Календарно-тематическое планирование по курсу Риторика. 5 класс

Календарно-тематическое планирование по риторике составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы по риторике для основной школы (Автор программы Ладыженская Т.А. «Программа по рито­рике, 5-11 классы». - В сб.: «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая шко­ла». - М.: Баласс, 2004)программно-методических материалов «Школьная ри­торика. 5 класс» (Под ред. Т. А. Ладыженской...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Школьная риторика» предназначена для 5 класса общеобразовательной школы.

Данная программа составлена на основании:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования,

  • программы по риторике для основной школы (Автор программы Ладыженская Т.А. «Программа по рито­рике, 5-11 классы». - В сб.: «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая шко­ла». - М.: Баласс, 2004)

  • программно-методических материалов «Школьная ри­торика. 5 класс» (Под ред. Т. А. Ладыженской - М: Баласс, 2006).

Преподавание ведется по учебнику Школьная риторика. Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. 5 класс / под ред. Ладыженской Т.А. - М. : Баласс, 2007 г.

Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основ­ных образовательных программ», включает базовый компонент образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов. Программа направлена на формирование коммуникативных (риторических) умений. Риторика входит в об­разовательную область «филология». Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ - учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.

Современная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная риторика - самостоятельная наука и самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи - обучение умелой, искусной, а точнее - эффективной речи. Поэто­му в центре современной риторики - обучение эффективному общению, чело­век, который общается.

Это в значительной мере определяет как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания. Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка.

Цель курса: формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.

Задачи курса:

  • овладение учащимися навыками коммуникативно-речевой культуры.

  • знакомство с речевой ситуацией и ее компонентами, с видами общения, с качествами речи.

  • формирование коммуникативно-речевой культуры учащихся;

  • совершенствование коммуникативных умений;

  • развитие всех видов речевой деятельности учащихся;

  • формирование собственно речевых умений и навыков;

  • формирование этической культуры учащихся.

  • воспитание вежливой личности, уважительного и доброго отношения друг к другу;

  • формирование умений выражать собственные мысли собственными словами;
    развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
    Характеристика программы

В программе можно выделить два смысловых блока:

первый - «Общение», - соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;

второй - «Речевые жанры», - соотносящийся с так называемой частной риторикой (которая в дореволюционных учебниках нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры»).

Характеристика блоков:

Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным осно­ваниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точ­ность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компо­нентах (кто говорит, пишет, кому, почему, зачем, где, когда, как) - на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуа­ции общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное на­мерение (свое и партнера), оценивать степень их реализации в общении.

Второй блок - «Речевые жанры» - дает представление о типологии тек­стов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие - речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направлен­ности. Имеются в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, ко­торые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, объявления, аннотации, хроники и т.д.

Основные принципы работы:

  • принцип приоритета практики;

  • принцип обучения речи на основе ситуаций;

  • принцип сотрудничества и сотворчества;

  • принцип развития мыслительной и речевой активности и самостоятельности учащихся;

  • принцип речевой направленности обучения;

  • принцип индивидуализации обучения;

  • принцип функциональности;

  • принцип новизны;

  • доступности;

  • прочности усвоения знаний.

На уроках риторики применяются такие методы и приемы преподавания, как:

  • вступительное и заключительное слово учителя,

  • проблемно-поисковый: создание и постановка проблемных ситуаций;

  • моделирование, проигрывание и анализ ситуации речевого общения.

  • беседа и т.д.

Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

- риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;

- риторические задачи;

- риторические игры.

Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.

Риторические задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации. Они учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.

Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задачи этого предмета.

Формы организации учебного процесса:

  • классно-урочная;

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • индивидуально-групповая;

  • фронтальная;

  • практикумы;

  • беседы,

  • риторические задачи,

  • ситуативные упражнения,

  • ролевой тренинг,

  • риторические игры,

  • риторический анализ устных и письменных текстов.

Формы контроля ЗУН:

- беседа

- фронтальный опрос

- работа с художественными текстами

- инсценировка

- работа над дикцией и дыханием

- работа по карточкам

- риторическая игра

- тест

- развивающая игра

- пересказ

Содержание изучаемого курса

Основное содержание программы.

