Учебный план кружка Фотография

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Фотография как направление эстетического воспитания школьников была очень широко распространена в системе внешкольного воспитания XX в.

В типовых и авторских программах фотостудий и фотокружков (например, Г.Н. Лукьяновой) большое количество часов отводилось на темы, связанные с техникой фотографии (определение и установка экспозиции на фотоаппарате, лабораторная обработка пленки, проекционная фотопечать) и закреплением данных навыков в лабораторных условиях.

За последние 10-20 лет фотография в нашей стране пережила качественные изменения. Появление автоматических фотоаппаратов, качественных цветных пленок, лабораторий экспресс-обработки фотоматериалов привело к тому, что изучение техники фотосъемки и химической обработки фотоматериалов на начальном этапе обучения перестало быть актуальным. Но технологическая революция в фотографии на этом не завершилась. На смену традиционной фотографии с пленкой и химической обработкой материалов идет цифровая фотография с быстрым получением изображения и широчайшими возможностями творческого изменения первоначального изображения при помощи компьютерных технологий.

Компьютерная обработка изображений реализует свободу творчества и фантазии рисовальщика и передает достоверность создаваемого изображения, присущую фотографии.

Данная программа - комплексная, предназначена для реализации возможности обучения школьников среднего и старшего возраста нескольким видам деятельности: цифровым технологиям получения и обработки изображения, наряду с изучением традиционных процессов в фотографии. По общим признакам программа рассчитана на допрофессиональную подготовку старшекласников. По целевым установкам и прогнозируемым результатам программа относится к образовательным.

Программа рассчитана на два года обучения: первый год - «технологический блок», предполагает изучение и освоение техники получения фотографии и цифровой обработки изображения; второй год обучения - «творческий». Учащиеся получают общеразвивающие знания по истории искусств, анализу характера изобразительного произведения, изучают композиционные и психологические приемы построения снимка, происходит знакомство с приемами анализа, классификации и конструирования. Данная программа предусматривает обучение фотографии и цифровой обработке изображения с нулевого уровня, предназначена для учащихся среднего и старшего школьного возраста.

Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий.

Оптимальная численность группы первого года обучения - 12 человек. Занятия на втором году обучения включают индивидуальную работу с учащимися в виде совместной с руководителем разработки темы, консультаций, помощи руководителя в анализе сделанной работы. В связи с этим количество занимающихся в группе второго года обучения не должно превышать 10.

Программа предполагает проведение занятий в форме мастер- класса с приглашением специалистов.

Одна из задач программы - обучение фотосъемке, поэтому запланировано большое количество выездов на фотосъемку, а также экскурсии в музеи и на выставки. Такие занятия проводятся для нескольких групп одновременно.

Данная программа отдает приоритет практическим работам. На теоретических занятиях изучаются только те инструменты и приемы и только в том объеме, в котором они будут использоваться в последующей практической работе. При этом целью каждой практической работы ставится законченный значимый результат. Порядок тем составлен таким образом, чтобы каждая последующая тема давала возможность перейти на новый этап с получением новой законченной работы. После изучения основного количества тем данного цикла проходит обобщающее занятие. После таких занятий запланированы самостоятельные практические работы и теоретические тесты, часто в игровой форме, направленные не столько на проверку, сколько на закрепление обобщенного результата.

Основные методы работы с группой второго года обучения - это лекции и кураторская работа на индивидуальной основе по разработке и выполнению учащимися иллюстрированных собственными работами рефератов, презентаций, слайд-фильмов, видеозарисовок, разработок уроков в помощь руководителю. Все это позволяет приучить ребят к самостоятельной работе со специальной литературой и компьютерными программами.

Цель программы на первом году обучения: научить основным технологиям получения фотографий и цифровой обработки изображения.

Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

Освоение техники фотографирования и знакомство с процессами химической обработки фотоматериалов;

Освоение основных композиционных правил построения снимка;

Знакомство и освоение навыков и технологий при съемке основных жанров фотографии: пейзаж, натюрморт, портрет;

Приобретение знаний и навыков работы в самой распространенной компьютерной программе.

Изучение инструментов и основных операций по цифровой обработке изображений в программе графического редактора.

