• Преподавателю
  • Другое
  • Консультация для педагогов в рамках подготовки к аттестации Самообразование педагога. Подготовка педагогического портфолио

Консультация для педагогов в рамках подготовки к аттестации Самообразование педагога. Подготовка педагогического портфолио

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация для педагогов в рамках подготовки к аттестации

«Самообразование педагога. Оформление педагогического портфолио»


Введение

В современных социокультурных условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования «всесторонне развитой личности» приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательной организации и знать свой предмет.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия, деньги.

Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к, работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству.

Понятие самообразование

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

Руководителю необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью педагогов и воспитателей. Следует создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Это возможно, когда они знают, что от них обязательно потребуют результат. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.

Формы работы по самообразованию

• Самообразовательная работа над рефератом по теме

• Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

• Обзор в Интернете информации по теме

• Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.

• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

• Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

• Изучение информационно-компьютерных технологий.

• Общение с коллегами в ОО, городе и в Интернете.

• Участие в конкурсах в Интернете.

• Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.

Выбор тем для самообразования

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с воспитателем определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме. Для педагогов, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для самообразования на этот период. Однако руководитель может предложить педагогу поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.

Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели - стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких учителей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ОО. Если школа готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

Руководитель - стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых - это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.

Алгоритм составления плана по самообразованию

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • название темы

  • цели

  • задачи

  • предполагаемый результат

  • этапы работы

  • сроки выполнения каждого этапа

  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

  • способ демонстрации результата проделанной работы

  • форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов

Оформление педагогического портфолио

Современный педагог может иметь широкий спектр деятельности, результаты которого невозможно собрать в одном документе. Поэтому желательно составить портфолио, объединяющее все аспекты работы воспитателя. Заинтересованный в своем успехе и карьере педагог оформляет два варианта портфолио: в электронном и бумажном виде.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности.

Портфолио педагога показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в разнообразных видах деятельности.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

Инструкция по созданию портфолио

1. Начните составление портфолио с общих сведений о себе. Пропишите фамилию, имя и отчество красивым, хорошо читаемым шрифтом. Укажите год рождения, образование - основную специальность и квалификацию согласно диплому. Если дипломов несколько, перечислите все. Напишите о трудовом и педагогическом стаже работы и не забывайте постоянно обновлять этот раздел.

2. Создайте раздел участия в МО, в конкурсах, конференциях.

3. Приложите к портфолио копии грамот, наград и благодарственных писем. Все эти документы позволяют составить мнение о индивидуальном развитии педагога. Указывайте эти достижения в порядке значимости, так как обычно на последние строчки обращают меньше внимания.

4. Включите свои разработки занятий, конспектов развлечений и т.д.

5. Следующий раздел - «Результаты педагогической деятельности». В нем нужно собрать материалы, которые подтверждают степень освоения учащимися образовательной программы, привести анализ деятельности педагога на основании контрольных срезов, конкурсов и олимпиад, в которых участвовали ученики. Здесь же укажите результаты итоговой аттестации. Эти материалы дадут возможность получить представление о динамике результатов деятельности педагога.

6. Включите раздел самообразования педагога, где укажите тему, цель, задачи, актуальность, итог, форму отчета.

Заключение


Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное - это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.











© 2010-2022