- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа кружка Искусство дискуссии
Рабочая программа кружка Искусство дискуссии
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шевченко Е.В. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Отдел образования Кагальницкого района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кагальницкая средняя общеобразовательная школа № 1
(МБОУ Кагальницкая СОШ № 1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка
«Искусство дискуссии»
Автор:
Шевченко Е.В.,
Учитель истории МБОУ Кагальницкой СОШ № 1
Ст. Кагальницкая
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В соответствии со Стандартом основного общего образования по обществознанию учащиеся должны получать опыт познавательной и практической деятельности - получать социальную информацию из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации, оценивать явления и события, происходящие в социальной жизни, участвовать в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни и др.
Дискуссионный клуб как нельзя лучше помогает в решении этих задач.
Дискуссия - одна из форм внеурочной деятельности, в которой отражены обучающие, развивающие, воспитательные, коммуникативные аспекты.
Работа кружка «Искусство дискуссии» направлена на формирование и развитие у школьников критического мышления, навыков цивилизованной дискуссии, в том числе: терпимости и уважения к различным взглядам; способности концентрироваться на сути проблемы; организаторского искусства; умения работать в команде; способности отстаивать различные идеи и убеждения; выступления в роли лидера.
Дискуссия развивает в молодых людях навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере деятельности.
Программа кружка «Искусство дискуссии» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Стандарта основного общего образования, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной и средней школы. Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов.
Целями и задачами кружка являются:
-
Ознакомиться с основными формами и законами правильного мышления.
-
Развить навыки в создании правильной системы доказательства и умения опровержения, критического мышления.
-
Овладение навыками искусства спора, ведение дискуссий, дебатов.
-
Развить способности концентрироваться на сути проблемы; отстаивать различные идеи и убеждения, терпимо и уважительно относиться к различным взглядам.
-
Развитие абстрактного мышления.
Основные принципы организации внеурочной деятельности учащихся:
-
Принцип гуманистической направленности.
При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.
-
Принцип системности.
Создается система занятий, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
-
всеми участниками деятельности - учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
-
основными компонентами организуемой деятельности - целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;
-
урочной и внеурочной деятельностью;
-
региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
-
Принцип креативности.
Поддерживается развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
-
Принцип успешности и социальной значимости.
Педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха - субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Важно, чтобы у детей сформировалась потребность в достижении успеха, тогда достигаемые ребенком результаты станут не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения.
В ОУ созданы оптимальные условия для качественной организации внеурочной деятельности обучающихся.
Организация Дискуссионного клуба способствует:
-
Развитию коммуникативных умений:
-
умению слушать и слышать собеседника;
-
способности сопереживать другим людям и проявлять солидарность, понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт;
-
терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;
-
способности работать в команде.
-
Развитию ораторских способностей:
-
навыков публичного выступления;
-
уверенности в себе;
-
умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
-
способности привлечь слушателей интонацией, жестами, мимикой.
-
Формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе:
-
способность формулировать и отстаивать собственную точку зрения, взгляды;
-
способность принимать другую точку зрения и оценивать идею, а не человека, ее декларирующего;
-
пониманию важности гражданской позиции; формированию нравственного "стержня";
-
уважительному отношению к общечеловеческим, национальным ценностям; различным культурам, традициям;
-
повышению интереса к событиям в общественно-политической жизни страны, региона, станицы;
-
стремлению использовать свои знания в практике общественной жизни; умению брать на себя решение каких-либо проблем.
Программа работы кружка включает в себя следующие формы работы: тренировочные игры; проведение мастерских; «мозговой штурм»; анализ новых тем в поисках аргументов; работу с источниками информации: книгами, журналами, газетами, Интернетом; практику в области риторики, импровизационной речи, актерском исполнении отрывков произведений.
