- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа Родники православия
Рабочая программа Родники православия
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Морева Н.А. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Содержание программы
Тема 1. Вводное организационное занятие. Правила техники безопасности и противопожарной защиты. Организация рабочего места.
Теория
Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также правилами поведения и требованиями к учащимся. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Способы организации рабочего места.
Тема 2. Сказка и православие. Духовный мир сказки.
Теория
Сказка - сама жизнь - и борьба, и победа, и совершение. Она о том, что всегда и для всех: о счастье, о судьбе, о правде, добре и о зле, о смысле и о путях жизни.
Сказка - жанр устного народного творчества. Способы подхода к изучению сказки. Вещая глубина, подлинный смысл и мудрость русской народной сказки.
Сказка. Присказка. Грехопадение. 8 главных страстей и добродетели, которые им противостоят.
Теория Структура сказки. Классификация сказок. Понятие о грехопадении в Православии. Падение человека, подвластного страстям, и его исправление. Христианские добродетели, противостоящие страстям. Чревоугодие - Воздержание.
Практика
«Цена добра». Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и «Крошечка - Хаврошечка».
«Золотое правило». Сказки «Волк и семеро козлят» и «Белая уточка».
Любодеяние - Целомудрие.
Теория
Понятие о любодеянии и чревоугодии в христианстве. Как бороться с любодеянием. Как воспитывать в себе целомудрие.
Практика
«Сделай жизнь светлее и чище». Сказки «Финист - ясный сокол» и «Василий - царевич и Елена Прекрасная». Герои сказок в борьбе с любодеянием.
Сребролюбие - Нестяжание.
Теория
Понятие о сребролюбии и нестяжании в христианстве. Чем опасно сребролюбие. Как нестяжание помогает в обычной жизни обычного человека. Понятие о литературной сказке. Связь литературной сказки с традициями устного народного творчества.
Практика
Сказка «Заюшкина избушка» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Гнев - Кротость.
Теория
Понятие гнева и кротости в христианской морали. Какие грехи влечёт за собой гнев. Как противостоять гневу. Чем сильна кротость.
Практика
Сказка «Серебряное блюдечко и наливное яблочко». «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Юная царевна - необыкновенный пример кротости и доверчивого отношения к миру.
Печаль - Блаженный плач.
Теория
Христианское учение о печали и блаженном плаче. Понятие слова «блаженный».
Практика
«Сказка об Иване - золотые руки». «12 месяцев».
Уныние - Трезвение.
Теория
Значение слова «уныние». Значение слова «трезвение».
Практика
Сказки «Василиса Прекрасная» и «Хрустальная гора». Борьба героев сказок с унынием.
Тщеславие - Смирение.
Теория
Понятие тщеславия в христианстве. Тщеславие и карьеризм в современном обществе. Смирение и уступчивость.
Практика
Сказка «Царевна-лягушка» как образец христианского смирения и послушания.
Гордость - Любовь.
Теория
Понятие гордости и гордыни в христианстве. Любовь - основа всей жизни истинного христианина.
Практика
«Возлюби ближнего своего». Сказка «Сила материнской любви».
Тема 3. Житие святых - образец жизни православного христианина.
Теория
Особенности канона жанра агиографии.
«Святой» - герой жития; композиционная и стилистическая структура жанра; житие и икона; агиографическая литература - важное средство религиозно-нравственного воспитания.
Практика
Практическая работа по анализу фрагментов текста.
«Житие Алексия человека божия».
Теория
Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала - святости; дает образцы правильной, христианской жизни; убеждает, что прожить ее может каждый человек. Героями жития становились те, кто, избрав однажды путь спасения, а не смерти, шел по нему, поверяя все свои дела евангельским заповедям, стараясь в пути этом следовать, уподобиться Иисусу Христу.
«Житие Феодосия Печерского» (11 век).
Практика
Феодосий Печерский - историческое лицо и герой жития; композиция жития; мастерство Нестора-писателя.
Жанр «воинского жития».
Теория
Новый герой жития - защитник своего отечества; переосмысление житийного канона; образ автора-рассказчика.
Практика
«Житие Александра Невского». Сопоставительный текстовый анализ.
«Житие Сергия Радонежского» (14 в.).
Теория
Творчество Епифания Премудрого. «Житие Сергия Радонежского» (14 в.). Сергий - подвижник пустынножительства. Традиции и новаторства в житиях Епифания. Изображение психологического состояния человека, динамики его чувств.
Практика Практическая работа с элементами анализа текста; просмотр видеоматериалов.
«Житие преподобного Серафима Саровского».
Теория
Выбор жизненного пути. Саровский монастырь. Затворничество. Искушения.
Практика
Молитвенное правило Серафима Саровского.
Тема 4. Итоговое занятие. Викторина «Быть доброжелательным».
-
Методическое обеспечение программы
Оборудование:
-
компьютер;
-
мультимедийная приставка;
-
принтер.
Методические материалы:
-
конспекты занятий;
-
диагностические тесты;
-
конспекты лекций и бесед;
-
задания для викторины.
Электронные образовательные ресурсы:
-
презентации учебного материала;
-
пособия электронной школы «Кирилл и Мефодий».
Интернет-ресурсы:
-
Азбука веры (православная энциклопедия) azbyka.ru/;
-
ТВ Спас. Православный медиа- портал tvspas.ru/ ;
-
pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4872;
-
briefly.ru/_;
-
pravmir.ru/.
-
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате реализации программы учащиеся должны знать:
-
историю возникновения сказки как жанра устного народного творчества;
-
духовный смысл изученных сказок;
-
греховные страсти и спасительные добродетели человеческой сущности;
-
историю возникновения жития как жанра духовной литературы;
-
краткую историю Жития Святых;
уметь:
-
анализировать и раскрывать духовный мир русской народной сказки;
-
находить пути борьбы с греховной сущностью человека;
-
создавать небольшие сочинения духовного содержания;
-
применять полученные знания в диалоге с окружающими людьми;
-
на основе полученного опыта делать сообщения, доклады по конкретной теме.
Методы определения результативности
1. Наблюдение за поведением ребенка, его деятельностью на занятиях кружка и во внеурочной деятельности.
2. Непосредственное общение с воспитанником (беседа, интервью), через которое по заранее продуманной программе можно получить информацию (мнение, суждение) непосредственно из уст ребенка.
3. Доверительный опрос с диагностической целью.
-
Список литературы
Для учителя:
-
А. Владимиров. Учебник жизни. М., «Дрофа», 2001.
-
А.Н. Афанасьев. Русские народные сказки. М., «Художественная литература», 1989.
-
А.Агапов. «Саров. Дивеево». Саров. 2006.
-
Б.К.Зайцев. Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., 1991.
-
«В гости к батюшке Серафиму». Составить Сергей Фомин. Издательство «Паломник». 1997.
-
Мельникова, Т. А. Уроки нравственности на основе православного учения. Издательство «Школьная Пресса». М. 2009.
-
Святой Алексий человек Божий. Повесть из истории христианской церкви конца IV века. М., 2008.
Для учащихся:
-
А.Н. Афанасьев. Русские народные сказки. М., «Художественная литература», 1989.
-
Медведева Н. С. День за днем: календарь школьника. Издательский Совет Руссой Православной Церкви. М. 2009.
-
Протоиерей Александр Соколов. Библия для детей. - С.-Пб.: Изд. «Голос», 1991.
-
Журнал «Епархиальный Благовест». Епархия Елецкая и Лебедянская - 2014
-
Журнал «Русский дом». - М.: Издательство «Русский дом», 2011 - 2014.
7