- Преподавателю
- Другое
- Статья Опыт работы по организация инклюзивного образования
Статья Опыт работы по организация инклюзивного образования
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Шибанова К.Ю. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Шибанова Ксения Юрьевна, дефектолог, педагог-психолог.
Зенкова Анастасия Александровна, учитель - логопед.
МОУ «Заозерская средняя общеобразовательная школа №10».
Опыт работы МОУ «Заозерская средняя общеобразовательная школа № 10» по организации инклюзивного образования
Статистика последних лет указывает на неизбежное увеличение количества детей с особыми возможностями здоровья (далее ОВЗ). В связи с этим перед образовательными учреждения встаёт ряд обоснованных, актуальных проблем [3].
Одна из особенностей сельских школ - это удаленность от районных и областных центров. Школы Прионежского муниципального района находятся на большом расстоянии друг от друга и от столицы Карелии - города Петрозаводска. Плюс Заозерской средней общеобразовательной школы в том, что она располагается относительно недалеко от города, что обеспечивает потенциал для развития и реализации различных проектов.
В связи с тем, что Закон об Образовании РФ предоставляет родителям право самостоятельно выбрать учебное учреждение для своего ребенка, вне зависимости от его особенностей, в нашей школе увеличилось количество детей с особыми образовательными потребностями (далее с ООП). Данная ситуация послужила отправной точкой для дальнейшего изменения приоритетного направления в развитии образовательного учреждения, начиная с 2009-2010 учебного года (Приложение №1) . Сельские школы традиционно являются малокомплектными, поэтому организация класса КРО невозможна. Таким образом, администрацией школы было принято решение о создании условий для обучения и воспитания детей с ООП в общеобразовательных классах.
Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования была положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих ООП [4].
В основу модели инклюзивного образования нами были положены традиционные принципы:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Трудности, с которыми столкнулось наше образовательное учреждение, в первую очередь касались создания условий, необходимых для успешного протекания процесса инклюзии:
-
регламентированное нормативно-правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение образовательного процесса;
-
специально подготовленные для работы с детьми ограниченными возможностями здоровья педагоги и специалисты (кадровый ресурс ОУ). При этом равные возможности в получении медицинской, коррекционной и психологической поддержки в школе должны быть созданы для всех обучающихся без исключения;
-
материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, медицинский кабинет, спортивный зал и пр.);
-
адаптированные образовательные программы, составление специалистами, педагогами и родителями индивидуальных планов занятий;
-
необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми [2, с. 36].
На педагогическом совете был предложен план-проект, имеющий следующие направления работы:
- Организация обучение всех педагогов школы по вопросам особенностей работы с детьми с ООП. Привлечение для этого педагогов из КГПА. (программа дополнительного профессионального образования «Обучение детей с задержкой психического развития» в объеме 72 часа)
- Лицензирование коррекционных общеобразовательных программ.
- Разработка рабочих программ по предметам для детей с ООП.
- Разработка индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).
- Создание школьного психолого-педагогического консилиума.
- Создание коррекционно-развивающего центра, работу которого обеспечивают логопед и психолог. Создание кабинета для работы с детьми со сложной структурой дефекта в рамках интеграции.
- Установление расширенных форм сотрудничества с Прионежским реабилитационным центром для детей-инвалидов «Солнышко».
- Установление сотрудничества с ГОУ РК «Центр диагностики и консультирования».
- Индивидуальная работа с родителями.
В данный момент в нашем образовательном учреждении находится 22 ребенка, занимающихся по ИМО, что составляет 17 % от общего количества обучающихся. Из них 17 учеников включены в общеобразовательные классы, трое обучаются по индивидуальным программам, двое детей имеют сложную структуру дефекта и имеют беспредметное обучение.
Инклюзия это пролонгированный процесс, но уже на данном этапе можно отметить следующие достижения:
- С августа 2011 года школа является муниципальным ресурсным центром по инклюзивному образованию.
- В июне 2011 года успешно закончила школу выпускница общеобразовательной программы общего образования для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид 1.2 ступени) и продолжила профессиональное обучение при ГУ «Центр занятости населения Прионежского района» с дальнейшим трудоустройством.
- Опыт работы школы в данном направлении был обобщен и представлен на республиканской Эстафете педагогического мастерства «Учитель - учителю» (март 2011); на республиканской научно-практической конференции «V Фрадковские чтения» (октябрь 2011); на тематической секции районного августовского совещания (2012).
В конце октября 2012 года был проведен на базе школы семинар для руководителей образовательного учреждения по организации работы с детьми с ООП.
- Функционирует оборудованный кабинет для детей со сложной структурой нарушения (ДЦП, интеллектуальная недостаточность, соматические заболевания). Кабинет пополняется специальными пособиями и оборудованием.
- Учителя систематически проходят курсы повышения квалификации по данному направлению.
- Детям с ООП обеспечивается комплексное сопровождение в процессе обучения: предоставлена возможность посещать коррекционно-развивающие занятия логопеда, психолога; учителя выделяют часы для дополнительных занятий и консультаций по предмету; социальный педагог работает с семьями детей; в школе работает специалист по массажу для детей с двигательными нарушениями; оборудован медицинский кабинет.
- Специалисты школы знакомились с опытом работы финских коллег по работе с детьми со сложной структурой нарушений (кондуктивная педагогика).
На данном этапе школа, в лице администрации и педагогического коллектива, предполагает следующие перспективы развития:
- Создание безбарьерной среды: оснащение здания школы пандусами; дальнейшее оснащение кабинетов; пополнение фонда методической литературы.
- С ноября 2012 года принято решение об интеграции ребёнка со сложной структурой нарушения в общеобразовательный класс на отдельные уроки (уроки музыкального и изобразительного искусства).
Таким образом, на основании всего выше изложенного, можно сделать вывод о том, что развитие инклюзивного образования - процесс сложный, многогранный, который затрагивает научные и административные ресурсы. Педагоги, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Список используемой литературы:
1 Рамон Ш. Социальная эксклюзия и социальная инклюзия. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003.
2 Актуальные проблемы интегрированного обучения. //Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). - М.: Права человека, 2001.
3 dislife.ru/flow/theme/9364/
4 obrazovanie.perspektiva-inva.ru/
Приложение №1.
Учебный год
Общее количество учащихся
Детей имеющих ИОМ
Вид образовательной программы
VIII вид
VII вид
V вид
Ребенок-инвалид со сложной структурой дефекта
Ребёнок-инвалид
2009-2010
116
11
2
7
1
1
2
2010-2011
123
16
2
8
3
2
2
2011-2012
132
23
2
9
8
2
3