Выступление на тему: Профильное обучение

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профильное обучение Выступление на тему: Профильное обучение

Необходимость реформы старшей школы, конечной целью которой является создание именно старшей профильной школы, можно доказать с двух позиций - социальной (внешней по отношению к системе образования) и педагогической (внутренней, чисто школьной).

Один из замыслов реформы связан с представлением о «жизни» как контексте школы. Согласно этому представлению, школа должна давать учащемуся навыки поведения в современной динамичной и конкурентной среде, где требуется принятие и реализация самостоятельных решений, где нужен навык взаимодействия с современными институтами (финансовыми, административными и др.).

Однако и директора, и педагоги, и родители, и учащиеся школ считают, что уровень образования (среднее, полное среднее) перестал быть достаточным, и что даже полная средняя школа (в объеме 10-11 классов) не дает достаточного образования для построения карьеры (нашли достаточным первый уровень менее 2%, второй - менее 12% опрошенных старшеклассников), не дает подготовки детей к жизни.

В глазах основных субъектов образовательного процесса старшая школа как самостоятельный образовательный и социализационный институт ушла в прошлое. Нормой оказывается не «семья», не «трудовая жизнь», а высшее образование. Прекращение отношений «школы с жизнью» выражается в том, что в отличие от прежних времен, школа более не является регулярным поставщиком кадров на рынок труда. Руководители местной администрации не принимают выпускников школы в расчет при обсуждении баланса рабочих мест и рабочей силы. Более того, даже сельская школа, как выяснилось в ходе исследования, в значительной степени готовит кадры не для «своего» села. (Хотя при наличии успешных хозяйств все места специалистов в них оказываются замещены местными кадрами, то есть выпускниками местной школы - но после получение дополнительного образования). Старшая школа в целом перешла в глазах участников процесса на роль гимназии - она готовит к поступлению в ВУЗ.

Анализируя жизненные траектории старшеклассников можно сделать ряд выводов.

1. Идеальное общество, которое воображают молодые люди - мир деловых отношений, экономической активности, регулируемой законом. Выбор профессий бизнесмена, юриста и экономиста как наилучших делают более двух третей учащихся. Прочие профессии просто не попадают в этот идеальный набор.

2. Сообщество молодых людей явно представляет себе, что эпоха индустриализма и социализма заканчивается и они желали бы, чтобы этот конец наступил побыстрее. Это видно из того, что присущие ей массовые рабочие и инженерные профессии, в промышленности и сельском хозяйстве, а также сопровождающие профессии массового обслуживания (массовое здравоохранение и образование, бытовое обслуживание) в идеале выбирают 24% старшеклассников, а в реалистической перспективе - 35%. Однако порознь каждая из этих массовых специальностей все равно уступает любой из «новых» (юрист 13%, экономист 9%, бизнесмен 5%).

3. Массовые рабочие профессии, которые не участвуют вообще в идеальной картине и отвергаются как перспектива личной карьеры, рассматриваются школьниками как форма неудачной жизненной траектории относительного большинства их одноклассников (16%).

4. Особо резко обозначается водораздел между «старыми» и «новыми» видами высококвалифицированного труда. Массовые профессии, требующие высшего образования (врач, учитель, инженер, агроном) стоят в идеальной картине на последних местах собирают вместе менее 10%. Но и в реальной перспективе они оказываются на последних местах (чуть более 10%). Только врачей, ожидают молодые люди, из их одноклассников выйдет столько же, сколько бизнесменов. Врач - это профессия, «переходящая» из старого мира в новый.

5. В системе идеалов для профессии учителя практически нет места. Это - отражение кризиса школы как института. Часть школьников внутренне готова к учительской карьере, и этой доли (3% из числа опрошенных старших школьников), быть может, достаточно для замещения учительских вакансий в 2011 году. Настораживает 10-кратная разница между престижностью профессии учителя и ее пригодностью для себя лично. Не означает ли это, что в школу собираются идти работать люди со сниженной самооценкой и сниженным уровнем притязаний? В глазах будущих учителей школа останется институтом, переживающим кризис и держащемся лишь на энтузиастах, преданных делу.

