Статья по теме Портфолио учителя

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Портфолио учителя как инструмент его профессионального развития

(из опыта работы)

Пожидаева М.В., заместитель директора, учитель физики

ГБОУ СОШ № 231

На сегодняшний день накоплен разнообразный и весьма эффективный опыт применения новых форм и методов преподавания и организации учебного процесса в целом. Современные формы обучения предполагают активное использование инновационных технологий. Новым формам обучения, новым образовательным целям и ценностям соответствуют новые формы оценивания. Одной из форм реалистичного оценивания ориентированной на результат учебной деятельности и включающей самооценивание, может быть «Портфолио» учителя.

Термин пришел в педагогику, так же как и запрос на образовательную парадигму, из политики и бизнеса. Инструмент «портфолио учителя» становится популярным из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются. Новая форма реалистичного оценивания педагогической деятельности учителя, ориентированная на результат учебной деятельности с одной стороны, необходима администрациии образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы преподавателя, с другой, что более важно, - для самонаблюдения и самосовершенствования педагога. Портфолио учителя, есть очередной этап в развитии профессии - также в свое время в портфолио воплотились важнейшие достижения дизайнеров, фотографов и архитекторов.

Что такое портфолио учителя? Это описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя. Портфолио позволяет проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя, систематизировать учебные материалы и наработки для демонстрации коллегам, администрации, экспертам. Учитель, владеющий данным инструментом, сможет продемонстрировать свои достижения менее опытным соратникам и молодым специалистам, так как основной смысл портфолио «показать все, на что ты способен: стандарт, компетентность, исполнительское мастерство, блестящий результат и непременно перспективы роста». Непременным условием реализации идеи портфолио является умение анализировать педагогическую деятельность. Самооценка, самоанализ успехов, затруднений , самодиагностика профессиональной подготовленности учителя к педагогической деятельности в современной школе позволит наметить учителю пути самосовершенствования и тогда не нужно будет спешно искать курсы профессиональной курсовой подготовки «на следующий год», так как истекает срок аттестации. Будет легко планировать способы организации того или иного учебного курса, элективных курсов. Составленный и постоянно используемый портфель достижений учителя послужит основой для участия в конкурсных и грантовых программах и что немаловажно, будет способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения, в котором служит учитель. В портфолио учителя должны воедино сливаться личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности.

Структура портфолио учителя довольно таки проста и может быть легко варьируема. Главное чтобы, ни в коем случае портфолио педагога не представляло механический сбор всех когда-либо разработанных тестов, уроков, курсов, грамот и т. д. Общепринятой модели портфолио нет. Портфолио учителя очень индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается. И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах:

Титульный лист:

Статья по теме Портфолио учителя

О


ОГЛАВЛЕНИЕ:


  • Раздел 1 «Общие сведения об учителе».

  • Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

  • Раздел 3 «Научно-методическая деятельность».

  • Раздел 4 «Внеурочная деятельность».

  • Раздел 5 «Учебно-материальная база».

  • Приложение.

главление:



Раздел 1:

РАЗДЕЛ 1

«ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧИТЕЛЕ»

  • Личные данные.

  • Копия диплома о высшем образовании (заверенная директором).

  • Копии удостоверений о повышении квалификации (заверенные директором).

  • Копии удостоверений к наградам: медали, ордена (заверенные директором).

  • Копии грамот (заверенные директором).



ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ

  • Фамилия, имя, отчество.

  • Дата рождения.

  • Должность, дата назначения и № приказа, нагрузка.

  • Квалификационная категория, дата присвоения, № приказа.

  • Образование, квалификация и специальность по диплому.

  • Ученая степень.

  • Стаж работы (общий, педагогический).

  • Стаж работы в данном учреждении.

  • Повышение квалификации.

  • Награды.

Личные данные:



Раздел 2:

РАЗДЕЛ 2

«РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

  • Самоанализ педагогической деятельности.

  • Итоговые результаты по предмету за три года.

  • Результаты административных срезовых контрольных работ по предмету с указанием классов.

  • Результатов окружных и городских контрольных работ по предмету с указанием классов.

  • Результаты аттестации школы по предмету, сдачи выпускных экзаменов.

  • Список медалистов за три года.

  • Списки победителей интеллектуальных марафонов за три года.

  • Списки победителей окружных, городских , Всероссийских олимпиад за три года.

  • Список учащихся, поступивших в ВУЗ, где преподаваемый предмет является профильным.









Раздел 3:

РАЗДЕЛ 3

«НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

  • Пояснительная записка к учебным программам.

  • Список учебно-методического обеспечения.

  • Перечень проведенных семинаров, «круглых столов», «мастер-классов» и т. д.

  • Доклады на конференциях, педагогических советах, семинарах.

  • Результаты участия в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.

  • Тема самообразования, список литературы, изученной по данной теме, отчет по теме самообразования.

  • Перечень публикаций с их приложением.

  • Проведение научных исследований и развернутый план исследования в рамках творческой группы.

  • Разработка авторских программ (участие, программа).







Р

РАЗДЕЛ 4

«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

  • Программа предметного или иного кружка (если ведется).

  • Программа факультатива.

  • Перечень творческих работ учащихся.

  • Список проведенных классных мероприятий с приложением фотографий.

  • Сценарии вечеров, КВН, конкурсов.

  • Победители творческих конкурсов за три года.

аздел 4:



Раздел 5:

РАЗДЕЛ 5

«УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА»

  • Перечень оборудования учебного кабинета.

  • Перечень нового оборудования.

  • Список учебных фильмов, учебных программ на электронных носителях и т. д..

  • Перечень наглядных пособий.

  • Список аудиозаписей.

  • Перечень справочной литературы и дидактических материалов.





Варьируемое приложение:

ПРИЛОЖЕНИЕ:

  • Информация «от себя»: формулировка педагогической философии преподавателя, описание используемых методик, указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач.

  • Информация «от других»: отзывы коллег, учеников, родителей о курсах, учебных программах, тестах, стиле проведения занятий учителем, внеаудиторной деятельности и т. д.





Некоторые принципы составления портфолио учителя:

  • Объем портфолио учителя не должен превышать 8-10 страниц + приложение.
    Портфолио учителя - это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.

  • Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность.

  • Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных преподавателем мероприятий.

  • Грамотно составленное портфолио учителя отвечает в первую очередь на вопрос «Как?», и только потом на вопрос «Что?».

Но самый главный принцип это- принцип добровольности и тогда работа станет увлеченной и даст желаемый результат.

© 2010-2022