• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа ОП. 09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания для специальности 39. 02. -1 Социальная работа

Рабочая программа ОП. 09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания для специальности 39. 02. -1 Социальная работа

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области

«Каменск-Уральский педагогический колледж»





Согласовано:

Зав. ИМЦ___________Н.В. Коурова

«____»_______________2014 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09 «Основы социальной работы

с представителями разного вероисповедания»

для специальности 39.02.01 Социальная работа

Преподаватель Казанцева Л.В., высшая к.к.











Каменск-Уральский

2014

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования от 12 мая 2014 года и требованиями работодателей (Протокол N 4 от 2.12.10) для специальности 39.02.01 Социальная работа



Разработчик Казанцева Л.В., преподаватель ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогический колледж», ВКК.

Рецензент ______________________________________________________

Рассмотрена на заседании НМС ГБОУ СПО СО «КУПедК» (Протокол №2от 25.09.14.) и рекомендована к утверждению.

Утверждена приказом по ГБОУ СПО СО «КУПедК» (N 134-ОД от 26.09.14.).













Содержание

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

2. Структура и содержание учебной дисциплины

3. Условия реализации учебной дисциплины










  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) специальности 39.03.01 Социальная работа (углубленная подготовка) в рамках вариативной части учебного плана.

  1. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП

ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания разработана по требованию работодателей и относится к вариативной части ППССЗ.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

Изучение ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания на углубленном уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. сформированность знаний обучающихся об истории религий, целостного представления о различных религиозных концепциях, распространенных в России;

  2. сформированность ценностных ориентаций и убеждений обучающихся на основе личностно осмысленного исторического опыта, восприятия исторически сложившейся системы общечеловеческих ценностей на основе гуманизма, уважения к правам человека, демократии;

  3. овладение обучающимися умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа религиоведческой информации;

  4. воспитание толерантности как важнейшего условия работы с людьми, разделяющими или не разделяющими религиозные взгляды, способности рассматривать мировоззрение и поведение людей с точки зрения свободы совести.

  • воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

- основные этапы развития религии;

- основные черты современных мировых религий, иметь представление об этических основах мировых религий и культовой практике верующих;

- психологические предпосылки религии;

- психологию религиозных групп и индивида;

- основания и содержание религиозной этики;

- место религии в системе культуры;

- основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.);

иметь представление о (об):

- об этических основах мировых религий и культовой практике верующих;

- социально-исторических и социо-культурных условиях формирования и развития нетрадиционных религиозных движений и культов;

- многообразии исторических типов религиозных учений, современных нетрадиционных религиозных движений и культов;

- методологии и методиках социологических исследований религиозности.

уметь:

- проводить поиск религиоведческой информации в источниках разного типа;

- критически анализировать религиоведческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, статистические данные, материалы периодической печати, аудиовизуальный ряд и т.д.);

- определять религиозную личность и ее тип;

- участвовать в дискуссиях по религиоведческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя при обсуждении исторические сведения;

- представлять результаты изучения материала в формах тезисов, конспекта, сообщения, таблицы,

творческой работы и т.д.;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне общественно значимой информации;

- соотношения поведения клиентов с исторически сложившимися мировоззренческими системами реального мира;

- соотношения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

- проводить профилактику возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы;

- создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц, попавших в ТЖС связи с религиозными ориентациями.

Выпускник, освоивший ППССЗ углубленной подготовки, должен обладать общими компетенциями. Программа ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания способствует развитию нескольких общих компетенций, определённых ФГОС СПО (для всех специальностей):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.


В соответствии с требованиями работодателей сформулированы дополнительные профессиональные компетенции:

- определять религиозную личность;

- диагностировать ТЖС у клиентов всвязи с религиозными ориентациями;

- участвовать в диалоге по религиоведческим проблемам, соблюдать этику диалога на религиозную тему;

- собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации, связанной с религиозными ориентациями клиента;

- проводить профилактику возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы;

- создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц, попавших в ТЖС всвязи с религиозными ориентациями.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося 35 часов;

практических занятий, семинаров - 35 часов.




