- Преподавателю
- Другое
- Доклад Формирование ОК на уроках общеобразовательного цикла и во внеурочной деятельности
Доклад Формирование ОК на уроках общеобразовательного цикла и во внеурочной деятельности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калашникова И.В. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формирование ОК
на уроках общеобразовательного цикла
и во внеурочной деятельности
Внедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты - это сформированные у студентов общие и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностью (профессией). Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. В Законе «Об образовании в Российском образовании» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности». Общие компетенции означают совокупность социально - личностных качеств студента, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК - обеспечить успешную социализацию выпускника.
В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике. Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.
Как организовать педагогический процесс, направленный на формирование общих компетенций, каковы условия формирования общих компетенций? Основная задача педагогического коллектива - организация условий, инициирующих освоение студентами ОК, обеспечивающих соответствующую квалификацию и уровень образования.
Встает правомерный вопрос: как учить? Отвечая на этот вопрос, с уверенностью скажем, необходимо использование интерактивных, диалоговых технологий, метода проектов и других, где студент выступает субъектом деятельности, обучение происходит через открытие, моделирование жизненно важных профессиональных затруднений, поиск путей их решения. Необходима смена позиции педагога во взаимодействии со студентами.
В стандартах ФГОС СПО предусмотрено формирование ОК для специалистов среднего звена и для квалифицированных рабочих. Попытаемся определить: какие компетентности являются определяющими, то есть лежат в основе развития личности студента.
В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые или межпредметные; общепредметные и предметные компетенции.
Ключевые - самые общие понятия - ОК1, ОК5;
Общепредметные, касающиеся нескольких предметов - ОК2, ОК3, ОК5, ОК6;
Предметные, касающиеся одного предмета - ОК4, ОК5, ОК6, ОК7.
(ОК для подготовки квалифицированных рабочих)
Овладение ключевыми компетенциями студентами возможно только при соблюдении целого ряда требований.
1. Диагностические требования:
- четкое формирование общеобразовательных задач;
-определение оптимального содержания урока;
- прогнозирование уровня усвоения студентами научных знаний;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля;
- реализация на уроке дидактических принципов.
2. Психологические требования:
-определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения;
- особенности самоорганизации преподавателя;
- организация познавательной деятельности;
- организация деятельности мышления и воображения студентов в процессе формирования новых знаний и умений;
- организация студентов;
- учет возрастных особенностей.
3. Требования к проведению урока:
- урок должен быть эмоциональным - ОК3;
- тема и ритм урока должен быть оптимальным - ОК2;
- полный контакт преподавателя и студентов - ОК6;
- атмосфера доброжелательности и активного творческого труда - ОК5;
- смена видов деятельности - ОК8, ОК9;
- обеспечение активного учения каждого студента - ОК7, ОК9.
(ОК для подготовки специалистов среднего звена)
Компетенции формируются, если
- обучение носит деятельный характер;
- идет ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности студента за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
- создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
- применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность преподавателя за результаты своих студентов (проектная методика, рефератный подход, исследовательский, проблемный, методы дифференцированного обучения, развивающее обучение);
- усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
-преподаватель умело управляет обучением и деятельностью студента.
Преподаватели техникума не только ведут уроки, но и являются кураторами групп, основная задача которых - формирование общих компетенций не только на уроках, но и во внеурочное время. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов студентов в соответствии с ОК основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.
Педагоги нашего техникума стараются, увлечь студентов преподаваемыми дисциплинами, вовлекая их в предметные кружки, участие в студенческих научно-практических конференциях. Посещая кружки, студенты прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. В ходе групповой работы формируются интеллектуальные, коммуникативные компетенции. (ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 8)
Участие в творческих конкурсах, внеклассных мероприятиях, дистанционных олимпиадах определяет готовность студентов на практике применять полученные знания, уметь мыслить критично и нестандартно. Подготовка к конкурсам большей частью основывается на практическом использовании возможностей информационных технологий - ОК 3, ОК 4, ОК 5.
Основной формой учёта внеурочных достижений студентов является портфолио, за сбором и пополнением материалов которого студенты следят сами, тем самым поддерживается мотивация к обучению.
Портфолио дает объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания достижений студентов. Кураторы ежемесячно заполняют таблицу «Оценка качества подготовки студентов» (сформированность общих компетенций). (Таблица студента группы №22 «Механизация с/х»)
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: формировать у студентов общие компетенции, повышать их уровень умений работы с учебным материалом, реализовать творческие возможности, учить студентов самостоятельно получать информацию. Говоря другими словами, современные профессиональные учреждения должны использовать компетентностный подход к формированию у студентов общих компетенций.
Студенты, формируя в себе общие компетенции, будут иметь ясные представления о целях и мотивах своей учебной деятельности, будут планировать свою учебную деятельность и оценивать ее последствия; нести ответственность за правильность выбора. Возможность взглянуть на себя «изнутри» и «извне», сравнить себя с другими студентами, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других как отдельную личность - такая оценка сформированности определит готовность выпускника к успешной социальной и профессиональной деятельности.
«Ни один завоеватель, ни один государственный деятель не может изменить сущность масс. Но учитель может совершить больше: он может создать новое воображение и раскрыть творческие способности человека» (Н. Рерих).