Формирование профессиональной мотивации студентов 1 курса при изучении ПМ

Данную тему я бы хотела раскрыть на примере фрагмента практического занятия по ПМ 04(07) «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04(07).03 «Технология оказания медицинских услуг»   Тема: Медикаментозное лечение в сестринской практике. Практическое занятие – это занятие со студентами, предусматривающее систематизированное формирование первичных профессиональных умений модуля и соответствующих профессиональных компетенций, имеет свою структуру, формы и м...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование профессиональной мотивации студентов 1 курса при изучении ПМ

Данную тему я бы хотела раскрыть на примере фрагмента практического занятия по ПМ 04(07) «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04(07).03 «Технология оказания медицинских услуг»

Тема: Медикаментозное лечение в сестринской практике.

Вступление

Практическое занятие - это занятие со студентами, предусматривающее систематизированное формирование первичных профессиональных умений модуля и соответствующих профессиональных компетенций, имеет свою структуру, формы и методы. Перед преподавателем стоит задача развивать интерес студентов к знаниям, к занятию, превратить группу из пассивных наблюдателей в активных участников образовательного процесса, привлечь их к совместному сотрудничеству для раскрытия собственного потенциала и самореализации. Решить эту важную проблему можно лишь в случае, если преподаватель, планируя, свою работу, будет опираться на такие основные моменты, как побуждение у студентов творческого отношения к предмету, используя как можно шире активные и инновационные формы и методы обучения, отводя особое значение самостоятельной работе студента.



Образовательные цели занятия:

Студент должен иметь практический опыт:

  • оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий:

  • набора лекарственного средства из ампулы и флакона;

  • осуществления внутримышечной инъекции (на фантоме);

  • разведения антибактериальных препаратов.

  • обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;

  • соблюдения требований техники безопасности и пожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций.




цели занятия: в ходе занятия вы должны сформировать следующие профессиональные компетенции

ВПД - Решение проблем пациента посредством сестринского ухода

ПК 1.1

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

ПК 1.2

Соблюдать принципы профессиональной этики

ПК1.6

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий

ВПД - Участие в организации безопасной окружающей среды для участников

лечебно-диагностического процесса

ПК 2.1.

Обеспечивать инфекционную безопасность

ПК 2.2.

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала

ПК 2.5

Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте

А так же Вы должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность

Общие компетенции

ОК.1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК.3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК.4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК.6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.7

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК.8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК.9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК.10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК.11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК.12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК.13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.










Мотивация

Медикаментозная терапия является одним из важнейших лечебных мероприятий.

От того, насколько умело и грамотно медицинский работник вводит назначенное больному лекарственное средство, во многом зависит успех лечения.

Действие лекарственного средства на организм зависит, как вы уже знаете от многих факторов (время приёма, форма лекарственного препарата, длительность воздействия на организм, способа хранения, срока годности).

Большое значение имеет доза препарата. При превышении дозы назначенной врачом лекарственный препарат начинает оказывать токсическое (отравляющее) действие на организм. Занижение дозы снижает его эффективность.

В своей практической деятельности Вам часто придется выполнять внутримышечные инъекции, разводить антибактериальные препараты, поэтому необходимо быть внимательным, четко и грамотно выполнять алгоритмы выполнения манипуляций. Помнить о существующей угрозе возникновения осложнений при постановке внутримышечной инъекции: нарушение асептики, ошибочное введение лекарственного препарата, может стать для пациента роковой ошибкой.

Часто пациенты испытывают опасения из-за незнания лекарственного препарата, который им вводят. Многие страхи пациентов часто связаны с возможным инфицированием их во время инъекций выполняемых медработником. Поэтому медицинский работник должен набирать в шприц лекарство в присутствии пациента, объяснять воздействие этого препарата, демонстрировать правила асептики и антисептики.

Быстрота и ловкость при наборе и разведении лекарственных средств, четкость и качество при постановке инъекции достигается только путём тренировок на доклиническом этапе. От ваших действий будет зависеть обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и персонала.

