- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа дисциплины Экплуатационные материалы
Рабочая программа дисциплины Экплуатационные материалы
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калинина И.П. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тольяттинский технический колледж»
Рабочая программа
учебной дисциплины
Эксплуатационные материалы
для специальности 190103 Автомобиле- и тракторостроение
2012
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
-
паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Эксплуатационные материалы
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190103 Автомобиле- и тракторостроение
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке работников машиностроительного профиля.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональная дисциплина, профессионального цикла
-
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель изучения дисциплины - формирование у студентов необходимых знаний по физико-химическим и эксплуатационным свойствам, методам получения материалов, применяемых в автомобилях, тракторах и двигателях при их эксплуатации.
Основная задача дисциплины заключается в технико-экономическом обосновании целесообразности и эффективности использования автомобильных материалов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
самостоятельно принимать решение о возможности применения эксплуатационных материалов при проектировании и эксплуатации автотранспортных средств;
-
прогнозировать экономические и экологические последствия применения конкретных эксплуатационных материалов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
ассортимент топливно-смазочных и конструкционных материалов, условия их взаимозаменяемости, правил использования и контроля, влияние на технико-эксплуатационные свойства транспортной техники
-
основные свойства эксплуатационных материалов;
-
действующую нормативно-техническую документацию.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 69 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов;
самостоятельной работы обучающегося 23 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
69
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
46
в том числе:
Лабораторные работы
4
Практические занятия
12
Самостоятельная работа
23
Итоговая аттестация в форме - зачёт
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Эксплуатационные материалы»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1 Классификация автомобильных материалов
Тема 1.1 Общая классификация автомобильных материалов.
Содержание учебного материала
4
3
Характеристика эксплуатационных материалов и их влияние на эксплуатационные
свойства автомобилей.
Международная классификация.
Практические занятия
2
Составление химмотологической карты автомобиля.
Самостоятельная работа
4
Подготовка реферата по теме «Химмотология- новое научное направление»
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических занятий, отчётов и подготовка к их защите.
Раздел 2
Эксплуатационные материалы
Тема 1.2 Эксплуатационные материалы, применяемые для изготовления
автомобилей
Содержание учебного материала
Резинотехнические изделия: их назначение, свойства и область
применения. Пневматические шины, особенности их конструкции и
эксплуатационные требования.
Пластические материалы (пластмассы). Состав, классификация и
основные свойства пластмасс.
Резинотехнические изделия: их назначение, свойства и область
применения.
10
3
1
2
3
4
Пластические материалы (пластмассы). Состав, классификация и
основные свойства пластмасс. Термопласты и реактопласты: их свойства и
особенности применения.
Неорганическое стекло: состав, классификация и основные свойства.
Закаленные стекла и триплексы. Особенности их использования для
остекления автотранспортных средств.
Клеящие материалы: их разновидности и область применения.
Лакокрасочные материалы (ЛКМ), применяемые для окраски кузовов
и кабин автомобилей. Грунтовые и покрывные эмали, шпатлевки, их
назначение и технологические особенности нанесения. Методика
определения оптимального расхода ЛКМ.
Средства антикоррозионной защиты кузовов.
Практические занятия
2
Проведение антикоррозионной обработки автомобиля.
Самостоятельная работа
2
Конспектирование темы «Амортизационные жидкости».
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических занятий, отчётов и подготовка к их защите.
Тема 1.3 Автомобильные топлива
Содержание учебного материала
6
3
Сырьевая база и особенности производства автомобильных топлив и
смазочных материалов.
Автомобильные топлива: фракционный состав, классификация и
маркировка. Основные эксплуатационные требования к автомобильным
топливам. Вязкостно-температурные свойства автомобильных топлив.
Понятия октанового и цетанового чисел соответственно бензинов и
дизельных топлив. Особенности и перспективы использования
альтернативных топлив.
Лабораторные работы
4
Определение комплексного показателя качества бензина.
Определение вязкости бензина.
Самостоятельная работа
6
4
1
2
3
Подготовка реферата по теме «Альтернативные виды топлив».
