Концепция воспитательной деятельности классного руководителя

В основе воспитательной системы школы лежит концепция личностно-ориентированного образования. Нельзя в условиях современной жизни ограничиваться лишь передачей ученикам знаний, т.к. это не разовьет в них способность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если не научит детей ценить и развивать свою собственную личность и в то же время уважать неповторимость другой личности. Объектом, субъектом, предметом воздействия и результатом деятельности шк...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Концепция воспитательной деятельности классного руководителяМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ №4

ГОРОДА ГЕОРГИЕВСКА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ













КОНЦЕПЦИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ









Классный руководитель

11М класса

Тараканова М.В.


2014

"Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый - сам за себя», следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и иждивенчества."

/В. В. Путин/

Введение

В основе воспитательной системы школы лежит концепция личностно-ориентированного образования. Нельзя в условиях современной жизни ограничиваться лишь передачей ученикам знаний, т.к. это не разовьет в них способность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если не научит детей ценить и развивать свою собственную личность и в то же время уважать неповторимость другой личности.

Объектом, субъектом, предметом воздействия и результатом деятельности школы является личность выпускника, формирующаяся и развивающаяся в условиях школьного и внешкольного пространства, испытывающая постоянное воздействие социума.

Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая поставленные задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.

Сфера, оказывающая кардинальное воздействие на развитие школьника, - сфера его материального бытия, образа его жизни. Внимание к повседневному бытию ребёнка, к образу его жизни ставит перед классным руководителем ряд специфических задач. Их можно разделить на две группы. Первая обращена к семье, вторая - к школе. Классный руководитель знакомится с условиями жизни ребёнка в семье, с режимом дня школьника, изучает особенности его отношений с родителями, устанавливает с ними рабочий контакт. Обратимся к основным направлениям деятельности классного руководителя с точки зрения самого ребёнка, его интересов и возрастных потребностей. Первая задача здесь - защитить ребёнка и тем самым создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Позиция защиты становится фундаментом работы с личностью, основой индивидуального подхода.

Подход к ребёнку с позиции защиты подводит нас к задаче обеспечения благополучия в сфере учения. Защита ученика означает: разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника, изучение работы учащегося на уроке путём посещения занятий, совместная работа с педсоветом, организация консультативной помощи отдельным учащимся, проведение внеклассных мероприятий по предметам, расширяющих кругозор и познавательные интересы учащихся, выработка совместной тактики и стратегии помощи ребёнку со стороны семьи, организация самообслуживания, учебной работы класса.

Следующая сфера, в которой ребёнку нужна защита, - это общение. Войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между детьми - важнейшие задачи классного руководителя. Он также ведёт серьёзную работу по обретению детьми культуры общения, культуры поведения, соблюдению норм элементарной нравственности во взаимоотношениях.

Важное место в формировании личности школьника занимает досуговая сфера. Ценность досуга для подростков оказывается значительно выше учебной деятельности. Поэтому одним из важных направлений воспитательной системы является выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков и клубов, расширение познавательного и культурного кругозора класса, помощь детям в общественной работе, организация коллективной творческой деятельности класса, совместного отдыха на природе, обеспечение детям, не имеющим успехов в учёбе авторитета перед классом и другими учителями за счёт демонстрации их достижений в досуговой сфере.

Таким образом, исходя из вышесказанного, целью воспитательной работы в школе становится: обеспечение физического, нравственного развития личности школьника, создание условий для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

Реализация данной цели предполагает:

  • непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание;

  • практическую деятельность педагогов и воспитанников;

  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;

  • неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями, обслуживающими объектами села и района;

  • развитие общей и педагогической культуры учителей и воспитателей.

Основные задачи:

  1. Формирование социально-активной личности, культуры здорового образа жизни, активное вовлечение семьи в процесс воспитания, обеспечение деятельности самоуправления и объединений по интересам, формирование толерантности и способности к осознанному выбору у обучающихся, сопротивление вредным, асоциальным привычкам.

  2. Содействие патриотическому и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств, формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

  3. Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий занятий физкультурой и спортом, внедрение форм активного и здорового досуга, формирования у школьников положительного отношения к здоровому образу жизни, как одному из главных путей в достижении успеха.

  4. Выявление способных детей и создание эффективных условий для гармонического развития личности.

  5. Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

  6. Содействовать профессиональному самоопределению учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.

Принципы воспитания, реализуемые в концепции:

  • Главная ценность и основной объект заботы для воспитателя - личность ученика, вера в компенсирующие возможности ребенка.

  • Обучение и воспитание - это взаимосвязанные процессы, основанные на взаимодействии классного руководителя и ученика, это творческое сотрудничество единомышленников.

  • Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно.

  • Воспитательный процесс дискретен: ребенок не все время находится под воздействием классного руководителя. Желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающимся, воспитывающим.

  • Высшим показателем оценки жизни класса считать самочувствие в нем каждого ребенка.

  • Главным «инструментом» классного руководителя является коллектив класса в содружестве с родителями.

