• Преподавателю
  • Другое
  • Инновационно-образовательный проект МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 15 ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА БУДУЩЕГО

Инновационно-образовательный проект МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 15 ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА БУДУЩЕГО

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

44

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Управление образования при Администрации г. Соликамска



«УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ СОШ № 15

_______________________О.А. Бирюкова





Инновационный проект

«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА БУДУЩЕГО»











Выполнил:




Руководитель проблемной группы: О.В. Банников, заместитель директора по проектной деятельности

Научно-методическая проблемная группа МАОУ «СОШ № 15»

Главный научный руководитель: _____________________










Соликамск 2014 гг.

СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА:


Оглавление

Страница

ВВЕДЕНИЕ.

3

Теоретическая и методологическая основа проекта.

1. 1 Понятие и функции гражданственности.

1.1.1 Понятие гражданственности.

1.1.2 Функции гражданственности.

1.1.3 Миссия и основные понятия проекта «Воспитание Гражданина будущего».



5

9

10

Обоснование новизны и актуальности проекта.

  1. Актуальность и новизна проекта.

  2. Проектные педагогические инновации.

12


13

Научный аппарат проекта: целевая аудитория, цель и задачи проекта, логика реализации и т.д.

  1. Логика реализации проекта.

  2. Основные принципы отбора содержания и методов работы

  3. Содержание образования и воспитания в контексте ценностных отношений.

14


14

15


16

Стратегия и механизмы достижения цели: продукт, инструментарий, этапы, схема управления, ожидаемые педагогические результаты.

21

Рабочий план реализации проекта: этап, задачи мероприятия, сроки, ответственные, ожидаемый результат.

28

Ресурсное обеспечение реализации проекта (имеющееся и необходимое): нормативно-правовое, материально-техническое, кадровое, научно-методическое, финансовое.

32

Проблемы (риски) при реализации проекта.

39

Используемые ссылки и литература.

40



ВВЕДЕНИЕ.

Гражданственность относится к тем проблемам общественного развития, которые никогда не теряют своей актуальности. Особенно в сложные периоды развития государств, общества, когда необходимо объединение усилий граждан, когда высока ответственность за судьбу своего Отечества.

Не менее важна она и для современной России, где проблема воспитания гражданственности сегодня является приоритетным направлением государственной образовательной политики. Решить её невозможно без чёткого понимания, что же такое гражданственность, в чем она выражается, как её развить.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» ориентирует современный российский педагогический вектор на гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; [1]

Над проблемой гражданственности рассуждали во все времена. Многие ученые, общественные деятели и мыслители пытались дать ей определение, понять её истоки и суть, однако точного научного обоснования «гражданственности» так и не было дано. Хотя немало говорилось о приоритетности воспитания достойных граждан.

Так Петр Аркадьевич Столыпин ещё в начале прошлого века отмечал:

«Прежде всего, надлежит создать гражданина… и, когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот»[2].

Сегодня в России происходят изменения практически во всех сферах жизни общества: трансформируется общественное сознание, пересматривается система приоритетов и ценностей. И вопрос о гражданственности по-прежнему важен. Ведь развитие общества зависит от готовности людей жить в новых условиях не меньше, чем от совершенствования законодательства и развития экономики.

В данном проекте «Воспитание Гражданина будущего» мы попытаемся понять суть гражданственности и гражданина и вывести их определение, отталкиваясь от множества точек зрения различных ученых, изучить различные аспекты проявления, и предложить, на наш взгляд, эффективные способы воспитания гражданственности среди подрастающего поколения.









  1. Теоретическая и методологическая основа проекта

1. 1. Понятие и функции гражданственности

«Каждый, кто внес свою лепту в дело процветания страны или физическим или нравственным трудом, является благородным и полезным гражданином».
Ян Чечот (Польский мыслитель)

1.1.1 Понятие гражданственности

Что же такое гражданственность? В процессе объяснения этого понятия возникает ряд трудностей и теоретического, и практического характера. Главной трудностью является то, что термин «гражданственность», знакомый и понятный на повседневном уровне, имеет разные смысловые контексты.

Гражданственность может пониматься как:

- Общественно-государственный патриотизм, т.е. сознание и чувство принадлежности к многонациональному государству и обществу. Сюда включены уважение к государству, конституции, законам, государственным символам, готовность защищать государственный строй, законопорядок;

- Классовая, пролетарская солидарность, самоотверженность, сознательность и организованность в борьбе за построение коммунизма;

- Интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. [3]

Обратимся к взглядам исследователей. Специфика отечественного подхода к определению понятия «гражданственность» находит отражение в определении, предложенном автором «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимиром Ивановичем Далем.

Даль приводит два значения понятия «гражданин»:

1. городской житель, горожанин, посадский;

2. член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.

Далее он связывает понятие «гражданский» с «относящимся к гражданам, к государству, к народному управлению и подданству». Он отмечает, что «гражданские обязанности двояки: по отношению к правительству и по отношению к ближнему». Ещё одно определение Даля:

«Гражданственность - это состояние гражданской общины, понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». [4]

Следовательно, понятие «гражданственность» соотносится не только с правовым статусом человека, но и с уровнем образования, сформированным пониманием состояния общества, а также с социальной нормативностью. Также в словаре В.И. Даль даёт характеристику «гражданских доблестей», которые он определяет как «мирные и миротворные, честь, любовь и правда». В данной характеристике прослеживается специфика понимания гражданственности в России: акцент на приоритете морали над правом (позиция решения вопросов с точки зрения не столько правовых, сколько нравственных начал), акцент на духовно-нравственных объединяющих началах.

Другой исследователь, Анатолий Александрович Козлов, утверждает, что «гражданственность предполагает динамичную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан, с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность, производная от феномена «гражданин», развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы и направленной на её радикальное переустройство».[5]

Российская педагогическая энциклопедия определяет гражданственность как «интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным»[6].