Вводный инструктаж

На теоретической части нашего занятия мы вспомнили: анатомические области внутримышечных инъекций, правила разведения и, особенности введения антибактериальных препаратов, возможные постинъекционные осложнения и их профилактику. Так же обновили в памяти знания о том, как готовят дезинфицирующие растворы для дезинфекции изделий медицинского назначения и предметов обстановки и как утилизируют медицинские отходы.

КАРТА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Практическая часть нашего занятия пройдет следующим образом:

  • вначале мы закрепим знания теоретической части занятия, решив проблемно ситуационные задачи;

  • затем инструктаж и самостоятельная работа по отработке практических умений;

  • в завершение поработаем с тренажерной программой по контролю полученных знаний и подведем итоги занятия.

Оценка за занятие складывается:

  • Решение ситуационных задач

  • Выполнение практических заданий

  • Активность студента на занятии

  • Работа с компьютерной тренажерной программой


Приложение 2


Ситуационные задачи

«Разведение антибактериального средства и набор заданной дозы в шприц»

Задание: Рассчитайте необходимое количество растворителя для разведения

антибиотика во флаконе и укажите, сколько миллилитров лекарственного

средства нужно набрать в шприц (заданную дозу) для пациента.

Заполните таблицу

Дозировка на флаконе антибиотика

Необходимо ввести во флакон (средства для разведения антибиотиков)

Необходимо ввести по назначению врача

Сколько набрать в шприц, если разводили

по правилу 1:1

по правилу 1:2

по правилу 1:1

по правилу 1:2

1 000 000



1 000 000



500 000



250 000



250 000



250 000



1,0



0,6



0,5



0,4



1,5



1,0



1,0



0,7



Эталон ответа

Дозировка на флаконе антибиотика

Необходимо ввести во флакон (средства для разведения антибиотиков)

Необходимо ввести по назначению врача

Сколько набрать в шприц, если разводили

по правилу 1:1

по правилу 1:2

по правилу 1:1

по правилу 1:2

1 000 000

10 мл

5 мл

1 000 000

10 мл

5 мл

500 000

5 мл

2,5 мл

250 000

2,5 мл

1,75 мл

250 000

2,5 мл

1,75 мл

250 000

2,5 мл

1,75 мл

1,0

10 мл

5 мл

0,6

6 мл

3 мл

0,5

5 мл

2,5 мл

0,4

4 мл

2 мл

1,5

15 мл

7,5 мл

1,0

10 мл

5 мл

1,0

10 мл

5 мл

0,7

7 мл

3,5 мл



Приложение 3

ПАМЯТКА ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ


ПРОФИЛАКТИКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗАРАЖЕНИЯ

ГЕМОКОНТАКТНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ

Правила профилактики сводятся к максимальному предотвращению возможности загрязнения кожи и слизистых


Приложение 4

Технология выполнения простой медицинской услуги

РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБАКТЕРИАЛЬНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ


Цель: Разведение антибактериального препарата во флаконе непосредственно перед постановкой и набор заданной дозы в шприц.

Показания: Назначения врача

Оснащение: столик манипуляционный, лоток стерильный, лоток нестерильный, пинцет анатомический, шприц инъекционный однократного применения 5,0 мл, 0,9% раствор натрия хлорида или растворителя указанного в анатации к антибактериальному средству, пилочка, непрокалываемый контейнер для использованных игл, ёмкость с дезраствором для шприцев и перчаток, этиловый спирт 70% или кожный антисептик, стерильные ватные шарики, флаконы с антибиотиком, аптечка первой медицинской помощи при анафилактическом шоке, перчатки, маска, жидкое мыло с дозатором, диспенсер с одноразовым полотенцем.

Этапы

Обоснование

  1. Подготовка к процедуре:

  1. Приготовить оснащение

  2. Вымыть руки, надеть перчатки.


  1. Выполнение процедуры:

  1. Прочитать надпись на флаконе (наименование, доза, срок годности). Сравнить с назначением врача.

  2. Прочитать надпись на ампуле с растворителем (наименование, доза, срок годности).

