Методические указания к проведению внеклассного мероприятия Знатоки экономики

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бербасова Т. В., преподаватель

Бугурусланского

сельскохозяйственного

техникума


Внеклассное мероприятие как средство активизации

познавательной деятельности студентов


Методические указания к проведению внеклассного мероприятия Знатоки экономикиМетодические указания к проведению внеклассного мероприятия Знатоки экономикиМетодические указания к проведению внеклассного мероприятия Знатоки экономикиМетодические указания к проведению внеклассного мероприятия Знатоки экономикиМетодические указания к проведению внеклассного мероприятия Знатоки экономикиМетодические указания к проведению внеклассного мероприятия Знатоки экономикиМировой педагогикой накоплен довольно значительный опыт использования игры в учебном процессе. Освоение учебного материала в такой ситуации становится средством достижения игровой цели. Игра организует и поддерживает все интеллектуальные усилия студентов, учащийся обучается, даже не подозревая об этом.

Педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обусловлены, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игре свойственна двойная природа воспитательного воздействия на развитие творческой активности студентов.

Методическая разработка внеклассного мероприятия - конкурса «Знатоки экономики» создана для лучшего усвоения студентами основных понятий дисциплин «Основы экономики», «Экономическая теория»

В игровой форме студентам предлагаются тестовые задания, экономические загадки, экономические ребусы, что позволяет повысить интерес к изучаемым дисциплинам. В конкурсе участвуют две команды, а также две команды болельщиков.

Цели мероприятия:

1. Образовательная:

- повышение интеллектуального уровня студентов, расширение кругозора;

-обобщение знаний по дисциплинам «Основы экономики», «Экономическая теория».

2. Развивающая:

- развитие логического, аналитического мышления;

- развитие познавательного интереса к экономике, логического мышления.

3. Воспитательная:

- воспитание активной жизнерадостной деятельности и экономической культуры;

- воспитание нравственных ценностей, формирующих качества делового человека;

Оборудование занятия: материалы конкурса с заданиями для команд, мультимедийный проектор, видеодоска.


Ход мероприятия:

Вступительное слово преподавателя:

Страна экономика сложная, умная и очень интересная. Она живет по своим законам. Я не знаю, кем ты хочешь стать, сидящий сегодня в этом зале: может, тебя больше всего интересует музыка, а может автомобили, может, ты увлекаешься историей, а может детективами. Но я знаю точно другое - кем бы ты не стал, когда вырастешь, и где бы ты ни жил, то обязательно придется столкнуться с законами страны Экономика. Если ты будешь их знать - это пойдет тебе на пользу, и ты сможешь устроить свою жизнь интересно и разумно, а страна станет богатой и уважаемой. А если не будешь знать, то не удивляйся, почему это другие живут так хорошо, а тебе вечно ни на что не хватает денег.

Эта игра поможет вам пусть ненадолго, но все же заглянуть в древнюю и великую, вечно молодую, знаменитую и таинственную страну с красивым названием Экономика.


Конкурс «Что бы это значило?»
Задания первой команде:

