Программа Учимся шить для обучения в дополнительном образовании

   Программа «Учимся шить» предусматривает обучение шитью, в так называемых, смешанных группах. Это группы с разновозрастным составом учащихся и разноуровневой подготовкой. Работа в них организуется по типу обучения в малокомплектной школе. Программа построена так, что изучение материала ведется  параллельно  по всем годам обучения. Общая тема занятия предлагается всем учащимся. Но учащиеся 1 года обучения  изучают ее на уровне простейшего способа изготовления. Учащиеся 2 года обучения знакомятс...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования п. Ола»

Утверждена

педагогическим советом

«______»__________________года



Директор МОУ ДОД ЦДО п.ОЛА

__________________________________

«______»__________________ года


«Учимся шить!»


Возраст детей: 7-18 лет.

Срок реализации: 3 и более года.


Автор: Лопатина В.Г.,

педагог дополнительного образования,

первая категория.


п.Ола

2007 год


Пояснительная записка.

Занятия в объединении «Кройка и шитье» способствуют трудовому, эстетическому воспитанию школьников, расширению их кругозора, профессиональной ориентации на профессии швейного производства. Немаловажным является то, что при выполнении швейных работ (особенно ручных и с мелкими деталями) у учащихся воспитывается аккуратность, усидчивость, что способствует улучшению учебной деятельности в целом.

Так как в настоящее время необходимые материалы (ткани, фурнитура и т.д.) по стоимости достаточно дорогие, то оптимальным решением этой проблемы станет программа «Учимся шить». На занятиях уделяется большое внимание вопросам культуры одежды. Обучающиеся знакомятся с навыками шитья, с направлениями в современной моде. Также на занятиях объединения дети получают знания о разновидностях тканей, учатся подбирать фасоны изделий в соответствии с тканью, делать эскизы моделей.

Программа «Учимся шить» предусматривает обучение шитью, в так называемых, смешанных группах. Это группы с разновозрастным составом учащихся и разноуровневой подготовкой. Работа в них организуется по типу обучения в малокомплектной школе. Программа построена так, что изучение материала ведется параллельно по всем годам обучения. Общая тема занятия предлагается всем учащимся. Но учащиеся 1 года обучения изучают ее на уровне простейшего способа изготовления. Учащиеся 2 года обучения знакомятся с технологией изготовления изделий с элементами усложнения. Для учащихся 3 и более года обучения ведущим методом является самостоятельная работа учащихся с материалами печатных изданий, на основе ранее полученных знаний и умений.

Это позволяет одновременно решить следующие проблемы:

  • Комплектование групп по годам обучения. В поселке Ола функционирует одна общеобразовательная школа. Обучение здесь организовано в две смены. На практике получается так, что сформированная в этом году группа, на следующий год делится на 2 подгруппы, так как происходит распределение по сменам обучения в общеобразовательной школе. Отсюда возникает проблема при комплектовании учебных групп.

  • Учет индивидуальных способностей ребенка. При комплектовании групп, в объединение часто зачисляются дети, владеющие начальными навыками и умениями шитья. Данная программа позволяет определить степень подготовленности ребенка, зачислить его на соответствующий уровень обучения. Кроме того, дает возможность корректировать распределение учащихся по годам обучения, в зависимости от индивидуальных способностей и степени овладения учебной программой.

Цель: формирование устойчивого интереса, овладение знаниями, умениями, навыками шитья, развитие творческого потенциала учащихся.

Задачи курса:

  1. знакомить с историей шитья, современным ассортиментом, материалами и технологией изготовления швейных изделий.

2. учить ремонтировать различные швейные изделия.

3. учить реставрировать различные швейные изделия.

4. развивать эстетический вкус, трудовые навыки, воспитывать усидчивость, аккуратность, коллективизм, ответственность, чувство взаимопомощи.

5. знакомить с многообразием печатных изданий, учить работать по ним и составлять описания своих работ.