(35 часов /1 час в неделю)

1.Общение. (23 часа)

Чему учит риторика. Как люди общаются, Речевая ситуация. (Кто говорит / пишет/ слушает/ читает ? - кому? - с какой целью/ зачем? - что?). коммуниканты (кто говорит / пишет/ слушает/ читает). Коммуникативные (речевые) задачи, цели.

Виды общения. По количеству общающихся: один - один; один - группа; один - много. Общение словесное - несловесное.

Вежливость. В чем она состоит. Вежливо - невежливо - грубо.

Этикетный диалог. Просьба. Вежливый отказ. Комплименты. Спор, ноне ссора.

Слышать и слушать. Учимся слушать собеседника (правила для слушающего). Слушаем с установкой (определить жанр, стиль, запомнить и т.д.)

Учимся читать (извлекать информацию). Читаем с установкой (определить жанр, собрать материал и т. д.) Виды чтения.

Учимся править текст. Виды правки. (Зачеркните ненужное, добавьте нужное, замените слова и выражения, измените последовательность.)

Что такое правильная речь. Зачем нужны нормы. Надо - нельзя. Нормы языковые и отклонения от них. Правильно - неправильно - допустимо. Нормативные словари.

Что такое хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точная речь. Фактическая и коммуникативная точность.

2. Текст, речевые жанры. (12 часов)

Что такое текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел. Как он воплощается. Тема и микротема.

Сильные позиции текста. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения.

Вторичные тексты. Пересказы подробные и краткие. Степень сжатия текста.

Речь деловая. Объявление устное и письменное.

Речь художественная. Сказочные истории. Их сказывание.

Речь разговорная. Этикетные диалоги. Рассказы о себе.

Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 5-м классе является формирование следующих умений:

  • осознавать роль речи в жизни людей;

  • оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

  • объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Школьная Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

  • реализовывать высказывание на заданную тему;

  • ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

  • самостоятельно работать с заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

  • учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

  • делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 5-м классе является формирование следующих умений:

  • различать устное и письменное общение;

  • различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, жестов и мимики в разных ситуациях;

  • уместно использовать несловесные средства в своей речи;

  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

  • продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

  • распознавать и вести этикетный диалог;

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;

  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к текстам;

  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

  • сочинять сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

  • сочинять и исполнять считалки, подбирать рифмы в стихотворном тексте;

  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Литература

  • Вербовая Н.Н. Искусство речи. - М., 1977.

  • Волков А.А. Основы риторики. М., 1996.

  • Горшков А.И. Русская словесность. М., 1995.

  • Граудина Л.К. О современной концепции отечественной риторики и культуре речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996. С. 152-177.

  • Грудцына Л.Г. Риторические игры на уроках риторики, русского языка, литературы, внеклассного чтения. М.: Флинта:Наука, 1998.

  • Грудцына Н.Г. Азбука общения: Книга для учащихся. Самара, 1994.

  • Кнебель М.О. Слово о творчестве актера. - М., 1964.

  • Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996.

  • Леонарди Е.И. Дикция и орфография. - М., 1987.

  • Львов М.Р. Риторика. Культура речи. - М.: «Академия», 2002.

  • Максаков А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. - М., 1979.

  • Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 классы. - М.: «Дрофа», 1996.

  • Михальская А.К. Как учить риторике: Метод.рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Основы риторики: Мысль и слово». М., 1996.

  • Педагогическое речеведение: словарь-справочник \Под ред. Т.А.Ладыженской и В.Н.Мещерякова. М.: Флинта: Наука, 1998.

  • Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа - М.: Баласс, 2010.

  • Развитие речи. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. В 2 частях. Ладыженская Т.А., Вершинина Г.Б., Выборнова В.Ю. и др.; Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Баласс, 2013.

  • Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. - М.: Издательство «Знание», 1995

  • Смелкова З.С. Азбука общения: Книга для преподавателя риторики в школе. Самара, 1994.

  • Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1996.

  • Шевченко Н.В. Основы риторики. Дидактический материал для учителей начальной школы. Саратов: ОАО «Издательство «Лицей», 2002.

  • Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: «С-инфо», «Баласс», 2010.

  • Школьная риторика. Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. 5 класс / под ред. Ладыженской Т.А. - М. : Баласс, 2007 г.

  • Язовицкий Е.В. Говорите правильно. - Л., 1969.


© 2010-2022