Интервью, проведенные с родителями этих учащихся, позволяют увидеть ту же картину глазами другого поколения. Современная жизнь видится родителям, подавляющее большинство из которых воспитывались «до перестройки», следующим образом:

1. Это жизнь жестокая, напряженная, в которой надо «вертеться» для того, что бы что-либо добиться. При этом тех, кто чего-то добиваются, можно разделить на две группы: те, кто добились этого несправедливо и незаслуженно, и те, кто добились этого справедливо и заслуженно. Отличительным признаком «несправедливо и незаслуженно добившихся» являются их психологические характеристики (нахрапистые, грубые) и отсутствие образования (был простой зав. склада, а стал...). Наоборот, один из основных признаков «справедливо и заслуженно добившихся» - наличие у них «хорошего образования». «Хорошее образование» - это то, что и само по себе дает наилучшие шансы в жизни, но также и оправдывает претензию на преимущества перед другими. То есть, образование в глазах родителей имеет не только инструментальную, но и легитимационную функцию.

Участники образовательного процесса в школе считают, что школа должна готовить к поступлению в ВУЗ, в крайнем случае - в СУЗ (возможно, по его окончании - поступление в ВУЗ). Цель в жизни - получение «хорошего» высшего образования. Современные исследования подтверждают, что не только школа полностью перешла на роль ступенек в ВУЗ, но даже часть ВУЗов превратилась в средство получить «хорошее образование» в «настоящем» ВУЗе. Выделилась широкая категория формально-высших учебных заведений, которые выполняют функцию приготовительных классов или шлюза для тех заведений, которые действительно расцениваются в обществе как высшие. Можно сказать по-другому, что в системе образования существуют вузы - брэнды и существует масса небрендированных, якобы - высших учебных заведений. Именно диплом «хорошего ВУЗа» (и только диплом - в одних случаях) и полученные в нем знания (в других случаях) являются конечной целью образования, конечным средством для получения хорошей позиции в жизни. А все предшествовавшие ступени, сколько бы их ни было - это промежуточные и не имеющие собственной ценности средства. К их числу относится и школа.

Поступление в ВУЗ становится особым образовательным этапом, причем наиболее эмоционально нагруженным. Кроме того, поступление в ВУЗ становится фактически «единым стандартом», с помощью которого общество (родители) выясняют насколько эффективно функционирует та или иная школа.

В административном смысле школа отделена от Вуза. Это административное отделение сказывается в планировании реформы в школе как отдельного процесса, независимого от реформы высшей школы, что на наш взгляд неверно.

Между тем, профилизация, в том виде, в каком она стихийно и естетственно осуществляется на местах, является формой фактического институционального взаимодействия школ и ВУЗов, так сказать, за спиной руководящих ими ведомств. Широко распространилась практика, когда ВУЗы открывают свои филиалы в различных провинциальных городах. Далее они заключают с местными «лучшими» школами соглашения о формировании профильных (сообразно профилю Вуза) классов, где ученики получают (или считается, что получают) расширенную подготовку по профилю, а затем имеют льготы при поступлении в этот ВУЗ (точнее, в его местный филиал, который может иметь мало общего с центральным учебным заведением). Такая стихийная профилизация нащупывает пути формирования системы непрерывного образования, работает как новый канал вертикальной мобильности. Если в столицах и крупнейших центрах процветает институт «репетиторства» либо «подготовительных курсов» как способа отбора лучших и наиболее платежеспособных абитуриентов, если в городах среднего размера преобладает институт прямой или закамуфлированной взятки за поступление, то в селе и малом городе, где платежеспособный спрос ниже требований первых двух форм коррупции, главным каналом подготовки и оплаты поступления являются профильные классы. Как говорят родители, это - единственный шанс.

Таким образом, ставить вопрос о «путях реформирования» школы, не говоря при этом о системе высшего образования, методически неверно.

Заместитель директора по профильному обучению: Мендыбаева Н.С.



© 2010-2022