Статья Опыт работы по организация инклюзивного образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шибанова Ксения Юрьевна, дефектолог, педагог-психолог.

Зенкова Анастасия Александровна, учитель - логопед.

МОУ «Заозерская средняя общеобразовательная школа №10».

Опыт работы МОУ «Заозерская средняя общеобразовательная школа № 10» по организации инклюзивного образования

Статистика последних лет указывает на неизбежное увеличение количества детей с особыми возможностями здоровья (далее ОВЗ). В связи с этим перед образовательными учреждения встаёт ряд обоснованных, актуальных проблем [3].

Одна из особенностей сельских школ - это удаленность от районных и областных центров. Школы Прионежского муниципального района находятся на большом расстоянии друг от друга и от столицы Карелии - города Петрозаводска. Плюс Заозерской средней общеобразовательной школы в том, что она располагается относительно недалеко от города, что обеспечивает потенциал для развития и реализации различных проектов.

В связи с тем, что Закон об Образовании РФ предоставляет родителям право самостоятельно выбрать учебное учреждение для своего ребенка, вне зависимости от его особенностей, в нашей школе увеличилось количество детей с особыми образовательными потребностями (далее с ООП). Данная ситуация послужила отправной точкой для дальнейшего изменения приоритетного направления в развитии образовательного учреждения, начиная с 2009-2010 учебного года (Приложение №1) . Сельские школы традиционно являются малокомплектными, поэтому организация класса КРО невозможна. Таким образом, администрацией школы было принято решение о создании условий для обучения и воспитания детей с ООП в общеобразовательных классах.

Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования была положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих ООП [4].

В основу модели инклюзивного образования нами были положены традиционные принципы:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Трудности, с которыми столкнулось наше образовательное учреждение, в первую очередь касались создания условий, необходимых для успешного протекания процесса инклюзии:

  • регламентированное нормативно-правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение образовательного процесса;

  • специально подготовленные для работы с детьми ограниченными возможностями здоровья педагоги и специалисты (кадровый ресурс ОУ). При этом равные возможности в получении медицинской, коррекционной и психологической поддержки в школе должны быть созданы для всех обучающихся без исключения;

  • материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, медицинский кабинет, спортивный зал и пр.);

  • адаптированные образовательные программы, составление специалистами, педагогами и родителями индивидуальных планов занятий;

  • необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми [2, с. 36].

На педагогическом совете был предложен план-проект, имеющий следующие направления работы:

- Организация обучение всех педагогов школы по вопросам особенностей работы с детьми с ООП. Привлечение для этого педагогов из КГПА. (программа дополнительного профессионального образования «Обучение детей с задержкой психического развития» в объеме 72 часа)

- Лицензирование коррекционных общеобразовательных программ.

- Разработка рабочих программ по предметам для детей с ООП.

- Разработка индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).

- Создание школьного психолого-педагогического консилиума.

- Создание коррекционно-развивающего центра, работу которого обеспечивают логопед и психолог. Создание кабинета для работы с детьми со сложной структурой дефекта в рамках интеграции.

- Установление расширенных форм сотрудничества с Прионежским реабилитационным центром для детей-инвалидов «Солнышко».

- Установление сотрудничества с ГОУ РК «Центр диагностики и консультирования».

- Индивидуальная работа с родителями.

В данный момент в нашем образовательном учреждении находится 22 ребенка, занимающихся по ИМО, что составляет 17 % от общего количества обучающихся. Из них 17 учеников включены в общеобразовательные классы, трое обучаются по индивидуальным программам, двое детей имеют сложную структуру дефекта и имеют беспредметное обучение.

Инклюзия это пролонгированный процесс, но уже на данном этапе можно отметить следующие достижения:

- С августа 2011 года школа является муниципальным ресурсным центром по инклюзивному образованию.

- В июне 2011 года успешно закончила школу выпускница общеобразовательной программы общего образования для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид 1.2 ступени) и продолжила профессиональное обучение при ГУ «Центр занятости населения Прионежского района» с дальнейшим трудоустройством.

- Опыт работы школы в данном направлении был обобщен и представлен на республиканской Эстафете педагогического мастерства «Учитель - учителю» (март 2011); на республиканской научно-практической конференции «V Фрадковские чтения» (октябрь 2011); на тематической секции районного августовского совещания (2012).

В конце октября 2012 года был проведен на базе школы семинар для руководителей образовательного учреждения по организации работы с детьми с ООП.

- Функционирует оборудованный кабинет для детей со сложной структурой нарушения (ДЦП, интеллектуальная недостаточность, соматические заболевания). Кабинет пополняется специальными пособиями и оборудованием.

- Учителя систематически проходят курсы повышения квалификации по данному направлению.

- Детям с ООП обеспечивается комплексное сопровождение в процессе обучения: предоставлена возможность посещать коррекционно-развивающие занятия логопеда, психолога; учителя выделяют часы для дополнительных занятий и консультаций по предмету; социальный педагог работает с семьями детей; в школе работает специалист по массажу для детей с двигательными нарушениями; оборудован медицинский кабинет.

- Специалисты школы знакомились с опытом работы финских коллег по работе с детьми со сложной структурой нарушений (кондуктивная педагогика).

На данном этапе школа, в лице администрации и педагогического коллектива, предполагает следующие перспективы развития:

- Создание безбарьерной среды: оснащение здания школы пандусами; дальнейшее оснащение кабинетов; пополнение фонда методической литературы.

- С ноября 2012 года принято решение об интеграции ребёнка со сложной структурой нарушения в общеобразовательный класс на отдельные уроки (уроки музыкального и изобразительного искусства).

Таким образом, на основании всего выше изложенного, можно сделать вывод о том, что развитие инклюзивного образования - процесс сложный, многогранный, который затрагивает научные и административные ресурсы. Педагоги, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок с ограниченными возможностями здоровья.









Список используемой литературы:

1 Рамон Ш. Социальная эксклюзия и социальная инклюзия. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003.

2 Актуальные проблемы интегрированного обучения. //Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). - М.: Права человека, 2001.

3 dislife.ru/flow/theme/9364/

4 obrazovanie.perspektiva-inva.ru/







Приложение №1.

Учебный год

Общее количество учащихся

Детей имеющих ИОМ

Вид образовательной программы

VIII вид

VII вид

V вид

Ребенок-инвалид со сложной структурой дефекта

Ребёнок-инвалид

2009-2010

116

11

2

7

1

1

2

2010-2011

123

16

2

8

3

2

2

2011-2012

132

23

2

9

8

2

3





© 2010-2022