В ходе работы ребята должны овладеть следующими умениями и навыками:
-
использовать различные средства массовой информации и анализировать ее;
-
использовать критическое мышление для построения аргументации;
-
видеть логические связи между абстрактными идеями и событиями реального мира;
-
организовывать наработанный материал; правильно строить речь;
-
вести записи;
-
опровергать аргумент оппонента; приводить поддержку и доказательства к выдвинутому аргументу;
-
умение определить и вычленить проблему;
-
умение делать выводы и заключения;
-
умения эффективно решать проблемы;
-
умения оценивать доказательства, собственный мыслительный процесс;
-
умение работать в команде.
Методическое обеспечение программы
- Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-
словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
-
наглядный (показ видео- и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и др.);
-
практический (выполнение работ).
- Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-
объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-
репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-
частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-
исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся, подготовка сообщения по заданной теме.
- Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-
индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
-
фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
-
индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-
групповой - организация работы в группах.
Место курса в учебном плане
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 10-11 классов. Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 2 раз в неделю, всего 70 часа в год, итоговое количество часов за весь курс обучения:140.
Личностные, метапредметные результаты освоения материала
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к внеурочной деятельности следует выделить три вида действий:
-
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
-
действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
-
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
-
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
-
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
-
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
-
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
-
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
-
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
К общеучебным УУД относятся:
-
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-
знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-
умение структурировать знания;
-
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
-
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические УУД предполагают:
-
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
-
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
-
подведение под понятия, выведение следствий;
-
установление причинно-следственных связей;
-
построение логической цепи рассуждений;
-
доказательство;
-
выдвижение гипотез и их обоснование.
В УУД постановки и решения проблем входят следующие:
-
формулирование проблемы;
-
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
-
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
-
управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
-
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД - уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
-
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
-
соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Уровень результатов работы по программе
Ожидаемые результаты программы Дискуссионного клуба распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (о нравственности, человеческих взаимоотношениях, истине, красоте, благородстве, совести и т.п.), о пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуация взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, понимания партнера.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания базовых ценностей общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) и позитивного отношения к ним, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия - включает освоение способов решения задач по привлечению разнообразных ресурсов для реализации собственного проекта. Учащийся осваивает способы ведения переговоров, выявления интересов потенциального партнера, исследования интересов аудитории, информирования, презентации.
Календарно - тематическое планирование
1год 10 класс
-
№
Кол-во часов
Тема
Занятия
Теоретические часы
Практические часы
1
2
Вводное занятие
2
2
2
Что такое Дискуссия.
2
3
2
Работа дискуссионного клуба: суть и основные элементы.
2
4
2
Работа дискуссионного клуба: регламент и правила.
2
5
2
Формулировка и анализ темы.
2
6
2
Разработка аргументов.
2
7
2
Исследование и поддержка аргументов. Аргументация и дискуссия.
2
8
2
Дискуссионный клуб. Темы для обсуждения:
«Музыкальная культура молодёжи»
«Школьная жизнь современного школьника»
«Патриотическая песня сегодня и др.
2
9
2
Общие понятия об отрицаниях. умозаключениях. Классификация умозаключений.
2
10
2
Разработка аргументов.
2
11
1
Возможные ошибки в доказательстве.
1
12
2
Стратегии отрицания. Опровержение и отрицание.
2
13
2
Исследование и поддержка аргументов.
2
14
2
Дискуссионный клуб. Темы для обсуждения:
«Моя будущая профессия»
«Женщина в современном мире» и др.
2
15
2
Рассуждение: типы рассуждений.
2
16
2
Перекрестные вопросы во время дискуссии.
2
17
2
Формулировка новой темы
1
1
18
2
Стиль устного выступления.
1
1
19
2
Стиль устного выступления.
1
1
20
2
Практикум по доказательству: «Написание реприз».
2
21
2
Практикум: «Работа с библиотекой».
2
22
2
Составление аргументов утверждения по теме.
1
1
23
2
Составление аргументов утверждения по теме.
1
1
24
2
Составление аргументов отрицания по теме
1
1
25
2
Составление аргументов отрицания по теме.
1
1
26
2
Дискуссионный клуб. Темы для дискуссий:
«Вежливость - это сила, слабость или необходимость?»
«Судьба русского языка в 21 веке»
Молодёжь и политика» и др.
2
27
2
Формулировка новой темы.