1. В переводе с греческого название этой науки означает «искусство ведения домашнего хозяйства». Но со времени своего появления понятие это сильно расширилось и утратило прежний смысл. Сейчас это целая наука, изучающая взаимодействие людей друг с другом и со средой, в которой они живут. Назовите это понятие. (Ответ - экономика.)
2. Эта профессия возникла в России в эпоху реформ Петра Великого. Название ее переводится с немецкого языка как «книговед», «книгодержатель». А это значит, что связано ремесло с бумагами и цифрами. Умение видеть и чувствовать за ними живую жизнь одно из достоинств этой профессии. О какой профессии идет речь? (Ответ-бухгалтер.)
3. Это экономическое понятие зародилось еще в ХУ-ХУI веках в городах Италии. А в начале ХУI века в нидерландском городе Брюгге на площади возле дома знатного менялы и маклера Ван Ден Бурсе собирались купцы из разных стран для покупки иностранных векселей и обмена торговой информацией. Герб менялы состоял из трех кошельков, по латыни кошелек - bursа. Возможно, от этого слова и произошла как фамилия менялы, так и само это экономическое понятие. Назовите его. (Ответ- биржа.)
Задания второй команде:
1. Явление это получило развитие во второй половине ХХ века, хотя, по свидетельству историков, было распространено еще в Шумере за 2000 лет до нашей эры. Сам термин впервые упоминается в 1877 году: тогда американская телефонная компания «Белл» приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Сейчас это понятие означает, что в аренду можно получить все что угодно, начиная с нефтеперерабатывающих комплексов, атомных электростанций и кончал канцелярскими принадлежностями и крупным рогатым скотом. (Ответ- лизинг.)
2. В словаре можно найти несколько значений этого слова. Во-первых, это синоним базара - места в городе или деревне, где собираются продавцы и покупатели. Во- вторых, это процесс купли-продажи, который происходит не только на базаре, но и в магазинах, на бирже, аукционе. И, наконец, в более общем смысле, это принцип организации экономической жизни государства. О каком понятии идет речь? (Ответ- рынок.)
З. Этот вид деятельности зародился на рубеже ХIХ и ХХ веков в США. Тогда он понимался весьма узко - как вид коммерческой деятельности, направленный на реализацию (сбыт) товаров. Постепенно эта сфера стала включать в себя и производство товаров, а затем и привлечение потребителей и налаживание с ними долговременных экономических связей. (Ответ - маркетинг.)

За каждый правильный ответ команде жюри присуждает 5 баллов

Тесты для команд

Тестовое задание первой команде

1. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика:

1) Командная;

2) Рыночная;

3) Натуральная;

4) Смешанная

Ответ - Смешанная

2. В «Сказке о рыбака и рыбке» иллюстрируется:

1) Последствие жадности

2) Безграничность потребностей человека

3) Проблема экологии

4)Неотвратимость наказания

Ответ - Безграничность потребностей человека

3.Звонарь получает 30 рублей в будний день за работу и 70 рублей в праздники. Альтернативная стоимость дня отдыха для него составляет…

1)30 рублей.

2)50 рублей.

3)70 рублей.

4)Может быть и 30 рублей, и 70 рублей.

5)Невозможно определить, так как звонарь, отдыхая, теряет разную сумму.

Ответ - Может быть и 30 рублей, и 70 рублей

4. Частная собственность на землю имеет место в:

1) традиционной экономике

2) рыночной экономике

3) командной экономике

4) как в рыночной, так и в командной экономике

5) только в смешанной экономике

Ответ - рыночной экономике

5. Что из перечисленного, скорее всего, является экономическим ресурсом?

1) золотая цепочка

2) серебряная ложка

3) платиновая монета

4) цинковая лопата

5) бронзовая статуя

Ответ - платиновая монета

6. Сдвиг кривой производственных возможностей вправо может быть вызван:

1) усовершенствованием технологии производства благ

2) увеличением количества денег в экономике

3) более эффективным распределением ограниченных ресурсов

4) верно все вышеперечисленное

5) нет верного ответа

Ответ - усовершенствованием технологии производства благ

7 . Укажите историческую эпоху, в которую был впервые использован термин «экономика», обозначающий особую область научных знаний - науку о хозяйстве?

1) Античность;

2) Возрождение;

3) Средневековье;

4) Новейшее время;

5) Просвещение.

Ответ - Античность

8.В эпоху М.В. Ломоносова Россия переживала «золотой век» мануфактурной промышленности. Укажите изделие, которое возможно было в то время произвести в России из отечественного сырья:

1) пластмассовые пуговицы;

2) платье из натурального шелка;

3) мужской льняной кафтан;

4) хлопковый медицинский халат;

5) резиновые сапоги.

Ответ - мужской льняной кафтан

9. Этот экономический термин дословно переводится как «вздутие». В экономике это явление может быть обусловлено избыточной денежной массой при отсутствии адекватной товарной массы. Укажите этот термин:

1) девальвация;

2) деноминация

3) инфляция;

4) секвестр;

5) эмиссия.

Ответ - инфляция

10.Задержка выплаты заработной платы на один месяц при темпе прироста уровня потребительских цен, равному 20% в месяц, означает потерю:

1) одной пятой реальной зарплаты;

2) одной шестой номинальной зарплаты;

3) четырех пятых реальной зарплаты;

4) одной пятой номинальной зарплаты;

5) одной шестой реальной зарплаты.