Исходя из приведённых выше подходов к определению гражданственности, нами сформировано следующее определение:

Гражданственность представляет собой совокупность взглядов и убеждений личности (ценностных отношений), которая с одной стороны, предполагает высокую степень независимости индивидуальных суждений в обществе, с другой стороны - сильную социальную солидарность, гражданскую активность, которая выражается в участии человека в жизни общества.

Наиболее значимыми элементами гражданственности личности являются:

- Понимание гражданином своих прав и свобод и умение применять их на практике

- Уважение прав и свобод других граждан;

- Личная ответственность гражданина за своё поведение и выбор,

- Осознание юридических и моральных обязательств перед государством и обществом;

- Действенное и критическое отношение к социальной реальности, основанное на свободном личном выборе, моральных убеждениях, идеалах равноправия граждан;

- Способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями;

- Осознание своей гражданской идентичности - принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству и культурно-нравственных ценностях.

По структуре данного явления мы вычленяем уровни гражданственности:

I уровень - гражданские качества (ответственность, сознательность, совесть);

II уровень - гражданская позиция (определенное отношение человека как гражданина к происходящему вокруг него);

III уровень - гражданская компетенция - механизм, обеспечивающий реализацию прав и исполнение обязанностей, которые обусловлены статусом гражданства и его нравственным отношением к этому статусу.

Данная компетенция имеет 3 аспекта: когнитивный (готовность овладеть знаниями, необходимыми для того, чтобы обеспечить гражданственность: об устройстве политической и экономической систем и т.п.), процедурный (знания и способности, необходимые для активной реализации прав и обязанностей) и гражданский (наличие навыков, способностей, для практического воплощения своих знаний)[7]. Или определенных личностных универсальных учебных действий.

Также гражданственность может иметь другую многоуровневую структуру, опираясь на критерий уровня сформированности гражданственности и гражданской активности:

Низкий - гражданская позиция не сформирована, наличие гражданских качеств прослеживается неотчетливо, низкая готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина.

Средний - гражданская позиция и качества на стадии формирования, частичная готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина.

Высокий - гражданские качества сформированы, высокая активная гражданская позиция, высокая готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина.

Графически это можно представить следующим образом:

Инновационно-образовательный проект МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 15 ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА БУДУЩЕГО

Мы считаем, что можно рассматривать гражданственность как «социальный вклад» в формирования Гражданина будущего.

Чем больше он вложит материальных и духовных затрат в свой дом, семью, свою страну, свою планету, родину, тем больше сделает такое вложение и в себя. И тем увереннее можно говорить о таком человеке, как о Гражданине будущего. Человеке, выбирающим вектор нравственной мотивации и саморазвития.

1.1.2. Функции гражданственности

К основным функциям гражданственности можно отнести следующие:

- Мобилизирующая: гражданственность формирует у людей активное отношение к происходящему вокруг них, способствует формированию и развитию гражданского общества;

- Направляющая: гражданственность связана с целеполаганием, придаёт устойчивость действиям личности и гражданских объединений.

Эти функции проявляются в зависимости от особенностей воспитания человека и его развития, особенностей среды и т.д.

Эти функции способствуют формированию ответственности за принятие решений. Человек, обладающий гражданственностью - патриотично настроенный, образованный, ответственный гражданин, социализированный человек с высокой политической и нравственной культурой и развитым политическим нравственным сознанием.

Гражданственность демонстрирует:

- Гордость за свою страну, её культурно-исторические традиции, ценности;

- Возможность и силы для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях;

- Умение дорожить святынями своей страны как личными;

- Понимание своей роли, интеллектуальное и духовное богатство, чувство чести и долга;

- Социальный оптимизм;

- Возможность почувствовать сопричастность к судьбе не только своей семьи, но и к судьбе других людей, которые его окружают, к судьбе страны.

Ведущая роль в гражданском образовании принадлежит учителю. Еще Дмитрий Иванович Менделеев писал: "Сознательный и любящий свое дело учитель может влиять плодотворно на ученика при помощи любого предмета образования. Убеждённый друг подрастающего поколения, любящий Родину, профессионал, знаток национальной культуры - вот далеко не полный перечень качеств, которыми должен обладать учитель, решающий задачи гражданского образования. [8]

Мы - школа. И это наше гражданское дело!

1.1.3. Миссия и основные понятия проекта «Воспитание Гражданина будущего»

Уже сейчас нам представляется вполне очевидным, что под государством будущего нужно подразумевать Землю, Вселенную, Природу в целом. Идут активные процессы интеграции и глобализации в бизнесе, политике, социальной сфере, в области коммуникации и обмене технологий. Гражданин будущего выступает за единство человеческого рода, при сохранении своей уникальной культурно- нравственной идентичности и ценностных корней.

"Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России".
Н.М.Карамзин

Наша педагогическая миссия: Побудить подростка к достижению нравственно - гражданского идеала, выраженного в образе Гражданина будущего.

Основные понятия:

Гражданин - это самостоятельный культурный человек, который понимает свой гражданский долг, у которого есть гражданская ответственность, гражданская совесть. Он осознанно моделирует свою жизнь как активную социально направленную, в том числе образовательную деятельность, творчество во благо всего Человечества, значит и во благо своей Малой Родины - России.

Воспитание Гражданина будущего предполагает формирование у учащихся целостной картины мира, в том числе и нравственной, что возможно только в условиях единого, современного, социального, информационно-коммуникативного образовательного пространства и желание в этом пространстве развиваться все дальше и дальше. Это желание развиваться, социально - культурная деятельность ребенка и есть - гражданская активность, которую мы рассматриваем как критерий оценки гражданственности.

Поскольку школа является социальным и образовательным институтом, важно понять: какими способами воспитать Гражданина будущего? И как оценить полученный результат? Каким должен быть управленческий механизм? Именно ответам на эти вопросы посвящен наш инновационный управленческий проект: «Воспитание Гражданина будущего».



  1. Обоснование новизны и актуальности проекта.

    1. Новизна и актуальность.