Результатом обучения учащихся первого года является:

владение техникой фотографирования

умение использовать в работе основные композиционные правила построения снимка,

владение навыками и технологиями съемки основных жанров фотографии: пейзаж, натюрморт, портрет,

знание и умение работать в текстовом редакторе ,

владение основными операциями по цифровой обработке изображений в программе графического редактора.

Результаты обучения отражаются в коллекциях фотографий и работ учащихся, выполненных ими с применением приемов и эффектов цифровой обработки изображения.

При оценке работ учащихся обращается внимание на полноту использования приемов и эффектов, пройденных поданной теме, аккуратность выполнения и оригинальность содержания работы.

Предлагаемая программа второго и третьего годов обучения составлена по принципу больших тематических блоков, изучаемых в течение всего учебного года. Порядок чередования тем и их продолжительность устанавливаются в зависимости от склонностей учащихся, их внимания и заинтересованности.

Перед вторым годом обучения ставится цель - обучение творческому конструированию, созданию творческой и художественной фотографии, которая достигается решением следующих задач:

Приобщить к истории изобразительных искусств и к творчеству знаменитых фотографов и художников;

Научить композиционным и психологическим приемам пост роения снимка;

Познакомить с приемами анализа, классификации и конструирования снимка, картины;

Сформировать навыки анализа характера изобразительного произведения.

Результатом второго года обучения являются:

знание истории изобразительных искусств, творчества знаменитых фотографов и художников,

навыки применения композиционных и психологических приемов построения снимка,

знание и навык работы с приемами анализа, классификации и конструирования снимка, картины,

владение навыками анализа характера изобразительного произведения.

Результаты обучения наглядно представлены коллекциями работ учащихся, выполненными ими с применением приемов и эффектов цифровой обработки изображения, использующих (копирующих) конкретные стили или направления изобразительного искусства.

Критерием оценки данных работ являются: полнота коллекции в соответствии с пройденными темами; соответствие примененных приемов и эффектов содержанию работы; наличие и количество оригинальных работ (качественно выполненных работ, содержание которых не обсуждалось на занятиях).

При оценке работ учащихся обращается внимание на соответствие примененного приема или эффекта характеру произведения в целом, оригинальности содержания работы.

Реализация программы позволяет решить многие назревшие проблемы воспитания подрастающего поколения, причем не только профессионального, но и социального, духовного, нравственного, гражданского характера.

Так, изучение «технологических» блоков способствует воспитанию таких качеств характера, как аккуратность и последовательность. Именно от соблюдения порядка на рабочем месте, аккуратного обращения с аппаратурой и оборудованием, строгого выдерживания технологических операций зависит качество получаемых фотографий.

Экскурсии, фотосъемки позволяют ребятам лучше познакомиться со своим городом, понять его многообразие, определить для себя духовную, эстетическую и историческую ценность родного края.

Выполнение правил техники безопасности, дисциплинарных норм и правил, умение правильно обращаться со сложным оборудованием - это основное условие посещения занятий со временем воспитывает в ребятах функциональную грамотность.

Вселить в ребят уверенность, воспитывать в них настойчивость в достижении «большой» цели позволяет знакомство с жизнью и творчеством знаменитых людей в искусстве.

Изучение истории искусств, где передаются дух времени, традиции, основанные на определенной религии, образе жизни православного народа, создадут условия для понимания и терпимости к традициям и религиозным убеждениям других людей.

Программа способствует духовному, эстетическому развитию учёщухся. Посещение выставок фотографии и изобразительного искусства, изучение таких тем, как композиция, правила гармонии, сй^таемость цветов, форм и линий; знакомство с историей искусств, основными направлениями и стилями современного искусства - все это р^Ьширяет художественный кругозор ребят, формирует эстетическое отношение к окружающей действительности.

При составлении программы кружка «Арт-фотограф» за основу взята программа Фрост Л. Современная фотография .

Данная программа использовалась в качестве базы для последующей модификации по следующим причинам:

  • УМК соответствует учебному плану школы по количеству часов, отведенных на изучение курса.

  • УМК содержит необходимые методические, дидактические материалы.

  • Достаточно упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы, которые можно адаптировать к использованию свободно распространяемых программ.

  • Учебное пособие прекрасно иллюстрировано необходимыми схемами, скриншотами, рисунками, что обеспечивает наглядность и доступность материала.

