Отчет по серии последовательных уроков

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлексивный отчёт по всей серии последовательных уроков

Трудно представить наше общество без школы и без учителя. Нет, наверное, учителя, который не задавался бы вопросом: какова моя роль в жизни учеников, их судьбе, становлении их как личности. Требования современного общества к учителю таковы, что мне постоянно необходимо заниматься самообразованием, расширением границ своих возможностей. От меня требуется умение быстро меняться и уметь применять на уроках новые подходы и технологии. Конечно, все методы преподавания всегда построены на развитие ученика. Но в стандартном обучении центральное место занимает учебник и учитель. Сегодняшнее обучение требует, что нужно воспитывать учеников конкурентоспособных, всестороннее развитых, поэтому моя задача - организовывать действия ученика на уроке, наблюдать результат этих действий, организовать такое обучение, в котором проявятся способности каждого.

После прохождения первого этапа «Лицом к лицу» задумалась о том, как организовать процесс обучения, чтобы на уроке не было пассивных учеников, как создать условия, чтобы все были вовлечены в процесс обучения, как повысить мотивацию у детей, чтобы они ходили в школу с радостью? Ответы на все мои вопросы нашла здесь, обучаясь на курсах повышения квалификации учителей. Настольной книгой стало для меня «Руководство для учителя». Внимательно изучив его, пришла к пониманию, что идеи семи модулей Программы призваны трансформировать взгляды учителей, инициировать их на проявление лидерских качеств не только в рамках своего класса, но и школы; вовлекать в преобразование установившихся школьных ценностей своих коллег, руководство школы. (1.стр. 118).

Знания, полученные на первом этапе, помогли мне интегрировать идеи семи модулей в серию 4 последовательных уроков. Для меня оказалось важным попробовать применить свои знания на практике. Перед собой поставила цель: научить ученика учиться, чтобы каждый почувствовал ответственность за свое обучение. Ведь ключевыми факторами, определяющими пользу учебного процесса в классе являются следующие: понимание детьми процесса обучения, понимание того, чему учить, представление о том, как структурировать учебный процесс, как оценить результативность обучения.

Для достижения максимального успеха в обучении необходима благоприятная среда и, конечно же, мотивация. Настоящим открытием стало для меня создание коллаборативной среды. Раньше всегда думала, что подобные игры и стратегии приемлемы лишь для учеников младшего звена школы, но оказалось, что и подростки с удовольствием включаются в подобный вид деятельности. Почувствовала, что приёмы для создания коллаборативной среды на уроке, содействуют хорошему началу, желанию активно участвовать в учебной деятельности повышают интерес учеников. Применяла различные стратегии, например «Круг радости» или «Пожелай другу», где дети говорили друг другу хорошие, теплые слова. Такие стратегии повышали настроение учеников и способствовали, на мой взгляд , созданию атмосферы сотрудничества, повышали мотивацию.