Из предыдущей главы вытекает вопрос об условиях реализации нашего инновационного проекта. Ведь проблематикой гражданственности и гражданина занимаются давно, всю историю человечества. Значит, идет именно речь о новых способах формирования Гражданина Будущего в существующих ныне актуальных направлениях развития образования и воспитания. На данный момент - векторах метапредметности.

В Российском государстве сейчас только формируется представление о Гражданине новой формации. У нас, как у образовательного и социального института тоже оно есть. Мы люди не только государевы, но государства.

Наша гражданская позиция, в том, что мы должны иметь собственную точку зрения и понимание данной проблематики и, исходя из анализа ситуации, действовать, предлагать, творить!

Новизной нашего проекта будет использование метапредметного подхода и оценка метапредметных и личностных результатов». Гражданственность может рассматриваться как метапредмет, фундаментальный образовательный объект, а личностные результаты - как ценности Гражданина будущего.

Но, что в таком случае есть метапредметность?





  1. Проектная педагогическая инновация.

Вопросами учебных метапредметов и метапредметной деятельности занимается, близкая нам по духу и позициям, научная школа А.В. Хуторского.

В его работах учебный метапредмет, а также метапредметные темы строятся вокруг фундаментальных образовательных объектов. С этой точки зрения, метапредмет - это не особый, деятельностный «срез» предмета, а основосоздающая часть предмета, связанная с понятием «фундаментальный образовательный объект».

Ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Очень правильно, с нашей точки зрения, что при таком подходе любой образовательный результат ребенка есть личностный. То есть не имеет первостепенного значения: предметный он или метапредметный. Важнее, что стоит за содержанием образования. То есть, тот самый гражданин, о котором писал П.А. Столыпин. И - инновация.

Именно вектор, направленный на ребенка, позволил педагогическому коллективу нашей школы творчески осмыслить, переформатировать и выдвинуть проект - Воспитание Гражданина будущего.

Умеющего мыслить, искать, находить, творить для окружающего мира. Примерять, адаптировать себя в нем и мир в себе.

После эпохи Средневековья расцвела эра Возрождения. Когда человеческая цивилизация нравственно и духовно очередной раз решила переформатироваться в лучшую сторону. Причем, на уровне общечеловеческого нравственного интеллекта. Готовности к новому, поиску Истин и Миссии. Нечто подобное должно произойти сейчас. Гражданин будущего - это человек нового Поиска. Новых формаций.

  1. Научный аппарат исследования: цель, задачи, логика реализации.

Цель проекта: Создание социально-образовательного пространства гражданской активности учащихся в условиях внедрения ФГОС через использование метапредметного подхода и оценку метапредметных и личностных результатов»

Задачи:

  1. Разработать и апробировать метапредметные комплексы:

  • «Ценностное отношение человека к самому себе».

  • «Ценностное отношение к окружающим людям».

  • «Ценностные отношения к культуре»

  • «Ценностные отношения к Природе и Стихии»

  • «Ценностные отношения к делу и времени».

  1. Активизировать гражданскую активность учащихся. В том числе и в социальных сетях Интернета.

  2. Отработать мониторинг механизмов реализации проекта в условиях ФГОС.

Целевая аудитория проекта: 100 человек, параллель учащихся 5 классов, прошедших адаптацию в условиях перехода на ФГОС нового поколения в начальной школе.


3.1 Логика реализации проекта:

Образ Гражданина Будущего формируется в начале проекта на основе:

  • характеристики понятия «Гражданин» по документальным источникам прошлых веков;

  • совместных размышлений воспитанников, родителей и педагогов, над нравственным идеалом Гражданина будущего.

В ходе проекта учащемуся предоставляется возможность саморазвития качеств личности, соответствующих образу Гражданина будущего.

Для реализации этих возможностей педагогическим коллективом МАОУ СОШ №15 создаются условия:

  • Для коллективной оценки и самооценки каждого подростка как основы определения направления и способов его самосовершенствования;

  • Для овладения и дальнейшего совершенствования компетенций (метапредметных и личностных результатов) Гражданина будущего.

  • Для приобщения к нравственным ценностям и нормам поведения.

  • В конце проекта происходит оценка и самооценка развития качеств гражданской активности каждого подростка, определяются пути и способы их дальнейшего самосовершенствования.










3.2 Основные принципы работы:

  • Принцип личностной ориентации, предусматривающий учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития, потребностей участников проекта при постановке целей, задач и их реализации;

  • Принцип ценностной ориентации, предполагающий отбор ценностей, приобщение к которым подростков будет способствовать решению целей и задач проекта;

  • Принцип демократичности, реализуемый через организацию соуправления педагогов и воспитанников.

  • Принцип игры и романтики в организации деятельности как учёт возрастных потребностей и педагогов, и подростков;

  • Принцип вариативности, определяющий возможность изменения формы и содержания дел с учётом педагогической ситуации и действия других факторов при сохранении общей направленности на решение задач проекта.




3.3 Содержание образования в контексте ценностных отношений.

3.3.1 Метапредметный комплекс «Ценностное отношение человека к самому себе».

Основная идея: Свобода, самостоятельность, духовный мир человека, его открытие и совершенствование, духовная и нравственная свобода человека.

Содержание образования:

Величие человека. Достоинство человека. Взаимосвязь достоинств и недостатков человека. Честь, Совесть и Долг как регуляторы отношений человека с окружающим миром, Государством, обществом как основа для сохранения достоинства и совершения выбора в трудных ситуациях. Свобода, Право и Закон. Кодекс Гражданина Будущего.

Человеческая индивидуальность.

Духовный мир человека. Духовный мир мужчины, женщины. Жизненные ценности. Образ жизни. Жизненная позиция (позиции: «иметь», «быть», «творить», «довольствоваться», «существовать», «разрушать»). Достойная жизнь. Жизненные цели, мечты. Жизненные планы и их реализация. Успех в жизни. Жизненные ошибки. Духовная сила человека.

