• Преподавателю
  • Другое
  • Отчет по одному уроку из серии последовательных уроков по алгебре и началам анализа 11класс

Отчет по одному уроку из серии последовательных уроков по алгебре и началам анализа 11класс

Обучение математике – это искусство, направленное  на каждого ученика в отдельности. Урок – как музыкальное произведение, рождается со звонком и умирает со звонком, в душе и в уме каждого ученика оставляет свой след, рождает тропинку, по которой еще предстоит пробираться через дебри и овраги к пониманию, к истине. Но не все дети одинаково трудолюбивы. Поэтому очень важно найти путь к пониманию и сердцу ребенка.             Как заинтересовать? При внедрении семи модулей Программы можно каждый уро...
Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ШОтчет по одному уроку из серии последовательных уроков по алгебре и началам анализа 11классамоева Лейла Исмаиловна

Учитель математики, физики

КГУ «сш. им. Карасай батыра

с дошкольным мини - центром»

село Ушконыр

Карасайский район

Алматинская область


Отчет по одному уроку из серии последовательных уроков по алгебре и началам анализа 11класс


«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...»

М. Поташник, действительный член

Российской академии образования.

Обучение математике - это искусство, направленное на каждого ученика в отдельности. Урок - как музыкальное произведение, рождается со звонком и умирает со звонком, в душе и в уме каждого ученика оставляет свой след, рождает тропинку, по которой еще предстоит пробираться через дебри и овраги к пониманию, к истине. Но не все дети одинаково трудолюбивы. Поэтому очень важно найти путь к пониманию и сердцу ребенка.

Как заинтересовать? При внедрении семи модулей Программы можно каждый урок математики сделать незабываемым, ярким, интересным. Мне хотелось бы описать один из уроков из серии запланированных последовательных уроков по алгебре и началам анализа в 11 «Б» классе.

Чем был определен мой выбор, почему именно 11 класс? Обычно учащиеся этого возраста остаются за бортом внимания учителей, проходящих практику в школе по Программе Кембриджской системы обучения. Но я считаю, что именно школьники старшего звена могут наглядно продемонстрировать, что интеграция семи модулей в образовательный процесс повышает качество знаний, пробуждает мотивацию, интерес учащихся к учебе, развивает саморегуляцию, побуждает школьников самих добывать знания, дает возможность раскрыть талантливых и одаренных.

Дети в возрасте 14-15 лет, начинают задавать мне вопросы: «Зачем нам нужна математика? А в жизни пригодятся ли мне синусы и косинусы, если я хочу стать актрисой?». Я выделила именно этот возраст, так как ученики среднего звена таких вопросов не задают, они считают, что изучение математики им необходимо, этот предмет у них ведется с первого класса, он входит в школьную программу, они должны научиться считать, решать задачи, так мотивируют детей родители, учителя. Дети среднего звена еще не определились окончательно с выбором профессии, их увлечения меняются очень часто, и критическое мышление у этих ребят еще окончательно не сформировано. Совершенно иначе подходят к обучению учащиеся старших классов. Придя в 10 класс, ребята уже поставили себе цели: чего они хотят, как они этого будут добиваться - у них проявляется самомотивация.

Данный урок на тему: «Неопределенный интеграл» я разработала с учетом внедрения семи модулей Программы. На стадии вызова ребятам было предложено провести психологический тренинг «Круг дружбы», где школьники передавая по кругу игрушку в виде сердечка, говорят свои пожелания друг другу. В процессе этого тренинга происходило создание коллаборативной среды. Ребята восприняли очень серьезно этот тренинг, и пожелания их были от всего сердца. Такие тренинги ученикам необходимы, они помогают создать среду сотрудничества, почувствовать плечо друга, получить поддержку от товарищей.

После психологической минутки я перешла к основной части урока, где учащимся предложила разбиться на группы с помощью стикеров на которых были записаны формулы производных, таким образом, ребята вспомнили тему, изучаемую в 10 классе, которая взаимосвязана с новой темой. Далее дети в группах разработали критерии оценивания по которым будут получать бонусы и «Спираль успеха», с помощью которой они будут определять степень понимания новой темы, а также обсудили правила работы в группах и записали их на постере, третья группа учащихся создала постер «Дерево знания». Следует отметить, что школьники с увлечением взялись за работу, они раскрыли свои таланты рисования. Я узнала, что Руфина М. прекрасно рисует бабочек и цветы, а Айзада Д. умеет организовать и распределить обязанности внутри группы - я не ожидала, что эта тихая девочка может быть лидером в определенных ситуациях. В течении ближайших месяцев я планирую основательно поработать с этим ребенком: раскрыть её интеллектуальный потенциал, проверить её лидерские качества (задействовать Айзаду в математическом КВНе) , дать ей более усложненные задания (подготовить к олимпиаде по математике). Ребятам понравилось разрабатывать собственную систему оценивания с помощью , которой они могут оценить себя и других. Каждая группа во главе с избранным спикером защищали свой проект. Объясняли назначение своего постера, аргументируя его актуальность на данный момент.