  3. Вскрыть не стерильным пинцетом алюминиевую крышку в центре флакона.

  4. Резиновую пробку обработать шариком, смоченным кожным антисептиком.

  5. Слегка встряхните ампулу.

  6. Обработайте ампулу ватным шариком смоченным в спирте, надпилите ампулу пилочкой, ватным шариком, смоченным спиртом, обработать шейку ампулы. Отломить узкий конец ампулы ( слом шейки ампулы производят от себя).

  7. Взять ампулу левой рукой и осторожно ввести в нее иглу и набрать нужное количество раствора. (Набирая раствор можно постепенно поднимать дно ампулы).

  8. Извлечь иглу из ампулы. Резиновую пробку флакона с порошком, проколоть иглой, соединенной со шприцем, в котором набран нужный растворитель.

  9. Ввести во флакон растворитель в количестве, необходимом для разведения.

  10. Снять флакон вместе с иглой с подъигольного конуса и, встряхивая флакон, добиться полного растворения порошка.

  11. Надеть иглу с флаконом на подъигольный конус.

  12. Поднять флакон вверх дном и набрать содержимое флакона или его часть в шприц.

  13. Выпустить воздух из шприца во флакон

  14. Извлечь иглу из флакона, надеть колпачок, используя общие меры предосторожности

  15. Положить в стерильный лоток шприц, накрыть лоток стерильной салфеткой.

  1. Завершение процедуры.

  1. Утилизировать ампулу, флакон, ватные шарики


  • Необходимое условие для разведения антибактериальных препаратов

  • Обеспечение инфекционной безопасности, предохранение кожи рук сестры от контакта с лекарственным средством.

  • Исключение ошибочного введение лекарственного средства.

  • Неправильно выбранный растворитель может изменить лекарственное средство и стать причиной аллергической реакции.

  • Обеспечивается доступ к резиновой пробке.

  • Исключается повреждение иглы.

  • Обеспечение инфекционной безопасности


  • Для перемещения лекарственного средства в широкую часть ампулы.

  • Уменьшается обсеменение шейки ампулы микроорганизмами на случай, если игла коснется наружной поверхности ампулы при наборе лекарственного средства.


  • Условия для набора растворителя в шприц.


  • Условия для введения растворителя во флакон.


  • Растворение в жидкости всей дозы порошка обеспечивает равномерное всасывание необходимой дозы.

  • Условие для забора содержимого из флакона.


  • В таком положении все содержимое флакона перемещается к просвету иглы.

  • Предотвращение разбрызгивания лекарственного средства в воздухе и на предметы обстановки

  • Отсоединение пустого флакона.

  • Подготовка к инъекции.

  • Обеспечивается инфекционная безопасность.


  • Класс «А» - бытовые отходы

Приложение 4А


В современных антибиотиках последнего поколения соотношение антибиотик: растворитель указано в аннотации к антибиотикам и необходимо строго придерживаться этого.

Формирование профессиональной мотивации студентов 1 курса при изучении ПМФормирование профессиональной мотивации студентов 1 курса при изучении ПМФормирование профессиональной мотивации студентов 1 курса при изучении ПМ







Приложение 5

Технология выполнения простой медицинской услуги

ВНУТРИМЫШЕЧНОЕ ВВЕДЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Цель: Введение лекарственного раствора в мышечные слои.

Показания: Назначения врача (лечение, реабилитация, профилактика)

Характеристика выполнения методики простой медицинской услуги: внутримышечное введение лекарственных препаратов выполняется в верхне-наружный квадрант ягодицы, боковая поверхность бедра, дельтовидная мышца (наружная поверхность плеча, верхняя треть) при условии, что она хорошо развита.

При выполнении инъекции пациент должен находиться в положении лёжа на боку, на животе.

Оснащение: мыло; индивидуальное полотенце; стерильные маска и перчатки; стерильный лоток; ватные шарики в 70%-ном спирте; стерильный одноразовый шприц объемом 5-10 мл; две стерильные иглы; стерильный пинцет; ампула с лекарственным средством; пилочка; лоток для отработанного материала; емкости с дезраствором

Этапы

Обоснование

  1. Подготовка к процедуре:

  1. Подготовить все необходимое оснащение.