Возраст детей участвующих в реализации данной программы - 7-18 лет. Программа состоит из программ 1 года обучения, 2 года обучения, 3 и более года обучения. На каждую из них отводится по 210 часов. Первые три года обучения нацелены на овладение основных технологий, правил и приемов шитья. Если учащиеся изъявляют желание продолжить обучение (это, как правило, учащиеся старших классов), то составляется индивидуальный план и процесс обучения основывается на самостоятельной работе и носит консультативный характер. В этот период происходит накапливание знаний, совершенствование навыка шитья, развиваются творческие способности. Для учащихся младшего школьного возраста или детей с низкими индивидуальными способностями для обучения может быть использована программа «Одежда для кукол». Так же учащиеся 7-9 лет имеют возможность корректировать продолжительность занятия, в зависимости от своего желания и психофизиологического состояния.

Программа состоит из 12 разделов. Каждый содержит теоретический материал и практическую работу. Изложение учебного материала зависит от возрастных особенностей группы.

Знакомство с технологией изготовления того или иного изделия ведется по схеме:

1. разнообразие изделий, способов их выполнения;

2. материалы и оборудование, необходимые для работы;

3. технология выполнения, схема работы;

4. построение выкройки, если есть необходимость, выкраивание деталей;

5. поузловая обработка и отделка изделия.

Программа содержит раздел «Воспитательные мероприятия». Это способствует формированию коллектива, сплочению учащихся в группе и объединении в целом. Стали традиционными такие мероприятия, как: встреча нового года, дни именинников, праздник всех влюбленных и др.

Такое построение программы позволяет успешно реализовать основные дидактические принципы. А именно: учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, изучать материал последовательно - от простого к сложному, обеспечивает связь теории с практикой. Развивающий характер обучения и дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ученику, дает возможность формировать устойчивый интерес, обеспечивая прочность усвоения знаний, сознательность, активность и творческое развитие каждого.

О проведении занятий.

Решение образовательно-воспитательных задач осуществляется в учебной группе из 10-12 человек смешанного состава, т.е. здесь собраны учащиеся разного возраста и различного уровня подготовки. В группах, где преобладает количество учащихся младшего школьного возраста, состав - 8-10 человек. Это объясняется тем, что для обучения шитью используются опасные инструменты и оборудование (иглы, булавки, ножницы, утюг, швейные машины, распарыватели), что требует особой осторожности детей и особого внимания педагога. Занятия проводятся 2 раза в неделю в специально оборудованном кабинете. Здесь имеются швейные машины, раскройные столы, электроутюг и примерочная. Подобраны необходимые для работы наглядные пособия, методические разработки, выставочные экземпляры, лучшие модели одежды, выполненные обучающимися. В кабинете имеются необходимые инструменты и приспособления: линейки, лекала, ножницы, гладильная доска, иглы, нитки и т. д.

Учебное занятие состоит из теоретической и практической частей. Задания практической части зависят от выбора учащихся (по желанию, по материальным возможностям, по мере необходимости и т.д.).

Применяются занятия трех типов:

-занятие со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием по годам обучения;

-занятие со всеми детьми, но по разным разделам обучения;

-занятие с одной возрастной группой.

Основой организации обучения является выбор формы учебной работы: фронтальной, групповой или индивидуальной. Эти формы отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы.

- при фронтальном обучении весь состав детей работает над одной учебной задачей.

- при групповой форме состав разбивается на подгруппы, бригады, звенья. При этой форме обучения управление учебной деятельностью требует от педагога особого внимания. Ему нужно определить задания по группам, обеспечить контроль за их деятельностью. В процессе работы осуществляется сотрудничество узкого круга учащихся в группах. Каждая группа

работает своим темпом. Работа строится на принципах самоуправления учащимися с меньшим контролем педагога. Дети советуются, помогают друг другу.

- при индивидуальной форме работы каждый учащийся работает самостоятельно, проявляя инициативу. Темп его работы определяется степенью целеустремленности, работоспособности, а также зависит от возможностей и подготовленности учащегося.

