Инклюзивное образование в России

Главная проблема введение инклюзивного образования считается в затруднение процесса включения детей с особами потребностями в программу обучения массовой школы, очень тяжело организовать образовательный процесс и аттестации, особенно когда добавляются сложности, связанные с предметным образованием.В нашей статье мы хотим ответить на вопрос: "Какую роль в социуме играет инклюзивное образование в России?". Разумеется, роль может считать очень приоритетной, ведь от того, насколько люди вовлечены в ...
Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тихоньких А.В.

ЛПИ - филиал СФУ

Инклюзивное образование в России

В настоящее время инклюзивное образование - одно из актуальных направлений современного образования. Тем что численность детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно увеличивается, по данным Минздрава, на 2014 год детей-инвалидов насчитывается 540 тыс. 837 человек, что больше на 3,7%, чем в 2013 году и на 9,2%, чем в 2010 году. Конечно статистика оставляет желать лучшего, но концепция инклюзивного образование состоит в том, что каждый человек имеет право на образование, несмотря на его физические, интеллектуальные или другие особенности здоровья. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 27.12.2012 № 273-ФЗ, «инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [3].

Главная проблема введение инклюзивного образования считается в затруднение процесса включения детей с особами потребностями в программу обучения массовой школы, очень тяжело организовать образовательный процесс и аттестации, особенно когда добавляются сложности, связанные с предметным образованием.

В нашей статье мы хотим ответить на вопрос: "Какую роль в социуме играет инклюзивное образование в России?". Разумеется, роль может считать очень приоритетной, ведь от того, насколько люди вовлечены в практику в развитие образование для детей с ограниченными возможностями, где присуще взаимопощь, защита человеческого достоинства, во многом зависит степень социальной сплоченности общества. А задачей должна быть любой школы по работе с детьми с особами потребностями в создание благоприятной атмосферы для развития, основанную на толерантности и понимание независимо от способностей и возможностей таких людей.

Инклюзивное (франц. Inclusive - включающий в себя, от лат. Include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования заложена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям и создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности [2; c. 4].

К историческим ресурсам мы хотим представить мнение Н.Н. Малофеева, он выделяла пять периодов в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, они представлены ниже в таблице.

Таблица .

Периоды становления образования для лиц с особыми образовательными потребностями в России и за рубежом [1; с. 4].

Периоды

Название этапа

Временной период

Характеристика этапа

Россия

Запад

Россия

Запад

I

VIII в. до н.э. - XII в. н.э.

VIII в. до н.э. - XII в. н. э.

Церковное призрение инвалидов

Признание и осознание необходимости закрепления в законодательных нормах правового положения нетипичных детей.

II

Осознание возможности обучения.

XVII в.

XII-XVIII вв.

Система призрения и первые законодательные акты.

Обучение детей с сенсорными нарушениями. Первые специальные учреждения.

III

Обучение трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно- отсталых.

Конец 20-х гг. XX в.

XVIII в. - нач. XX в.

Введение специального образования. Начало эволюции отечественных учреждений для детей с ООП.

Открытие специальных учебных заведений и появление первых законодательных актов о введении специального образования.

IV

Понимание необходимости обучения всех аномальных детей.

70-е гг. XX в.

нач. XX в. - 70-е гг. XX в.

Структурное совершенствование этой системы, дифференциация, расширение охвата нуждающихся в специальной по- мощи детей. Отсутствие закона о специальном образовании, цензовый характер обучения в специальных школах, закрытость системы специальных школ и интернатов, недостаточность подготовленных педагогических кадров, ограничение участия родителей.

Расширение охвата нуждающихся в специальной помощи детей, с учётом вида нарушения. Реализация «модели нормализации» - интеграция детей.

V

Включение детей с ООП в общество.

с 90-х годов XX века.

70-х годов XX века.

Российское общество оказалось неподготовленным к интеграции лиц с отклонениями в развитии в общую систему социальных отношений и включению их в общеобразовательную систему.

Реализация «модели включения» детей с ООП в общеобразовательный процесс.

Исследовательская часть нашей статьи заключалось в опросе студентов-будущих педагогов. Был задан вопрос: «Как вы будете относиться, если в вашем классе будут обучаться дети с ограниченными возможностями?», результаты в таблице ниже:

Таблица .

Результаты опроса

Варианты ответов

Результаты в процентах

Положительно

54 %

Нейтрально

29 %

Отрицательно

17 %

Результаты показали, что большинство студентов (54 %) относятся положительно к факту обучения детей с ограниченными возможностями. 17 % опрошенных, ответивших отрицательно, боялись ответственности за таких детей, боялись нестандартной педагогической деятельности. Итак, инклюзия разумеется нужна, ведь у каждого ребенка должны быть удовлетворены потребности в образовании и общении со сверстниками. У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, понимания в простой истине, что все люди особенные и заслуживают уважения. Опрос показал, что будущие педагоги не в полной мере готовы к работе с такой категорией детей.

Список использованных источников и литературы

  1. Мёдова Н.А. Инклюзивное образование в схемах и таблицах: - Томск, 2012. - 24 с.

  2. Рудь Н.Н. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. - М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011. - 26 c.

  3. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 27.12.2012 № 27. Ч.5 Ст.5 П.1.



© 2010-2022