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:


лабораторные работы

0

практические занятия

35

контрольные работы, в т.ч. зачет

6

курсовая работа (если предусмотрено)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (если предусмотрено)

0

Итоговая аттестация в форме зачета

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся

Количество часов

макс./ауд

Уровень усвоения

Введение

Содержание учебного материала

2

1

Определение религии, типы определений. Сущностные характеристики религии. Элементы и структура религии: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации. Функции и роль религии.

Раздел 1. Социология религии



Тема 1.1-1.2 Предпосылки возникновения религии.

Содержание учебного материала

1

2

Социумные, социокулътурные, антропологические, гносеологические основы и предпосылки возникновения религиозных взглядов.

Практическое занятие

«Противоречивость общественного прогресса как фактор религиозности».

1

3

Тема 1.3-1.6 Методология и методика конкретно-социологических исследований религиозности.

Содержание учебного материала

2

2

Методология и методика конкретно-социологических исследований религиозности.

Социологический анализ религии, его уровни. Социологическая теория религии. Методология и методика конкретно-социологических исследований религиозности. Результаты социологических исследований религии.

Самостоятельная работа обучающихся

На основе изучения ресурсов Интернет составить конспект «Центральная тема социологии религии - взаимодействие религии и общества».

2

2

Практическое занятие

«Методики исследований религиозности»

2

2

Лабораторные работы

-

-

Контрольные работы

-

-

Раздел 2. Психология религии



Тема 2.1-2.2 Психологические факторы возникновения религии.

Содержание учебного материала

1

2

Психологические факторы возникновения религии.

Психологические факторы возникновения религии: общественно-психологические, индивидуально-психологические. Психологические предпосылки религии: религиозная вера как психологический феномен; религиозный опыт. Психология религиозного культа и общения; религиозная медитация. Психология религиозных групп и индивида.

Практическое занятие

«Религиозная личность и ее типы».

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить таблицу «Религиозная личность и ее типы»

2

2

Тема 2.3-2.4 Основные направления в психологии религии.

Содержание учебного материала

2

2

Основные направления в психологии религии.

Светская и конфессиональная психология религии. Общепсихологические и социально-психологические подходы к изучению религии. Бихевиоризм, гештальт-психология, теория поля. Психоанализ в психологии религии. Пастырская психология.

Самостоятельная работа обучающихся

Составить словарь основных терминов на тему «Психология религии»

2

2

Тема 2.5-2.8 Возрастная психология религии.

Содержание учебного материала

1

2

Половозрастная психология религии.

Процесс онтогенетического развития религиозности индивида. Культовая активность индивида на разных этапах жизни. Возрастные кризисы и сенситивные периоды в развитии сознания верующих.

Практическое занятие

«Патология религиозного сознания».

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составить таблицу «Факторы религиозности личности»

2

2

Практическое занятие

«Факторы религиозности личности»

2

3

Лабораторные работы

-

-

Контрольные работы

-

-

Раздел 3. История религий



3.1-3.2 Первобытные формы религиозных верований и их роль в становлении человека и общества.

Содержание учебного материала

2

2

Первобытные формы религиозных верований и их роль в становлении человека и общества.

Основные подходы к решению проблемы происхождения религии; генезис и эволюция религии в истории общества; мифологическое сознание; первобытные формы религиозных верований и их роль в становлении человека и общества; племенные религии; развитие религиозных представлений в эпоху разложения родовых отношений.

Самостоятельная работа обучающихся

Составить кроссворд на тему «Первобытные формы религии»

1

2

3.3-3.4 Политеистические религии Древнего мира.

Содержание учебного материала

2

2

Политеистические религии Древнего мира.

Национально-государственные религии Востока (конфуцианство, даосизм, синтоизм, брахманизм, зороастризм). Становление монотеистических религий (иудаизм). Священные книги религий Древнего мира: Веды, Авеста, Трипитака. Священные сооружения древности.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение «Язычество народов Урала».

