- Преподавателю
- Другое
- Рекомендации педагога психолога (рекомендации)
Рекомендации педагога психолога (рекомендации)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Терехина О.С. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГК ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа интернат для детей
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья»
Рекомендации педагога-
психолога
Составитель: педагог-психолог Терехина О.С.
Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей : спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией.
В каждом классе есть примерно 15% ребят, у которых к значительным трудностям в учебной работе прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации. Они отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе изгоями, что вызывает у них новую реакцию протеста, проявляющуюся в дезадаптивном поведении. Это, в свою очередь, ведет к серьезным последствиям.
Таким образом, период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех вновь поступивших детей, а также при переходе детей из одного звена школы в другой. Только у одних он длиться один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь год.
С одной стороны, человек- это объект приспособления к условиям жизнедеятельности. Приспособить ребенка к школе- значит подвести его к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Естественно, что такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником- старательным, неконфликтным.
С другой стороны, адаптация подразумевает не только приспособление, но и создание условий для последующего развития. Тогда получается, что адаптировать ребенка- это приспособить его к развитию. В этом случае ребенок ощущает себя в конкретной школьной среде автором своей жизни, у него сформированы психологические свойства и умения, позволяющие в нужной степени соответствовать требованиям и нормам, у него сформирована способность развиваться в этой среде.
Поэтому педагоги и психолог, адаптируя ребенка к школьной жизни, должны помнить о создании условий для последующего развития школьника. Классный руководитель реализуя программу адаптации школьников должен учитывать результаты диагностики в процессе воспитания и обучения.
Для того чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:
- как можно скорее познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть в каждом своем новом товарище по классу положительные стороны, показать, что каждый ребенок ценен и интересен чем-то своим: умеет что-то особенное делать, чем-то увлекается, в его жизни были какие-то интересные события и др.;
-создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между детьми;
-дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться;
-обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации;
Ключевыми моментами успешности работы на начальном этапе обучения (1 класс ) также являются:
- оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
- приучение к режиму дня и соблюдению санитарно- гигиенических норм.
При обнаружении неблагоприятных результатов школьный психолог проводит более глубокое обследование ребенка, применяя диагностические методики изучения личности учащихся ( например, проективные тесты «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Мой класс», «Моя учительница», «Моя школа», тесты исследования интеллекта, внимания, памяти и др.), выявляет причины неблагополучия ребенка.
Успех работы по адаптации школьников зависит от эффективности взаимодействия разных специалистов. Выводы и заключения педагога должны дополнять исследования психолога, а решения по коррекции и воспитанию следует принимать только сообща.
Предлагаю некоторые методики, которые помогут педагогам в адаптации детей к школьному процессу.
Методика «Отчего у меня легко на сердце»
Назначение: выявление причин хорошего или плохого настроения ребенка, тревожности.
Оборудование: учитель заранее готовит листы плотной бумаги в форме сердечка. Размер каждого сердечка должен быть таким, чтобы ребенок мог без труда записать туда несколько фраз. Цветные карандаши или фломастеры.
Процедура
Учащимся раздаются вырезанные из бумаги сердечки.
Классный руководитель: Ребята, иногда люди говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте попробуем разобраться, отчего может быть тяжело на сердце, а отчего легко. Подумайте о себе и о своей жизни. На одной стороне сердечка перечислите то отчего у вас на сердце тяжело, что доставляет вам огорчения. На другой стороне- то, отчего у вас на сердце легко, что вас радует в жизни. Пишите коротко. После того как напишите, раскрасьте каждую сторону сердечка в свой цвет.
Методика «Краски»
Назначение: определение эмоционального отношения к школьному обучению.
Оборудование: набор красок или цветных карандашей ( чем больше цветов, тем лучше); альбомные листы, на каждом из которых нарисовано 10 кружков,- в каждый кружок вписаны слова, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, одноклассники, урок, домашнее задание, тетрадь.
Процедура
Классный руководитель раздает учащимся листы и просит их внимательно прочитать слова, написанные в кружках.
Классный руководитель: Читайте по порядку слова, написанные в кружках, и каждый кружок покрасьте в какой-либо цвет. Необязательно красить кружки разными цветами. Выбирайте каждый раз тот цвет, который хочется.
Если ребенок окрашивает большинство кружков в темные (фиолетовый, синий, лиловый, серый, черный) цвета,- это говорит о том, что он испытывает
Методика «Остров Невезения»
Назначение: определение мотивационной ценности учения, выявление значимых зон в жизни ребенка.
Оборудование: чистые листы.
Процедура
Классный руководитель: Получена радиограмма с острова Невезения. Люди, живущие на этом острове, просят нас о помощи. Они страшно невезучие. Детям не везет в учении, взрослым - в работе. У нас с вами есть возможность помочь детям. На листе бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать название предметов, которые мешают детям жить весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами.
Классному руководителю нужно проанализировать, какие предметы попадают в список, есть ли среди них учебные предметы.
Методика «Школа будущего»
Назначение: выявление учебных предметов и других явлений школьной жизни, вызывающих у учащихся негативное отношение.
Оборудование: листы бумаги, имеющие два столбца - со знаком «+» и со знаком «-».
Процедура
Классный руководитель. Давайте немного пофантазируем. Всем нам прямо сейчас предоставляется возможность попасть в Школу будущего. Там все прекрасно, все дети счастливы, им легко и приятно учиться. Подумайте, что из сегодняшней школы нужно взять в Школу будущего, а также что брать не нужно. Перед каждым из вас лист бумаги, имеющий два столбца: «+»- нужно брать , «-» - не нужно брать. Запишите в эти столбцы, что бы вы взяли с собой из сегодняшней школьной жизни, а что нет.
Методика «Экскурсия в лесную школу»
Назначение: выявление эмоционального отношения к обучению, проблем, тревожности учащихся.
Процедура
Классный руководитель. Ребята, давайте немного пофантазируем. Представьте, что вы попали на экскурсию в лесную школу. В этой школе в первом классе учатся различные зверюшки : зайчата, бельчата, медвежата и другие маленькие животные. Их учат писать, считать, читать ,они занимаются физкультурой и танцами. Возможно, у них есть и другие уроки. Многое зависит от вашего воображения: попробуйте придумать сами, что там может быть интересного. А может быть, зверюшкам учиться трудно и неинтересно?
После «посещения» лесной школы ребята должны рассказать о том, что они там увидели, ответив на следующие вопросы:
-Как выглядит лесная школа?
-Какие предметы есть в расписании лесной школы?
-Кто учит зверят в лесной школе?
-Какой он - учитель в лесной школе?
-Какие отметки ставят в лесной школе?
-Как учатся зверята в лесной школе?
Фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребенок передает свои ощущения и свое восприятие учебного процесса, свои переживания. Если ребенок описывает лесную школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах в реальной школьной жизни.
Предлагаемые методики позволят педагогу оперативно определить эмоциональное самочувствие школьника. Эти методики просты в использовании, носят игровой характер. Их целесообразно применять в комплексе с другими играми, заданиями. Такие методы нужно тактично включать в воспитательную работу, не травмируя детей. Больше того, эти методики могут стать первым шагом для группового или индивидуального обсуждения затронутых проблем, отправной точкой для позитивных перемен в развитии личности ребенка.