1
1
28
2
Составление аргументов утверждения по теме
2
29
2
Составление аргументов отрицания по теме
2
30
2
Общие понятия об умозаключениях. Классификация умозаключений
2
31
2
Упражнение «Мозговой штурм».
2
32
2
Дискуссионный клуб. Темы для обсуждения:
«Проблемы современного общества»
«Умеем ли мы общаться?» и др.
2
33
2
Стиль устного выступления
1
1
34
2
Дискуссия «Искусство дискуссии искусство?»
2
итого
70
28
32
2 год - 11 класс
-
№
Кол-во часов
Тема
Занятия
Теоретические часы
Практические часы
1
2
Вводное занятие
2
2
2
Композиция речи
1
1
3
2
Техника владения своим голосом при высказывании
1
1
4
2
Диалог в дискуссии
1
1
5
2
Дискуссионный клуб «Встречи с интересными людьми» или др.
2
6
2
Словесная наглядность
1
1
7
2
Исследование и поддержка аргументов. Аргументация и дискуссия.
2
8
2
Дискуссионный клуб. Темы для обсуждения:
«Эвтаназия. Право на существование»
«Жизнь животных в неволе»
«Самое ценное в жизни» и др.
2
9
2
Стиль и тип речи
2
10
2
Разработка аргументов.
2
11
2
Речевые ошибки
1
1
12
2
Ошибки при общении
2
13
2
Дискуссионный клуб. Темы для обсуждения:
«Деньги - плохой хозяин или хороший слуга?»
«Театр или кинотеатр?»
«Иностранный язык. Нужен ли он нам?или др.
2
14
2
Тренинг «Уважай другую точку зрения»
2
15
2
Тренинг «Зебра»
2
16
2
Перекрестные вопросы во время дискуссии.
1
1
17
2
Тренинг «Убеди собеседника»
2
18
2
Культура речи - основное правило ведения диалога.
2
19
2
Тренинг «Задай вопрос»
2
20
2
Практикум по доказательству: «Написание реприз».
2
21
2
Составление аргументов утверждения по теме.
2
22
2
Составление аргументов отрицания по теме
2
23
2
Дискуссионный клуб Темы для дискуссий:
1. «Любое ли искусство можно называть искусством?»
2. «Зависит ли будущее человека от его семьи?»
3. «Что нужно человеку для счастья?» и др.
2
24
2
Ведение дискуссий в художественной литературе
(на примере художественных произведений).
2
25
2
Дискуссионный клуб. Темы предлагаются участниками дискуссии.
1
1
26
2
Анализ проведения дискуссии.
2
27
2
Дискуссионный клуб «Встреча с интересными людьми»
2
28
2
Тренинг. «Учимся производить самоанализ».
2
29
2
Тренинг. «Корректность».
2
30
2
Упражнение «Мозговой штурм».
2
31
2
Дискуссионный клуб. Темы предлагают участники дискуссии.
2
32
2
Тренинг «Пойми меня»
2
33
2
Дискуссия «Можно ли вести дискуссию, не зная правил?»
2
34
2
Подготовка буклета «Дискуссия - это способ цивилизованного общения»
2
итого
70
13
57
Обязательные элементы дискуссии:
Работа с определениями: в начале дискуссии стороны обязательно должны договориться о предмете спора, т. е. определить поле игры. Например, в теме «Вредные привычки подростков должны быть ограничены» придётся определять слова: вредные привычки, подростки, должны быть, ограничены. Как правило, если требуется, то можно оговорить временной период, в рамках которого рассматривается тема, и место (отдельное государство, или группа стран, или все страны).
Критерий - это цель, которую участники дебатов хотели бы достичь, предлагая пути достижения, или ценность, которую. хотят сохранить или сформировать в обществе. Критериями могут быть: права человека, ценность человеческой жизни, безопасность общества и т.д.
Определение актуальности темы осуществляется через указание разных точек зрения на рассматриваемую проблему в обществе.
Работа с вопросами учащиеся знакомятся с разными типами вопросов, учатся их формулировать, а также сами отвечают на вопросы оппонентов. Для этого предусмотрены специальные раунды вопросов.