Ответ - одной пятой реальной зарплаты

11.Обмен товара или услуги непосредственно на другой товар или услугу без использования денег или кредита называется...

1) чартер

2) фьючерс

3) бизнес

4) бартер

Ответ - бартер

Тестовое задание второй команде

1. Владельцы акций предприятия АО «Бугурусланский завод радиатор» получают доход от владения акциями в виде:

1) процента

2) ренты

3) дивиденда

4) заработной платы

Ответ - дивиденда

2. К ценным бумагам относится:

1) акция

2) депозит

3) доллар

4) баланс

Ответ - акция

3.Функция денег:

1) средство платежа

2) средство сбережения

3) средство обращения

4) средство обогащения

Ответ - средство обращения

4.Современные коммерческие банки не занимаются операциями:

1) по выпуску банкнот

2) по хранению ценных бумаг

3) по привлечению вкладов

4) нет верного ответа

Ответ - по выпуску банкнот

5.Что дешевеет во время инфляции?

1) Хлеб;

2) Электричество;

3) Нефть;

4) Деньги.

Ответ - Деньги

6.Какая важная экономическая аббревиатура существует в нашей стране?

1) МНОС;

2) МРОТ;

3) МЛОБ;

4) МУХО.

Ответ - МРОТ- минимальный размер оплаты труда

7.Что присваивают каждому российскому налогоплательщику?

1) Псевдоним;

2) Пароль;

3) Индивидуальный номер;

4) Штрих-код.

Ответ - Индивидуальный номер

8.На Руси неисправимых должников били палками до тех пор, пока не расплатятся. Как тогда называлась процедура взимания долга?

1) Долбёж;

2) Правёж;

3) Балдёж;

4) Кутёж.

Ответ - Правёж

9. Как журналисты называют слаборазвитую страну с экономикой аграрного типа?

1) Банановая республика;

2) Ананасовая федерация;

3) Кокосовая монархия;

4) Картофельное племя.

Ответ - Банановая республика

10. Как называют биржевого спекулянта, играющего на повышение курса бумаг?

1) Слон;

2) Бык;

3) Медведь;

4) Осёл.

Ответ - Бык

11. Чтобы открыть новое дело, бизнесмен взял кредит в 10000 долл. под 12 % годовых. Сколько денег он должен вернуть кредитору через год:

1) 10000 долл.

2) 11200 долл.

3) 12200 долл.

4) 12000 долл.

Ответ - 11200 долл.

За каждый правильный ответ жюри присуждает команде 1 балл

Экономические загадки для обеих команд

На товаре быть должна

Обязательна ... (цена)

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким ... (доход)

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведёт ... (бизнесмен)

Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт ... (Банкир.)
Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ... (банке)

Приносить доходы стал

В банке папин ... (капитал)

Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся ... (залог)

Эта резвая купчиха
Поступает очень лихо!
В телевизор залезает
И товары предлагает:
От компьютеров до хлама.
Имя у нее ... (реклама)

И врачу, и акробату

Выдают за труд ... (зарплату)

В банке для всех вас висит прокламация:

«Деньги в кубышках съедает ...» (инфляция)

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы ... (ссуду)

Стал владельцем, братцы, я -

Вот завода ... (акция)

На рубль - копейки, на доллары - центы,Бегут-набегают в банке ... (проценты)

Чуть оплошаешь - так в тот же момент

Рынок захватит весь твой ... (конкурент)

Если банк попросим мы,

Денег нам он даст взаймы.

Ну а в древности, веками,

Кто ссужал людей деньгами? (Ростовщик.)

Много знает он о сделках,

Крупных денежных и мелких,

Ведь всегда меж двух сторон

Их посредник в деле он. (Маклер.)

Та бумага не простая,

И владелец её знает,

Что она ему раз в год

Дивиденды принесёт. (Акция.)

В наши дни не встретишь эту

Очень малую монету.

В сказках ты её найдёшь,

Денежка зовётся ... (Грош.)