При проверке ЗУН учащихся, также используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы контроля и оценки результатов учебной деятельности. Степень усвоения пройденного материала в основном определяется при выполнении практических заданий. Проводится тематический контроль (после изучения одной или нескольких тем) и итоговый. Одна из форм итогового контроля - участие в выставках различных уровней. На итоговом занятии анализируется эффективность работы каждого ребенка.

Формы аттестации:

- защитный просмотр (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком);

- творческие работы;

- самостоятельные работы репродуктивного характера;

- участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного и изобразительного творчества различного уровня;

- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы);

- систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее: результативность и самостоятельную деятельность ребенка; активность, аккуратность, творческий подход к знаниям, степень самостоятельности в их решении и выполнении, уровень усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных соответствующим разделом программы;

- занятия-конкурсы на повторение практических умений;

- вопросники, тестирование, собеседование (индивидуальное и групповое);

- привлечение воспитанников 3-й и 4-й ступеней обучения к занятиям с детьми 1-й и 2-й ступеней в качестве помощников педагога на практических занятиях.

Характеристика ступеней обучения.

1-я ступень-1 год обучения

- адаптация воспитанников в объединении, развитие интереса к шитью, знакомство с видами деятельности, с материалами и оборудованием; овладение азами культуры труда, техникой безопасности и навыками общения;

2-я ступень-1-2 год обучения

- овладение каждым воспитанником ведущими видами деятельности в каждом разделе программы, базовыми теоретическими понятиями и практическими умениями.

- формирование прочного фундамента для успешной творческой деятельности и творческого развития личности, отработка умений до превращения их в навыки;

- репродуктивная деятельность и творческая переработка эталонного изделия на основе своего замысла и воображения;

3-я ступень-3год обучения

- переход от репродуктивной практической деятельности к совместному с педагогом составлению планов по реализации заданий и тем и совместной разработке планов-проектов по индивидуальному замыслу, т.е. начало творческой деятельности во всех разделах и обучение основам творческого подхода к изделию;

- расширение и усложнение знаний в образовательной области, умений в практической сфере;

- определение ребенком наиболее значимой и интересной для него области деятельности и целенаправленная, осознанная работа в этой области.

4-я ступень- более 3 лет обучения

- самоопределение воспитанника в каком-либо виде деятельности по определенному разделу программ и развитие в ней специальных способностей для максимальной самореализации и самораскрытия;

- формирование индивидуальных способов деятельности, поиск новых средств, материалов и технологий работы;

- скорость изготовления изделий;

- творчество, авторство;

- максимальная самостоятельность в разработке планов-проектов и реализации их в изделиях.

Уровень обучения определяется по результатам итоговой или промежуточной аттестации на основании «Критериев оценки знаний, умений учащихся».

Формы проведения аттестации - групповая, индивидуальная.

- Итоговая аттестация проводится по окончанию учебного года или по мере овладения учащимися учебного курса.

- Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения отдельного раздела, темы программ или по итогам участия ребенка в различных творческих выставках. Промежуточной аттестацией является и тестирование вновь прибывшего ученика, когда выясняется уровень его ЗУНов в области шитья и определяется программа обучения и дальнейшего развития.

Кроме определения уровня овладения практическими навыками и теоретическими знаниями, аттестация воспитанников включает в себя определение уровня развития личностных качеств: воображения, фантазии, креативных способностей, уровня самооценки, коммуникативных способностей и уровня воспитанности. Эти качества отслеживаются педагогом на основе наблюдений за детьми в процессе обучения, досуговой деятельности и участия в коллективном творчестве.

Показатели воспитанности:

  • доброжелательное отношение к педагогам и сотрудникам Центра;

  • доброжелательные межличностные отношения между детьми;

  • ориентация детей на высокие результаты деятельности;

  • приоритетные отношения между детьми: отзывчивость, взаимосвязь, доброта;

  • потребность позитивного проявления себя в объединении;

  • овладение культурой труда.