Красота человеческой жизни, красивая жизнь. Счастье и страдание в жизни человека. Человек как творец своего счастья, своей судьбы.

Предназначение человека на земле как вечный философский вопрос.


3.3.2 Метапредметный комплекс «Ценностное отношение к окружающим людям».

Основная идея: Уважение к другому человеку, доброе отношение к окружающим людям

Содержание образования:

Человек и другой человек. Значение других людей в жизни человека. Уникальность каждого человека. Соотношение личных интересов с интересами других людей. Знакомый, приятель, товарищ, чужой. Проблема одиночества. Уважение людей, единство взглядов, интересов, бескорыстие как основы дружбы. Причины разрушения дружбы.

Человек и его любимый (любимая). Любовь и влюбленность. Взаимная и безответная любовь. Взаимоуважение, общность взглядов, отношений к миру, искренность чувств как основы любви. Доверие и ревность.

Человек и коллектив. Примитивное и высокое понимание коллективизма. Роль лидера в коллективе. Микроклимат коллектива. Традиции коллектива.

Человек и его родина. Патриотизм и его проявления. Защита Отечества как священный долг человека. Знание Родины (ее истории, традиций, языка, природы). Гордость за Родину, забота о ней. Малая Родина. Гражданство человека и гражданственность. Государство, его символы, отношение к ним.



  1. Метапредметный комплекс «Ценностное отношение к культуре».

Основная идея: Здоровый образ жизни человека как Гражданина Будущего.

Содержание образования:

Человек и культура его тела. Физическая культура и приобщение к ней. Утренняя зарядка, водные и воздушные процедуры и их значение для человека. Гигиена тела как условие красоты, здоровья и уважительного отношения к окружающим людям. Гигиена мальчиков (юношей), девочек (девушек). Уход за телом, одеждой и обувью, жилищем. Необходимость соблюдения чистоты и порядка: в мыслях и поступках. Борьба с вредными привычками, пороками, лжеидеалами.

Человек, материальная и духовная культура. Материальная и духовная культура человечества, их взаимосвязь и соотношение в жизни человека. Отношение к личной собственности человека и общественной собственности. Культура речи. Бережное отношение к родному языку. Культура выражения эмоций (песни, стихи, информации и т.д.). Языческая субкультура Урала. Красота в искусстве, красота человека (внешняя и внутренняя), его дел и поступков. Влияние духовного мира человека на его внешность.




  1. Метапредметный комплекс «Ценностное отношениек Природе и Стихии».

Основная идея: Гармония человека с природой. Жизнь и смерть Человека и Природы.

Содержание образования:

Человек и живая природа. Многообразие флоры и фауны, природные сообщества Мира и Урала. Забота человека о природе. Экологические проблемы и пути их решения.

Человек и Вода. Ощущение воды человеком. Ручейки как истоки рек, морей и океанов. Водное пространство Пермского края. Легенды и сказания о воде. Освоение человеком водных пространств, забота о их сохранении.

Человек и Горы. Красота и романтика гор. Путешествия. Уральские горы и их особенности, подземные миры.

Человек и Космос. Влияние Солнца и Луны на природу Земли и человека. Красота восхода и заката и романтика звездного Неба. Легенды о созвездиях. Огонь и воздух. Гармония Вселенной, взаимосвязь всех элементов мироздания.




  1. Метапредметный комплекс «Ценностное отношение к делу и времени».

Основная идея: Деятельность человека во имя улучшения окружающей жизни и времени

Содержание образования:

Человек и его дело. Труд как жизненно важная деятельность человека. Труд - работа и труд - забота об улучшении окружающей жизни. Ответственное и творческое отношение к делу. Вдохновение и радость труда. Чувство экономического достоинства. Успех как закономерный результат осмысленной деятельности, усилий и терпения, организованности в работе. Развитие организаторских способностей. Удача и неудача, отношение к ним.

Человек и его хобби. Стиль жизни Гражданина Будущего: романтика и тяжелые трудовые будни. Необходимость постоянного самопознания, саморазвития и самосовершенствования.

Человек и продукты его жизнедеятельности. Продуктивная и непродуктивная деятельность. Имитация жизни и деятельности. Осмысленная деятельность. Активная, гражданственная, творческая и социальная деятельность.

Человек и время. Время как ценность. Ограниченность жизни человека. Бережное использование времени. Оценка прожитого дня. «Потерянный день». Принадлежность человека к своему поколению.



  1. Стратегия и механизмы достижения цели: продукт, инструментарий, этапы, механизм управления, ожидаемые педагогические результаты,

4.1 Продуктом нашего проекта станет ребенок, достигший в нашем и своем понимании указанного выше нравственно-гражданского идеала (уровень гражданской активности) Гражданина будущего. И освоивший курс метапредметных дисциплин по образовательным комплексам.

4.2 Эффективным инструментарием для оценки гражданской активности, будет модифицированная нашим педагогическим коллективом Диагностическая программа изучения уровней сформированности гражданской активности у подростков, предложенная Куртовой И.А. [9]

4.3 Мы предполагаем 4 последовательных этапа достижения цели.

1.Этап - подготовительный. Он уже осуществляется, и на данный момент нами подготовлена основная научно-методическая база проекта, проведена работа и анализ работы двух проблемных групп в области гражданственности и метапредметности. Параллельно подготавливаются и переподготавливаются необходимые документы и педагогические кадры. Разрабатываются и отрабатываются способы диагностики. Идет работа с родителями. Итогом работы на этом этапе следует считать:

  • Текстовый вариант проекта «Воспитание Гражданина будущего»

  • Получение внешней рецензии на проект

  • Защита управленческого проекта на УМС Управления образования г. Соликамска

  • Сформированную контрольную (предварительно) группу учащихся и родителей - участников проекта.

  • Сформированную команду педагогов, реализующих проект.

  • Подготовленное ресурсное обеспечение проекта.

  • Подготовленная программно-содержательная часть проекта (метапредмете комплексы и социальные практики) и диагностический инструментарий.

