- Преподавателю
- Другое
- Сущность современного проектного обучения
Сущность современного проектного обучения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Савченкова Е.Н. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сущность современного проектного обучения
Проект - замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. В переводе с латинского - «брошенный вперёд».
Проектность - определяющая черта современного мышления. Проектное мышление, проектная деятельность - процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.
Проект в контексте образования результативная деятельность, совершаемая с специально организованных педагогом («лабораторных») условиях. Специально организованные педагогом условия дают возможность ребёнку действовать самостоятельно, получать результат, но в безопасных условиях.
Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.
Теоретические концепции Д.Дьюи послужили основой для разработки американскими педагогами У.Килпатриком и Э.Коллингсом метода проектов. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения. В России эти идеи первым реализовал С.Т.Шацкий.
Проектирование - это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной).
В процессе работы над учебным проектом ученик постигает различные реальные процессы, объекты и т.д. ПО предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в суть явлений, процессов, конструированию нового.
Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до её воплощения, обладающий объективной или субъективной новизной, выполненный под контролем учителя.
В современной педагогике ПО используется не вместо систематического обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Цели проектного обучения
-
Формирование проектной деятельности, проектного мышления.
-
Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.
-
Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.
-
Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
-
Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
-
Развитие способностей применять знания к разным жизненным ситуациям.
-
Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителей.
-
Развитие важнейших компетенций для современной жизни, способностей:
-
Брать на себя ответственность
-
Участвовать в совместном принятии решения
-
Регулировать конфликты ненасильственным путём
-
Оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой
-
Делать свой выбор
-
Владеть устным и письменным общением
-
Учиться всю жизнь
-
-
Развитие исследовательских умений:
-
Анализа
-
Синтеза
-
Наблюдения
-
Построения гипотез
-
Экспериментирования
-
Обобщения
-
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
-
Принцип гуманизма: в центре внимания - ученик, развитие его творческих способностей.
-
Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Это повышает его мотивацию к обучению.
-
Деятельный подход.
-
Процесс обучения для ученика - это процесс работы над проектом своего будущего.
-
Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
-
Принцип сотрудничества учеников и учителя.
-
Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.
-
Принцип чёткого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем.
-
Принцип уважения к иной точке зрения.
-
Принцип обеспечения ответственности за результат.
-
Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.