Так шаг за шагом дети в объединении поднимаются по ступенькам творческого и личностного роста. Основное условие успешной работы заключается в том, что учащийся должен воспринимать занятия в объединении не как дополнительную нагрузку, а как творческий отдых и возможность развития, самосовершенствования.




Предполагаемые результаты обучения.

К концу 1 года обучения учащиеся должны:

-знать основные свойства х-б тканей, определять их лицевую и изнаночную стороны;

-уметь выполнять сметочный, потайной и косой стежки;

-иметь основные навыки работы на ручной швейной машинке;

-уметь выполнять стачной, накладной шов и простую отделочную строчку;

-уметь изготовлять мелкие сувениры с помощью педагога;

-уметь сшить кухонные принадлежности (прихватки, грелку на чайник) с помощью педагога;

-уметь видоизменить старую вещь с помощью педагога;

-уметь применять отделку изделия для мелких деталей с помощью педагога.

К концу 2 года обучения учащиеся должны:

-знать свойства шерстяных и шелковых тканей, определять лицевую и изнаночную стороны;

-уметь выполнять копировальный, крестообразный стежки;

-иметь основные навыки работы на ручной швейной машине;

-знать правила ухода за ручной швейной машиной;

-уметь выполнять бельевой шов;

-уметь самостоятельно выкроить и сшить сувенир;

-уметь самостоятельно выкроить и сшить кухонные и постельные принадлежности;

-уметь видоизменить старую вещь с частичным перекраиванием;

-уметь применять отделку изделия.

К концу 3 и более года обучения учащиеся должны:

-знать свойства тканей из смешанных волокон, определять лицевую и изнаночную стороны;

-уметь выполнять петельный и стебельчатый ручные швы;

-иметь навыки работы на швейной машине и знать правила ухода за ней;

-знать неисправности в швейной машине и уметь их устранить;

-уметь выполнять отделочную строчку усложненной формы;

-уметь выполнить аппликацию;

-уметь сшить постельное белье;

-уметь изменить фасон старой вещи с перекраиванием деталей;

-знать и уметь применить основные виды отделки.

Модель выпускника.

Выпускник объединения должен:

  • знать основные приемы работы и технологии по всем разделам программы;

  • владеть умениями и навыками работы, перечисленными в программе, по всем разделам;

  • уметь формировать и воплощать свои творческие замыслы в изделиях максимально самостоятельно;

  • иметь устойчивую структуру интересов в избранной сфере деятельности;

  • иметь определенные коммуникативные навыки, а также адаптироваться к изменяющимся условиям максимально безболезненно для себя и окружающих;

  • иметь способность к анализу, обобщению и рефлексии;

  • применять полученные теоретические и практические знания в повседневной жизни;

  • овладеть потребностью в саморазвитии, самореализации, в творческой деятельности;

  • иметь высокий уровень воспитанности.



Учебно-тематический план на 1год обучения:


п.п

Раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

3

0

2.

Материаловедение (х-б ткани)

3

1

2

3.

Виды ручных стежков и швов (сметочный, потайной, косой)

9

1

8

4.

Машиноведение (основные навыки работы)

9

2

7

5.

Отходы в доходы (простые сувениры)

21

3

18

6.

Кухонные принадлежности (прихватки, полотенца, фартук)

18

3

15

7.

Постельные принадлежности (думочка, простынь, наволочка)

21

3

18

8.

Ремонт швейного изделия (основные навыки)

30

5

25

9.

Реставрация старых вещей (с частичным распарыванием)

69

9

60

10.

Виды отделки (отделка воротников, манжет)

12

3

9

11. Воспитательные мероп

Воспитательные мероприятия

12

12

0

12.

Итоговое занятие

3

3

0


ИТОГО:

210

48

162


Содержание программы:

1 год обучения:

Раздел 1. Вводное занятие.

План работы. Задачи кружка, знакомство с учащимися. Оборудование рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. Противопожарная безопасность.