2. Этап организационно - вступительный. Начиная с сентября 2014 года, планируется учебно-воспитательная работа в рамках реализации проекта «Воспитание Гражданина будущего». Запускается моделирование образа Гражданина будущего, система диагностики и самодиагностики, метапредметных дисциплин и курсов, формируются органы соуправления участников проекта из числа родителей и учащихся.

Итогом работы на втором этапе следует считать:

  • Образ модели Гражданина будущего, разработанный совместно творческой группой МАОУ СОШ № 15 из числа педагогов, детей и их родителей. Возможно выбор из нескольких вариантов.

  • Запуск и рабочее функционирование системы самоуправления и соуправления.

  • Запуск необходимой системы самодиагностики участников проекта в социальных сетях. (Интернет- сообщество в «Контакте» - «Я - Гражданин будущего» на каждого участника проекта из контрольной группы)

  • Запуск и рабочее функционирование первоначальных метадисциплин и метакомплексов, социального проектирования и т.д..

  • Творческий и педагогический отчет по реализации данного этапа.

  • Необходимая коррекция планов, ресурсов и действий в рамках реализации проекта.

3. Основной этап. Уже с ноября 2014 года - вторая учебная четверть, по май 2015 г. проект планируется выводить на максимальные обороты и мощность.

Итогами основного этапа нам представляется следующее:

  • Прохождение участниками проекта необходимых и запланированных метапредметных дисциплин и практик.

  • Самоанализ и диагностики всех участников проекта.

  • Творческий и педагогический отчет по результатам, полученным на основном этапе проекта.

В каждой учебной четверти будет реализовано 5 иновационно - образовательных практик (по одной на каждое ценностное отношение). Объемом до 8 часов, с обязательным зачетом. За учебный год - 20 практик.

Дисциплина

Метапредметный комплекс

Критерий эффективности для участника проекта

Теория

Практика

Величие человека.

«Ценностное отношение к себе»


+

Публичное выступление

Духовный мир человека.

+

Презентация

Красота человеческой жизни

+

Видеопродукт

Предназначение человека

+

ИнОП

Человек и культура его тела.

«Ценностное отношение к культуре»


+

Спортивные достижения

Человек, материальная и духовная культура.

+

Презентация

Человек и культура речи.

+

Круглый стол

Человек и культура здоровья

+

Спортивные достижения

Человек и живая природа.

«Ценностное отношение к окружающему миру»


+

Экскурсия

Человек и Вода.

+

Сплав

Человек и Горы.

+

Поход

Человек и Космос.

+

Публичное выступление

Человек и другой человек.

«Ценностное отношение к другим людям»


+

Публичное выступление

Человек и его любимый (любимая).

+

Публичное выступление

Человек и коллектив.

+

Публичное выступление

Человек и его родина.

+

Социальная практика

Человек и его дело.

«Ценностное отношение к делу и времени».

+

Видеопродукт

Социально-культурные проекты

Человек и его хобби.

+

Человек и продукты его жизнедеятельности.

+

Человек и время.

+

Презентация

Данные меткомплексы будут реализованы как с помощью наших партнеров из учреждений дополнительного образования, таких как «Речник», «Вираж», «Старт», «Экологический центр», так и с помощью внутренних резервом педагогического коллектива МАОУ СОШ № 15.

Ресурсы глобальной сети Интернет помогут нам отслеживать результаты участников проекта.

Критерии оценки гражданской активности в социальных Сетях:

Название


Содержание

Количество баллов

1.

ИСД - Индивидуальная социальная деятельность участника программы.

Оценивается Личная гражданская АКТИВНОСТЬ участника:

За что именно

Всего


  1. Наличие голосования за кого-либо

1



5

  1. Наличие собственных комментариев.

1

  1. Наличие личной переписки.

1

  1. Предложения дружбы.

1

  1. Прочая активность, например Рейтинг и т.д.

1

2.

КСД - коллективная социальная деятельность.

Оценивается коллективная Активность участников Сети по отношению к данному субъекту.

  • Наличие голосования за данного участника

1




5

  • Наличие комментариев к данному участнику.

1

  • Наличие ответной личной переписки.

1

  • Предложения дружбы.

1

  • Прочая активность, например Рейтинг и т.д.

1

3.

ВС - виртуальные сообщества.


  • Присутствие участника в одном или нескольких Виртуальных Сообществах

1








5

  • Понятная обывателю ценность данного виртуального сообщества. Декларируемые цели.

1

  • Приток и количество участников не менее 5.

1

  • Активность данного сообщества - согласно Ленте сообщений

1

  • Собственное виртуальное сообщество.

1

4.

ИПП - индивидуальный полезный продукт

Собственное медио или видео произведение , не более пяти

5 - по одному баллу за каждый продукт





До 15

Собственное текстовое произведение, не более пяти

5- по одному баллу за каждый продукт

Прочий продукт: например, организованный конкурс и т.д.

5

5.

СПП - Социальный полезный продукт

Коллективное медио или видео произведение , не более пяти

5 - по одному баллу за каждый продукт






20

Коллективное текстовое произведение, не более пяти

5 - по одному баллу за каждый продукт

Прочий продукт: например, организованный конкурс и т.д.


10


Итого до 50 баллов




4.Этап. Итогово-диагностический. Исходя из названия данного этапа, становится понятным и суть происходящего в нем.

Основными итогами мы будем считать следующие:

  • Творческий и педагогический отчет по всему проекту «Воспитание Гражданина будущего».

  • Педагогический анализ метакомплексов на каждое ценностное отношение в рамках проекта.

  • Мониторинг механизмов управления и реализации данного проекта.

  • Самодиагностика гражданской активности участников проекта в социальных сетях и прочим образом. (Опрос родителей, воспитанников, партнеров по проекту и т.д.)

  • Выступление с обобщением работы по данному проекту на городской научной конференции, проведение обучающего мастер-класса для педагогического сообщества г. Соликамска.

  • Выпуск научно-методических материалов с рекомендациями работы и публикация их в средствах массовой информации и в глобальных сетях.