2

3

3.5-3.14 Мировые религии.

Содержание учебного материала

4

2

История мировых религий

Формирование и эволюция мировых религий: буддизм, христианство, ислам). Религии мира и их основатели вероучение и культ мировых религий. Кризисы и рождение самостоятельных течений в мировых религиях. Мировые религии в современном мире.

Практикум

«Вероучительные тексты религий мира»

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение «Паломничество и святыни».

2

2

Контрольная работа

Контрольный тест «История мировых религий»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение о распространении религий в России (по выбору).

2

3

Семинар

«Религии в России»

2

3

Лабораторные работы

-

-

Раздел 4. Религиозная этика



4.1-4.2 Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрении.

Содержание учебного материала

2

2

Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрении.

Человек в религиозных традициях мира. Смысл жизни и назначение человека в религиозных мировоззренческих системах.

4.3-4.4 Нравственное значение религиозного и нерелигиозного мировоззрения.

Содержание учебного материала

2

2

Нравственное значение религиозного и нерелигиозного мировоззрения.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад в современных религиозных системах. Нравственные заповеди в религиях мира. Основания религиозной этики. Анализ теологических точек зрения; основные понятия религиозной этики.

Самостоятельная работа обучающихся

Составить сравнительную таблицу «Нравственные заповеди в религиях мира».

2

2

4.5-4.10

Культовая практика и этические нормы верующих.

Содержание учебного материала

2

2

Культовая практика и этические нормы верующих.

Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Этическая основа религиозных праздников. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы. Семья, семейные ценности. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Практическое занятие

«Религиозный этикет при посещении культовых объектов современных мировых религий».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить проект «Религиозная этика в быту и праздниках верующих людей».

2

3

Практикум

Презентация студенческих проектов «Религиозная этика в быту и праздниках верующих людей».

2

3

4.11-4.18

История свободомыслия и свобода совести.

Содержание учебного материала

2

2


Свободомыслие и свобода совести как явление духовной культуры. Формы свободомыслия (богоборчество, религиозный индифферентизм, скептицизм, нигилизм, антиклерикализм, атеизм и т.д.). Элементы свободомыслия в народном творчестве, искусстве, естествознании, художественной литературе, философии, теологии; этапы развития свободомыслия. Возникновение представлений о свободе совести; выступление за независимость светской власти от церкви, за веротерпимость. Осознание права не исповедовать никакую религию, быть атеистом, понимание свободы совести как одного из прав человека. Свобода мысли, совести, религии и убеждений в международных правовых документах.

Практическая работа

«От свободомыслия к свободе совести»

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение на тему: «Развитие представлений о свободе совести и ее государственно-правовое обеспечение в истории России»

2

3

Семинар

«Право верить и не верить»

2

3

Контрольный тест

«Свобода мысли и свобода вероисповедания»

2

3

Лабораторные работы

-

-

Раздел 5. Современные нетрадиционные религии и культы.



5.1-5.2

Эволюция религии в современном мире.

Содержание учебного материала

1

2

Эволюция религии в современном мире

Процессы секуляризации и сакрализации; динамика уровня и характера религиозности; изменение в вероучениях, теологии, религиозной деятельности, организации. Усиление социально-политической активности религиозных организаций и верующих. Религиозный фактор в политических и межэтнических конфликтах, в социально-политических движениях. Интегративные процессы в религиях: попытки создания универсальной "религии".

Практическое занятие

«Международные религиозные организации и форумы».

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить конспект «Участие религиозных организаций и верующих в решении глобальных проблем современности»

2

3

5.3-5.4

Социально-исторические и социокультурные условия формирования и развития нетрадиционных религиозных движений и культов.

Содержание учебного материала

1

2

Социально-исторические и социокультурные условия формирования и развития нетрадиционных религиозных движений и культов.