Для определения темы урока школьники просмотрели на интерактивной доске отрывок из фильма «Приключения Электроника» в котором учитель спрашивает Сыроежкина, что за символ он использовал при решении задачи. После просмотра сюжета ребята сами озвучили тему урока (необходимо отметить, что некоторые ученики выдели этот фильм впервые). Таким образом, используя ИКТ, я добилась следующего результата:

  1. Концентрация внимания школьников;

  2. Интерес к новой теме;

  3. Мотивация;

  4. Анализ;

  5. ВОтчет по одному уроку из серии последовательных уроков по алгебре и началам анализа 11классывод, интерпретация полученной информации.

Отчет по одному уроку из серии последовательных уроков по алгебре и началам анализа 11классРебятам было предложено с помощью интернета найти таблицу интегралов и таблицу производных, с этим заданием успешно справились все, но только Марк Р. (один из учеников со средней успеваемостью, так называемый «троечник») одним из первых увидел взаимосвязь между таблицами и с помощью группы озвучил вывод, что интегрирование процесс обратный дифференцированию. Таким образом, мы наблюдаем, что подросток, применив свои навыки работы с ИКТ, логически поразмыслив провел исследование, нашел взаимосвязь между изучаемыми объектами, и с помощью логических рассуждений, выслушав мнение всех членов группы, сделал правильный вывод. Наблюдая за работой Марка, я вижу интеграцию модулей в обучающий процесс - это применение ИКТ, управление и лидерство в группе (раннее этого за ним не наблюдалось), критическое мышление, новые подходы (самостоятельное добывание знаний, диалог в группе). Социализация Марка в группе проявилась ярко на фоне диалога с другими членами группы. Марк аргументировано отстаивал свою точку зрения по данной теме, раскрыл свой талант оратора. Показал обратную связь первообразной и производной.

Интересно было отметить, то что, мой отличник Ильяз А. и ударник Гариф М. долго не могли скоординироваться в происходящем, так как привыкли к стандартному проведению уроков, но эти ребята овладели ситуацией, когда коснулись теоретических заданий. Задание «Фишбоун», в котором нужно было сопоставить соответствующую функцию с первообразной данной функции, используя таблицу интегралов. Здесь эти мальчики проявили себя с лучшей стороны, исследуя задания и находя соответствия, при этом они поясняли ребятам, которые затруднялись, почему они выбирают именно это соответствие, советовались с одногруппниками. Здесь я наблюдала, «что беседа в обучении … является взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и …продвигают обучение ученика вперед» (Александер ) Следующее задание было практического содержания. На постере «Дерево знаний» в виде яблок были записаны задания, каждый цвет яблока означал уровень сложности задания: зеленое - легкое , желтое - среднее, красное - сложное. Здесь себя проявили девочки Фатима Б., Дана И., Айзада Д .Эти ученицы во время изучения теоретической части внимательно слушали своих одногруппников, затем они сумели применить теорию на практике, выполнив индивидуальные задания (нужно было найти первообразную разных функций, например:Отчет по одному уроку из серии последовательных уроков по алгебре и началам анализа 11класс; Отчет по одному уроку из серии последовательных уроков по алгебре и началам анализа 11класс )dx ). Причем, девочки взяли задания средние и сложные. В этой группе я наблюдала образование зоны ближайшего развития. Ученицы, справившись с заданиями средней сложности, перешли к заданиям повышенной сложности. Самостоятельно девочки их не смогли решить - возникли трудности. Школьницы стали обсуждали свои задания, совместно размышляли над ними: какие применить формулы для решения, какое правило первообразной применить, стоит ли выносить коэффициент в виде обратного числа или нет и так далее. Посовещавшись в малой группе, ученицы решили сложные задания, и попросили проверить их работу. Задания были выполнены верно. Девочки были довольны своей работой. Здесь проявилась саморегуляция школьниц:

во - первых на лицо мотивация (сделать что-то самой);

во- вторых, познание, развитие (ребенок учится, мыслит как правильно выполнить задание, использует логику - какие применить формулы в данном примере);

в-третьих, социальная (если, не смогу решить сам - можно обратиться за помощью к соседу по группе, по парте, таким образом, ребенок учится налаживать контакт, пытается решить проблему , прогнозируя и планируя свои дальнейшие действия);

в-четвертых, конечно, эмоции (радость от того, что приложенные усилия привели к положительному результату)

Что мы видим - задействованы все 4 плоскости (конгнитивная, социальная, мотивационная, эмоциональная) развития саморегуляции .

Как утверждает Мерсер: «…взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в парах или группах они вовлечены во взаимодействие…». Выполнение заданий в каждой группе прокомментировали спикеры групп, пока члены группы записывали выполненные задания на доске. Спикеры групп продемонстрировали свои лидерские качества, поясняя выполнение каждого задания.