Практическая работа: Рассматривание материалов и инструментов, методических пособий.

Раздел 2. Материаловедение.

Основные свойства х/б тканей. Определение лицевой и изнаночной сторон. Окраска и рисунок. Работа с образцами тканей.

Практическая работа: Определение лицевой и изнаночной сторон. Работа с образцами тканей, проведение опытов.

Раздел 3.Виды ручных стежков и швов.

Виды ручных стежков. Выполнение сметочного стежка, потайного и косого стежков.

Практическая работа: выполнение сметочного стежка, потайного и косого стежков.

Раздел 4. Машиноведение.

Виды швейных машин, правила работы на них. Подготовка машины к работе. Заправка нитей. Основные навыки работы на ручной швейной машине.

Виды машинных швов. Их применение. Приемы выполнения стачного и накладного швов. Выполнение отделочной строчки.

Практическая работа: подготовка машины к работе. Заправка нитей. Приемы выполнения стачного и накладного швов. Выполнение отделочной строчки.

Раздел 5.Отходы в доходы.

Практическое применение отходов ткани. Работа с журналами.

Изготовление сувениров из лоскутков ткани (игольница, прихватка и др.)

Практическая работа: Работа с журналами. Изготовление сувениров из лоскутков ткани

(игольница, прихватка и др.)

Раздел 6. Кухонные принадлежности.

Работа с журналами. Выбор модели. Пошив кухонных принадлежностей (прихватки, полотенца, фартук).

Практическая работа: Работа с журналами. Выбор модели.

Пошив кухонных принадлежностей (прихватки, полотенца, фартук).

Раздел 7. Постельные принадлежности.

Работа с журналами. Выбор модели. Пошив постельных принадлежностей (думочка, простынь, наволочка).

Практическая работа: Работа с журналами. Выбор модели.

Пошив постельных принадлежностей (думочка, простынь, наволочка).

Раздел 8. Ремонт швейного изделия.

Правила обработки низа изделия. Правила обработки застежки. Правила обработки боковых швов изделия.

Практическая работа: Обработка низа изделия машинными способами. Обработка застежки «молния». Обработка боковых швов без распарывания.

Раздел 9. Реставрация старых вещей.

Как можно обновить старую вещь? (беседа). Выбор нового фасона изделия.

Видоизменение старой вещи с частичным распарыванием.

Практическая работа: Выбор нового фасона изделия.

Видоизменение старой вещи с частичным распарыванием.

Раздел 10. Виды отделки.

Отделка изделия (беседа). Работа с журналами. Воротники - их форма и значимость. Виды отделки воротников. Отделка воротников, манжет.

Практическая работа: Работа с журналами. Отделка воротников, манжет.

Раздел 11. Воспитательные мероприятия.

Новогодний праздник

День именинника

Праздник всех влюбленных

Встреча с выпускниками

Раздел 12.Итоговое занятие.

Праздник творчества, итоговая аттестация, задание на лето.

Учебно-тематический план на 2год обучения:


п.п

Раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

3

0

2.

Материаловедение (шерстяные, шелковые ткани)

3

1

2

3.

Виды ручных стежков и швов (копировальный, крестообразный)

9

1

8

4.

Машиноведение (уход, «закрепка»)

9

2

7

5.

Отходы в доходы (различные сувениры)

21

3

18

6.

Кухонные принадлежности (фартук, скатерть, грелка)

18

3

15

7.

Постельные принадлежности (пододеяльник)

21

3

18

8.

Ремонт швейного изделия (низ - ручн., «молния»-2 способа)

30

5

25

9.

Реставрация старых вещей (рапарывание, чистка)

69

9

60

10.

Виды отделки (оборки, рюши)

12

3

9

11. Воспитательные мероп

Воспитательные мероприятия

12

12

0

12.

Итоговое занятие

3

3

0


ИТОГО:

210

48

162




Содержание программы

2 год обучения:

Раздел 1. Вводное занятие.

План работы. Задачи кружка, знакомство с учащимися. Оборудование рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. Противопожарная безопасность.