Составить схему «Четырёхзвенная система: топлива - смазочные материалы - двигатели - эксплуатация».
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических занятий, отчётов и подготовка к их защите.
Тема 1.4 Смазочные материалы
Содержание учебного материала
4
3
Смазочные материалы: основные эксплуатационные требования и
показатели качества. Виды присадок и их влияние на свойства
автомобильных масел. Моторные и трансмиссионные масла и пластичные
смазки: их назначение и область применения. Классификация масел,
применяемых в гидравлических системах автомобиля.
Практические занятия
2
Определение качества моторного масла.
Самостоятельная работа
4
Составление сравнительной схемы «Зарубежные моторные масла- моторные масла, российских производителей».
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических занятий, отчётов и подготовка к их защите.
Тема 1.5 Специальные жидкости
Содержание учебного материала
4
3
Требования, предъявляемые к охлаждающим жидкостям. Понятие о жесткости воды: возможность образования накипи и ее влияние на работоспособность двигателя. Способы смягчения воды и удаления
накипи из системы охлаждения. Тормозные жидкости: назначение, ассортимент и рекомендации по их применению.
Практические занятия
6
Оценка временной и постоянной жесткости воды и способы снижения жесткости.
Проверка, применение и замена тормозных жидкостей.
Приготовление электролитов.
Самостоятельная работа
2
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических занятий, отчётов и подготовка к их защите.
1
2
3
4
Раздел 3
Охрана окружающей среды при использовании эксплуатационных материалов
Тема 3.1
Правила транспортировки, хранения, рационального использования, утилизации
Содержание учебного материала
2
2
Изменение качества топлив, смазочных материалов и жидкостей при хранении, заправке и применении.
Самостоятельная работа
5
Подготовка реферат по теме «Пути экономии эксплуатационных материалов».
Подготовка реферат по теме «Восстановление качества топлив и регенерация масел».
Всего:
69
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории.
Лаборатория
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Оборудование учебного кабинета:
-стол для преподавателя;
-технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
-столы для обучающихся;
-электронные видеоматериалы;
-комплект плакатов и альбомов.
Оборудование рабочих мест лабораторий:
-лабораторные столы;
-расходный материал;
-приборы (визкозиметр, РН метр, ареометр, гигрометр);
-вытяжка.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Кириченко Н.Б. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. Гриф МО РФ Автомобильные эксплуатационные материалы. Академия (Academia) 2011
-
Ананьев С. И., Безносов В. Г., Беднарский В. В. Эксплуатационные материалы для автомобилей и тракторов Феникс, 2006
Дополнительная литература:
-
Туревский И.С. Техническое обслуживание зарубежных автомобилей- М.: ИД ИНФРА, 2007
-
Епифанов Л.И Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004
Интернет-ресурсы:
-
lada.ru официальный сайт ОАО «АВТОВАЗ»
-
лада-ваз.рф новости автомобильной индустрии
Дополнительные источники:
-
ГОСТ 2084-77 «Бензины автомобильные»
-
ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Бензин неэтилированный»
-
ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования»
-
ГОСТ Р 51866-2002 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия»
-
ГОСТ Р 51634-2000 «Масла моторные автотракторные. Общие технические требования»
-
ГОСТ 17479.1-85 «Масла моторные. Классификация и обозначение»
-
Автомобильные топлива: Химмотология. Эксплуатационные свойства. Ассортимент.: А.С. Сафонов, А.И. Ушаков, И.В. Чечкенев. - С.Пб.: НИИКЦ, 2002.
-
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умение:
-
самостоятельно принимать решение о возможности применения эксплуатационных материалов при проектировании и эксплуатации автотранспортных средств;
-
прогнозировать экономические и экологические последствия применения конкретных эксплуатационных материалов;
-
регламентации уровней работоспособности, экологичности и безопасности.
Экспертная оценка выполнения практических занятий;
Зачёт.
Знать:
-
ассортимент топливно-смазочных и конструкционных материалов, условия их взаимозаменяемости, правил использования и контроля, влияние на технико-эксплуатационные свойства транспортной техники;
-
основные свойства эксплуатационных материалов;
-
действующую нормативно-техническую документацию.
