Мои методические находки статья

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Албычакова Валентина Вячеславовна, МБОУ Аршановская СОШ

Эссе на тему «Мои методические находки»

В многонациональном государстве, каким является Российская Федерация, билингвизм представляет собой социальную необходимость - одно из главных условий совместного проживания и сотрудничества разноязычных народов.

Признавая национально-русское двуязычие, нельзя, однако, утверждать, что оно гармоничное. Наблюдаются две ситуации: 1) учащиеся и выпускники национальной (нерусской) школы, живущие в сельской местности в условиях отсутствия русскоязычного речевого окружения, недостаточно хорошо знают русский язык; 2) хорошо владея русским языком, нерусские учащиеся слабо (плохо) знают свой родной язык. Обе ситуации негативны и нуждаются во внимательном их изучении.

Для МБОУ Аршановская СОШ характерна вторая ситуация. Актуальной является проблема необходимости создания условия для формирования языковой компетенции учащихся в условиях слаборазвитой языковой среды, привития интереса к хакасскому языку, культурному наследию хакасского народа, на решение которой должна быть направлена политика школы. На основании анализа социокультурных условий села следует, что большинство учащихся слабо владеют или не владеют хакасским языком. Отсутствие языковой среды, активного интереса к родному языку, низкое национальное самосознание учащихся и их родителей - главная проблема волнующая нас.

К сожалению, первоначальное обучение наши дети получают не на родном языке. А ведь родной язык - важнейший инструмент социализации, основное средство развития образного мышления.

Моя методическая тема по самообразованию - «Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках родного языка и литературы в условиях слаборазвитой языковой среды».

Одна из главных проблем, над которой я работаю на уроках хакасского языка и литературы, - обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

Активизация словарного запаса, развитие устной и письменной речи учащихся - одна из главных задач уроков родного языка. Но без развития интереса учащихся к изучению хакасского языка и литературы, активизировать словарный запас будет сложным делом. Поэтому для привития интереса к моим предметам я разработала и реализую в рамках нашей школы экспериментальную программу «Цифровые образовательные ресурсы в преподавании хакасского языка и литературы».

Элементами развития устной и письменной речи, последовательного и логического изложения своих мыслей являются выполнение разнообразных заданий по развитию речи, тематический учет знаний.

Как научить детей грамотно писать, свободно и красиво выразить свои мысли?

Применение игровых форм, нетрадиционных форм обучения, открытие нового на каждом уроке, контроль за знаниями, умениями, навыками учащихся - вот обязательные условия успешной работы. Предполагается охват на уроке связной речевой деятельности всех детей и каждого в отдельности. Таким образом, все виды деятельности учителя и ученика на уроке нацелены, в конечном счете, на развитие речи ребенка.

В своих уроках я активизирую словарный запас учащихся новыми словами. Каждый урок начинается с словарной минуты, стараюсь дать хотя бы минимум (2-3 слова). Анализ текста, работа по тексту - основные виды моей работы по развитию речи, начиная с 5 класса. С 5 класса дети должны усвоить такие понятия как стили речи, виды речи. Начиная с простого, они должны перейти в следующих классах на более усложненные анализы текста. В процессе работы с текстом дети пополняют словарный запас новыми словами, употребляют в речи синонимы, омонимы, антонимы. Что дает возможность заложить фундамент для усвоения лексики.

В средних классах при развитии речи можно опираться на личный опыт учащихся, дать такие темы сочинений, в основе которых лежит личное сопереживание, увиденное, услышанное. Например, «Хыныг полган ниме», «Пiрсiнде…», «Мин паза аргыстарым».

Работа по картине - основное направление в развитии речи. Здесь дети основной упор делают на знание языковых средств (сравнение, метафоры, эпитеты) и употребляют в составлении связной тематической речи. Применяю на уроках картины иллюстрации, репродукции, тематические рисунки, в том числе и с помощью ИКТ-технологий.

Уроки литературы в 10 - 11 классах. Что это такое? Какими они должны быть?

Они, уроки в 10 - 11 классах, должны быть твор­ческими, рассчитанными на самостоятельное добывание знаний. Как бывает интересно работать с учениками, прочитавшими произве­дение! Можно дискутировать, высказывать свою точку зрения на поступки героев. На уроке также должна вестись работа над словом. Нужно учить высказываться, владеть моно­логической речью.

В старших классах подбор лексики умножается при изучении произведений, большое внимание уделяю на определение историзмов, архаизмов, терминов, диалектизмов.

Я считаю, что дети должны уметь делать языковый анализ текста. В этом случае работа со словом тоже имеет доминирующее место. При написании сочинений, изложений ведется не только устное развитие речи, а параллельно идет развитие письменной речи. Что предполагает в свою очередь, научить навыкам правильного составления предложений, диалогов, прямой речи, употребление вводных слов, обращений, монологической речи.

Работа по развитию речи должна вестись не только на уроках, а также во внеклассных мероприятиях. Например, участие в фестивалях, библиотечных занятиях, встречах, посвященных писателям, художникам, деятелями культуры. Местный материал может быть привлечен как жизненная аналогия явлениям и лицам, показанным в художественном произведении. Обучающиеся имеют возможность убедиться в глубокой жизненной правдивости произведений хакасской литературы.

Таким образом, проводи­мые мною дидактические игры на занятиях, применение ИКТ-технологий дают положительный результат. Такая работа позволяет развивать связную речь, дети начинают свободно выражать свои мысли и с удовольствием сами играют с дидактическими материалами.

По моему мнению, проделано мною немного, но первые положительные результаты моей работы все же есть. Это, конечно, активное участие моих учеников на республиканских конкурсах и НПК, наличие призеров.

Жизнь педагога - это школа и дом. Сегодня, оглядываясь в прошлое, в первые годы своей педагогической деятельности, как бы подводя итоги, с удовле­творением могу назвать себя неплохим педагогом. Да, было все: разочарования из-за неудач, радость за первые удачи, и счастье, когда дети при моем временном отсутствии во время больничного или курсов говорят «Когда вы придете на работу? Мы соскучились по урокам хакасского языка и по вам».

Все-таки есть в глазах наших учеников искра любопытства, стремления к познанию своего родного языка, культуры, истории и традиций своего народа. И, я считаю, благодаря усилиям педагога, живой интерес учащихся к изучению своего родного языка, понимание в необходимости этих знаний должен только расти и увеличиваться. Я не жалею, что выбрала себе такую нелегкую, но нужную дорогу в жизни. Думается, труд мой нелегкий не пропадет даром, найдутся через годы выпускники, которые будут благодарны тому, что познали они наиважнейшее в их жизни - родной язык, что является частью жизни каждого человека.

Конец формы

4



© 2010-2022