  • Материал излагается доступным для ученика языком, системно, последовательно, автору удалось избежать излишней научности.

  • Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время или дома.

  • УМК содержит большое количество заданий различного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Проекты реализуются в форме работ компьютерного практикума, опирающихся на использование цифровых образовательных ресурсов.

  • Большая практическая значимость и актуальность теоретического материала и практических работ.

Цели изучения курса

Основной целью изучения курса является формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии; профориентация учащихся.

С этой целью целесообразно проводить, походы, экскурсии на природу, на предприятия, где фоторепортажная съемка не только расширит кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на снимках.

Общественно-полезная работа членов кружка проводится на протяжении всей деятельности кружка.

Цели и задачи курса:

Образовательные:

  • Привлечь детей к занятию фотографией.

  • Повышать уровень мастерства учащихся.

  • Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам.

  • Укрепление дружбы между учащимися.

Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ

  • Развивать алгоритмическое мышление, способности к формализации

  • Развивать у детей усидчивости, умения самореализовываться, развитие чувства долга, и выполнения возложенных обязательств

Воспитывающие:

  • Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;

  • Формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией

  • Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники, компьютера и созидательную деятельность с его помощью;

  • Воспитывать личную ответственность за результаты своей работы, за возможные свои ошибки;

  • Воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач

  • Воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда

В результате обучения учащиеся смогут получить опыт

  • проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных цифровых средств;

  • коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

Образовательные результаты

В рамках данного курса учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:

  • как сделать отличную фотографию;

  • какие режимы фотосъемки существуют, какой они дают эффект;

  • что такое светочувствительность, баланс белого, диафрагма и т.д. методы;

  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;

  • способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;

  • назначение и функции различных графических программ.

В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:

Редактировать изображения в растровом графическом редакторе:

  • выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов

  • перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

  • редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

  • сохранять выделенные области для последующего использования.

В конце изучаемого курса учащиеся могут:

  • защитить реферат, доклад;

  • представить свои портфолио;

  • представить обработанные фотографии;

  • оформить школьную газету с помощью импортированных изображений в документ издательской системы.

Основной результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в цифровых программах, раскрытие основ фотосъемки, закрепление материала на практике, получение секреты фотографов-репортажников. Постоянное участие всех учеников в учебном процессе.

Межпредметные связи

Знания и умения, полученные при изучении курса, учащиеся могут использовать для создания изображений при подготовке различной визуальной продукции:, поздравительные открытки, школьные газеты, почетные грамоты, рефераты; прикладные исследования и научные работы, выполняемые в рамках школьного учебного процесса; для размещения на Web-страницах или импортирования в документы издательских систем.

Кроме этого, знания, полученные в процессе изучения курса, являются фундаментом для освоения программ в области видеомонтажа, трехмерного моделирования и анимации.



Учебный план фотография

Рассчитан на 1 год обучения

72 часа в год 2 часа в неделю

Учебно-тематический план.

Разделы

Год обучения

I


Введение, История фотографии

3


Знакомство с фототехникой, основные режимы съемки

10


Основные настройки фотокамеры



Компоновка кадра



Жанры фотографии и их особенности



Массовые мероприятия, подготовка к выставкам,



итоговое занятие, зачет (защита своих проектов)



Итого:

72 часа


№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-


Знакомство с фототехникой, основные режимы съемки




2

О зеркальных камерах

2

2

-

3

Снимаем, не отвлекаясь. Программный режим (P)

2

1

1

4

Свет в

4

1

3

6

3

1

2





8

2

1

1

9

11

1

10

10

11

1

10

11

6

-

6





12

2

0,5

1,5

13

2

0,5

1,5

14

4

-

4

15

2

-

2

16

2

-

2

17

2


2

18

14

5

9

19

1

-

1

Список литературы:

1. Л. Дыко. «Основы композиции в фотографии». М., 1977.

2. С. Пожарская. «Фотомастер». М., 2002.

3. Л. Дыко «Беседы о фотографии». М., 1977.

4. А. Лапин. «Фотография как…». М., 2004.

5. «Новая история фотографии» под ред. М. Фризо.. М., 2008.



© 2010-2022