Характерные черты нетрадиционных движений и культов; типы нетрадиционных движений и культов: неохристианские, ориенталистские, синкретические, территориально-региональные, сатанинские и демонические культы и другие направления.

Практикум

«Конституционные нормы, регулирующие вопросы свободы вероисповедания в России»

1

2

5.5

Современные нетрадиционные религиозные движения и культы.

Содержание учебного материала

1

2

Современные нетрадиционные религиозные движения и культы.

Нетрадиционные религиозные движения: современные христианские конфессии, неденоминированные христианские объединения. Религиозные организации, отрицающие бога и религиозную этику.

5.6-5.8

Эзотерические учения.

Содержание учебного материала

1

2

Эзотерические учения

Специфики эзотеризма как особой области культуры. История эзотеризма. Цели эзотерических систем. Эзотеризм и оккультизм. Эзотеризм и психология. Эзотнризм и наука. Эзотеризм и современное общество. Формы эзотерического знания и механизмы его формирования; классификация эзотерических учений.

Самостоятельная работа обучающихся

Составить сравнительную таблицу «Новые религиозные движения и культы».

2

2

Семинар

«Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект»

Классификация сект. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах. Последствия воздействия тоталитарных религиозных организаций на психическое здоровье личности.

2

2

Лабораторные работы

-

-

Контрольные работы

-

-

Раздел 6. Основы социальной работы с верующими



6.1-6.2 Диагностирование ТЖС у клиентов в связи с религиозными ориентациями

Содержание учебного материала

2

2

Диагностирование ТЖС у клиентов в связи с религиозными ориентациями

Современные типы религиозных и нерелигиозных индивидов. Сбор необходимой информации для диагностирования религиозности личности. Анализ ситуации, связанной с религиозными ориентациями клиента.

Самостоятельная работа обучающихся

Составить каталог методик диагностирования религиозности личности.

2

3

6.3-6.8 Профилактика возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы

Содержание учебного материала

2

2

Профилактика возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы

Условия адаптации и социальной реабилитации лиц, попавших в ТЖС в связи с религиозными ориентациями. Этика диалога по религиоведческим проблемам. Профилактика возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы. Планирование системы взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями и организациями. Позитивная психотерапия.

Самостоятельная работа обучающихся

На основе изучения материалов СМИ и ресурсов Интернет об опыте работы социальных служб составить таблицу «Формы реабилитации бывших адептов».

2

2

Семинар

«Зарубежный и отечественный опыт работы с бывшими адептами».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение «Отечественный и зарубежный опыт социальной адаптации семей верующих, попавших в ТЖС».

2

2

Семинар

«Особенности организации социально-педагогической работы с верующими семьями».

2

3

6.9-6.12

Формы взаимодействия социальных служб и религиозных организаций

Содержание учебного материала

2

2

Формы взаимодействия социальных служб и религиозных организаций

Основные направления и формы социального служения религиозных организаций. Опыт взаимодействия социальных служб и религиозных организаций.

Самостоятельная работа

Подобрать материалы в ресурсах Интернет и СМИ к теме «Церковь и конфессиональные объединения в системе социальной работы (отечественный и зарубежный опыт)».

2

3

Семинар-практикум

«Методы и приемы работы с верующими людьми, попавшими в ТЖС»

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к зачету

2

3

Лабораторные работы

-

-

Контрольные работы

-

-

Зачет

2


Всего часов по дисциплине

70 часов


Практических работ

35 часов


В том числе контрольных работ

8 часов


Самостоятельной работы обучающихся

35 часов


Основные формы организации учебной деятельности студентов: фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная работа; самостоятельная работа.

Формы и методы обучения: лекция преподавателя; фронтальная беседа; объяснение; упражнение; тестирование; практические работы.

Текущий контроль знаний осуществляется на семинарских, практических занятиях, при проведении фронтального и индивидуального опроса, во время письменных проверочных работ (в виде тестов, контрольных работ и т.д.). Итоговое обобщающее занятие предполагает проведение теста по всем изученным темам.