4.4 .Механизм управления проектом





4.5 Результаты от общего числа участников (не менее 100 человек) в проекте в зависимости от педагогических задач.

Задачи (этапы)

Направления деятельности

Спортивно-оздоровительное

Художественно-эстетическое

Научно-познавательное

Военно-патриотическое

Общественно полезная деятельность

Проектная деятельность

Формирование ценностпностного отношения к себе

20 - Н

60 -С

20 - В, О

20 - Н

60 -С

20 - В, О

20 - Н

60 -С

20 - В, О

Формирование ценностного отношения к окружающим людям.

20 - Н

60 -С

20 - В, О

20 - Н

60 -С

20 - В, О

20 - Н

60 -С

20 - В, О

Формирование ценностного отношения к культуре.

20 - Н

60 -С

20 - В, О

20 - Н

60 -С

20 - В, О

20 - Н

60 -С

20 - В, О

Формирование ценностного отношения к Природе и Стихии.

20 - Н

60 -С

20 - В, О

20 - Н

60 -С

20 - В, О

20 - Н

60 -С

20 - В, О

Формирование ценностного отношения к делу и времени.

20 - Н

60 -С

20 - В, О

20 - Н

60 -С

20 - В, О

20 - Н

60 -С

20 - В, О

Данные от общего числа (не менее 100 человек, параллель 5 классов, 1 класс - контрольный) участников проекта:

Н - Меньше 50% -низкий уровень гражданской активности

С -50 - 70% - средний уровень гражданской активности

В - 70 - 90 % - высокий уровень гражданской активности

О - Свыше 90 % - очень высокий уровень гражданской активности

  1. Рабочий план реализации проекта: этап, направление деятельности, мероприятия, сроки, ответственные, ожидаемый результат.

Этап

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Ожидаемый результат в процентах. Охват не менее 100 человек


Организационно - вступительный

Формирование ценностностного отношения к себе

Метапредметные задания

Сентябрь 2014

Творческая группа по направлению

20 - Н

60 -С

20 - В, О

Формирование ценностного отношения к окружающим людям.

Метапредметые задания

Сентябрь, октябрь 2014

Творческая группа по направлению

20 - Н

60 -С

20 - В, О

Формирование ценностного отношения к культуре.

Индивидуальные творческие планы развития.

Октябрь 2014

Творческая группа по направлению

20 - Н

60 -С

20 - В, О

Формирование ценностного отношения к Природе и Стихии.

Экскурсии

В течении сентября-октября 2014

Творческая группа по направлению

20 - Н

60 -С

20 - В, О

Формирование ценностного отношения к делу и времени.




Социальные метапредметные практики

Социальное проектирование

Сентябрь, октябрь 2014

Творческая группа по направлению

20 - Н

60 -С

20 - В, О



Основной период

Формирование ценностностного отношения к себе

Система гражданских спецкурсов гуманитарной и культурологической направленности

Воспитательные гражданско-правовые комплексы

Декабрь 2014

Творческая группа по направлению

20 - Н

60 -С

20 - В, О

Формирование ценностного отношения к окружающим людям.

Учебные военные сборы

Полигонные игры

Декабрь 2014, январь 2015

Творческая группа по направлению

20 - Н

60 -С

20 - В, О

Формирование ценностного отношения к культуре.

Программы дополнительного образования, секции

Спортивные соревнования, конкурсы и т.д.

Сентябрь 2014 - май 2015

Творческая группа по направлению

20 - Н

60 -С

20 - В, О

Формирование ценностного отношения к Природе и Стихии.

Походы, поездки, поиски

Научно-исследовательские экспедиции

Сентябрь 2014 - май 2015

Творческая группа по направлению

20 - Н

60 -С

20 - В, О

Формирование ценностного отношения к делу и времени.

КТД (коллективно творческие дела), «огоньки»

Конкурсы, фестивали, трудовые практики и десанты

«Школа Лидера»

Сентябрь 2014 - май 2015

Творческая группа по направлению

20 - Н

60 -С

20 - В, О



  1. Итогово - диагностический

Формирование ценностпностного отношения к себе

Дискуссионные площадки

Март 2015 ЛОК

Творческая группа по направлению

20 - Н

60 -С

20 - В, О

Формирование ценностного отношения к окружающим людям.

Тематические военно-патриотические программы «Рубеж», «ШВТЗ», «Слово и дело», «Войны России».

Профильные военно-патриотические программы: «Юный десантник», «Речник».

Апрель-май 2015

Творческая группа по направлению

Формирование ценностного отношения к культуре.

Комплексные блоки профилактики и закаливания

Март 2015

Творческая группа по направлению

20 - Н

60 -С

20 - В, О

Формирование ценностного отношения к Природе и Стихии.

Экологические акции.

Профильные туристско-краеведческие лагеря

Май-июнь 2015

Творческая группа по направлению

20 - Н

60 -С

20 - В, О

Формирование ценностного отношения к делу и времени.

Социально-культурные акции и акции милосердия

Апрель - май 2015

Творческая группа по направлению

20 - Н

60 -С

20 - В, О



  1. Ресурсное обеспечение реализации проекта (имеющееся и необходимое): нормативно-правовое, кадровое материально-техническое, научно-методическое, финансовое.

Нормативно - правовые условия

Имеющееся

Необходимое

  • «Закон об образовании в РФ»

  • Устав МАОУ СОШ № 15

  • ФГОС

  • Проект: Модуль оценивания метапредметных и личностных результатов «МарС - Малая Родина - Соликамск»

  • Проект «Социальное лидерство в Сети»

  • Инструкции и инструктажи по технике безопасности, касающиеся всей системы жизнеобеспечения учащихся МАОУ СОШ № 15.

  • Договор о сотрудничестве с МАОУ «Речник» в рамках проекта

  • Договор о сотрудничестве с ПГУ в рамках проекта

  • Договоры с родителями в рамках соучастия в проекте

  • Положения о внеурочной деятельности в рамках реализации проекта.