Отчет по одному уроку из серии последовательных уроков по алгебре и началам анализа 11класс Для подведения итогов урока, на стадии рефлексии, учащимся было предложено поразмыслить над тем, а нужны ли интегралы в повседневной жизни, но не просто обсудить этот вопрос, а с помощью приема «Шляпы де Боно». Я применила этот прием с учетом возрастных особенностей учащихся, так как именно в этом возрасте у школьников достигает своего апогея развитие навыков критического мышления. Для того, чтобы весь класс принял участие в обсуждении, для создания конструктивного диалога, так как «…преподавание в форме диалога позволяет использовать силу разговора для стимулирования и развития учащихся» (Александер 2008), мной был использован прием «Шляпы де Боно» .

Отчет по одному уроку из серии последовательных уроков по алгебре и началам анализа 11классХарактеристика каждой шляпы была представлена на интерактивной доске в виде слайда. Шляпы учащиеся выбирали сами, причем, взяли шляпы самые пассивные ученики, чем вызвали моё удивление. Но ещё больше меня поразили мои «троечники» Владимир В., Даурен М., Тимур К., Марк Р., которые в процессе обсуждения развили такую дискуссию, по поводу необходимости интеграла, приводя примеры из жизни о практическом применении интегрального исчисления, что удивили весь класс. Каждый ученик добросовестно старался выполнить возложенную на него роль, защитить позицию своей шляпы, в итоге ребята пришли к выводу, что интеграл, и его изучение просто необходимы в науке и в повседневной жизни. Даурен сказал : «Вся наша жизнь сплошной интеграл». Владимир В., надев черную шляпу, утверждал: «Интеграл усложняет жизнь школьникам».

Я наблюдала у школьников развитие навыков критического мышления. А что такое критическое мышление? Критическое мышление - под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.

Ребятам очень понравилось дискутировать, аргументируя и приводя веские доказательства в защиту позиции своей «шляпы». Владимир В., Ильяз А., Даурен М.раскрыли свои ораторские таланты, а Марк Р., Тимур К., Гариф М. - артистические таланты. В конце урока школьники предложили провести в будущем суд над интегралом . В конце учащиеся провели взаимоценивание и самооценивание с помощью смайликов и системы бонусов, а так же на постере «Спираль успеха» стикерами показали степень понимания изученной темы. На «карточках выхода» ученики оценили свои знания. Карточка содержит три столбика(1 столбик- сами задания, 2 столбик - баллы, 3 столбик -комментарии), ребята напротив каждого задания ставили полученные баллы, а в третьем столбике писали комментарии о степени понимания каждого задания, например: «возникли трудности», «все понятно», «не знаю какую формулу применить», в нижней графе «итог»-считали общее количество баллов. Шкала оценивания была вывешена на доске. Школьники (Дамир А., Мигдат Н.) внесли предложение - если ученик не набирает пороговый уровень по баллам, дать возможность заработать баллы на следующем уроке. Я согласилась с этим предложением учащихся, так как поняла, что ребята заинтересовались новой системой оценивания. У них появилась мотивация к обучению. Посовещавшись в группах ребята решили, наградить бонусами тех учеников, которые были активны на уроке, вносили в обсуждение интересные идеи и предложения ( Марк Р., Ильяз А., Гариф М., Руфина М., Айзада Д.) . Нужно сказать, что ребята очень самокритично относятся к себе и к своей работе на уроке, это я определила по итогам выходных карточек, многие занизили свои оценки. В начале урока я раздала ребятам анкеты, в которых ребята должны были описать свое отношение к уроку, предложения, пожелания. Это была своего рода рефлексия по проведенному уроку. С помощью этого анонимного анкетирования я смогла планировать свои уроки учитывая предложения и пожелания школьников, так как «учителя должны стремиться к тому, чтобы системно следовать цели улучшения преподавания».(Eliot,1991)Отчет по одному уроку из серии последовательных уроков по алгебре и началам анализа 11класс Отчет по одному уроку из серии последовательных уроков по алгебре и началам анализа 11класс В течение урока я наблюдала за тремя учениками (Ильяз, Гариф, Марк). Ильяз круглый отличник , Гариф учится на «4» и «5», Марк - так называемый «троечник». На этом уроке я увидела Марка с другой стороны. Этот мальчик пришел в этот класс в прошлом году, был неприметен, малоразговорчив, пассивен на уроках. Но после урока проведенного по Программе Кембриджской системы обучения этот подросток раскрыл свои талант оратора, показал свое критическое мышление, способность конструктивно воспринимать критику. Ильяз и Гариф долго не могли войти в «колею», то есть адаптироваться к моим новым методам преподавания, ожидали какого-то подвоха, но на стадии осмысления быстро скоординировались в сложившейся ситуации и активно включились в процесс .

Итак подведем итоги проведенного урока . Честно признаюсь - этот урок был для меня откровением. Я сделала для себя много новых открытий:у меня в классе есть талантливые и одаренные дети, которые могут красиво рисовать, критически мыслить и поняла, что интеграция идеи семи модулей Программы в учебный процесс способствует достижению целей, поставленных мною на уроке. Может не все нюансы были учтены мной, такие как: малопродуктивные задания для одаренных детей, огромный объем информации для переработки, но каждый минус или недочет или непродуманная ситуация урока будет являться целью для дальнейшего развития в рамках этой Программы в будущих моих начинаниях…









© 2010-2022