Тестирование.
Конкретизация результатов освоения дисциплины
ПК 1.2. Обеспечивать технологическую подготовку производства по реализации технологического процесса.
Уметь:
-
самостоятельно принимать решение о возможности применения эксплуатационных материалов при проектировании и эксплуатации автотранспортных средств.
Практические работы:
-
Определение качества моторного масла;
-
Оценка временной и постоянной жесткости воды и способы снижения жесткости;
-
Проверка, применение и замена тормозных жидкостей;
-
Проведение антикоррозионной обработки автомобиля;
-
Приготовление электролитов.
Лабораторные работы:
-
Определение комплексного показателя качества бензина;
-
Определение вязкости бензина.
Знать:
-
основные свойства эксплуатационных материалов;
-
действующую нормативно-техническую документацию.
Перечень тем учебной дисциплины:
-
Характеристика эксплуатационных материалов и их влияние на эксплуатационные свойства автомобилей;
-
Резинотехнические изделия: их назначение, свойства и область применения;
-
Пластические материалы (пластмассы). Состав, классификация и
основные свойства пластмасс;
-
Неорганическое стекло: состав, классификация и основные свойства;
-
Закаленные стекла и триплексы. Особенности их использования для остекления автотранспортных средств;
-
Клеящие материалы: их разновидности и область применения;
-
Лакокрасочные материалы (ЛКМ), применяемые для окраски кузовов
и кабин автомобилей. Грунтовые и покрывные эмали, шпатлевки, их назначение и технологические особенности нанесения. Методика определения оптимального расхода ЛКМ;
-
Средства антикоррозионной защиты кузовов.
Самостоятельная работа
-
Подготовка реферата по теме «Химмотология- новое научное направление»;
-
Составление сравнительной схемы «Зарубежные моторные масла- моторные масла, российских производителей»;
-
Конспектирование темы «Амортизационные жидкости».
ПК 2.2. Проектировать изделия средней сложности основного и вспомогательного производства
Уметь:
-
прогнозировать экономические и экологические последствия применения конкретных эксплуатационных материалов.
Практические работы:
-
Составление химмотологической карты автомобиля.
Знать:
ассортимент топливно-смазочных и конструкционных материалов, условия их взаимозаменяемости, правил использования и контроля, влияние на технико-эксплуатационные свойства транспортной техники
Перечень тем учебной дисциплины:
-
Международная классификация эксплуатационных материалов;
-
Сырьевая база и особенности производства автомобильных топлив и смазочных материалов;
-
Автомобильные топлива: фракционный состав, классификация и маркировка. Основные эксплуатационные требования к автомобильным топливам. Вязкостно-температурные свойства автомобильных топлив;
-
Понятия октанового и цетанового чисел соответственно бензинов и дизельных топлив. Особенности и перспективы использования альтернативных топлив;
-
Смазочные материалы: основные эксплуатационные требования и показатели качества. Виды присадок и их влияние на свойства автомобильных масел. Моторные и трансмиссионные масла и пластичные смазки: их назначение и область применения. Классификация масел, применяемых в гидравлических системах автомобиля;
-
Специальные жидкости: назначение, область применения, ассортимент;
-
Требования, предъявляемые к охлаждающим жидкостям. Понятие о жесткости воды: возможность образования накипи и ее влияние на работоспособность двигателя. Способы смягчения воды и удаления накипи из системы охлаждения;
-
Тормозные жидкости: назначение, ассортимент и рекомендации по их применению;
-
Изменение качества топлив, смазочных материалов и жидкостей при хранении, заправке и применении.
Самостоятельная работа
-
Подготовка реферата по теме «Пути экономии эксплуатационных материалов»;
-
Подготовка реферата по теме «Восстановление качества топлив и регенерация масел»
-
Подготовка реферата по теме «Альтернативные виды топлив»;
-
Составление схемы «Четырёхзвенная система: топлива - смазочные материалы - двигатели - эксплуатация».