Так как в течение всего срока обучения регулярно проводится фронтальный и индивидуальный устный и письменный опрос, достаточное количество практических и контрольных работ, семинарских занятий, заключительный тест, итоговая оценка по дисциплине выставляется с учетом оценок по результатам текущего контроля.

3. Условия реализации учебной дисциплины ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочим местом преподавателя (рабочий стол, стул);

- шкафами для хранения литературы и дидактических материалов;

- ученическими столами и стульями.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: компьютер, принтер, проектор, экран (или SMART-доска), колонки.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Презентации

  1. Атеизм и свободомыслие

  2. Почему люди тянутся в тоталитарные секты

  3. Свобода совести

Справочники и словари

  1. Бачинин, В.А. Религиоведение: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. - М.: Изд-во В. А. Михайлова, 2005. - 287 с.

  2. Буддизм: Словарь. М. - 1992.

  3. Всеобщая история религий мира. - М. - 1991.

  4. Ислам. Энциклопедический словарь. - М. - 1991.

  5. Народы и религии мира: Энциклопедия /Под ред. В.А. Тишкова. - М. - 2000.

  6. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Мн.: Современный литератор, 2007. - 976 с.

  7. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «А ТЕМП», 2010. - 874 с.

  8. Основы религоведения. Учебник / Под ред. И.Н.Яблокова. - М.- 1994.

  9. Поспеловский, Д.В. Русская православная церковь в XX в.: Учебное пособие. - М.

  10. Религии мира. 10-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. Е.Е. Вяземского, Н.В.Шабурова. - М. - 1997.

  11. Религии мира: учебное пособие / Под ред. М.М. Шахнович. - СПб.:

  12. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. - М. - 1993, 1995.

Дополнительная учебная литература:

  1. Бадхен, А.А. Мастерство психологического консультирования [Электронный ресурс]/ под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родипой. - СПб.: Европейский дом, 2002.

  2. Грошева, Л.Н. Трудные жизненные ситуации и социальные страхи у верующих//М.:Изд-во РГСУ, 2004. - С111-215.

  3. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 480 с.

  4. Дворкин А.Л. Сектоведение: Тоталитарные секты: Опыт систематического анализа / А.Л. Дворкин. - Н. Новгород, 2002.

  5. Издательский Дом Санкт-Петербургского университета, 2003.

  6. История религий. Духовные традиции народов Урала. Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н.Сахарова. - М., Екатеринбург. - 2007.

  7. История религий. Духовные традиции народов Урала. Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н.Сахарова. - М., Екатеринбург. - 2007.

  8. Митрохин Н. А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. [Текст] М: Новое литературное обозрение, 2004. - 648 с.

  9. Научные труды ГНУВ ЭМО РФ.- М.;2004.- Т.2. - С.53-54..

  10. Основы религоведения. Учебник / Под ред. И.Н.Яблокова. - М.- 1994.

  11. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России, СССР. - М.

  12. Поспеловский, Д.В. Православная церковь в истории Руси, России, СССР. - М.

преодоления социальных страхов.// Материалы VIII-Х симпозиумов «Смысл жизни и акме: 10 лет поиска». - М.: Изд-во «Смысл», 2004.- С.151-152.

  1. Религии мира. 10-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. Е.Е. Вяземского, Н.В.Шабурова. - М. - 1997.

  2. Религия и гражданское общество: проблема толерантности: Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

  3. Религия и нравственность в секулярном мире: Материалы научной конференции. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2002.

  4. Самсонов С.И. Россия - многоконфессиональное государство: учебно-методическое пособие / С.И. Самсонов. - Саратов, 2007.

  5. Социология религии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020300 «Социология», 350100 «Социальная антропология» / В.И. Веремчук. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 254 с.

  6. Холостова, Е. И. Социальная реабилитация [Электронный ресурс]: учеб. пособие для ВУЗов/ Е. И. Холостова, H. Ф.Дементьева - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002. - 340 с.

