• Преподавателю
  • Другое
  • «Использование технологий диалога при проведении практических занятий по спецдисциплинам»

«Использование технологий диалога при проведении практических занятий по спецдисциплинам»

Одной из задач подготовки специалиста является формирование у него умений творчески и разносторонне решать профессиональные задачи. В связи с этим в преподавательской среде постоянно ведутся поиски новых эффективных форм и методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы студентов, стимулировали их к самостоятельной работе над изучаемой темой. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если студент проявляет познавател...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практические занятия с использованием технологий диалога играют важную роль в процессе обучения студентов и направлены на развитие умения приобретать самостоятельные теоретические знания, а также применять теоретические знания в решении практических ситуаций по спецдисциплинам.

Дидактические цели практических занятий в форме диалога:

  • развитие творческой и познавательной активности студентов;

  • реализация связей теоретического обучения с практикой;

  • систематизация теоретических знаний, практических умений и навыков;

  • формирование мотивов профессионального совершенствования, умений и навыков коллективной деятельности, умений реализации теоретических знаний в практической деятельности.

В практических работах не должны повторяться те вопросы, которые уже изучались на теоретических занятиях, так как это резко снижает интерес учащихся к занятию. Содержание работы на практических занятиях должно включать те вопросы, которые с точки зрения подготовки специалиста имеют практическое значение в развитии его умений и навыков.

Правильно организованные практические занятия дают возможность поэтапно формировать навыки исследования и анализа количественных и качественных показателей изучаемых объектов.

В процессе обучения на практических занятиях с использованием технологий диалога мы имеем дело с системой «преподаватель-студент» на уровне сложных психологических процессов в системе управления. В данном случае, чтобы увидеть, - надо уметь смотреть, а чтобы услышать, - надо уметь слышать. Практическая работа должна быть организована таким образом, чтобы учащийся проявил активность и направил ее на раскрытие существенных сторон изучаемой темы и конкретных юридических ситуаций. Преподаватель осуществляет контроль за работой каждого студента, помогает тем из них, кто в этом нуждается, дает индивидуальные консультации.

Примерная структура организации урока практических занятий


Выдача заданий студентам

Повторение основных теоретических положений изучаемого вопроса

Разъяснение порядка выполнения работы

Самостоятельная работа студентов,

во время которой преподаватель старается

активизировать студентов в форме диалога

Оформление отчета

Проверка выполнения задания

Исследовательский метод обучения с использованием технологий диалога может быть применен на практических занятиях, где значение этой формы организации самостоятельной работы студентов исключительно велико в подготовке будущего специалиста.

Какими педагогическими потенциалами обладает эта технология?

Практические занятия по юридическим дисциплинам с использованием технологий диалога позволяют развивать у студентов:

  • навык самостоятельного сбора, обработки и структурирования информации (например, при работе с кодексами и иными нормативно-правовыми актами);

  • умение критично подходить к собранной информации, видеть ее достоинства и недостатки;

  • умение компактно, быстро, четко сформулировать свою позицию по спорному вопросу, решению конкретной правовой ситуации;

  • навыки публичного выступления и ведения дискуссии;

  • умение аргументировано и корректно отстаивать, защищать свою позицию;

  • лидерские качества.

Кроме того, данная технология помогает научить:

  • видеть весь спектр мнений по обсуждаемой проблеме, конкретным правовым ситуациям;

  • признавать за своими оппонентами право на аргументацию своей позиции;

  • видеть исключения из любого правила;

  • самостоятельно работать с кодексами и иными НПА;

  • активно формировать свою позицию по различным вопросам практической работы.

Практические занятия являются связующим звеном между теорией и практикой, на них студенты углубляют и закрепляют теоретические знания, полученные на лекциях и уроках. Правильно организованные практические занятия способствуют формированию будущего специалиста, который сможет не только выполнять работу по заданию в различных правоохранительных органах, но и вести самостоятельный творческий поиск. Научить правильно анализировать и обобщать полученную на практических занятиях информацию можно только на основе умения студентов самостоятельно ориентироваться в изучаемом материале.