Опровержение позиции оппонентовможет достигаться приведением фактов или статистики, ставящей под сомнение утверждение оппонентов, а также анализом соответствия аргументов выдвинутому критерию.
Выстраивание собственной позиции базируется на формулировании аргументов по степени важности для доказательства своей линии в дискуссии. Подтверждение своей позиции фактами, статистикой, цитатами известных людей.
Кодекс чести члена дискуссионного клуба.
РАЗДЕЛ I
-
Дискуссии должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость - это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.
-
Дискуссии должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике.
Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.
3. Дискуссии никогда не должны способствовать использованию двойных стандартов.
4. Дискуссии должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.
5. Признавая важность анализа текущих проблем, что может привести к политической дискуссии, дискуссии не должны использоваться как средства пропаганды.
РАЗДЕЛ II
1. Дискуссии должны управляться некоторыми этическими нормами, касающимися членов клуба и организаторов мероприятий, связанных с дебатами.
2. Все стороны, упомянутые выше, должны действовать в соответствии с такими основными принципами, как уважение к другим, искренность, честная игра и культурный обмен идеями.
Нормы для членов клуба
- при обсуждении сторон необходимо воздержаться от личных нападок на своих оппонентов
- дебатёры должны спорить в дружественной манере, язык и жесты должны отражать их уважение к другим
- дебатёры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию, никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения.
- необходимо внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать всё, чтобы не искажать их слова во время дебатов
Мастерские эксперта:
Мастерская «Построение кейса».
Члены клуба знакомятся с понятием "кейс", т.е. чемодан, в котором аккуратно разложены аргументы, учатся, как его защищать и атаковать.
Мастерская «Стратегии отрицания».
Здесь члены клуба учатся находить контраргументы и выстраивать линии отрицания.
Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому чтению с последующим детальным анализом и обсуждением прочитанного.
Мастерская «Сравнительный анализ позиций сторон».
Цель: научить участников дискуссии сравнивать аргументы и находить в них слабые места.
Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому мышлению.
Учащимся выдается статья, в которой содержатся аргументы как в пользу, так и против некоторого тезиса, производится сравнение этих аргументов и оценка их убедительности в связи с тремя типичными недостатками аргументов.
Мастерская «Перекрестные вопросы».
Цель: научить дебатёров строить цепочки вопросов.
Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому мышлению.
Дебатёры получают тему, придумывают 1-2 аргумента в утверждение или отрицание, затем они по очереди задают друг другу вопросы с целью принизить значение аргумента друг друга.
Мастерская «Подготовка поддержек».
Цель: обучить дебатёров выявлять поддержки в тексте и использовать их при подготовке речи. Учащимся предлагается набор цитат, касающихся какой-либо проблемы, и кейс. Необходимо указать, к какому аргументу, либо вступлению, либо заключению речи относится каждая поддержка и как может быть применена при выступлении.
Для того чтобы учащиеся постепенно овладевали навыками ведения дискуссии, необходимы тренинги. Вот некоторых из них.
-
Зебра Предложена ситуация, участники тренинга должны рассмотреть её с противоположных точек зрения, начиная фразу словами: это хорошо потому, что… ; это плохо потому, что… ответы фиксируются, а затем выбираются самые значимые на утверждение и на отрицание.
-
Задай вопрос: учащиеся готовят речь на одну минуту, а затем отвечают на вопросы. Задача тех, кто задает вопрос, чётко его сформулировать (15 сек), попробовать вопросы разных типов: закрытые ( предполагают ответы да или нет) и открытые. Можно выстраивать логические цепочки из вопросов, чтобы подвести отвечающего к противоречию, или ослабить его позицию.
-
Отработка интонации одна фраза произносится с разными интонациями. Например: «Родители уехали в гости, и я остался один дома»: произносится с печалью, с радостью, с гневом, с гордостью.
-
Пойми меня: учащемуся сообщается название предмета или явления, которое он должен объяснить другому человеку, не называя само слово.