Есть он в банке, ресторане,

И на фабрике, и в бане.

Он деньгам ведёт учёт:

Где расход, а где приход.

Математику он знает,

Цифры быстро сосчитает,

Здесь расход, а здесь приход -

Ничего не пропадёт! (Бухгалтер.)

В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. (Бухгалтер.)

Половинку от зарплаты

Называют как, ребята? (Аванс.)

Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются ... (Товар.)

Фирмой крупной управляет

И разумно, и умело.

Деньги так распределяет,

Чтоб росло и крепло дело.

Порученья он даёт

Всем сотрудникам своим,

Чтобы фирма шла вперёд,

Приносила прибыль им. (Менеджер.)

За каждый правильный ответ команде жюри присуждает 1 балл

Задание Верно - неверно

Задание первой команде

  1. Доход от продажи земельного участка называется в экономической теории рентой

Ответ - верно

  1. Основную роль в рыночной экономике при решении проблемы выбора играют обычаи и традиции

Ответ - неверно

  1. Проблема «для кого производить» не может быть решена без государственного участия

Ответ - неверно

  1. Все точки, лежащие на кривой производственных возможностей, соответствуют эффективному использованию ресурсов

Ответ - верно

  1. Микроэкономика исследует только деятельность отдельных фирм.

Ответ - верно

  1. Валовой внутренний продукт это стоимость всех созданных в стране промежуточных продуктов

Ответ - неверно

  1. Альтернативная стоимость нашего решения - это все то, от чего мы должны отказаться.

Ответ - верно

Задание второй команде


  1. Номинальный ВВП и реальный ВВП совпадают

Ответ - неверно

  1. Экономика СССР относилась к рыночной

Ответ - неверно

  1. Деньги являются производственным ресурсом.

Ответ -не верно

  1. Контрольный пакет акций - это доля акционерного капитала, которая позволяет владельцу такого пакета установить контроль над деятельностью акционерного общества.

Ответ - верно

  1. В сельском хозяйстве риски больше, чем в промышленном производстве

Ответ - верно

  1. Бумажные деньги в России ввел Петр I

Ответ - неверно

  1. В состав ВВП включаются блага, произведенные в домашних хозяйствах

Ответ - неверно

За каждый правильный ответ команде жюри присуждает 1 балл

Экономические ребусы - задание для обеих команд

Студенты отгадывают экономические ребусы

Методические указания к проведению внеклассного мероприятия Знатоки экономикиМетодические указания к проведению внеклассного мероприятия Знатоки экономикиМетодические указания к проведению внеклассного мероприятия Знатоки экономикиМетодические указания к проведению внеклассного мероприятия Знатоки экономикиМетодические указания к проведению внеклассного мероприятия Знатоки экономикиМетодические указания к проведению внеклассного мероприятия Знатоки экономикиМетодические указания к проведению внеклассного мероприятия Знатоки экономикиМетодические указания к проведению внеклассного мероприятия Знатоки экономики

За каждый правильный ответ команде жюри присуждает 1 балл

Великие экономисты - задание для обеих команд


Студенты команд должны назвать имя экономиста, глядя на его портрет, изображенный на мультимедиаэкране и слушая подсказки преподавателя

1.Первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности развития общества стал древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 г. до н.э.). Поэтому его можно с полным правом назвать первым экономистом в истории науки (ответ - Аристотель).

2.Ничего не боясь ни в науке, ни в повседневной жизни, он получал удовольствие от совершения восхождений на горные вершины и рискованных инвестиций. «Между делом» он сколотил состояние в несколько миллионов игрой на бирже, отдавая приказы брокеру по утрам во время завтрака в постели. И в то же время, остался в умах миллионов как величайший теоретик-экономист XX столетия. Политика «нового курса» президента Ф. Рузвельта, позволившая вывести США из Великой Депрессии, основывалась на принципах его экономической теории (ответ - Дж. Кейнс).

3.Немецкий социальный философ и экономист, создатель доктрины «научного» социализма. Наиболее полно идеи Маркса были изложены в его фундаментальном труде «Капитал. Критика политической экономии» (ответ - Карл Маркс).

