ОРКСЭ - Золотое правило нравственности

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель урока: формирование у учащихся ценностного отношения к нравственности человека.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с золотым правилом нравственности;

  2. создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к собственным поступкам.

Основные термины и понятия: золотое правило нравственности.

1 этап. Организационный

1. Организация деятельности учащихся.

-У нас на уроке гости!

Давайте поприветствуем гостей ! Улыбнитесь друг другу, Пожелайте мысленно удачи.

2 этап. Проверка домашнего задания (тест)

1. Что такое поступок?

а) действие.

б) бездействие.

в) действие, но иногда и воздержание от действий.

2. Нравственный поступок - это … ?

а) действие человека совершаемое под руководством нравственных идей.

б) аморальное действие человека.

3. Цель оправдывает средства?

а) да.

Почему?

б) нет.

Почему?

3 этап. Актуализация знаний.

Учитель зачитывает сказку:

"На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.

- Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! - спросила она.

- Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня "Счастливый Принц". А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

И вдруг попросил:

- Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

- Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.

- Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.

Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно..."

Вопрос: "Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

Вы правы, она совершила добрый поступок.

- А почему люди ценят добро?

Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь.

На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно. Среди правил есть самое главное.(Золотое правило нравственности).

Тема урока: "Золотое правило нравственности" (слайд 1)

Цели:

  • Узнаем: почему появилось З.П.Н.

  • Чему учит З.П.Н.

  • Как формулируется З.П.Н.

  • Как применять З.П.Н. в жизни

Работа в парах.

- Подберите существительные к прилагательному золотой.

Что может быть золотым?

- Составьте словосочетания с этим словом в прямом и переносном значении. (слайд 2)

- Как вы думаете, если речь идёт о З.П.Н., в прямом или переносном значении употреблено это слово?

Каким должно быть З.П.Н.?

Ответ на этот вопрос Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали на протяжении веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда - "просветлённый". Он любил путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел.

(слайд 3)

***Будда учил нас: "не делай другим того, что сам считаешь злом".

Примерно в то же время в Китае жил великий философ Конфуций. Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла.

***Конфуций говорил: "только добро ведёт к счастью".

В Индии в то время , жил человек которого звали Ману. Он долго жил и был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, он написал книгу, которую называют "Законы Ману".

****Смысл законов Ману: "не делай другим того, что причинило бы боль тебе".

Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно.

Чему же учат эти правила, что их объединяет?

Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Работа с учебником

Чтение статьи из учебника с.42

Почему появилось З.П.Н?

Самостоятельная работа.

- Выпишите из учебника З.П.Н. в положительной или отрицательной формулировке ( в той, которая вам ближе и понятнее) (слайд 4)

- Чему учит золотое правило нравственности?

Прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос: "Каково было бы мне, если бы так поступили со мной?"

Работа с притчей (слайд 5)

Притча "Мудрый Соломон".

"Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок её. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: "Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!" Другая же закричала: "Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его".

- Которая же из них была матерью?

- Почему вы так считаете?

Работа с пословицами и вопросами (самостоятельно)

Проверка (слайд 6)

Помни:

- Попробуй не наступить, а …..уступить

- Не захватить, а ….отдать.

- Не кулак показывать, а ….протянуть ладонь.

- Не спрятать, а ….поделиться

- Не кричать, а …выслушать.

- Не разорвать, а ….склеить.

Задание (слайд 7) .

1.Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни.

Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего не хотел получить по отношению к себе.

Например, "Я не буду драться так как мне это бы не понравилось"

Я сейчас зачитаю несколько ситуаций и мы каждую обсудим.

«Шёл по лесу человек. Споткнулся о торчащий корень и сильно поранил ногу. Сидит, идти домой не может. А неподалёку на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдёмте играть, посидит и сам дойдёт до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь?» А девочка Лиза подошла к человеку и протянула руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».

«Ребята шли в парк. Погода была отличная. Тут ребята увидели, что посередине проезжей части стоит старушка и не может перейти дорогу. Дети остановились, и стали думать, как поступить. А как бы поступили вы?»

«Ребята пошли в кинотеатр. И тут увидали, что мальчик мучает кошку. Кошка уже и не кричала и не сопротивлялась, а мальчик продолжал привязывать к её хвосту консервные банки. Один из ребят, Игорь, стал громко смеяться. А как бы поступили вы?»

Ситуации + выводы = тренинг

Русская народная сказка «Лиса и журавль» является ярким примером неправильного поведения и нарушения золотого правила нравственности.

Нельзя думать только о своей выгоде!!!

Примеры на правило,

Так "золотое правило" вошло в жизнь людей и живёт уже тысячи лет.

И сегодня остаётся главным правилом доброго человека.

- Почему?

- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?

- А что нужно ещё?

Нужно следовать трем основным правилам: Запишите в памятку.

Первое: делай добрые дела

Второе: накапливай опыт добрых дел

Третье: говори добрые слова и улыбайся

В заключение стихотворение Булата Окуджавы:

"Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову.
На любовь своё сердце настрою...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

(слайд 8)

Задание на дом:

подобрать пословицы по теме урока;

нарисовать картину доброго дела, подобрать или написать к нему стихотворение (задание по выбору)


© 2010-2022