Сущность современного проектного обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сущность современного проектного обучения

Проект - замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. В переводе с латинского - «брошенный вперёд».

Проектность - определяющая черта современного мышления. Проектное мышление, проектная деятельность - процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.

Проект в контексте образования результативная деятельность, совершаемая с специально организованных педагогом («лабораторных») условиях. Специально организованные педагогом условия дают возможность ребёнку действовать самостоятельно, получать результат, но в безопасных условиях.

Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.

Теоретические концепции Д.Дьюи послужили основой для разработки американскими педагогами У.Килпатриком и Э.Коллингсом метода проектов. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения. В России эти идеи первым реализовал С.Т.Шацкий.

Проектирование - это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной).

В процессе работы над учебным проектом ученик постигает различные реальные процессы, объекты и т.д. ПО предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в суть явлений, процессов, конструированию нового.

Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до её воплощения, обладающий объективной или субъективной новизной, выполненный под контролем учителя.

В современной педагогике ПО используется не вместо систематического обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Цели проектного обучения

  • Формирование проектной деятельности, проектного мышления.



  • Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.



  • Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.



  • Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.



  • Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.



  • Развитие способностей применять знания к разным жизненным ситуациям.



  • Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителей.



  • Развитие важнейших компетенций для современной жизни, способностей:

    • Брать на себя ответственность

    • Участвовать в совместном принятии решения

    • Регулировать конфликты ненасильственным путём

    • Оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой

    • Делать свой выбор

    • Владеть устным и письменным общением

    • Учиться всю жизнь



  • Развитие исследовательских умений:

    • Анализа

    • Синтеза

    • Наблюдения

    • Построения гипотез

    • Экспериментирования

    • Обобщения







ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ



  1. Принцип гуманизма: в центре внимания - ученик, развитие его творческих способностей.



  1. Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Это повышает его мотивацию к обучению.





  1. Деятельный подход.



  1. Процесс обучения для ученика - это процесс работы над проектом своего будущего.





  1. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.



  1. Принцип сотрудничества учеников и учителя.





  1. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.



  1. Принцип чёткого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем.





  1. Принцип уважения к иной точке зрения.



  1. Принцип обеспечения ответственности за результат.





  1. Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.



© 2010-2022