Методическая разработка на тему Социализация личности. Межличностные отношения

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Социализация личности. Межличностные отношения, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний о проблемах социализации личности в социальной психологии, проблемах межличностного отношения.      Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом  занятии  в рамках специальности 060101. 52 «Лечебное дело» углубл...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка на тему Социализация личности. Межличностные отношенияМетодическая разработка на тему Социализация личности. Межличностные отношенияГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ



По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ »



Раздел: Социальная психология

Тема: «Социализация личности. Межличностные отношения»

Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 2

(углубленный уровень подготовки среднего профессионального образования)









Купино

2012

Рассмотрена на заседании

ЦМК общепрофесиональных дисциплин

Протокол № « » 2013г

Председатель ЦМК

_______________________Андреева Н.М













Автор - составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины «Психология» Степанова Алена Владимировна


Купино

2013

Пояснительная записка

к методической разработке дисциплины «Психология» по теме «Социализация личности. Межличностные отношения ».

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Социализация личности. Межличностные отношения, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний о проблемах социализации личности в социальной психологии, проблемах межличностного отношения.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 060101. 52 «Лечебное дело» углубленный уровень подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

  • Основные задачи и методы психологии

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение №1), «Физкультминутка реализация ОК 14» (приложение №2) «Самостоятельная работа студентов» (приложение№3).






УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия Предмет социальной психологии

Место проведения кабинет психологии

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного

материала.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать: основные задачи и методы социальной психологии.

2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.

3. Развивающая: Повышение мотивации к учебе. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать основные задачи и методы социальной психологии

Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 14

Междисциплинарная интеграция:







Психология

ПМ 02

Анатомия и физиология человека

Основы медицинской генетики

ПМ 03

ПМ 04

ПМ 05

ПМ 06

ПМ 07


Внутридисциплинарная интеграция:



Психология общения

Социализация личности. Межличностные отношения




Методическое обеспечение занятия: Тестовые задания для закрепления материала.

Домашнее задание: конспект лекции, Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012 стр. 96-97

Задания для внеаудиторной работы студентов:

Работа с текстом учебника, составление глоссария основных терминов

Перечень литературы:

Основная: Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012- 414 с.

Дополнительная: Островская И.В. Психология: учебник.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2006.-400с




Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1; ОК 7.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

4.

Изложение нового материала (приложение №1)

Цель- сформировать знания по основам социальной психологии

65 мин




Проблемный метод изложения материала

5.

Физкультминутка

реализация ОК 14 (приложение №2)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

3мин

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: выполнить тестовые задания.

7.

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 1.1. ПК 1.2 ПК 1.3. (приложение №3)

Цель: сформировать знания по основам социальной психологии

10 мин.

Выполнение студентами заданий предложенных преподавателем.

8.

Подведение итогов

2 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.

9.

Задание на дом

2 мин.

Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012 стр. 96-97


Всего

90 мин













Приложение №1

Социализация - процесс становления личности человека, который продолжается в течение всей жизни. Человек усваивает установки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свойственные определенной культуре или социальной группе.

Социализация начинается с первых минут жизни человека. Выделяют 3 сферы, в которых осуществляется процесс социализации: деятельность, общение, самосознание.

Так, в процессе социализации человек осваивает все новые и новые виды деятельности (пользоваться ложкой, ходить, читать, думать, учиться, играть на пианино, помогать, делать инъекции и др.) и выявляет наиболее значимые для себя аспекты деятельности. Он выбирает для себя «главную деятельность» и соподчиняет с ней все остальные. В ходе деятельности человек осваивает новые роли (ребенок, мужчина, медсестра, вратарь, студент, муж, партнер, манипулятор и др.) и осмысливает их.

Стадии процесса социализации

Можно выделить 3 основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую,послетрудовую.

Дотрудовая стадия охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности (от рождения до поступления в школу, а также период обучения).

Трудовая стадия охватывает период зрелости, это время трудовой деятельности. Признание стадии трудовой социализации уже не вызывает дискуссий, но послетрудовая стадия достаточно нова для социальной психологии и не только для нее. С одной стороны, само понятие социализации бессмысленно для пожилого и старческого возраста, в котором все социальные функции свертываются. С другой стороны, существуют многочисленные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, которые вносят существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится лишь вопрос об изменении типа активности личности в этот период. контактов с другими людьми, углубление общения - как переход от монологического общения к диалогическому. У человека формируется способность к децентрации - умение принять другую точку зрения.

В процессе социализации развивается самосознание человека. В человеке возникает и формируется в течение всей его жизни образ его Я как представление о себе.

Институты социализации

Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей.

На дотрудовой стадии это в первую очередь семья и детские дошкольные учреждения. В семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, в том числе половые, осмысливают первые нормы и ценности. В период обучения основным институтом социализации становится школа, а затем среднее профессиональное или высшее учебное заведение.

Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии является трудовой коллектив.

Социальная установка личности

В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», которое либо переводится на русский язык как «социальная установка», либо используется как калька с английского (без перевода). Установка - определенный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении.

Из определения следует, что установка имеет 3 составляющие: аффективную, поведенческую и когнитивную.

Убеждения отражают основные ценности человека, т.е. демонстрируют окружающим, что для человека желанно, а что - нет. Для одной самое важное - муж и дети, для другого - деньги и карьера, для третьего - здоровье и долголетие.

В установке также присутствует эмоциональное отношение. 'Это положительные или отрицательные эмоции, которые побуждают человека к определенному поведению.