Одним из условий успешности обучения является включение детей в диалог. Исследования многих ученых, занимающихся данной темой, указывают на то, что учитель строит свою работу с детьми через грамотное общение. Например, Л.Выготский предполагал, что «знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процесс обучения является решающей для развития обучения ученика». [1. стр. 144]. В справедливости этого мнения смогла убедиться на практике, где постаралась построить все свои уроки на основе диалогической беседы. Если ранее на моих уроках присутствовал диалог только в виде «учитель спросил- ученик ответил», то теперь мною стало использоваться активное подключение детей к постановке вопросов, а также включение их в активное взаимодействие при помощи стратегий парной и групповой работы. Могу сказать, что даже за такой короткий период практики смогла почувствовать, что диалог активно влияет на уровень мышления детей, развивает их речевые навыки, а мне, как учителю, требуется, управляя темой разговора, всего лишь направить диалог в «правильное русло». Внедряя данный модуль в серию последовательных уроков казахского языка ожидала, что мои ученики будут активными участниками процесса: они научатся задавать вопросы и отвечать на них; будут находить ответы или необходимую информацию сообща; спорить. Но приходить к единому мнению. Организовать взаимодействие в паре и группе оказалось не совсем просто. На первом уроке дети были растеряны, не все включались в общую деятельность, некоторые лидеры выполняли всю работу в одиночку, но уже к 3 уроку почувствовали себя более уверенно, поняли, что в группе обучаться интереснее и, как показала практика, эффективнее. Мне удалось почувствовать все плюсы такой организации. Групповая работа, в первую очередь, даёт возможность ученикам работать вместе. Во-вторых, воспитывает атмосферу соотрудничества. В-третьих, создаёт условия самообучения и взаимообучения. Этот вид работы развивает в детях не только мышление, но и речь. При групповой работе дети учатся высказывать свои мнения, идеи, но так же они учатся выслушивать мнения других учеников. Детям предлагались самые разные стратегии «Реклама», «Делегирование» и др., и все они были успешны. Распределение в группах по ролям тоже явилось новшеством для меня и моих учеников: роли консультантов, оформителей, спикеров распределялись произвольно. На первом уроке заметила, что высокомотивированные ученики не выслушивают мнение тех, кого считают менее успешными, стараются всю работу выполнять сами. В классе создавался неуместный шум. Напомнив детям о правилах работы в группе, составленных накануне удалось решить эту проблему. Уже на втором уроке серии дети старались прислушиваться к мнению каждого, а к четвертому уроку стали работать более слаженно. Заинтересованность учеников в делении на группы придало мне уверенности. При помощи интересных разнообразных стратегий меняла состав групп на каждом уроке. В конце серии последовательных уроков заметила, что между группами существует дружеское взаимоотношение и хорошее настроение, но не конкуренция. Но не только в этом произошли изменения, мне пришлось и самой изменяться: училась продумывать свои вопросы и задавать их на более высоком уровне по таксономии Блума. Во время проведения уроков вела наблюдения за работой в группах, а также следила за включением в работу учеников разных уровней. Таким образом, на моих уроках изменила форму работы учащихся - стала применять работу в парном и групповом взаимодействии, давала индивидуальные задания для слабомотивированных учащихся, задания творческого характера для учеников талантливых и способных. Изменилась формулировка вопросов, которые были направлены на развитие мыслительной деятельности учащихся, то есть стала использовать вопросы высокого порядка. К концу практики обозначилась проблема: не все высокомотивированные учащиеся хотят работать в паре или группе с учеником низкого уровня мотивации. Пока эту проблему решить не удалось.

В период прохождения практики в школе, поняла какую важную роль играет оценивание учащихся в совершенствовании их обучения. Если раньше оцениваниие на уроках понимала как подведение итогов урока, при этом проводила его всегда самостоятельно, то теперь для меня оценивание это - мотивирование учеников на обучение, причем они являются активными участниками данного процесса. На каждом уроке для обеспечения обратной связи применяла стратегии формативного оценивания «Большой палец», «Три хлопка» и др. Не забывала и про собственные словесные поощрения. Приемам само и взаимооценивания учеников пришлось учить. На первом уроке их оценки были необъективными. При взаимооценивании некоторые дети проявляли симпатию и завышали оценку, а в некоторых случаях занижали оценку ученику С, считая, что ему положено ставить низкий балл. Введение критериев оценивания позволило добиться того, что к последнему уроку серии последовательных практически все дети могли не только адекватно оценить соклассника, но и объяснить свою оценку. При этом было радостно наблюдать, что все ученики старались высказать свое мнение. Чувствовалась искренняя заинтересованность учащихся а это, думаю, будет мотивировать их на дальнейшее обучение. Стратегия «Две звезды, одно желание» вызвала повышенный интерес, большое количество учеников хотело высказать свое мнение. У меня возникло желание применить данную стратегию и на уроке казахской литературы. Самооценивание тоже получилось не сразу и шло не всегда гладко. Так Д. и И. всегда занижали себе оценку. Приходилось возвращаться к критериям оценивания и работать над повышением самооценки этих детей. Здесь же нельзя обойти вниманием и введение в мою практику рефлексивных стратегий. Разнообразные приемы рефлексии, такие как «Пять пальцев», «Синквейн», «Дерево успеха» позволяли увидеть продвижения каждого не только мне, но и самим ученикам. Дети выражали свое мнение о том, что им понравилось, чему научились, что их заинтересовало и какие были трудности, а так же чему еще хотели научиться. То есть они могли почувствовать значимость своего мнения. Кроме того огромным плюсом считаю, что ученика С, у которого было безразличное отношение к оценкам, к четвертому уроку удалось увлечь, и он проявил активность при показывании цвета светофора и при комментировании своих мыслей. А продвижение даже одного - это уже немаловажный результат. Эту работу считаю незаконченной, так как техника само и взаимооценивания пока не совершенна и требует дальнейшей систематической отработки.