  1. Представиться пациенту, объяснить ход и цель процедуры, получить его согласие.

  2. Убедиться в отсутствии аллергии у пациента на данное лекарственное средство

  3. Надеть маску, подготовить руки к работе, надеть перчатки.

  4. Предложить или помочь пациенту занять удобное положение: лежа на животе, на боку.

  5. Выбрать и осмотреть/ пропальпировать область предполагаемой инъекции для избежания возможных осложнений.


  1. Выполнение процедуры:

  1. Обработать место инъекции антисептиком в одном направлении дважды.

  2. Туго натянуть кожу большим и указательным пальцами одной руки (у ребенка и старого человека захватите мышцу в складку), что увеличит массу мышцы и облегчит введение иглы.

  3. Взять шприц другой рукой, придерживая канюлю иглы мизинцем

  4. Ввести иглу быстрым движением под углом 90° оставляя до канюли 0,5 - 0,7 см.

  5. Перенести левую руку на поршень. Медленно ввести лекарственное средство в мышцу.


  1. Завершение процедуры.

  1. Приложить стерильный шарик, смоченный кожным антисептиком к области инъекции.

  2. Извлечь иглу быстрым движением.

  3. Подвергнуть дезинфекции весь использованный материал.

  4. Снять перчатки, поместить их в емкость для дезинфекции

  5. Обработать руки гигиеническим способом.

  6. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.


  • Обеспечение четкости и эффективности проведения процедуры.

  • Обеспечение участия в процедуре.

  • Обеспечение права на информацию.

  • Профилактика аллергических реакций


  • Обеспечение инфекционной безопасности.

  • Соблюдаются правила асептики.

  • Соблюдение условия внутримышечной инъекций с целью профилактики осложнений


  • Обеззараживание инъекционного поля.

  • Соблюдаются правила асептики.

  • Соблюдение условия внутримышечной инъекций с целью профилактики осложнений


  • Соблюдение условия внутримышечной инъекций с целью профилактики осложнений


  • Не менять руки во избежание повреждения тканей.


  • Профилактика осложнений и соблюдение инфекционной безопасности


  • Обеспечение инфекционной безопасности.


  • Обеспечение инфекционной безопасности.

  • Обеспечение инфекционной безопасности.

  • Обеспечение преемственности среди медперсонала и личной ответственности

Приложение 5А

Дополнительные сведения об особенностях выполнения внутримышечной инъекции:

  • При проведении инъекции в мышцы бедра или плеча шприц можно держать в правой руке как писчее перо, под углом, чтобы не повредить надкостницу.

  • При назначении инъекций длительным курсом через 1час после неё наложить на место инъекции грелку или сделать йодную сетку.

  • Через 15-30 минут после инъекции обязательно узнать у пациента о его самочувствии и о реакции на введённое лекарство (выявление осложнений и аллергических реакций).

Формирование профессиональной мотивации студентов 1 курса при изучении ПМФормирование профессиональной мотивации студентов 1 курса при изучении ПМ






Закрепление и систематизация полученных знаний.

Работа с компьютерной тренажер программой - студентам предлагается компьютерная тренажер программа «Внутримышечное введение лекарственных средств»


Подведение итогов занятия.

В процессе нашего занятия мы научились набирать лекарственное средство из ампулы и флакона; разводить антибактериальные препараты; осуществлять внутримышечные инъекции (на фантоме). Оценки полученные на занятии: ……..

В качестве заключения, я бы хотела сказать, что выбор той или иной образовательной технологии определяется, прежде всего, спецификой содержания учебного предмета и способом его конструирования. Всякая перестройка в структуре учебного предмета влечет за собой перемены в способах преподавания. При этом выделяются две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств. Эффективное использование инновационных образовательных и информационных технологий в сочетании с классическими методами обучения способствует реализации поставленных преподавателем целей, а также повышает конкурентноспособность выпускников на рынке образовательных услуг.


© 2010-2022