Наиболее значимые ценности, реализуемые в концепции воспитания:

  • самореализация,

  • индивидуальность,

  • выбор,

  • творчество,

  • успех,

  • доверие.

Главное - понимание того, что ребенок не только готовится к взрослой жизни, он живет в этом мире. И жизнь эта должна быть полноценной, интересной, настоящей, но при этом иметь в виду, что по мере взросления учащихся возрастает их личная ответственность за использование предоставленных возможностей. Для этого в классе создается ролевое поле, в котором каждый:


  • я - ученик (умение учиться, навыки сотрудничества, состояние «быть и работать вместе», умение преодолевать трудности, добиваться получения результата, развитие работоспособности);

  • я - член коллектива, группы (формирование взаимопонимания, доверия, готовности к творческому взаимодействию, удовлетворение потребности быть признанными и принятыми в сообществе сверстников, иметь друга, не чувствовать себя одиноким, умение открыто, но тактично выражать свои чувства);

  • я - член семьи, помощник родителей, и взрослых;

  • я - житель города Георгиевска (Формирование у подростков патриотизма, гражданственности, культуры межнационального общения, толерантности)

  • я - гражданин Ставропольского края, России, Планеты Земля (Понимание ценности свободы, других ценностей демократического общества, организационной и политической культуры, уважения к закону. Знание прав и обязанностей граждан России);

  • я - человек, индивидуальность, личность (развитие самооценки, самоконтроля, формирование адекватного самовосприятия).

На начальной ступени обучения реализуется программа внеурочной деятельности (согласно ФГОС НОО). Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении или мероприятии учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.

Содержание программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.

Рабочие программы внеурочной деятельности структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности:

- художественной;

- физкультурно-спортивной;

- социально-педагогической;

- туристско-краеведческой;

- естественно-научной.

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

  • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

  • профессиональную ориентацию учащихся;

  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

  • социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

  • формирование общей культуры обучающихся;

  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Основной механизм воспитания в МБОУ СОШ №4 - образовательное воспитательное пространство, центральным структурным элементом которого является система отношений внутри пространства, морально-психологическая атмосфера, требования и эталоны поведения, принятые в школе:

  • система отношений между преподавателями и школьниками;

  • система отношений внутри ученического и педагогического коллективов;

  • отношения между микросоциумами (группами педагогов и (или) учащихся, объединенных общими ценностями, целью, совместной деятельностью). Значимость того или иного микросоциума определяется тем, насколько велико его воздействие на формирование ценностных установок ученика, его мнений, убеждений.

Следующим структурным элементом воспитательного пространства школы, на наш взгляд, является система внутренних и внешних условий, направленных на развитие, саморазвитие и самореализацию ученика как личности.

Внутренние условия:

  • ученическое самоуправление;

  • школьное соуправление;

  • система работы классных руководителей, эффективность деятельности МО классных руководителей;

  • психологическое сопровождение;

  • построение образовательного пространства на основе интеграции обучения, развития и воспитания с приоритетом последнего;

  • система традиций школы.

Приоритетные направления воспитательной работы:

1. Формирование личности ученика с присущими ей качествами:

- интеллект

- творчество

- нравственные ценности

- коммуникативность

- здоровье

- саморегуляция поведения

2. Поддержание, укрепление и формирование традиций школы.

Традиционными в школе стали следующие мероприятия:

- День Знаний

- Праздники посвящения в 1-5ти классники

- Осенние праздники

- Предметные недели

- Новогодние праздники

- Выборы президента

- 9 мая

- Турслет

3. Создание условий для творчества педагогов и учащихся.

Реализацию данного направления системы воспитательной работы мы видим в соблюдении следующих условий:

- Учет индивидуальных способностей каждого.

- Опора на сознательность (олимпиады, игры, конкурсы, смотры турниры)

- Творчество педагогов - залог успешного формирование творчества учащихся школы.

4. Корректировка системы самоуправления школьников.

- Создание программы по совершенствованию самоуправления в школе.

5. Формирование системы соуправления школой.

- В процессе воспитания принимают участие родители, учащихся школы.

Задачи работы в данном направлении мы видим в вовлечении как можно большего числа родителей в жизнь школы, в укреплении внутрисемейных отношений, отношении семей и школы, в повышении активности родительской общественности. Все это становится возможным при соблюдении следующих условий:

-единство требований педагогов и родителей к учебно- воспитательном процессе, к конечному его результату- модели выпускники школы.

-согласованность действий взрослых по отношению к ребенку.

-распределение обязанностей и ответственности за результат, совместного воздействия на ребенка.

-заинтересованность родительской общественности в развитии школы, в преумножении ее славы.

6. Направления деятельности МО классных руководителей

- проблемные семинары.

- повышение компетентности и педагогического мастерства классных руководителей.

- обобщение и распространение передового педагогического опыта.

