- Преподавателю
- Другое
- Учебный план кружка Фотография
Учебный план кружка Фотография
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Попова .Н. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Фотография как направление эстетического воспитания школьников была очень широко распространена в системе внешкольного воспитания XX в.
В типовых и авторских программах фотостудий и фотокружков (например, Г.Н. Лукьяновой) большое количество часов отводилось на темы, связанные с техникой фотографии (определение и установка экспозиции на фотоаппарате, лабораторная обработка пленки, проекционная фотопечать) и закреплением данных навыков в лабораторных условиях.
За последние 10-20 лет фотография в нашей стране пережила качественные изменения. Появление автоматических фотоаппаратов, качественных цветных пленок, лабораторий экспресс-обработки фотоматериалов привело к тому, что изучение техники фотосъемки и химической обработки фотоматериалов на начальном этапе обучения перестало быть актуальным. Но технологическая революция в фотографии на этом не завершилась. На смену традиционной фотографии с пленкой и химической обработкой материалов идет цифровая фотография с быстрым получением изображения и широчайшими возможностями творческого изменения первоначального изображения при помощи компьютерных технологий.
Компьютерная обработка изображений реализует свободу творчества и фантазии рисовальщика и передает достоверность создаваемого изображения, присущую фотографии.
Данная программа - комплексная, предназначена для реализации возможности обучения школьников среднего и старшего возраста нескольким видам деятельности: цифровым технологиям получения и обработки изображения, наряду с изучением традиционных процессов в фотографии. По общим признакам программа рассчитана на допрофессиональную подготовку старшекласников. По целевым установкам и прогнозируемым результатам программа относится к образовательным.
Программа рассчитана на два года обучения: первый год - «технологический блок», предполагает изучение и освоение техники получения фотографии и цифровой обработки изображения; второй год обучения - «творческий». Учащиеся получают общеразвивающие знания по истории искусств, анализу характера изобразительного произведения, изучают композиционные и психологические приемы построения снимка, происходит знакомство с приемами анализа, классификации и конструирования. Данная программа предусматривает обучение фотографии и цифровой обработке изображения с нулевого уровня, предназначена для учащихся среднего и старшего школьного возраста.
Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий.
Оптимальная численность группы первого года обучения - 12 человек. Занятия на втором году обучения включают индивидуальную работу с учащимися в виде совместной с руководителем разработки темы, консультаций, помощи руководителя в анализе сделанной работы. В связи с этим количество занимающихся в группе второго года обучения не должно превышать 10.
Программа предполагает проведение занятий в форме мастер- класса с приглашением специалистов.
Одна из задач программы - обучение фотосъемке, поэтому запланировано большое количество выездов на фотосъемку, а также экскурсии в музеи и на выставки. Такие занятия проводятся для нескольких групп одновременно.
Данная программа отдает приоритет практическим работам. На теоретических занятиях изучаются только те инструменты и приемы и только в том объеме, в котором они будут использоваться в последующей практической работе. При этом целью каждой практической работы ставится законченный значимый результат. Порядок тем составлен таким образом, чтобы каждая последующая тема давала возможность перейти на новый этап с получением новой законченной работы. После изучения основного количества тем данного цикла проходит обобщающее занятие. После таких занятий запланированы самостоятельные практические работы и теоретические тесты, часто в игровой форме, направленные не столько на проверку, сколько на закрепление обобщенного результата.
Основные методы работы с группой второго года обучения - это лекции и кураторская работа на индивидуальной основе по разработке и выполнению учащимися иллюстрированных собственными работами рефератов, презентаций, слайд-фильмов, видеозарисовок, разработок уроков в помощь руководителю. Все это позволяет приучить ребят к самостоятельной работе со специальной литературой и компьютерными программами.
Цель программы на первом году обучения: научить основным технологиям получения фотографий и цифровой обработки изображения.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
Освоение техники фотографирования и знакомство с процессами химической обработки фотоматериалов;
Освоение основных композиционных правил построения снимка;
Знакомство и освоение навыков и технологий при съемке основных жанров фотографии: пейзаж, натюрморт, портрет;
Приобретение знаний и навыков работы в самой распространенной компьютерной программе.
