Творческий отчет коллектива театра – студии «Маски» МСОШ № 15

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Творческий отчет коллектива театра – студии «Маски» МСОШ № 15

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК


МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 15

628617, Российская Федерация, Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ,

г.Нижневартовск, ул. Спортивная, 21



Телефоны: 46-80-73, 46-57-90, 46-62-18

Тел./факс: (3466) 46-57-90, 46-62-18

Электронная почта: [email protected]



Творческий отчет

коллектива театра - студии «Маски» МСОШ № 15 за 2008 год

С 1993 года в МСОШ № 15 действует театральный коллектив «Маски», под руководством педагога дополнительного образования Громовой Ф.М.

В 2002 году коллективу присвоено звание «Образцовый художественный коллектив».

С 2008 года коллектив обновился новыми участниками - это учащиеся 5,6,7 классов. Коллектив театра - студии «Маски» активно участвует в жизнедеятельности школьного коллектива. Ежегодно участниками театра - студии проводятся общешкольные праздники: «День Знаний», «День учителя», «Новый год», «8 марта», «Праздник Букваря», «Посвящение в первоклассники», «Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы». Ежегодно в репертуаре театра две премьеры, которые представляются на сцене школы для учащихся и родителей и пользуются неизменным успехом. С 2002 года коллектив «Маски» - участник городского театрального фестиваля «Театральная весна» и конкурса «Самотлорские роднички». Участники коллектива в 2008 учебном году принимали активное участие в конкурсах: по правилам дорожного движения, по противопожарной безопасности, по военно-патриотическому воспитанию.

Участница театральной студии «Маски» Михайлова Диана на городском конкурсе художественной декламации «Во весь голос» в возрастной категории от 14 до 18 лет заняла 1 место. На городском конкурсе чтецов, посвященному творчеству В.В.Высоцкого «В.Высоцкий - самый высокий из нас…» Михайлова Д. стала победительницей в номинации «Магистр художественного слова», а Настя Шурунова получила диплом в номинации «Специальный приз» в возрастной категории от 12 до 14 лет.

На конкурсе чтецов, посвященном поэтам ХМАО-Югры, Князева Вероника заняла 1 место, а Гергележиу Яна получила «Приз зрительских симпатий».

В коллективе есть свои традиции, есть младшая театральная студия, где подрастает смена настоящих актеров. Участники театра-студии «Маски» в постоянном творческом поиске новых интересных идей, которые с успехом воплощаются в то, что несет радость людям.

С учетом того, что в системе школьного дополнительного образования нет государственных стандартов, нет утвержденных программ, поэтому программное обеспечение учебного процесса в своей студии разрабатывала сама с учетом современных тенденций творческого развития ребенка и планирования воспитательной работы театра в школе.

Мною написана и реализована программа «Азбука театра». В основе программы лежит система А.К.Станиславского «Работа над актерским мастерством «метод физического действия». В ней уделяется внимание становлению и закреплению навыка самообладания, снятия мышечного зажима, способствует концентрации на исполнительской задаче, на словесном действии, перенесения в предлагаемые обстоятельства. Большое внимание уделено на предмет «сценическая речь» о владении технической стороной речи (дыхание, голос, дикция, соблюдение орфоэпических норм, интонация, громкость, паузы, логическое ударение, темпо-ритм, мелодия,, эмоциональный тон) и неязыковыми средствами выразительности (жесты, мимика, позы). В программе рассматриваются принципы и методика театральной самодеятельности учащихся, даются конкретные рекомендации по проведению занятий в школьных театральных коллективах.

Тема: "Азбука театра"

Цель обучения:


  1. Освободить, раскрепостить природу творца, приучить к подлинной работе чувств в искусственных условиях публичности, не передразнивать чувства, а содействовать процессу их рождения. Выражение своих чувств, переживаний мимикой, жестами, движением и, главное, речью.

Задачи обучения:

1.Воспитать личность способной к сознательному систематическому творческому труду, к самостоятельной работе над ролью, т.е. воспитание творца.

  1. Воспитание внутренней психотехники актера - основных элементов актерского творчества.

  2. Воспитание внешней техники актера.

Эти направления тесно связаны между собой. Результат воспитания зависит от дарования, помноженного на трудоспособность и подлинную любовь театральному искусству.