При проведении практических занятий с использованием технологий диалога мною выработаны следующие принципы:

1.Приглашать к участию на уроке «слабых» студентов.

Например:

- Как ты думаешь Саша?

- Нам нужно послушать других студентов. Что ты думаешь по этому поводу, Настя?

2. Направлять комментарии и вопросы одного студента к другому.

Например:

- Это интересная мысль, Дима. Коля, что ты думаешь по этому поводу?

- Это важный вопрос, Алена. Таня, как бы ты на него ответила?

3. Если я не уверена, что поняла то, что сказал студент, значит, и другие студенты тоже не смогли это понять.

В этой ситуации я прошу другого студента прокомментировать ответ первого, а потом первый поясняет, если его высказывание прокомментировано неверно либо пересказываю сама высказывание студента, а затем спрашиваю: «Я правильно тебя поняла или ошибаюсь?».

4. «Вытягивание» большей информации.

Например:

- Это сильный аргумент, как бы ты смог обосновать его?

- Расскажи нам, как ты пришел к такому выводу, шаг за шагом.

5. Давать время подумать над ответом. Некоторые студенты легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли.

Например,

- Запишите ваши соображения, а через 3 минуты мы их обсудим.

6. Применять вопросы открытого типа.

Например:

- А кто думает иначе?

- А что думают по этому поводу другие?

7. Хвалить студентов, активно отвечающих на вопросы, просить их помогать более «тихим» студентам;

8. Стремиться к равновесию, участию всех студентов в диалоге;

9. Не бояться тишины, давать студентам время на размышление, терпеливо подождать, а затем задать вопрос снова и дождаться ответа на него;

10. Избегать соблазна «читать лекции» и самой давать ответ на свой вопрос, продолжать задавать вопросы, чтобы поощрять обсуждение и помогать самим студентам отыскивать ответы.

Практические занятия должны быть построены таким образом, чтобы студент понимал цель работы, поставленные перед ним задачи и хотел их решить. Если студенту трудно понять цель практической работы или ему не интересна сама практическая работа, то в этом не всегда только его вина. Задание по практической работе должно быть составлено умело, т. е. быть не слишком сложным и не слишком простым, а интересным по содержанию. Путь от понимания цели практического занятия до выполнения самого задания не должен быть долгим и сложным.

«Плюсы» практических занятий с использованием технологий диалога:

- студент вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в диалоге, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения;

- в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию;

- студенты учатся разделять с преподавателем в группе и принимать на себя ответственность;

- обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, студенты добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов.

«Минусы» практических занятий с использованием технологий диалога:

- ход урока трудно прогнозировать, легко перейти «к обмену глупостями». Необходима хорошая заблаговременная подготовка студентов, чтобы у них был определенный теоретический запас знаний для «живого» диалога;

- некоторые студенты трудно вовлекаются в диалог и начинают нервничать. Для них такие занятия малополезны;

- несколько студентов могут завладеть диалогом, а остальные в этом случае будут молчать.

Практические занятия являются разновидностью программного обучения и представляют собой один из составных элементов, предназначенных для формирования у студентов готовности к творческой деятельности. При выполнении практических работ самостоятельность студентов достигает наиболее высокого уровня.

Список используемой литературы


  1. Жиляев А.А. Психологические особенности подготовки и проведения семинарских и практических занятий// Инновации в образовании. 2004. №3.С. 139-152

  2. Гузеев В. Организация урока в форме проблемного семинара// Народ.образование. 2002. №8. С.85-90

  3. Веселова Н. Диалог на уроке правоведения// Учитель. 2002. №2. С.53-54

  4. Орлов В.Н. Знания, умения и навыки как результат обучения // Сред.проф.образ. 2005. №3. С.38-42

  5. Руднев В.Н. Профессиональное формирование юриста // Сред.проф.образ. 2005. №3. С.46-49

© 2010-2022