внеклассных мероприятий.

Разработка имеет все необходимые структурные элементы: титульный лист, аннотацию, содержание, введение, подготовительный этап, учебно-методическую карту мероприятия, методику проведения, сценарий мероприятия, заключение, литературу и приложения.

В методической разработке подробно изложена методика подготовки и проведения классного часа-тренинга на тему «Мой профессиональный путь» для студентов техникума.

Форма проведения мероприятия, описанная в методической разработке, способствует саморазвитию, самоанализу, развитию профессионально важных личностных качеств, формированию чувства ответственности за свою профессиональную карьеру. Активные методы, используемые на занятии и модерация, обеспечивают эффективное взаимодействие между участниками тренинга и ведущим. Мотивация всех участников тренинга обеспечивается с первых минут во время просмотра видеосюжета «Самые лучшие программисты мира» и в течение всего занятия посредством просмотра последующих видеосюжетов «Как добиваться своей цели?», «Путь, который прошел Стив Джобс» и выполнения тренинговых заданий. Выполнение первого упражнения по постановке профессиональной цели, индивидуального упражнения в виде самооценки профессиональных личностных качеств, групповых тренинговых заданий по планированию этапов достижения профессиональной цели способствует формированию общих компетенций у участников тренинга.

Методическая разработка может быть полезна классным руководителям, педагогам-психологам и воспитателям общежития при проведении внеклассных мероприятий в форме тренинга. Внеклассное мероприятие, описанное в методической разработке, расширяет знания студентов о деятельности IT-специалистов в сфере программирования, к их профессиональным и личностным знаниям и навыкам, требованиям к опыту, способствует нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Педагог-организатор БОУ СПО ВО «Острогожский

медицинский колледж» _____________________Н.В. Кривцова



© 2010-2022