Направления работы
  1. Воспитание личности начинается с гражданского чувства. Оно пронизывает весь процесс обучения через конкретный материал. Гражданское воспитание не мыслимо без воспитания требовательности к себе и товарищу, трудолюбия и патриотизма - именно эти качества способствуют становлению гражданской позиции - высшего критерия нравственной личности.

«Кто служит не себе, а людям

Тот должен быть всегда самим собой.

Помочь познать себя, открыть природу каждого, понять себя, создать себя.

Формирование творческой личности через творческие задания. Этюды:

А) на любую домашнюю работу

Б) на три заданных слова

В) на свободную тему

Г) молча вдвоем

Д) на тему «Первый раз в жизни»

Е) из школьной жизни

Ж) этюд по репродукции художника

З) этюд на тему «Люблю и ненавижу»

И) на оправдание интересного факта

К) упражнение «Если бы я был животное, птица»

Л) участие в спектакле

Тренинг внутренней психотехники актера

Цель: освободить раскрепостить природу творца, приучить к подлинной работе органы чувств в искусственных условиях публичности, добиться эмоционального элемента сценического поведения - «действия».

Научиться не передразнивать чувства, а помогать процессу их рождения.

Воспитание актерского мастерства:

- необходимо понимать и верно вскрывать событие;

- непрерывно и активно оценивать обстоятельства и среду;

- разнообразно и продуктивно идти к цели;

- каждый раз проходить все заново, не вспоминая вчерашние средства;

- уметь вести и выстраивать непрерывный внутренний текст;

- материал сближать с жизненным опытом;

- любить партнера и жить им;

- научиться выстраивать внутреннюю последовательность и логику поступков;

- создавать верное сценическое самочувствие;

- обогащать эмоциональную память впечатлениями жизни;

- постичь слово как инструмент борьбы - словесное действие;

- работа над словом - самый сложный и важный момент в процессе воспитания;

- учиться главному - движения к цели, т.е. органическому действию.

Воспитание внешней техники.

Формирование на занятиях актерского мастерства - в тренинге на развитие органов чувств, чувства ритма, в работе над словом, в работе по музыкальному развитию - в тренинге на освобождение от напряжения.

Принципы, методы и средства обучения.

Согласно формулировки в Федеральном законе о дополнительном образовании, общее дополнительное образование направлено на развитие личности, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека.

В особенностях дополнительного образования отмечено, что дополнительное образование детей направлено на развитие личности, её мотивации к познанию и творчеству.

Осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- свободный выбор детьми образовательных упражнений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ в соответствии с интересами, склонностями и способностями детей после получения ими основного образования;

- многообразие дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей;

- непрерывность дополнительного образования, преемственность дополнительных образовательных программ, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения;

- психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;

- творческое сотрудничество педагогических работников и детей, сохранение их физического и психического здоровья детей.

Сейчас такое время, когда о чем бы не заговорили будь то наука, промышленность, образование лили искусство - все обрастает массой проблем. Да наше время - время стрессов, резких взлетов. И еще более резких падений. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, раздражающими и тревожными явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы?

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, как и в жизни взрослого. Это неосознанное желание видоизменять окружающий мир, приближая его к своему, по своему объясняя его. Как же хочется быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножечко пожить их жизнью. Но как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру? На занятиях дети играют, творят, создают, получают удовольствие от процесса. Он хочет показать, что он умеет, на что он способен. Он становится Героем. Из робкого мальчика превращается в озорного Буратино, а из капризной девочки в добрую и чуткую Белоснежку. Как светятся у ребенка глаза от счастья и чувства собственного достоинства - ему рукоплещет зал. И такое возможно только в театре… Театр! - Это сказка, чудо, волшебство. Чему же в развитии ребенка могут способствовать занятия сценическим искусством?

Самое главное способствовать формированию личности ребенка, выработать определенную систему ценности, чувство ответственности за общее дело.

Дети, занимаясь в студии, приобретают возможность закрепить коммуникативные навыки - умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоции, способность понимать, что от тебя хотят другие. Занятия стимулируют развитие основных психических функций - внимания, памяти, речи, восприятия, содействуют расцвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре.

Методы ведения занятий.