  7. Человек в трудной жизненной ситуации //Сборник материалов научно-практической конференции «». М.: Изд-во РГСУ, 2004.- С. 232-234. - 0,15 п.л.

Научная и научно-популярная литература

  1. Абдулатипов, Р.Г. Судьбы ислама России. - М. - 2002.

  2. Буддизм. Четыре благородных истины. - М. - 2002.

  3. Горелов, А.А. История мировых религий. - М. - 2006.

  4. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М. - 1975.

  5. Мень, А.В. История религии: В 7 т. - М. - 1991-1993.

  6. Мудрецы Талмуда: Сборник сказаний, притч, изречений. - Ростов н/Д. - 2005.

  7. Померанц, Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. - М. - 2006.

  8. Рахман, Х.У. Хронология исламской истории: 570-1000 гг. от Р.Х. - Новгород. - 2000.

  9. Семотюк, О.П. Буддизм: история и современность. - Ростов н/Д. - 2001.

  10. Смирнов, Е.И. История христианской Церкви. - М. - 2007.

  11. Сорокин, П.А. Социокультурная динамика. - М. - 1992.

  12. Фромм, Э. Психоанализ и религия. - М. - 1990.

  13. Шпейнзальц, А. Введение в Талмуд. Иерусалим. - 1993.

  14. Юнг, К. Психология и религия. - М. - 1991.

  15. Яковлев, Е.Г. Искусство и мировые религии. - М. - 1982.

Дополнительная литература:

  1. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама России [Текст]: М. - 2002.

  2. Берсенева, Т., Рычкова, В. Краткая характеристика наиболее распространенных нетрадиционных религиозных объединений [Текст]: Т. Берсенева, В. Рычкова // ОБЖ - №2. - 2006.

  3. Берсенева, Т., Рычкова, В. Краткая характеристика наиболее распространенных нетрадиционных религиозных объединений./ Т. Берсенева, В. Рычкова // ОБЖ. - №3. - 2006.

  4. Буддизм. Четыре благородных истины. - М. - 2002.

  5. Горелов А.А. История мировых религий. - М. - 2006.

  6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М. - 1975.

  7. Мень А.В. История религии: В 7 т. - М. - 1991-1993.

  8. Мудрецы Талмуда: Сборник сказаний, притч, изречений. - Ростов н/Д. - 2005.

  9. Назарова, Е.А. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в контексте современной миграционной политики России: социологический анализ [Текст]: /Е.А. Назарова. - М., 1999. - 140 с

  10. Померанц Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. - М. - 2006.

  11. Рычкова, В.А. Реабилитации бывших адептов деструктивных сект. / В.А. Рычкова // Миссионерская деятельность - №4. - 2005.

  12. Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. - Ростов н/Д. - 2001.

  13. Смирнов Е.И. История христианской Церкви. - М. - 2007.

  14. Сорокин П.А. Социокультурная динамика. - М. - 1992.

  15. Рахман Х.У. Хронология исламской истории: 570-1000 гг. от Р.Х. - Новгород. - 2000.

  16. Фромм Э. Психоанализ и религия. - М. - 1990.

  17. Шпейнзальц А. Введение в Талмуд. Иерусалим. - 1993.

  18. Юнг К. Психология и религия. - М. - 1991.

Интернет-ресурсы

  1. Документы Екатеринбургской конференции «Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма» // iriney.ru/document/018.htm

  2. Плоткин, В.А. Место религиозного сектантства и проблема национальной безопасности России. / В. А. Плоткин // polit.mezhdunarodnik.ru.

  3. Религиозный экстремизм в России // Сайт юридической правозащитной организации Славянский Правовой Центр: rlinfo.ru

  4. Секта // Википедия - свободная энциклопедия: ru.wikipedia.org/wiki

  5. Сектантство как социальная проблема. Организация социальной помощи адептам религиозных организаций деструктивной направленности // f

  6. Фанатизм // Википедия - свободная энциклопедия: ru.wikipedia.org/wiki

  7. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета: Официальный сайт: rg.ru/oficial/doc/federal_zak/114-fz.shtm






























  1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Раздел

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Показатели оценки

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Раздел 1. Социология религии

Освоенные умения:

умеет устанавливать причинно-следственные связи между социальными процессами и религиозностью общества и индивида.

