- Преподавателю
- Другое
- Конспект окрытого занятия «Традиции встречи весны. Заклички, Жаворонки»
Конспект окрытого занятия «Традиции встречи весны. Заклички, Жаворонки»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Филонович О.В. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детства и юношества»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«Традиции встречи весны. Заклички, Жаворонки»
Составитель: педагог дополнительного образования
Филонович О.В.
Серпухов
2013
План-конспект открытого занятия
Назначение: материал может быть использован для занятий в детском саду и начальных классах школы, разрабатывался в рамках реализации программы «Маленький ремесленник» для учащихся ДДиЮ и их родителей.
Укрепление детско-родительских отношений, через создание атмосферы общности интересов, повышение педагогической культуры родителей, приобщение родителей к участию в жизни детского коллектива, позволяет создать условия самораскрытия для детей: чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка.
Цель:
продолжать знакомить с культурой и народными традициям; воспитывать уважение к народному фольклору, развивать разговорную речь; установить эмоциональный контакт между всеми участниками, формировать глубокие и доверительные отношения детей и родителей в процессе совместной художественной деятельности.
Задачи:
- развивать интерес к русской культуре, творческие способности взрослых и детей в процессе совместной творческой деятельности;
- вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность;
- воспитывать интерес к народной культуре: знакомить с праздником «Заклички Весны, Жаворонки»;
- учить лепить из теста обрядовое печенье «жаворонки» двумя способоми; закреплять способы лепки птиц, передавать форму и относительную величину туловища и головы;
- развивать фантазию, воображение в процессе украшения «жаворонков»;
- совершенствовать качество работы УДО при взаимодействии с родителями;
- формировать нравственное отношение к семейным традициям.
Ожидаемые результаты:
практическое освоение участниками навыков изготовления традиционной выпечки в рамках транслируемого опыта; повышение педагогической культуры родителей, обогащение родительско-детских отношений опытом эмоционально-насыщенного общения, возможность использовать полученные знания.
Используемые методы обучения
Словесный - беседа, объяснение.
Наглядный - иллюстрации и образцы обрядовой выпечки «жаворонки».
Демонстрационный - показ традиционных способов изготовления «жаворонков».
Практический - творчески-репродуктивный по характеру деятельности.
Ход мастер-класса:
-
Приветствие, сообщение темы, постановка цели.
-
Содержательный блок:
- беседа-диалог;
- описание общего алгоритма работы;
- практическое.
3. Презентация выполненных работ, обратная связь для участников, ответы на вопросы, угощение участников ржаными «жаворонками» (игра «Кому?»).
Материал к занятию
Демонстрационный: традиционная кукла «Птица-радость», иллюстрации обрядовой выпечки «жаворонки», образцы готовой выпечки.
Раздаточный: доски для лепки, солёное тесто для лепки, пластиковые ножи (стеки), пластиковые вилки, расчёски, трубочки, средства гигиены (влажные салфетки).
Конспект открытого занятия.
-
Приветствие, постановка цели.
Добрый день. Очень приятно видеть, что идея совместных занятий пришлась вам по душе, и родители приходят не только посмотреть, чему и как учат их детей, но и самим включиться в творческий процесс.
Буквально две недели назад мы с вами делали птичку из лоскутика ткани. А кто мне скажет, по какому поводу мы её делали?
Ответы детей: встреча весны, праздник 40 Святых, возвращение перелётных птиц…
Сегодня я опять принесла Вам куклу, которая называется «Птица-радость» или «женщина-птица». Кто помнит, почему она так называется?
Ответы детей: на голове куклы платок в виде птичьей головы, на одежде - маленькие лоскутные птички.
А зачем птицы?
Ответы детей и родителей: весну звали - птиц закликали, если птица села на женщину, значит, быть ей весь год счастливой.
А сегодня мы будем лепить птичку. Вы думаете из пластилина? Нет, из теста. Сейчас расскажу почему.
-
Содержательный блок.
Весной начинают возвращаться из теплых краев перелётные птицы. В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну.
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат - 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день. Он совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходят… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.
У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок или кулик. Желая поторопить птиц, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками, глазками. По давней традиции в домашнем приготовлении жаворонков принимают участие дети. Их раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста приговаривать заклички:
Жаворонки,
Мои матушки,
Прилетите ко мне,
Принесите ко мне.
Весну, весну красную.
Жаворонушки, прилетите,
Красавицу весну принесите.
Принесите весну на своём хвосту,
На сохе, на бороне, на овсяном снопе.
Ты птица - жаворонок,
Твой голос тонок - звонок.
Неси, неси на волю
Весну, весну в подоле.
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Все вместе повторяют заклички за педагогом.
Страна у нас большая: на Кубани уже клубника цветёт, а в Сибири снег идёт. Весна приходит в разные сроки, птицы прилетают в разное время, потому и закликали их с марта и до самой, бывало, Троицы. И печёных птичек делали разных: где-то звали жаворонками, где-то-куликами, где-то грачевниками. Ещё и выглядели они по-разному.
Участники занятия рассматривают иллюстрации и образцы «жаворонков».
-
Практическая часть.
Сегодня мы сделаем двух разных «жаворонков» - по-разному их слепим, каждый по-своему их украсит. Если успеем, то попробуем и другие способы лепки птичек-жаворонков. Сегодня мы работаем с несъедобным солёным тестом, а вот дома с мамами, может быть, кто-то испечёт самых настоящих обрядовых жаворонков.