Практическая работа: Рассматривание материалов и инструментов, методических пособий.

Раздел 2. Материаловедение.

Основные свойства шерстяных и шелковых тканей. Определение лицевой и изнаночных сторон. Окраска и рисунок. Работа с образцами.

Практическая работа: Определение лицевой и изнаночной сторон. Работа с образцами тканей, проведение опытов.

Раздел 3.Виды ручных стежков и швов.

Виды ручных стежков. Выполнение копировального стежка и крестообразного.

Практическая работа: выполнение копировального стежка и крестообразного.

Раздел 4. Машиноведение.

Виды швейных машин, правила работы на них. Подготовка машины к работе. Заправка нитей. Основные навыки работы на ручной швейной машине. Регулировка стежка, «закрепка».Уход за швейной машиной. Виды машинных швов. Бельевой шов, его выполнение. Выполнение строчки для «сборки».

Практическая работа: . Подготовка машины к работе. Заправка нитей. Основные навыки работы на ручной швейной машине. Регулировка стежка, «закрепка».уход за швейной машиной. Выполнение бельевого шва. Выполнение «сборки».

Раздел 5. Отходы в доходы.

Работа с журналами. Выбор фасона для сувенира. Подбор ткани и необходимой фурнитуры. Построение выкройки и выполнение различных сувениров.

Практическая работа: Работа с журналами. Выбор фасона для сувенира. Подбор ткани и необходимой фурнитуры. Построение выкройки и выполнение различных сувениров.

Раздел 6. Кухонные принадлежности.

Работа с журналами. Выбор модели. Пошив кухонных принадлежностей (прихватки, полотенца, фартук, скатерть, грелка на чайник).

Практическая работа: Работа с журналами. Выбор модели.

Пошив кухонных принадлежностей (прихватки, полотенца, фартук, скатерть, грелка на чайник).

Раздел 7. Постельные принадлежности.

Работа с журналами. Выбор модели. Пошив постельных принадлежностей (думочка, простынь, наволочка, пододеяльник).

Практическая работа: Работа с журналами. Выбор модели.

Пошив постельных принадлежностей (думочка, простынь, наволочка, пододеяльник).

Раздел 8. Ремонт швейного изделия.

Правила обработки низа изделия. Правила обработки застежки. Правила обработки боковых швов изделия.

Практическая работа: Обработка низа изделия ручными способами. Обработка застежки «молния» двумя способами. Обработка боковых швов с распарыванием.

Раздел 9. Реставрация старых вещей.

Рекомендации по выбору нового фасона. Распарывание и чистка старой вещи. Видоизменение старой вещи с частичным или полным распарыванием.

Практическая работа: Распарывание и чистка старой вещи. Видоизменение старой вещи с частичным или полным распарыванием.

Раздел 10. Виды отделки.

Виды отделки (беседа). Оборки, рюши. Их практическое применение.

Практическая работа: Работа с журналами. Выполнение оборок, рюш. Декоративные цветы.

Раздел 11. Воспитательные мероприятия.

Новогодний праздник

День именинника

Праздник всех влюбленных

Встреча с выпускниками

Раздел 12.Итоговое занятие.

Праздник творчества, итоговая аттестация, задание на лето.


Учебно-тематический план на 3год обучения и более:


п.п

Раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

3

0

2.

Материаловедение (смешанные волокна)

3

1

2

3.

Виды ручных стежков и швов (петельный, стебельчатый)

9

1

8

4.

Машиноведение (неисправности)

9

2

7

5.

Отходы в доходы (аппликация)

21

3

19

6.

Кухонные принадлежности (с использованием отделки)

18

3

15

7.

Постельные принадлежности (с использованием отделки)

21

3

18

8.

Ремонт швейного изделия

30

5

25

9.

Реставрация старых вещей (с полным распарыванием)

69

9

63

10.

Виды отделки (вышивка)

12

3

9

11. Воспитательные мероп

Воспитательные мероприятия

12

12

0

12.