Например, если я знаю, что нормальные девушки не должны курить (когнитивная составляющая), и мне не нравится, когда от девушки пахнет табаком (аффективная составляющая), то я, скорее всего, не буду встречаться с девушкой, которая курит (поведенческая составляющая).

Структура социальной установки позволяет выделить две ее важные разновидности - стереотипы и предрассудки (предубеждения). От установки они отличаются прежде всего содержанием когнитивной составляющей.

Стереотип - это социальная установка с застывшим, нередко обедненным когнитивным содержанием. Это чрезмерно обобщенное представление чего-то или кого-то. Когда говорят о стереотипном мышлении, то имеют в виду ограниченность или устарелость представлений человека. Стереотипы полезны как форма экономического мышления и действий в отношении простых и стабильных объектов и ситуаций. Там, где необходимо осмысление или объект изменился, стереотип становится тормозом.

Предрассудок - это социальная установка с извращенным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в искаженном виде. Это предвзятое, не подтвержденное фактами суждение о человеке или явлении.

Всем людям свойственны те или иные предрассудки. Большинство из нас склонны отдавать предпочтение представителям своей национальности, пола, профессии, религии, населенного пункта и т.д. Чаще всего от предрассудков страдают представители черной расы, религиозные и сексуальные меньшинства, наркоманы и ВИЧ-инфицированные. Предвзятое отношение к женщинам называется сексизм, к людям пожилого и старческого возраста - эйджизм, к «низшим» расам - расизм.

Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы. В связи с этим чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда под влиянием родителей и ближайшего окружения у ребенка формируется определенное отношение к какому-либо явлению или социальному объекту.

Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и собственный опыт, эмоционально пережитый, но недостаточно критически осмысленный. Например, если во время вашей практики в ЛПУ 60-летняя пациентка отказалась вам «давать свою вену», как она выразилась, «для опытов», да еще и накричала на вас почему-то, а затем уже во время работы пару раз у вас, с вашей точки зрения, не очень хорошо получались внутривенные инъекции женщинам примерно этого возраста, то у вас может в дальнейшем сформироваться негативное отношение ко всем женщинам этого возраста.

Предрассудки очень живучи, потому что, во-первых, существует много источников их формирования, во-вторых, они позволяют человеку выплескивать скопившуюся злость и агрессию, дают право на превосходство над другим человеком. Объект предрассудка становится своего рода козлом отпущения, ему приписывается вина за экономические, социальные и даже личностные проблемы: «Сколько денег тратится на этих ВИЧ-инфицированных! Поэтому на нормальных больных не хватает...».

Личность в группе

В социальной психологии личность - прежде всего взаимодействующий и общающийся субъект. Эти качества проявляются, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе. Проблемы личности личности от свойств группы, в которой осуществляется процесс социализации и зависимость формирования психологических характеристик группы от психологических характеристик тех личностей, с которых начинается формирование группы.^

Можно условно выделить два ряда социально-психологических качеств личности: качества, проявляющиеся в совместной деятельности, и качества, необходимые в процессе общения.

Качества, непосредственно проявляющиеся в совместной деятельности, в совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в группе. Эффективность зависит от таких качеств личности, как умение взаимодействовать и сотрудничать с другими, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты, соподчинять с другими свой индивидуальный стиль деятельности, воспринимать нововведения и т.д.

Г.М. Андреева полагает, что хотя качества личности, проявляющиеся в общении, описаны гораздо полнее, в этой области еще много исследовательских резервов. Она предлагает соотнести с результатами изучения личности в общей психологии некоторые специальные механизмы перцептивного процесса (подробнее см. главу 16) и в качестве примеров приводит следующее.

Механизм перцептивной защиты. Перцептивная защита - попытка игнорировать при восприятии какие-то черты другого человека (или группы) и тем самым выстроить преграду нежелательному воздействию. Механизмом перцептивной защиты может быть так называемая вера в справедливый мир. Человеку свойственно верить в соответствие того, что он делает, тому, что за этим следует, т.е. в справедливость. От «несправедливой» информации человек отгораживается. Например, при встрече с другим человеком он видит в нем только черты, подтверждающие «справедливость окружающего мира».

Эффект «ожиданий». Это обыденные представления о взаимосвязи различных черт личности: «Надо же, такая милая женщина, всегда здоровается, и написала жалобу главному врачу...». Хотя научная психология не установила каких-либо жестких связей между различными чертами личности, в обыденном сознании они могут существовать. В группе восприятие, основанное на ложном ожидании, может приводить к возникновению чувства дискомфорта и отказу от общения. В конечном счете может сформироваться устойчивое коммуникативное качество личности - закрытость в общении.







Приложение №2

Физкультминутка


И.п. - о.с. 1 - руки через стороны вверх; 2-3 раза подняться на носки; 4 - и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. - о.с. 1 - прогнуться, руки отвести назад; 2-4 раза держать; 5-6 - и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. - стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 - наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3-4 - и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - наклон туловища назад: 2-4 - держать; 5-6 - и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. - сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.





































Приложение №3

Контролирующий материал

Верно или неверно

  1. Предрассудки как явление очень неустойчивы - неверно

  2. Социализация продолжается в течение всей жизни - верно

  3. В некоторых ситуациях стереотипы полезны - верно

  4. Всем людям свойственны предрассудки - верно


  1. Приведите из личного опыта примеры предрассудков

  2. Приведите примеры сложившихся в обществе стереотипов.

  3. Мешают ли стереотипы при действии в отношении непростых и нестабильных объектов и ситуаций - да



© 2010-2022