С тестом надо работать на дощечке, очень аккуратно, с большой любовью, чтобы получились красивые, пышные «жаворонки». Резать тесто мы будем пластиковыми ножичками, а вилочками, трубочками и даже расчёсками мы будем рисовать на птичках и украшать их.
Родители и дети работают - последовательно повторяют за педагогом этапы изготовления «жаворонков», помогают друг другу. Педагог обходит всех и помогает при необходимости.
Заключительная часть. Презентация готовых работ.
А теперь мы можем с удовольствием съесть тех жаворонков, которых я для вас испекла. Они все разные и чтоб никому не было обидно, мы их разыграем: я отвернусь, буду спрашивать «Кому?», а один из вас, не видя какую птичку я предлагаю, будет называть имя.
Литература
-
Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Часть 1. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. - М.: МГДД(Ю)Т, 2009.
-
Дайн Г. Л. «Детский народный календарь», 2-е изд., доп. перераб. - Хотьково, Сергиев Посад, Издательство «Весь Сергиев Посад», 2010
-
Лыкова И.А. «Лепим с мамой» - М., «Карапуз-дидактика», 2005
Приложение 1.
Рецепт соленого теста
200 гр. = ( 1 стакан) муки 200 гр. = (0,5 стакана) соли 125 мл. воды
! Обратите внимание, соль тяжелее муки, поэтому по весу они одинаковы, а по объёму соль занимает примерно в два раза меньше.
Для тонких рельефных фигурок добавить на выбор:
- 15-20 г (столовую ложку) клея ПВА или
- крахмала (столовую ложку)
- клей для обоев (предварительно его размешать с небольшим кол-вом воды)
! Муку блинную (или с добавками) - НЕЛЬЗЯ (фигурки при высыхание поднимутся как хорошее тесто для пирогов и потрескаются).
! Соль Йодированную - НЕЛЬЗЯ (крупные вкрапления не растворяются, в последствии тесто не однородное - в крупинку).
! ВОДА - лучше всего ОЧЕНЬ ХОЛОДНУЮ, добавлять обязательно частями по 50 мл после каждого добавления вымешивать (связано с тем, что для разной муки, может понадобиться разное количество воды).
! Соль сначала перемешивается с мукой, а только потом в готовую массу наливают воду.
! Соленое тесто хранят в полиэтиленовом пакете или плотно закрывающемся контейнере. Соленое тесто из полиэтиленового пакета лучше доставать маленькими кусочками, так как комочки теста достаточно быстро покрываются корочкой и при раскатывании или лепке эти сухие корочки портят вид.
Сушить лучше всего на воздухе в естественных условиях,
но это долго, поэтому сушить можно в духовке, соблюдая несколько правил.
1. Духовка должна быть на минимальной температуре
2. Хорошо если сушка идет с приоткрытой крышкой духовки
3. Нельзя класть изделий в горячую духовку сразу, нагрев должен происходить постепенно. Так же как и вытаскивать изделие из духовки, лучше, если оно остывает постепенно(вместе с духовкой).
4. Идеально производить сушку в несколько этапов: час посохло с одной стороны, перевернули поделку, сохнет с изнанки. Я ещё делаю перерывы между сушками, час сохнет в духовке - сутки сохнет само - потом опять часа полтора в духовке с обратной стороны.
5. Время сушки изделия зависит от толщины самого изделия
Если потрескивание произошло после покраски, это означает что изделие не до конца просохло (изделие продолжает сохнуть, и воздуху надо куда то деваться) поэтому трескается поверхность краски или лака. Не торопитесь покрасить или покрыть изделие лаком, чтоб потом не жалеть и не переделывать. Всё что отваливается - просто замечательно и главное не заметно приклеивается клеем ПВА (только не канцелярским, а строительным).
Приложение 2.
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ
Когда малыш лепит:
- развивается его мелкая моторика,
- совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь,
- влияет на развитие речи и мышления.
- лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.
ЦЕЛЬ - ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ САМОГО ЗАНЯТИЯ, ОТ ПРОЦЕССА! Постепенно приходя к результату.
Следующая выдержка - абсолютно верна, и я прошу родителей обратить на нее внимание:
"Иногда мамы просто покупают пачку пластилина, вручают ребенку, а сами уходят в другую комнату заниматься своими делами. Как правило, подобные эксперименты кончаются весьма плачевно: весь пластилин оказывается смешан в один комок неопределенного грязного цвета, причем комок этот обычно оказывается на полу. А если учесть, что пластилин не слишком хорошо отскребается от паркета и обоев, да еще оставляет жирные пятна… В общем, мамы решают, что пластилин - это чересчур, и малыш еще не дорос до подобных занятий. И многие до самой школы про лепку больше не вспоминают. Некоторые считают, что вполне достаточно занятий в детском садике, а дома можно и не лепить.
Как же быть?!
Важно помнить, что во время занятий лепкой вам нужно быть рядом со своим ребенком, а в идеале сидеть с ним рядом и тоже лепить.
Приложение 3.
Жаворонки - 1-й способ
Делаем из теста длинную колбаску и сворачиваем в узел.
Один конец расплющиваем и режем. Другой конец немного вытягиваем,
формируем голову и клювик. Делаем глазки.
Готовые жаворонки:
Жаворонки - 2-й способ
Делаем недлинную толстую колбаску. С одной стороны формируем голову и клюв. Другую сторону сдавливаем. Это будет хвост и крыло.
Разрезаем расплющенную сторону пополам. Делаем ножом "перышки".
Крыло загибаем вверх. Делаем глазик.
Готовый жаворонок:
Приложение 4.
Московские жаворонки
Архангельские жаворонки
Рязанские жаворонки
Тульские жаворонки