- Преподавателю
- Другое
- Урок русского языка для 2 класса «Корень слова», УМК «Начальная школа 21 века»
Урок русского языка для 2 класса «Корень слова», УМК «Начальная школа 21 века»
Раздел | Другое |
Класс | 2 класс |
Тип | |
Автор | Вершинина Н.В. |
Дата | 25.10.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Русский язык, 2 класс, С.В. Иванов «Русский язык» - УМК «Начальная школа XXI века».
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Свердлово Калининского района Саратовской области» Вершинина Наталья Викторовна.
Тема урока: «Корень слова».
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, познакомить с понятием «корень слова».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные: формировать представление о корне слова, однокоренных словах;
формировать умение подбирать родственные слова, выделять корень в однокоренных словах.
Развивающие: развивать умение сравнивать слова, находить однокоренные слова, выделять в них корень;
развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление;
Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; воспитывать любовь к русскому языку.
Методы обучения:
-
Словесные (беседа, фронтальный опрос);
-
Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);
-
Практические (упражнения);
-
Поисковые (частично-поисковые);
-
Аналитический;
-
Самостоятельной работы учеников.
Форма работы: групповая, парная, индивидуальная
Средства обучения:
Учебник, карточки для парной работы, карточки для игры, домики, словарь,
Ход урока.
I. Организационный момент
- Настал новый день. Сегодня мы снова все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду. Забудьте о ней. Вдохните свежесть и красоту осеннего утра, тепло солнечных лучей. Возьмите за руку сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Желаю вам удачного дня.
II. Целеполагание и мотивация
Игра «Четвертый лишний».
(На доске четыре столбика слов)
- Прочитайте слова первого столбика. Назовите «лишнее» слово.
лошадь
ласточка
лебедь
дом
(Лишнее слово дом, так как оно отвечает на вопрос что?, а остальные слова - на вопрос кто?).
- Прочитайте слова второго столбика. Назовите «лишнее» слово.
домик
маленький
честный
большой
(Лишнее слово домик, так как оно отвечает на вопрос что? и обозначает предмет, а остальные слова - на вопрос какой? и обозначают признак предмета).
- Определим «лишнее» слово в третьем столбике.
строить
домище
белить
красить
(Лишнее слово домище, т.к. отвечает на вопрос что?, обозначает предмет, остальные - на вопрос что делать?, обозначают действие предмета).
- Прочитайте последний столбик и назовите слово лишнее.
дерево
молоко
хата
корова
(Лишнее слово хата, т.к. в нем два слога, а в остальных словах - по три).
- Прочитайте «лишние» слова, запишите их в тетрадь.
III. Актуализация знаний учащихся.
-
Работа в парах.
- Подумайте, обсудите в парах, можно ли назвать эти слова родственными?
(Да).
- Почему вы так считаете?
(Потому что все слова обозначают один предмет - дом, хата - это ведь тоже дом).
- Все согласны или нет?
(Кто-то соглашается, а кто-то нет).
- Значит, на уроке мы должны будем разобраться в чем?
( Какие слова можно назвать родственными и каковы особенности родственных слов).
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
На доске появляется опорное слово
родственные слова
- А как вы понимаете, что такое родственные слова?
(Они чем - то близки друг другу, родные)
- Давайте вернемся к словами, которые мы записали. Что общего у этих слов?
(Общий смысл).
На доске появляется:
близкие по смыслу
- Докажите, что слова связаны по смыслу.
(Дом - помещение, где живет человек; домик - это тоже самое, только маленький; домище - большой дом; хата - дом на Украине).
- Раз все слова, связаны со словом «дом», связаны по смыслу, значит они родственные? (Кто-то согласен, кто-то - нет.)
- Значит, есть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными. Давайте посмотрим внимательнее на слова. Что увидели?
(В трех словах есть общая часть).
- Выделим общую часть дугой.
( У одного слова выделяю я, в остальных словах - ученик, дети - в тетрадях).
- Кто знает, как называется общая часть?
(Найдется ученик, который знает, что общая часть - это корень слова. Если такого ученика нет, то обращаемся к учебнику с. 75).
- А где ты это узнал?
- Что мы сейчас выделили?
(Общую часть)
- Общую часть каких слов?
(Родственных)
- Итак, какие слова мы будем называть родственными?
родственные слова
близкие по смыслу общая часть
корень слова
- О каком новом понятии вы еще узнали?
(О корне)
- Попробуйте, опираясь на ключевые слова, сформулировать правило, что такое «корень».
-Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике (с. 75).
- Прочитайте про себя, вслух.
-Правильно вы сформулировали правило? (Да)
-Молодцы, ребята!
-Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»?
(Выслушиваются мнения детей)
- Послушайте выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень».
(Ученица зачитывает значение слова «корень»:
1) подземная часть растения,
2) часть волоса, зуба, ногтя.
3) начало, источник чего-либо.
4) часть слова).
-Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (Корень слова)
- А что же такое корень слова? (общая часть родственных слов)
- А какие слова называются родственными?
Физкультурная минутка
Гриша шел, шел, шел,
Гриша гриб нашел.
Раз грибок, два грибок,
Положили в кузовок.
- Назови родственные слова, которые прозвучали в физкультурной минутке?
V. Первичная проверка понимания.
- Давайте в учебнике найдем упражнение 1 и выполним его устно.
- Можно ли сказать, что слова каждой строчки образованы от одного и того же корня?
(Да)
- Подумайте, как можно назвать слова, образованные от одного и того же корня? Обсудите это в парах.
-Поделитесь своим мнением.
(Выслушиваются мнения ребят).
-Посмотрим, как у автора в учебнике об этом сказано (с.75)
-Так как же называются слова с одним и тем же корнем?
(Однокоренные).
VI. Первичное закрепление.
- Выполните упражнение 2.
- Игра «Засели домики». Работа в парах.
- Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли родственные слова заселились в домики? Поработайте в парах, поставьте рядом со словом «плюс», если заселение верное.
лисонька
морской
море
вода
лисий
лиса
моряк
водичка
водный
лист
лисий
лисонька
мороз
лисичка
- Проверяем.
(В первый домик не вселим слово «лист», оно не родственное).
- Молодцы! Уберем слово «лиса».
(Лишнее слово здесь «мороз»)
-Докажите.
- И в третий домик кого не пустим?
(Здесь всё правильно).
- Так какие же слова называются однокоренными?
Самостоятельная работа.
1. Выпиши группы однокоренных слов.
Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.
- Проверяем.
-Докажите, что выписанные слова - однокоренные.
(Они близкие по смыслу и имеют общий корень).
VII. Информация о домашнем задании.
- Выучить правило с. 75, упр. в Р/т., упр.4.
VIII. Рефлексия.
-О каких новых понятиях узнали на уроке?
-Что такое родственные слова?
-Что такое корень?
-Какие слова называются однокоренными?
- Кто считает, что сегодня на уроке был внимателен, не допустил ошибок при списывании с доски, учебника. А у кого были ошибки?
- Дорисуйте человечка и покажите, как для вас прошел урок.
- Спасибо за урок.