-
Сурдопереводчик один из учащихся произносит речь, а второй должен с помощью мимики и жестов должен передать содержание услышанного. С помощью этого упражнения ребята учатся избавляться от излишних жестов при произнесении речи и чувствуют себя более уверенно. Для таких упражнений рекомендуется выбирать знакомые для всех сюжеты (можно пересказать отрывок из сказки).
-
Корректность это очень важное упражнение, позволяющее тренировать корректное поведение в любых ситуациях. Ученику задают достаточно резкие или некорректные вопросы, а он должен отвечать, сохраняя хладнокровие и оставаясь корректным. В дискуссии считается некорректным обращаться к личному опыту оппонента, приписывать ему фразы, которых выступающий не говорил, « додумывать» за выступающего, что же он имел ввиду на самом деле.
-
Ораторское мастерство для постановки дикции произносятся разные скороговорки. Учитывая то, что в дискуссии время речи ограничено, произносить её следует достаточно быстро, громко и чётко. Данное упражнение позволяет отработать этот навык.
Работаем над ошибками: дискуссия или отдельное выступление записываются на видеокамеру, а затем просматриваются с целью выявить ошибки в речи спикера, предлагаются варианты новых вопросов и ответов, обсуждается культура речи и общения с аудиторией.
ВСЕ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ МОЖНО РАСПРЕДЕЛИТЬ ПО УРОВНЯМ
ОТ 1 ДО 3.
Каждый свидетельствует об общем понимании, способности вести коллективное обсуждение и требованиях, предъявляемых к включенности учеников.
1 уровень.
Вводные непродолжительные занятия, направленные на пробуждение интереса участников к обсуждаемому вопросу. Они не требуют больших навыков в ведении беседы и работы в группе.
2 уровень.
Учебные занятия, построены на принципах, сочетающих активность каждого и группы в целом. Необходима предварительная работа консультанта с группой, при этом формируется умение каждого слушать и понимать другого участника обсуждения.
3 уровень.
Продолжительные учебно-образовательные занятия, требующие навыков ведения беседы, работы в группе, умения работать сообща.
Механизм реализации программы.
Программа представляет собой 29 занятия-встречи /1 и 2 уровня/ и 4-6 дискуссий, ролевых игр /3 уровня/.
План подготовки и проведения занятий 3 уровня /форма - дискуссия/.
Этапы
1 этап: коллективный выбор темы обсуждения /дискуссии/.
Подходы к выбору темы: при выборе темы участники руководствуются такими принципами как актуальность, проблемность. Тема должна вызывать интерес.
2 этап: предварительный выбор позиции /занятие 1 уровня/ и формирование группы /не менее двух человек/. Участники группы объединены по принципу "Я разделяю эту же точку зрения".
3 этап: работа в группах /занятие 2 уровня/. На этом этапе участники отбирают факты, "шлифуют" свои позиции /каждая группа работает изолировано/, пытаются определить /предугадать/, "подводные камни", "узкие места" в будущей дискуссии и "авансом" найти аргументы против возможных контрдоводов своих оппонентов.
4 этап: "очная ставка" - дискуссия /занятие 3 уровня/.
5 этап: оценка или анализ представляют собой существенные моменты в процессе программы, поэтому каждое занятие должно заканчиваться обсуждением того, что узнал каждый участник и как относится этот опыт с его собственной жизнью.
Поэтому необходимо обсуждение следующих вопросов:
-
что узнали по обсуждаемой проблеме;
-
как теперь они могут воспользоваться тем, что узнали.
Также ведущий после каждого занятия останавливается на том, что было сделано всеми и кратко резюмирует:
-
как, с его точки зрения, происходило занятие, подготовка, достигнутые цели;
-
чему научились участники;
-
в чем результаты встречи.
Список литературы:
-
Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся: 1-11 класс: Методическое пособие Изд. 2-е, доп.- М., 2007
-
Еременко М.И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассников: 9-11 классы Изд. 2-е, доп.- М, 2009
-
Кузьмина О.В. Максимцева Т.А. Воспитываем гражданина: Система гражданского образования в школе: 1-11 классы Изд. 2-е, доп. - М., 2010
-
Савина Л.М. Северина О.А. Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе. 1-11 классы. - М., 2009