Итоговое занятие

3

3

0


ИТОГО:

210

48

162

Содержание программы

3 год обучения:

Раздел 1. Вводное занятие.

План работы. Задачи кружка, знакомство с учащимися. Оборудование рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. Противопожарная безопасность.

Практическая работа: Рассматривание материалов и инструментов, методических пособий.

Раздел 2. Материаловедение.

Основные свойства тканей из смешанных волокон. Определение лицевой и изнаночных сторон. Окраска и рисунок. Работа с образцами тканей.

Практическая работа: Определение лицевой и изнаночной сторон. Работа с образцами тканей, проведение опытов.

Раздел 3.Виды ручных стежков и швов.

Виды ручных швов. Выполнение петельного и стебельчатого шва.

Практическая работа: выполнение петельного и стебельчатого шва.

Раздел 4. Машиноведение.

Виды швейных машин, правила работы на них. Подготовка машины к работе. Заправка нитей. Основные навыки работы на ручной швейной машине. Уход за швейной машиной. Неисправности в швейной машине. Виды машинных швов. Пристрачивание мелких деталей к изделию. Выполнение отделочной строчки усложненной формы.

Практическая работа: . Подготовка машины к работе. Заправка нитей. Основные навыки работы на ручной швейной машине. Регулировка стежка, «закрепка».уход за швейной машиной. Устранение неисправностей в швейной машине.

Пристрачивание мелких деталей к изделию. Выполнение отделочной строчки усложненной формы.

Раздел 5. Отходы в доходы.

Работа с журналами. применение аппликации при изготовлении сувениров. Способы ее выполнения. Выполнение сувениров.

Практическая работа: Работа с журналами. Применение аппликации при изготовлении сувениров. Способы ее выполнения. Выполнение сувениров.

Раздел 6. Кухонные принадлежности.

Работа с журналами. Выбор модели. Пошив кухонных принадлежностей (прихватки, полотенца, фартук, скатерть, грелка на чайник).

Практическая работа: Работа с журналами. Выбор модели.

Пошив кухонных принадлежностей (прихватки, полотенца, фартук, скатерть, грелка на чайник) с использованием отделки.

Раздел 7. Постельные принадлежности.

Работа с журналами. Выбор модели. Пошив постельных принадлежностей (думочка, простынь, наволочка, пододеяльник).

Практическая работа: Работа с журналами. Выбор модели.

Пошив постельных принадлежностей (думочка, простынь, наволочка, пододеяльник) с использованием отделки.

Раздел8. Ремонт швейного изделия.

Правила обработки низа изделия. Правила обработки застежки. Правила обработки боковых швов изделия.

Практическая работа: Обработка низа изделия разными способами. Обработка застежки «молния» разными способами. Обработка боковых швов с полным распарыванием.

Раздел 9. Реставрация старых вещей.

Распарывание, чистка и утюжка старой вещи. Изменение фасона. Подбор отделки и фурнитуры. Выкраивание и пошив нового изделия. Демонстрация готового изделия.

Практическая работа: Распарывание, чистка и утюжка старой вещи. Изменение фасона. Подбор отделки и фурнитуры. Выкраивание и пошив нового изделия. Демонстрация готового изделия.

Раздел 10. Виды отделки.

Работа с журналами. Вышивка, как вид отделки. Её применение. Изготовление образцов.

Практическая работа: Работа с журналами. Основные виды вышивки (гладь, крестом). Изготовление образцов.

Раздел 11. Воспитательные мероприятия.

Новогодний праздник

День именинника

Праздник всех влюбленных

Встреча с выпускниками

Раздел 12.Итоговое занятие.

Праздник творчества, итоговая аттестация, задание на лето.

























Литература:

1. Программа для учреждений и общеобразовательных школ.

Культура быта. М.: Просвещение, 1986.

2. Требования к программам дополнительного образования. - ж. Дополнительное образование. -№2 - 2000.

3. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. М.: Просвещение, 1977.