4.Самый известный его афоризм - «невидимая рука рынка» - фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов (ответ - Адам Смит).

5.Английский экономист, классик политической экономии, последователь и одновременно оппонент Адама Смита. Развил идеи Адама Смита о том, что стоимость товаров определяется количеством труда, необходимого для их производства, и разработал теорию распределения, объясняющую, как эта стоимость распределяется между различными классами общества (ответ - Давид Рикардо).

6.Английский статистик и экономист, один из основоположников-первопроходцев классической политической экономии в Англии; занимался торговлей, служил в королевском флоте, изучал медицинские науки, читал физику и анатомию в Оксфорде; в 1658 году состоял членом парламента. В экономических своих воззрениях Петти Уильям является одним из представителей движения против теории меркантилизма. (ответ - В. Петти).

7.Русский и советский экономист. Основоположник теории экономических циклов, известной как «Циклы Кондратьева». Теоретически обосновал «новую экономическую политику» в СССР. Арестован НКВД в 1930 по ложному обвинению. 17 сентября 1938 приговорен к расстрелу. В 1987 году посмертно реабилитирован. Основатель и директор Института конъюнктуры (1920-1928) (ответ - Н. Д. Кондратьев).

8. Знаменитый французский экономист, основоположник школы физиократов, по профессии врач (ответ - Франсуа Кене).

9.Был одним из русских меркантелистов. Реформатор и видный государственный деятель, послуживший развитию русской про­мышленности и торговли; успешный и тонкий дипломат, имеющий также и немалые военные заслуги; выдающийся мыслитель и гуманист, один из родона­чальников русской экономической мыс­ли и патриарх «западнического» движения в России, во многом подготовивший реформы Петра I. (ответ - А. Л. Ордин-Нащокин).

10.Американский экономист российского происхождения, создатель теории межотраслевого анализа, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1973 год «за развитие метода "затраты - выпуск" и за его применение к важным экономическим проблемам» (ответ - Василий Лентьев).

11.Американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1976 года «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации» (ответ - Милтон Фридмен).


Конкурс для болельщиков и решение задач. Команды решают задачи, одновременно болельщики команд отвечают на вопросы.

Вопросы:

1. Социально-экономическое явление, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще. (Безработица)
2. Товарная сделка, натуральный обмен. (Бартер)
3. Сделка сомнительного характера. (Афера)
4. Определенная сумма денег, которую каждому получателю доходов нужно уплатить государству. (Налог)
5. Денежное вознаграждение за труд. (Зарплата)
6. Вес товара без упаковки. (Нетто)
7. Долговая несостоятельность, неплатежеспособность и невозможность продолжения финансово-хозяйственной деятельности из-за отсутствия необходимых средств. (Банкротство)
8. Наем помещения, земельной площади во временное пользование. (Аренда)
9. Разновидность бумажных денег разного достоинства, выпускаемых в обращение в стране (Банкнота)
10. Уменьшение начальной цены товара или услуги. (Скидка)

За каждый правильный ответ болельщиков жюри присуждает команде 1 балл

Задача для команд

Все население Изумрудного государства составляет 300 млн. чел., из них:

80 млн. - пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, 20 млн. чел. не хотят работать вообще или при данном уровне заработной платы.

Наемная рабочая сила составляет 188 млн. чел.

Определите уровень безработицы в стране.

За правильно решенную задачу жюри присуждает команде 5 баллов

Заключительный конкурс.

Команды защищают презентацию своей фирмы «Мой бизнес-план» (3-5 минут), подготовленную заранее. Презентация оценивается от 1 до 5 баллов.

Подсчет баллов членами жюри. Подведение итогов. Награждение команд, вручение грамот за первое и второе место.

Литература

  1. Артамонов В.С., Попов А.И., Иванов С.А. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2010.

  2. Белокрылова О.С., Кетова Н.П., Германова О.Е. Экономическая теория: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Проспект, 2010.

  4. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика. Практический подход: учебник.- М.: Кнорус, 2011.

  5. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник /Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2010.

  6. Гукасьян Г.М. Экономика от «А» до «Я»: Тематический справочник. - М.: ИНФРА-М, 2007.


© 2010-2022