- Преподавателю
- Другое
- «Использование технологий диалога при проведении практических занятий по спецдисциплинам»
«Использование технологий диалога при проведении практических занятий по спецдисциплинам»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Будыльская Н.В. |
Дата | 12.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Практические занятия с использованием технологий диалога играют важную роль в процессе обучения студентов и направлены на развитие умения приобретать самостоятельные теоретические знания, а также применять теоретические знания в решении практических ситуаций по спецдисциплинам.
Дидактические цели практических занятий в форме диалога:
-
развитие творческой и познавательной активности студентов;
-
реализация связей теоретического обучения с практикой;
-
систематизация теоретических знаний, практических умений и навыков;
-
формирование мотивов профессионального совершенствования, умений и навыков коллективной деятельности, умений реализации теоретических знаний в практической деятельности.
В практических работах не должны повторяться те вопросы, которые уже изучались на теоретических занятиях, так как это резко снижает интерес учащихся к занятию. Содержание работы на практических занятиях должно включать те вопросы, которые с точки зрения подготовки специалиста имеют практическое значение в развитии его умений и навыков.
Правильно организованные практические занятия дают возможность поэтапно формировать навыки исследования и анализа количественных и качественных показателей изучаемых объектов.
В процессе обучения на практических занятиях с использованием технологий диалога мы имеем дело с системой «преподаватель-студент» на уровне сложных психологических процессов в системе управления. В данном случае, чтобы увидеть, - надо уметь смотреть, а чтобы услышать, - надо уметь слышать. Практическая работа должна быть организована таким образом, чтобы учащийся проявил активность и направил ее на раскрытие существенных сторон изучаемой темы и конкретных юридических ситуаций. Преподаватель осуществляет контроль за работой каждого студента, помогает тем из них, кто в этом нуждается, дает индивидуальные консультации.
Примерная структура организации урока практических занятий
Выдача заданий студентам
↓
Повторение основных теоретических положений изучаемого вопроса
↓
Разъяснение порядка выполнения работы
↓
Самостоятельная работа студентов,
во время которой преподаватель старается
активизировать студентов в форме диалога
↓
Оформление отчета
↓
Проверка выполнения задания
↓
Исследовательский метод обучения с использованием технологий диалога может быть применен на практических занятиях, где значение этой формы организации самостоятельной работы студентов исключительно велико в подготовке будущего специалиста.
Какими педагогическими потенциалами обладает эта технология?
Практические занятия по юридическим дисциплинам с использованием технологий диалога позволяют развивать у студентов:
-
навык самостоятельного сбора, обработки и структурирования информации (например, при работе с кодексами и иными нормативно-правовыми актами);
-
умение критично подходить к собранной информации, видеть ее достоинства и недостатки;
-
умение компактно, быстро, четко сформулировать свою позицию по спорному вопросу, решению конкретной правовой ситуации;
-
навыки публичного выступления и ведения дискуссии;
-
умение аргументировано и корректно отстаивать, защищать свою позицию;
-
лидерские качества.
Кроме того, данная технология помогает научить:
-
видеть весь спектр мнений по обсуждаемой проблеме, конкретным правовым ситуациям;
-
признавать за своими оппонентами право на аргументацию своей позиции;
-
видеть исключения из любого правила;
-
самостоятельно работать с кодексами и иными НПА;
-
активно формировать свою позицию по различным вопросам практической работы.
Практические занятия являются связующим звеном между теорией и практикой, на них студенты углубляют и закрепляют теоретические знания, полученные на лекциях и уроках. Правильно организованные практические занятия способствуют формированию будущего специалиста, который сможет не только выполнять работу по заданию в различных правоохранительных органах, но и вести самостоятельный творческий поиск. Научить правильно анализировать и обобщать полученную на практических занятиях информацию можно только на основе умения студентов самостоятельно ориентироваться в изучаемом материале.
При проведении практических занятий с использованием технологий диалога мною выработаны следующие принципы:
1.Приглашать к участию на уроке «слабых» студентов.
Например:
- Как ты думаешь Саша?
- Нам нужно послушать других студентов. Что ты думаешь по этому поводу, Настя?
2. Направлять комментарии и вопросы одного студента к другому.
Например:
- Это интересная мысль, Дима. Коля, что ты думаешь по этому поводу?
- Это важный вопрос, Алена. Таня, как бы ты на него ответила?
3. Если я не уверена, что поняла то, что сказал студент, значит, и другие студенты тоже не смогли это понять.
В этой ситуации я прошу другого студента прокомментировать ответ первого, а потом первый поясняет, если его высказывание прокомментировано неверно либо пересказываю сама высказывание студента, а затем спрашиваю: «Я правильно тебя поняла или ошибаюсь?».
4. «Вытягивание» большей информации.
Например:
- Это сильный аргумент, как бы ты смог обосновать его?
- Расскажи нам, как ты пришел к такому выводу, шаг за шагом.
5. Давать время подумать над ответом. Некоторые студенты легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли.
Например,
- Запишите ваши соображения, а через 3 минуты мы их обсудим.
6. Применять вопросы открытого типа.
Например:
- А кто думает иначе?
- А что думают по этому поводу другие?
7. Хвалить студентов, активно отвечающих на вопросы, просить их помогать более «тихим» студентам;
8. Стремиться к равновесию, участию всех студентов в диалоге;
9. Не бояться тишины, давать студентам время на размышление, терпеливо подождать, а затем задать вопрос снова и дождаться ответа на него;
10. Избегать соблазна «читать лекции» и самой давать ответ на свой вопрос, продолжать задавать вопросы, чтобы поощрять обсуждение и помогать самим студентам отыскивать ответы.
Практические занятия должны быть построены таким образом, чтобы студент понимал цель работы, поставленные перед ним задачи и хотел их решить. Если студенту трудно понять цель практической работы или ему не интересна сама практическая работа, то в этом не всегда только его вина. Задание по практической работе должно быть составлено умело, т. е. быть не слишком сложным и не слишком простым, а интересным по содержанию. Путь от понимания цели практического занятия до выполнения самого задания не должен быть долгим и сложным.
«Плюсы» практических занятий с использованием технологий диалога:
- студент вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в диалоге, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения;
- в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию;
- студенты учатся разделять с преподавателем в группе и принимать на себя ответственность;
- обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, студенты добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов.
«Минусы» практических занятий с использованием технологий диалога:
- ход урока трудно прогнозировать, легко перейти «к обмену глупостями». Необходима хорошая заблаговременная подготовка студентов, чтобы у них был определенный теоретический запас знаний для «живого» диалога;
- некоторые студенты трудно вовлекаются в диалог и начинают нервничать. Для них такие занятия малополезны;
- несколько студентов могут завладеть диалогом, а остальные в этом случае будут молчать.
Практические занятия являются разновидностью программного обучения и представляют собой один из составных элементов, предназначенных для формирования у студентов готовности к творческой деятельности. При выполнении практических работ самостоятельность студентов достигает наиболее высокого уровня.
Список используемой литературы
-
Жиляев А.А. Психологические особенности подготовки и проведения семинарских и практических занятий// Инновации в образовании. 2004. №3.С. 139-152
-
Гузеев В. Организация урока в форме проблемного семинара// Народ.образование. 2002. №8. С.85-90
-
Веселова Н. Диалог на уроке правоведения// Учитель. 2002. №2. С.53-54
-
Орлов В.Н. Знания, умения и навыки как результат обучения // Сред.проф.образ. 2005. №3. С.38-42
-
Руднев В.Н. Профессиональное формирование юриста // Сред.проф.образ. 2005. №3. С.46-49