- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка на тему Социализация личности. Межличностные отношения
Методическая разработка на тему Социализация личности. Межличностные отношения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Степанова А.В. |
Дата | 01.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ »
Раздел: Социальная психология
Тема: «Социализация личности. Межличностные отношения»
Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 2
(углубленный уровень подготовки среднего профессионального образования)
Купино
2012
Рассмотрена на заседании
ЦМК общепрофесиональных дисциплин
Протокол № « » 2013г
Председатель ЦМК
_______________________Андреева Н.М
Автор - составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины «Психология» Степанова Алена Владимировна
Купино
2013
Пояснительная записка
к методической разработке дисциплины «Психология» по теме «Социализация личности. Межличностные отношения ».
Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Социализация личности. Межличностные отношения, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний о проблемах социализации личности в социальной психологии, проблемах межличностного отношения.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 060101. 52 «Лечебное дело» углубленный уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
-
Основные задачи и методы психологии
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение №1), «Физкультминутка реализация ОК 14» (приложение №2) «Самостоятельная работа студентов» (приложение№3).
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия Предмет социальной психологии
Место проведения кабинет психологии
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного
материала.
Цели занятия:
1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать: основные задачи и методы социальной психологии.
2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.
3. Развивающая: Повышение мотивации к учебе. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.
Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать основные задачи и методы социальной психологии
Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 14
Междисциплинарная интеграция:
Психология
ПМ 02
Анатомия и физиология человека
Основы медицинской генетики
ПМ 03
ПМ 04
ПМ 05
ПМ 06
ПМ 07
Внутридисциплинарная интеграция:
Психология общения
Социализация личности. Межличностные отношения
Методическое обеспечение занятия: Тестовые задания для закрепления материала.
Домашнее задание: конспект лекции, Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012 стр. 96-97
Задания для внеаудиторной работы студентов:
Работа с текстом учебника, составление глоссария основных терминов
Перечень литературы:
Основная: Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012- 414 с.
Дополнительная: Островская И.В. Психология: учебник.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2006.-400с
Описание хода занятия
№
Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций
Ориентировочное время
Содержание этапа. Методическое обоснование
1.
Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность
2 мин.
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2.
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1; ОК 7.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста
3 мин.
Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
4.
Изложение нового материала (приложение №1)
Цель- сформировать знания по основам социальной психологии
65 мин
Проблемный метод изложения материала
5.
Физкультминутка
реализация ОК 14 (приложение №2)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей
3 мин
Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
6.
Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы
3мин
Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: выполнить тестовые задания.
7.
Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 1.1. ПК 1.2 ПК 1.3. (приложение №3)
Цель: сформировать знания по основам социальной психологии
10 мин.
Выполнение студентами заданий предложенных преподавателем.
8.
Подведение итогов
2 мин.
Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.
9.
Задание на дом
2 мин.
Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012 стр. 96-97
Всего
90 мин
Приложение №1
Социализация - процесс становления личности человека, который продолжается в течение всей жизни. Человек усваивает установки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свойственные определенной культуре или социальной группе.
Социализация начинается с первых минут жизни человека. Выделяют 3 сферы, в которых осуществляется процесс социализации: деятельность, общение, самосознание.
Так, в процессе социализации человек осваивает все новые и новые виды деятельности (пользоваться ложкой, ходить, читать, думать, учиться, играть на пианино, помогать, делать инъекции и др.) и выявляет наиболее значимые для себя аспекты деятельности. Он выбирает для себя «главную деятельность» и соподчиняет с ней все остальные. В ходе деятельности человек осваивает новые роли (ребенок, мужчина, медсестра, вратарь, студент, муж, партнер, манипулятор и др.) и осмысливает их.
Стадии процесса социализации
Можно выделить 3 основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую,послетрудовую.
Дотрудовая стадия охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности (от рождения до поступления в школу, а также период обучения).
Трудовая стадия охватывает период зрелости, это время трудовой деятельности. Признание стадии трудовой социализации уже не вызывает дискуссий, но послетрудовая стадия достаточно нова для социальной психологии и не только для нее. С одной стороны, само понятие социализации бессмысленно для пожилого и старческого возраста, в котором все социальные функции свертываются. С другой стороны, существуют многочисленные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, которые вносят существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится лишь вопрос об изменении типа активности личности в этот период. контактов с другими людьми, углубление общения - как переход от монологического общения к диалогическому. У человека формируется способность к децентрации - умение принять другую точку зрения.
В процессе социализации развивается самосознание человека. В человеке возникает и формируется в течение всей его жизни образ его Я как представление о себе.
Институты социализации
Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей.
На дотрудовой стадии это в первую очередь семья и детские дошкольные учреждения. В семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, в том числе половые, осмысливают первые нормы и ценности. В период обучения основным институтом социализации становится школа, а затем среднее профессиональное или высшее учебное заведение.
Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии является трудовой коллектив.
Социальная установка личности
В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», которое либо переводится на русский язык как «социальная установка», либо используется как калька с английского (без перевода). Установка - определенный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении.
Из определения следует, что установка имеет 3 составляющие: аффективную, поведенческую и когнитивную.
Убеждения отражают основные ценности человека, т.е. демонстрируют окружающим, что для человека желанно, а что - нет. Для одной самое важное - муж и дети, для другого - деньги и карьера, для третьего - здоровье и долголетие.
В установке также присутствует эмоциональное отношение. 'Это положительные или отрицательные эмоции, которые побуждают человека к определенному поведению.
