РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г.Ф.МОРОЗОВА»








рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы по специальности

35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

базовой подготовки
















с. Слобода

2015 г.

РАССМОТРЕНО

Цикловой предметной комиссией

(название цикла)

Председатель Баркова Л.И.

______________ (расшифровка подписи)

Протокол № _____от _________ 20 г

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебной работе

______________А.В.Меркушева

«_____» ________________20 г

СОГЛАСОВАНО

Методист Прошина Н.И.

______________ (расшифровка подписи)

«____» ________________ 20 г


Составитель:

Шурыгина Е.А.

- преподаватель ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова»


Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.01«Лесное и лесопарковое хозяйство», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «22» июня 2010 г. № 677 и примерной программы, рекомендованной ФГУ «Федеральный институт развития образования» (заключение Экспертного совета №088 от 22марта 2011г.)

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство», базовой подготовки при очной форме в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.






СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15


1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Основы философии


  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ВО ХЛК по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» базовой подготовки, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения. Рабочая программа составлена для очной формы обучения.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Базовая часть

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытии;

  • сущность процесса познания;

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Вариативная часть не предусмотрена

Специалист лесного и лесопаркового хозяйства базовой подготовки должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

  • OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Количество часов, предусмотренное на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов.

















2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе


лабораторные работы

-

практические занятия

-

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

-

Промежуточная аттестация

Д/з

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»





Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Предмет философии и её история.





Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии.

Содержание учебного материала

2

1

1

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

Предмет и определение философии.

Тема 1.2. Философия, круг её проблем и роль в жизни человека и общества

Содержание учебного материала


2



1

1

Основные вопросы и типы философии. Функции философии. Роль философии в жизни человека и общества.


Тема 1.3. Философия Древнего Востока. Античная и средневековая философия.

Содержание учебного материала

2







2

2

1


1


2

3

Истоки профилософского мировоззрения в Древней Индии. Веды. Упанишады. Буддизм. \

Китайская специфика в философии. Учения Лао-Цзы и Конфуция. Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях.

Становление философии в древней Греции. Философские школы.

Проблема «первоначала» у милетских философов. Элеаты. Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Гераклит. Софисты. Сократ. Философская система Платона. Теория идей. Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии.

Средневековая философия: патристика и схоластика.

Тема 1.4. Философия Возрождения и Нового времени.

Содержание учебного материала



2



2

1

1

2

Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения.

Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

Тема 1.5. Философия XIX века.

Содержание учебного материала


2


1

1

Немецкая классическая философия и её особенности.

Философия позитивизма и эволюционизма.

Тема 1.6. Современная философия.

Содержание учебного материала



2


2

1

1

2

Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.

Особенности русской философии: исторические и социальные условия её формирования. Эволюция русской идеи. Славянофилы (И.В. Киреевский и др.), западники (Герцен, Чернышевский и др.), философия всеединства Вл. Соловьева (1853 -1900). Русский космизм: Н.Ф. Федоров и В.И. Вернадский. Философия русской эмиграции Основные черты развития русской философии в XX - начале XXI вв.

Раздел 2. Структура и основные направления философии.




Тема 2.1. Методы философии и её внутреннее строение.

Содержание учебного материала



1

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, XX века. Основные картины мира - философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, XX век)/

Методы философии: формально-логический, диалектический,

прагматический, системный. Строение философии и её основные направления.

Категория как философское понятие.


2




1


Тема 2.2. Учение о бытии и теории познания.

Содержание учебного материала

1

1


2

3

4

5

Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления.

Материя, пространство, время, причинность, целесообразность.

Диалектика: философское учение о всеобщих связях и развитии.

Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины.

Методология научного познания. Соотношение философской, религиозной и научной истин.

2


2

2

2


2


Тема 2.3. Социальная философия.

Содержание учебного материала



1

2

3

4

Научная картина мира и концепции Вселенной, основанные на принципе материального единства мира. Религиозная картина мира. Философская картина мира и ее связь с различными концепциями бытия.

Философия природы. Влияние природы на общество.

Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие.

Наука как социальный институт. Историческое развитие техники. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

2




2

2


2

1

Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и её значение.

Содержание учебного материала



1

Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Понятие «культура» в истории развития общественной мысли.

Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.



2


Тема 2.5. Философская антропология.

Содержание учебного материала


2





2


1

1

2

Философия о природе человека. Проблема соотношения социального и биологического в человеке. Человек как объект и субъект в системе экономических, социальных, политических и духовных отношений. Философия о свободе действия и свободе воли. Свобода и ответственность.

Философия и смысл жизни. Жизнь человека как «растительное существование» и жизнь как активная реализация социально значимой цели. Жизнь и смерть. Смерть и бессмертие.

Тема 2.6. Философия и глобальные проблемы современности. Сценарии будущего.

Содержание учебного материала


2





1

1


Проблемы и перспективы современной цивилизации.

Человечество перед лицом глобальных проблем: экологический кризис и

экологическая катастрофа, наступление энергетического кризиса, рост

народонаселения и проблема преодоления голода, военно-технический

прогресс и проблема предотвращения термоядерной войны, вмешательство

в человеческую телесность и его социокультурные последствия.

Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего.

Дифференцированный зачёт



Максимальная нагрузка

в том числе:

обязательная нагрузка

48


48


Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.

3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- 30 посадочных мест (по количеству обучающихся);

- рабочее место преподавателя.

3.2.Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011 - 256 с. (с хрестоматией).

  2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с.(Профессиональное образование).

Дополнительные источники:

1.Балашов Л.Е. Философия: Учебник. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - 612 с.

2.Хаврак А.П. Философия: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 376 с.

Интернет-ресурсы:

alleg.ru/edu/philos1.htm

diplom-inet.ru/resursfilos

filosofia-totl.narod.ru/






4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного опроса, тестирования, проверки результатов выполнения проблемных и логических заданий.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Освоенные умения:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

- оценка выполнения заданий по сопоставлению основных философских категорий и понятий;

- оценка выполнения индивидуальных заданий;

- оценка результатов тестирования.

Усвоенные знания:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

- оценка точности определений разных философских понятий в форме терминологического диктанта;

- оценка индивидуальных устных ответов;

- оценка результатов письменного опроса в форме тестирования;

- оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий;

- оценка точности определения различных философских концепций;

- оценка индивидуальных устных ответов;

- оценка выполнения индивидуальных заданий;

- оценка выполнения заданий по сопоставлению разных философских подходов и концепций.





© 2010-2022