Немаловажным изменением в моей практике стало внедрение модуля «Обучение критическому мышлению». В серии своих последовательных уроков постаралась максимально использовать применение данного модуля. Построила уроки по его структуре. На стадии вызова для побуждения интереса к получению новой информации, чтобы привлечь детей к совместному целеполаганию использовала такие приемы, как «Составление пословицы», «Мозговой штурм», «Корзина идей», «Горячий стул». На стадии осмысления, для получения новых знаний и их применения, для корректировки поставленных целей обучения использовала работу с текстом, приемы «Видимо-невидимо», «Говорим парой», «Карусель», выполнение и защита постера, анализ с помощью вопросов таксономии Блума. Увидела, что учащиеся с высоким и средним уровнем мотивации сразу же включались в работу, а дети с низким уровнем были заинтересованы и многие постепенно включились в общую деятельность. К четвертому уроку скучающих учеников не было, все были вовлечены. В результате увидела, что мои учащиеся стали с интересом знакомиться с новой информацией, делать выводы, аргументировать свое мнение.

Попыталась разобраться, произошли ли изменения в области реализации мною модуля «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении»? Обнаружила, что да. Ранее мною, конечно же, применялись мультимедийные презентации или видеоролики. Но их готовила или находила исключительно самостоятельно. Даже в голову не могло прийти поручить такое задание детям. А ведь в классе многие из них умеют создавать фильмы, презентации, владеют техникой компьютерной графики, могут использовать мобильный интернет, дающий возможность быстро, без лишней траты времени, найти нужную информацию. Такие задания, несомненно позволят совершенствовать обучение и использовать научные достижения в процессе преподавания и обучения. Свои личные перспективы в этой области вижу в использовании электронных учебников, которые, наверняка, повысят эффективность моих уроков.

К изменениям моей практики можно отнести и новые виды планирования. Среднесрочное планирование стало тем новшеством, которое появилось в повседневной работе. Его составление дало мне возможность видеть не изолированные уроки, а всю тему, что будет способствовать применению наиболее эфеективных стратегий и позволит мне увидеть, насколько усложняю материал на уроках. В составлении краткосрочных планов тоже произошли определенные изменения - в них, обязательно стали входить стратегии оценивания.

Кроме всего изложенного замечаю, что чаще стала обращаться за консультациями к своим коллегам и делиться с ними своим опытом. То есть модуль «Управление и лидерство в обучении» тоже не обошёл меня стороной.

Подводя итог своим размышлениям о внедрении изменений в собственную практику преподавании и обучения, могу отметить положительные результаты: через стратегии создания коллаборативной среды удалось добиться атмосферы на уроке, способствующей продуктивной работе, повысился интерес учеников к моему предмету, а у некоторых детей и мотивация, применение парной и групповой форм работы стимулировало учеников к активному взаимодействию, что позволило добиться включению каждого. Дети стали заинтересованы в оценке и научились понимать за что и как она выставляется , их ответы стали более развернутыми и доказательными. Лично у меня изменились пути опроса и появилось тщательное обдумывание вопросов. Мой опыт расширился, а педагогический арсенал пополнился новыми стратегиями. При этом остались нерешенные проблемы: как добиться взаимодействия учеников в любых парах или группах, несовершенная техника оценивания, недостаточность использования электронных учебников.

Как сказал К.Д.Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока учится». И я тоже считаю, что серия последовательных уроков это еще не предел моего самосовершенствования. В перспективе планирую совершенствовать методику проведения урока через внедрение идей и стратегий семи модулей Программы. А именно работать над повышением мотивации учащихся, продолжить и усовершенствовать работу по обучению групповому взаимодействию. Разрабатывать задания, направленные на развитие способностей, исходя из «актуальной зоны развития» ученика; разрабатывать новые критерии оценивания учащихся и подбирать стратегии оценивания понятные детям. Обеспечить обратную связь и оказывать поддержку каждому учащемуся. Сама обязательно буду общаться с коллегами в сетевом сообществе, постоянно совершенствоваться и повышать свой профессиональный уровень.

Использованная литература:

1. Руководство для учителя. cpm. kz






6


© 2010-2022