Например, если я знаю, что нормальные девушки не должны курить (когнитивная составляющая), и мне не нравится, когда от девушки пахнет табаком (аффективная составляющая), то я, скорее всего, не буду встречаться с девушкой, которая курит (поведенческая составляющая).
Структура социальной установки позволяет выделить две ее важные разновидности - стереотипы и предрассудки (предубеждения). От установки они отличаются прежде всего содержанием когнитивной составляющей.
Стереотип - это социальная установка с застывшим, нередко обедненным когнитивным содержанием. Это чрезмерно обобщенное представление чего-то или кого-то. Когда говорят о стереотипном мышлении, то имеют в виду ограниченность или устарелость представлений человека. Стереотипы полезны как форма экономического мышления и действий в отношении простых и стабильных объектов и ситуаций. Там, где необходимо осмысление или объект изменился, стереотип становится тормозом.
Предрассудок - это социальная установка с извращенным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в искаженном виде. Это предвзятое, не подтвержденное фактами суждение о человеке или явлении.
Всем людям свойственны те или иные предрассудки. Большинство из нас склонны отдавать предпочтение представителям своей национальности, пола, профессии, религии, населенного пункта и т.д. Чаще всего от предрассудков страдают представители черной расы, религиозные и сексуальные меньшинства, наркоманы и ВИЧ-инфицированные. Предвзятое отношение к женщинам называется сексизм, к людям пожилого и старческого возраста - эйджизм, к «низшим» расам - расизм.
Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы. В связи с этим чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда под влиянием родителей и ближайшего окружения у ребенка формируется определенное отношение к какому-либо явлению или социальному объекту.
Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и собственный опыт, эмоционально пережитый, но недостаточно критически осмысленный. Например, если во время вашей практики в ЛПУ 60-летняя пациентка отказалась вам «давать свою вену», как она выразилась, «для опытов», да еще и накричала на вас почему-то, а затем уже во время работы пару раз у вас, с вашей точки зрения, не очень хорошо получались внутривенные инъекции женщинам примерно этого возраста, то у вас может в дальнейшем сформироваться негативное отношение ко всем женщинам этого возраста.
Предрассудки очень живучи, потому что, во-первых, существует много источников их формирования, во-вторых, они позволяют человеку выплескивать скопившуюся злость и агрессию, дают право на превосходство над другим человеком. Объект предрассудка становится своего рода козлом отпущения, ему приписывается вина за экономические, социальные и даже личностные проблемы: «Сколько денег тратится на этих ВИЧ-инфицированных! Поэтому на нормальных больных не хватает...».
Личность в группе
В социальной психологии личность - прежде всего взаимодействующий и общающийся субъект. Эти качества проявляются, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе. Проблемы личности личности от свойств группы, в которой осуществляется процесс социализации и зависимость формирования психологических характеристик группы от психологических характеристик тех личностей, с которых начинается формирование группы.^
Можно условно выделить два ряда социально-психологических качеств личности: качества, проявляющиеся в совместной деятельности, и качества, необходимые в процессе общения.
Качества, непосредственно проявляющиеся в совместной деятельности, в совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в группе. Эффективность зависит от таких качеств личности, как умение взаимодействовать и сотрудничать с другими, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты, соподчинять с другими свой индивидуальный стиль деятельности, воспринимать нововведения и т.д.
Г.М. Андреева полагает, что хотя качества личности, проявляющиеся в общении, описаны гораздо полнее, в этой области еще много исследовательских резервов. Она предлагает соотнести с результатами изучения личности в общей психологии некоторые специальные механизмы перцептивного процесса (подробнее см. главу 16) и в качестве примеров приводит следующее.
Механизм перцептивной защиты. Перцептивная защита - попытка игнорировать при восприятии какие-то черты другого человека (или группы) и тем самым выстроить преграду нежелательному воздействию. Механизмом перцептивной защиты может быть так называемая вера в справедливый мир. Человеку свойственно верить в соответствие того, что он делает, тому, что за этим следует, т.е. в справедливость. От «несправедливой» информации человек отгораживается. Например, при встрече с другим человеком он видит в нем только черты, подтверждающие «справедливость окружающего мира».
Эффект «ожиданий». Это обыденные представления о взаимосвязи различных черт личности: «Надо же, такая милая женщина, всегда здоровается, и написала жалобу главному врачу...». Хотя научная психология не установила каких-либо жестких связей между различными чертами личности, в обыденном сознании они могут существовать. В группе восприятие, основанное на ложном ожидании, может приводить к возникновению чувства дискомфорта и отказу от общения. В конечном счете может сформироваться устойчивое коммуникативное качество личности - закрытость в общении.
Приложение №2
Физкультминутка
И.п. - о.с. 1 - руки через стороны вверх; 2-3 раза подняться на носки; 4 - и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. - о.с. 1 - прогнуться, руки отвести назад; 2-4 раза держать; 5-6 - и.п.; 6 раз, темп медленный.
И.п. - стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 - наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3-4 - и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - наклон туловища назад: 2-4 - держать; 5-6 - и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. - сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение №3
Контролирующий материал
Верно или неверно
-
Предрассудки как явление очень неустойчивы - неверно
-
Социализация продолжается в течение всей жизни - верно
-
В некоторых ситуациях стереотипы полезны - верно
-
Всем людям свойственны предрассудки - верно
-
Приведите из личного опыта примеры предрассудков
-
Приведите примеры сложившихся в обществе стереотипов.
-
Мешают ли стереотипы при действии в отношении непростых и нестабильных объектов и ситуаций - да