4. Журналы: «Бурда», «Мой уютный дом», «Мода», «Крестьянка» и др.

5. Кружок изготовления игрушек-сувениров. О.С.Молотобарова.

6. Самоделки из текстильных материалов. Г.В.Перевертень.

7. Шитье из лоскутков. М.Э.Грин.

8. Как шить? С.Ханус.







Методическое обеспечение программы

Раздел

Формы и методы занятий

Формы контроля, подведение итогов

1. Вводное занятие

Беседа, игра, показ, анкетирование;

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Результаты анкетирования

2. Материаловедение

Словесные, наглядные, практические методы, использование ТСО;

Формы: фронтальная, индивидуальная, по группам, парная.

Опрос, оценка педагога, самоконтроль, выполнение практических заданий.

3. Виды ручных стежков

Словесные, наглядные, практические методы, использование ТСО;

Формы: фронтальная, индивидуальная, по группам, парная.

Опрос, оценка педагога, самоконтроль, выполнение практических заданий.

4. Машиноведение

Словесные, наглядные, практические методы, использование ТСО;

Формы: фронтальная, индивидуальная, по группам, парная.

Опрос, оценка педагога, самоконтроль, выполнение практических заданий.

5. Отходы в доходы.

Словесные, наглядные, практические методы, использование ТСО;

Формы: фронтальная, индивидуальная, по группам, парная.

Опрос, оценка педагога, самоконтроль, выполнение практических заданий.

6.Кухонные принадлежности.

Словесные, наглядные, практические методы, использование ТСО;

Формы: фронтальная, индивидуальная, по группам, парная.

Опрос, оценка педагога, самоконтроль, выполнение практических заданий.

7. Постельные принадлежности.

Словесные, наглядные, практические методы, использование ТСО;

Формы: фронтальная, индивидуальная, по группам, парная.

Опрос, оценка педагога, самоконтроль, выполнение практических заданий.

8. Ремонт швейного изделия.

Словесные, наглядные, практические методы, использование ТСО;

Формы: фронтальная, индивидуальная, по группам, парная.

Опрос, оценка педагога, самоконтроль, выполнение практических заданий.

9. Реставрация старых вещей.

Словесные, наглядные, практические методы, использование ТСО;

Формы: фронтальная, индивидуальная, по группам, парная.

Опрос, оценка педагога, самоконтроль, выполнение практических заданий.

10. Виды отделки.

Словесные, наглядные, практические методы, использование ТСО;

Формы: фронтальная, индивидуальная, по группам, парная.

Опрос, оценка педагога, самоконтроль, выполнение практических заданий.

11. Воспитательные мероприятия

Нетрадиционные формы занятий;

Формы: фронтальная, по группам, парная.

Опрос

12. Итоговое занятие

«Праздник творчества»- нетрадиционная форма занятия, подведение итогов года, анкетирование.

Итоговая аттестация, анализ результатов деятельности учащихся, оценка педагога, самооценка.

Перечень учебно-методических материалов.

Программы

.

  • «Учимся шить»- обучение шитью в разновозрастных и разноуровневых группах

  • «Кройка и шитье»- курс обучения - 3 года

  • «Одежда на кукол»- для детей младшего школьного возраста, курс обучения -1 год.

  • Календарно-тематическое планирование

Съемные стенды

  • «Правила безопасного труда»

  • «Поузловая обработка изделия»- образцы

  • «Это нужно знать каждому»- описание технологий

Летопись объединения

  • Фотоальбомы

  • Коллекция работ выпускников и друзей объединения

  • Игротека

Наглядные пособия

  • Коллекция образцов тканей

  • Образцы швейных изделий

  • Макеты комнат

  • Образцы различных сувениров

Раздаточный материал

  • Выкройки различных сувениров

  • Выкройки различных швейных изделий

  • Выкройки для пошива одежды на кукол

  • Журналы, книги, брошюры.

Таблицы

  • Таблицы поузловой обработки изделий

17


© 2010-2022