  • Локальные акты МАОУ СОШ № 15, регламентирующие деятельность и функционирование проекта.



Кадровое

Имеющееся

Необходимое

В настоящий момент наша школа обладает всем кадровым обеспечением проекта. Педагоги имеют необходимый уровень квалификации и уровень переподготовки в рамках ФГОС.

8 педагогов - высшая квалификационная категория (16 %)

22 - педагога - первая квалификационная категория (44 %)

13 педагогов - вторая квалификационная категория. (26 %)

При этом - 41 педагог (82 %) прошел курсовую подготовку и переподготоку по различным направлениям ФГОС (от компетентностного подхода в условиях ФГОС, до современных технологий по различным направлениям учебной деятельности.)


Искать дополнительные ресурсы в области внеурочной и проектной деятельности для привлечения уникальных педагогических и других кадров в рамках реализации проекта.


Материально-техническое

Имеющееся

Необходимое

  • Два спортивных зала

  • Медиатека

  • 2 компьютерных класса

  • 2 Тира, причем один - электронный.

  • Учебные мстерские

  • Два выделнных учебных кабинет

  • Необходимый набор туристского снаряжения на стандартный туристко-краеведческий лагерь.

  • Материально-техническая база основного здания МАОУ «Речник»

  • Материально-техническая база Брандвахты.

  • Оборудование класса ОБЖ.

  • Необходимые комплекты аудио и видеотеки.


  • Высокоскоростной интернет по всей школе.

  • 30 планшетов для проведения качественной ИКТ деятельности в рамках реализации проекта

  • 2 плазменных телевизора и сеть, связывающая их в каждый класс

  • Два набора «Сканер-принтер» в каждый класс.

  • Два комплекта формы: парадная и парадно-выходная

  • 10 стендов, для оформления видов родов войск Российской Федерации

  • Набор Знамен и флагов Российской Федерации и Российской армии по родам войск, для создания Зала Боевой Славы и учебной деятельности.


Научно-методическое обеспечение + традиции МАОУ СОШ № 15

Имеющееся

Необходимое

  • В течении 5 лет первое место в городской игре «Сила и мужество».

  • Традиционный воспитательный комплекс «Я - Гражданин России».

  • Традиционная историко-правовая игра «Независимая Россия».

  • Традиционное ведение индивидуальных проектов (Проектная неделя) и исследовательской деятельности в научных обществах «Первые шаги» и «Золотые россыпи Прикамья».

  • Традиционный воспитательный комплекс «Звездный дождь».

  • Традиционная военно-спортивная игра «Когда мужчины на плацу».

  • «Школа Лидера»

  • Традиционная работа историко-правового клуба «КЛИО».

  • Профильное историко-правовое и предпрофильное обучение, индивидуальные учебные планы.

  • Сотрудничество с историческим факультетом Пермского государственного гуманитарно-педагогического педагогического университета, МИСИ, Международным институтом Гете.

  • Гражданское образование, включающее систему спецкурсов гуманитарной и культурологической направленности, воспитательные гражданско-правовые метапредметные комплексы.

  • Учебные военные сборы, социальные практики, сотрудничество с социальными партнерами и широкий спектр направлений внеурочной деятельности и дополнительного образования.

  • Налаженная система сотрудничества с социальными партнерами и родителями.

  • Система преемственности: «Детский сад-школа», «Школа - УДО», «Школа - ВУЗ», «Школа - социальное пространство».

  • Разработка профильных метапредметов

  • Приведение к выверенной формулировке научно-методического глоссария проекта

  • Разработка четкой системы анализа деятельности проекта и результатов учащихся

  • Описание опыта научно-практической деятельности с целью позиционирования на другие образовательные организации и положительной ретрансляции накопленного опыта в рамках проблемной группы МАОУ СОШ № 15

Утверждаю___________________

Бирюкова О.А.

Директор МАОУ СОШ № 15

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

Название статьи

Код

Запрашиваемые средства

Имеющиеся средства

Всего

Источник финансирования

1. Оплата труда


Волонтерский труд

Х

119 000

119 000

МАОУ СОШ № 15

Всего по оплате труда

119 000

119 000

2. Прямые расходы



Грантодатель

2.1 Оплата комплекта оборудования для реализации проекта.

150 000

Х

150 000

2.2 Публикация в прессе

-

40 000

40 000

МАОУ СОШ № 15

Всего прямые расходы

150 000

х

150 000

ВСЕГО РАСХОДОВ ПО ПРОЕКТУ

150 000

149 000

319 000

Полная стоимость проекта: 319 000 руб. 00 копеек

Имеется: 149 000 руб. 00 копеек
Запрашиваемые средства: 150 000 руб. 00 копеек

Руководитель проекта _____________ Банников О.В.

КОМЕНТАРИИ К БЮДЖЕТУ:

  1. Оплата труда.



  • Руководитель Проекта и команда педагогов, волонтеры будут работать над его реализацией на протяжении 34 рабочих недель. Два раза в неделю по 2 часа. Предполагается проектная команда волонтеров из 10 педагогов и 25 учащихся «Школы Лидера». Волонтеры работают бескорыстно, но их материальный вклад в проект можно обсчитать. Это имеющиеся (привлеченные) средства МАОУ СОШ № 15 на реализацию проекта.

  • Труд волонтеров - 25 р./ч. (Стоимость одного часа взята из МРОТ) В среднем по 2 час в день: 2 часа * 25 руб.*2 раза в неделю *34недели* 35 чел. = 119 000 руб.

Итого: 119 000 руб.

Итого на оплату труда запрашивается: 0 руб.

Имеется: 119 000 рублей.

2. Прямые расходы:

2.1 Публикация в прессе

  • Оплата одной публикации в СМИ г. Соликамска по нынешним расценкам обойдется в 20 000 рублей. Будут две публикации о проекте. Это тоже имеющиеся средства МАОУ СОШ № 15 на реализацию проекта

Итого: 40 000 рублей.