Усвоенные знания:

знает предпосылки возникновения религии, имеет представление о методологии и методиках конкретно-социологических исследований религиозности.

Сообщения, доклады, презентации.

Экспертная оценка самостоятельной работы, выполнения задания на практическом занятии, работы на семинаре, исследований. Тест.

Раздел 2. Психология религии

Освоенные умения:

умеет определять психологические факторы религиозности личности.

Усвоенные знания:

Знает психологические факторы возникновения религии;

имеет представление:

о психологии религиозных групп и индивида;

о возрастной психологии религии.

Раздел 3. История религий

Освоенные умения:

умеет критически анализировать религиоведческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, статистические данные, материалы периодической печати, аудиовизуальный ряд и т.д.);

- использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне общественно значимой информации;

Усвоенные знания:

знает основные этапы развития религии: первобытные формы религии; политеистические религии Древнего мира; монотеизм; религии мира и их основатели, вероучение и культ мировых религий;

имеет представление: о кризисах и рождении самостоятельных течений в мировых религиях; о месте мировых религий в современном мире; об истории распространения религий в России.

Раздел 4. Религиозная этика

Освоенные умения:

умеет:

критически анализировать религиоведческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, статистические данные, материалы периодической печати, аудиовизуальный ряд и т.д.);

использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне общественно значимой информации;

определять нравственное значение религиозного и нерелигиозного мировоззрения.

Усвоенные знания:

знает нравственные заповеди в религиях мира;

основы религиозной этики в быту и праздниках верующих людей;

имеет представление:

о месте человека в религиозном и нерелигиозном мировоззрении; культовой практике и этических нормах верующих;

о развитии свободомыслия и представлений о свободе совести и ее государственно-правовое обеспечение в истории России;

о закреплении свободы мысли, совести, религии и убеждений в международных правовых документах.

Раздел 5. Современные нетрадиционные религии и культы.

Освоенные умения:

умеет участвовать в дискуссиях по религиоведческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя при обсуждении исторические сведения;

- использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне общественно значимой информации.

Усвоенные знания:

Знает о социально-исторических и социокультурных условиях формирования и развития нетрадиционных религиозных движений и культов;

конституционные нормы, регулирующие вопросы свободы вероисповедания в России.

имеет представление:

о нетрадиционных религиозных движений и культов;

об эволюции религии в современном мире.

Раздел 6. Основы социальной работы с верующими

Освоенные умения:

умеет:

определять религиозную личность и ее тип;

соотносить поведение клиента с исторически сложившимися мировоззренческими системами реального мира;

- проводить профилактику возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы;

- создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц, попавших в ТЖС связи с религиозными ориентациями.

- представлять результаты изучения материала в формах тезисов, конспекта, сообщения, таблицы, творческой работы и т.д.

Усвоенные знания:

знает:

основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.);

имеет представление:

о методиках диагностирования ТЖС у клиентов в связи с религиозными ориентациями;

о мерах профилактики возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы;

о формах взаимодействия социальных служб и религиозных организаций на примере отечественного и зарубежного опыта.

Зачет

В соответствии с требованиями работодателей сформулированы дополнительные профессиональные компетенции:

- определять религиозную личность;

- диагностировать ТЖС у клиентов в связи с религиозными ориентациями;

- участвовать в диалоге по религиоведческим проблемам, соблюдать этику диалога на религиозную тему;

- собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации, связанной с религиозными ориентациями клиента;

- проводить профилактику возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы;

- создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц, попавших в ТЖС в связи с религиозными ориентациями.

1


© 2010-2022