В концепции воспитания класса воспитание личности строится через обретение культуры - культуры прошлого, культурных традиций, культуры общения, культуры достоинства, т.к. только культура способна вывести ребёнка к добру. И если наука - это путь к Истине, то искусство, литература, как основа духовной культуры, - это путь к постижению того смысла бытия и осмысления себя в нём, без которого личность состояться не сможет.


Содержание и формы воспитательной работы школы


Направление содержания

Формы и методы воспитательной работы

Традиционные мероприятия

  1. Праздник «День знаний»

  2. День урожая «Золотая осень»

  3. Новогодние праздники

  4. Вечер встречи школьных друзей

  5. Праздник последнего звонка

  6. Выпускной вечер в 11 классе

  7. Юбилеи школы

Познавательная деятельность

  1. Неделя безопасности дорожного движения

  2. Неделя физической культуры

  3. Неделя географии

  4. Неделя информатики

  5. Неделя физики

  6. Неделя русского языка и литературы

  7. Неделя искусства

  8. Неделя математики

  9. Неделя химии и биологии

  10. Неделя ОБЖ

Общественно полезная деятельность

  1. Операция «Милосердие». Поздравление учителей и учителей-пенсионеров с днем учителя, 23 февраля,8 марта

  2. Операция «Ветеран»- изготовление сувениров, встречи, поздравления ветеранов ВОВ с Днём Победы

  3. Оказание шефской помощи ветеранам войны и труда

Ценностно-ориентированная деятельность

  1. Экскурсии в городской и другие краеведческие музеи

  2. Работа объединения патриотического направления

Правовое воспитание

  1. Встречи с медработниками

  2. Встречи с работниками суда, прокуратуры, ОВД с целью предупреждения нарушений.

  3. Индивидуальные беседы с детьми стоящими на внутришкольном учёте в присутствии инспектора по делам несовершеннолетних

  4. Мероприятия, направленные на обеспечение реализации Федерального закона «Об ограничении курения табака». Профилактики наркомании и алкоголизма.

  5. Совместные рейды учителей с социальным педагоги и нспектором ОПДН.

  6. Встречи с работниками военкомата, курсантами военных училищ, ветеранами


Экологическое воспитание

  1. Экологические субботники

  2. Операция «Зеленая планета». Очистка от мусора берега реки.

  3. Конкурс плакатов об охране окружающей среды


Калейдоскоп

возможных форм работы с детьми


Праздники:

  • «Мы за чаем не скучаем».

  • «Праздник семейных династий»

  • «Папа, мама и я - дружная семья».

  • «Масленица»

Диспуты:

  • «Можно ли изменить свой характер?».

  • «Что значит владеть собой?».

  • «Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?».

  • «Можно ли стать красивым?».

  • «Если твоя правда несет зло...».

  • «Если твоя ложь несет благо...».

  • «Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?».

  • «Кто счастливее - здоровый нищий или больной король?».

  • «Надо ли любить всех?».

Игры-доказательства:

  • «Суд над пороками людей».

  • «Суд над наркоманией».

  • «Суд над алкоголизмом».

  • «Ложь на скамье подсудимых».

  • «Суд над воровством».

Беседы:

  • «Расскажи мне обо мне».

  • «Как изучить самого себя».

  • «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?».

  • «Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них».

  • Расскажи мне о себе».

  • «В дружбе - сила».

  • «Чтобы иметь друга, надо быть им».

Выставки рисунков:

  • «Золотые бабушкины руки».

  • «Родная школа в лицах».

  • «Природа и фантазия».

Встречи с интересными людьми:

  • «Советы мудрых».

  • «Защитники Родины у нас в гостях».

  • «История глазами моих родственников».

  • «Национальные традиции в моей семье».

  • «Моя родословная».

Конкурс сочинений:

  • «Я и мой старший брат».

  • «Я в ответе за младших в семье».

  • «Мои соседи».

  • «Что значит быть человеком?».

  • «Береги честь смолоду».

  • «Самый дорогой человек».

  • «Красноярский край на карте России».

Заочные путешествия:

  • «Здесь живут мои родственники».

  • «Дорогами великих географических открытий».

  • «По странам и континентам».

Творческие конкурсы:

  • На лучшее сочинение на тему... («Как я провел лето»).

  • На лучшее стихотворение о...

  • Художественного свиста.

  • Рисунков на асфальте.

  • Рисунков на тему... («Первый день зимы»).

  • Юных кулинаров.

  • На лучшее поздравление с... (Днем учителя).

  • Ораторов.

  • Актерского мастерства.

  • На лучший репортаж из... (школьной столовой).

  • Агитпредставлений.

  • Юных фотолюбителей.

  • Юных модельеров.

  • На лучшую праздничную стенгазету.

  • Поделок из бумаги (оригами).

  • На лучший научный реферат о... (вреде курения).

  • Букетов (икебана).

  • Исполнителей народных песен.

  • Юных журналистов.

  • Инсценированной сказки.

  • Картин из цветов (флористика).

  • Команд КВН.

  • На лучшую частушку про...



Директор МБОУСОШ №4 _______________________ Е.А. Плотницкая

© 2010-2022