Запрашивается: 0 рублей.

Имеется: 40 000 рублей.

2.2 Приобретение товаров длительного пользования.

  • 25 планшетов: 25* 6 000 рублей = 150 000 рублей

  • Данной оргтехника будет активно эксплуатироваться в ходе реализации проекта, при создании участниками проекта различного рода электронных продуктов своей гражданской жизнедеятельности: фотоальбомы, презентации, самодиагностика и т.д.

Итого запрашивается: 150 000 рублей. 00 копеек

Имеется: 50 000 рублей.

  1. Риски при реализации проекта «Воспитание Гражданина будущего».

Возможные риски в ходе реализации

Меры

по минимизации влияния

данных факторов риска

Сокращение вариативности образовательной модели школы в связи с изменением образовательных потребностей учащихся и их семей.

Непонимание части родительской общественности в стратегических целях реализации проекта

Развитие системы социального партнерства

Повышение степени открытости образовательного учреждения, освещение деятельности школы в СМИ и на сайте образовательного учреждения

Отсутствие интереса педагогической общественности внутри педагогического коллектива

Потеря интереса к проекту среди учащихся

Разъяснительная работа среди педагогического коллектива, повышение квалификации педагогов, привлечение новых партнеров.

Поиск и разработка новых инновационных способов, форм, технологий реализации проекта.

Ограничение собственных средств школы на реализацию проекта

Участие в инновационных проектах и конкурсах, привлечение средств благотворителей. Развитие системы платных дополнительных услуг




8. Используемые ссылки и литературные источники.

8.1 Ссылки:

[1] [Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ, Новый] [Глава 1] [Статья 3]

[2] Столыпин П.А. Мысли о России. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006.- с. 69.

[3] Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - №9.- с.18.

[4] Толковый словарь Даля. Электронный ресурс: slovari.yandex.ru, книги/Толковый%20словарь%20Даля/ГРАЖДАНИН/

[5] Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект. Электронный ресурс: //nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2263

[6] Российская педагогическая энциклопедия. Электронный ресурс: pedagogicheskaya.academic.ru/963/ГРАЖДАНСКОЕ_ВОСПИТАНИЕ

[7] Задруцкая Н. В.Компоненты и уровни сформированности патриотизма как качества личности старшего школьника. Электронный ресурс: emissia.org/offline/2007/1192.htm

[8] Малыгина С.В. Формирование экологической культуры будущего гражданина. Электронный ресурс: festival.1september.ru/articles/590964/

[9] Куртова И.А. Диагностики для выявления уровня гражданско-патриотического воспитания подростков. Электронный ресурс: nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/diagnostiki-dlya-vyyavleniya-urovnya-grazhdansko






8.2 Литературные источники:

  1. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. М. 2004. Третье, переработанное издание.

  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов). Изд. "Цитадель", г. Москва, 1998 г

  3. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологически исследования. - 2001. - №8.

  4. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. - 2005. - №4.

  5. Заступова И. В. К вопросу о сущности и содержании понятия «гражданственность»// Актуальные проблемы правоведения.-2005. - № 2.

  6. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т.Т.4/Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. - М.:Русская книга, 1994.

  7. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - №9.

  8. Капустина З. Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. - 2003. - № 9.

  9. Карпова Н.В. Политическая культура в процессе становления гражданского общества// Вестник Московского университета. - Сер. 18 : Социология и политология. - 2006. - №1.

  10. Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект. //Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

  11. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. - 2003. - №2. - С. 3-10.

  12. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в.// Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - №9.

  13. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. - М.: Высшая школа, 2007. - С.159-182.

  14. Метапредметные функции образовательных компетенций // Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С. 140-144.

  15. Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.

  16. Никифоров Ю. Н., Скалина А. Н.. О понятии "гражданственность"//Известия АлтГУ - 2007, № 4-3

  17. Обучение гражданственности и европейским стандартам в области прав человека. Материалы международной конференции. МГИМО (У), 21-22 сентября 2006 г. СПб.: СКФ "Россия-Нева", 2007.

  18. Политология / под ред. А.А. Радугина. - М., 2000.

  19. Сергеев В.В. - Формирование демократической гражданственности в социально-профессиональной среде сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории и практики: специальный курс - Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2010.

  20. Скалина А.Н. Диссертационная работа: Гражданственность в современной России: сущность, структура, типология. - Уфа, 2009

  21. Столыпин П.А. Мысли о России. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. - с. 128

  22. Стронин А. И. Этика гражданственности// Вестник Московского университета. Сер. Социология и политология. - 2000. - № 1.

  23. Филиппова Л. Эффективность гражданского воспитания: проблема критериев// Вестник Московского университета. - Сер. 18 : Социология и политология. - 2007. - №1.

  24. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: основные категории и понятия // Основы методики гражданского воспитания. - М., 2001.

  25. Хуторской А.В. «Стихии мира» в экспериментальном метапредмете «Мироведение» // Частная школа. - 1992. - № 2. - С. 18-29.

  26. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

  27. Хуторской А.В. Изучение фундаментальных постоянных в естественнонаучных курсах средней школы // Методические указания и материалы к спецкурсу «Межпредметные связи в преподавании физики». - Запорожье, 1984. - С. 47-51.

  28. Хуторской А.В. Метапредмет «Числа»: Экспериментальный интегрированный курс. - Черноголовка, 1994. - 68 с.

  29. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

  30. Никитин А.Ф, Соколов Я.В. Российская педагогическая энциклопедия.-М., 1993.- с.224-225.

  31. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: основные категории и понятия // Основы методики гражданского воспитания. - М., 2001.- с.20-21.

  32. Сергеев В.В. - Формирование демократической гражданственности в социально-профессиональной среде сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории и практики: специальный курс - Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2010. - с. 25

  33. Сергеев В.В. - Формирование демократической гражданственности в социально-профессиональной среде сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории и практики: специальный курс - Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2010. - с.19 Инновационно-образовательный проект МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 15 ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА БУДУЩЕГО

© 2010-2022