Занятия строятся на использовании театральной педагогики - технологии актерского мастерства, которая адаптирована для детей, в ней увеличены игровые моменты. Техника речи, этюды без слов и со словами, театральная педагогика, знакомство с театральной азбукой.

Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные жанры, берется театральная постановка. Это служит мотивацией и дает перспективу показа приобретенных навыков перед зрителями. Текст пьес, выбираемых для работы, является основой занятий и по технике речи, и по сценическому мастерству. В процессе подготовки каждый ребенок пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется

Организация учебно-воспитательного процесса.

Мне хочется познакомить детей с миром театра, чтобы они полюбили его, чтобы он стал частью их культурной жизни в будущем. О красоте русского языка много сказано великими поэтами и писателями. «Слово, язык - это целый мир». Свободное владение языком. - Слово и свобода!» Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с этим богатством. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, - утрата самого понятия культура речи. Моя задача - введение ребенка в мир родного слова, в мир грамотной речи, приобрести первый опыт диалога, почувствовать силу командной речи, особенности колдовских заговоров, слова мольбы и жалобы, почувствовать вкус к юмористической фразе.

Занятия по технике речи разрабатывает речевой аппарат, приобрести навыки правильного словообразования, позволяет услышать и полюбить красоту звучащего слова. Сценическая речь есть процесс общения в предлагаемых обстоятельствах ради конкретной цели.

Мастерство актера.

Стараюсь на занятиях помочь ребенку раскрыть творческие возможности, научить быстро и легко вызывать в себе творческое самочувствие, получить радость от творческого процесса. Когда находишься с детьми рядом, то видишь, как они растут, меняются. Из младшей группы переходят в среднюю. В работе над ролями перед ними ставлю более сложные задачи и предлагаю самим находить для их выполнения выразительное средство.

Умение радоваться успеху товарища, чувства коллективизма, чувства ответственности - вот первые уроки, которые дети получают в процессе постановки спектаклей.

Мы играем много спектаклей. Постоянный процесс репетиций и выступлений, в котором мы находимся с детьми, дает возможность поддерживать интерес к занятиям. Спектакли - школа творчества для детей. Развитие детей через сценическое искусство - это занятия предполагают состояние игры, а вся наша жизнь есть ничто иное, как игра. Игра в большом, серьезном смысле этого слова. Играть - это придумывать, фантазировать, вырываться из обыденности. Вот почему так важно привить любовь к играм с детства.

А игра в театр - это драматургия хороших игр, это желание проецировать себя в разных ситуациях. Не существует определенного рецепта, по которому можно воспитать детей, но то, что театр влияет на формирование ребенка, раскрывает его лучшие качества - это безусловно.


Первый год обучения.

Цель: развивать следующие навыки и знания:

- навыки рабочего состояния (организованность, коллективность). Тренинг сосредоточенного и рассредоточенного внимания

- зрительские восприятия и зрительную память (наблюдательность, фантазию, воображение)

  • развивающие игры

  • упражнения для развития всех видов внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, воображения, смелости публичного выступления («Зернышко»; «Капитаны»; «Деревянные куклы»; «Ай да я»; «Запрещенное движение»; «Затейник»; «Импульс»; «Хлопки»; «Переходы»; «Пишущая машинка»; «Оживи предмет»; «Басни-диалоги»; «Рассказ-карпленка», «Сочини сказку»

С.Маршак «Зоосад», «Детки в клетке» (чтение стихов и пластический показ поведения животных)

Спектакль по пьесе Н.Тиховской «Полет сосиски»

Инсценировка русских народных сказок


Второй год обучения

Цель: Ученик должен усвоить следующее:

- принципиальную особенность предмета (коллективность и взаимозависимость);

- основные требования к выполнению заданий (погружаться в игру, стремиться к правдоподобию). С помощью несложных и понятных заданий ученик вовлекается в мир фантазии и воображения.

- развитие речевого аппарата.

Третий год обучения


Цель: Ученик учится развитию выразительной речи, воображению, фантазии и общению, органике поведения на сцене при выполнении заданий: « я в предлагаемых обстоятельствах». Игры носят более целенаправленный характер, дается больше индивидуальных заданий, оттачивается пластика движений для раскрытия характера персонажа.

Обращение к драматургии раскрывает перед учениками внутренний мир театра, его законов и правил.



© 2010-2022