Изучение инструментов и основных операций по цифровой обработке изображений в программе графического редактора.
Результатом обучения учащихся первого года является:
владение техникой фотографирования
умение использовать в работе основные композиционные правила построения снимка,
владение навыками и технологиями съемки основных жанров фотографии: пейзаж, натюрморт, портрет,
знание и умение работать в текстовом редакторе ,
владение основными операциями по цифровой обработке изображений в программе графического редактора.
Результаты обучения отражаются в коллекциях фотографий и работ учащихся, выполненных ими с применением приемов и эффектов цифровой обработки изображения.
При оценке работ учащихся обращается внимание на полноту использования приемов и эффектов, пройденных поданной теме, аккуратность выполнения и оригинальность содержания работы.
Предлагаемая программа второго и третьего годов обучения составлена по принципу больших тематических блоков, изучаемых в течение всего учебного года. Порядок чередования тем и их продолжительность устанавливаются в зависимости от склонностей учащихся, их внимания и заинтересованности.
Перед вторым годом обучения ставится цель - обучение творческому конструированию, созданию творческой и художественной фотографии, которая достигается решением следующих задач:
Приобщить к истории изобразительных искусств и к творчеству знаменитых фотографов и художников;
Научить композиционным и психологическим приемам пост роения снимка;
Познакомить с приемами анализа, классификации и конструирования снимка, картины;
Сформировать навыки анализа характера изобразительного произведения.
Результатом второго года обучения являются:
знание истории изобразительных искусств, творчества знаменитых фотографов и художников,
навыки применения композиционных и психологических приемов построения снимка,
знание и навык работы с приемами анализа, классификации и конструирования снимка, картины,
владение навыками анализа характера изобразительного произведения.
Результаты обучения наглядно представлены коллекциями работ учащихся, выполненными ими с применением приемов и эффектов цифровой обработки изображения, использующих (копирующих) конкретные стили или направления изобразительного искусства.
Критерием оценки данных работ являются: полнота коллекции в соответствии с пройденными темами; соответствие примененных приемов и эффектов содержанию работы; наличие и количество оригинальных работ (качественно выполненных работ, содержание которых не обсуждалось на занятиях).
При оценке работ учащихся обращается внимание на соответствие примененного приема или эффекта характеру произведения в целом, оригинальности содержания работы.
Реализация программы позволяет решить многие назревшие проблемы воспитания подрастающего поколения, причем не только профессионального, но и социального, духовного, нравственного, гражданского характера.
Так, изучение «технологических» блоков способствует воспитанию таких качеств характера, как аккуратность и последовательность. Именно от соблюдения порядка на рабочем месте, аккуратного обращения с аппаратурой и оборудованием, строгого выдерживания технологических операций зависит качество получаемых фотографий.
Экскурсии, фотосъемки позволяют ребятам лучше познакомиться со своим городом, понять его многообразие, определить для себя духовную, эстетическую и историческую ценность родного края.
Выполнение правил техники безопасности, дисциплинарных норм и правил, умение правильно обращаться со сложным оборудованием - это основное условие посещения занятий со временем воспитывает в ребятах функциональную грамотность.
Вселить в ребят уверенность, воспитывать в них настойчивость в достижении «большой» цели позволяет знакомство с жизнью и творчеством знаменитых людей в искусстве.
Изучение истории искусств, где передаются дух времени, традиции, основанные на определенной религии, образе жизни православного народа, создадут условия для понимания и терпимости к традициям и религиозным убеждениям других людей.
Программа способствует духовному, эстетическому развитию учёщухся. Посещение выставок фотографии и изобразительного искусства, изучение таких тем, как композиция, правила гармонии, сй^таемость цветов, форм и линий; знакомство с историей искусств, основными направлениями и стилями современного искусства - все это р^Ьширяет художественный кругозор ребят, формирует эстетическое отношение к окружающей действительности.
При составлении программы кружка «Арт-фотограф» за основу взята программа Фрост Л. Современная фотография .
Данная программа использовалась в качестве базы для последующей модификации по следующим причинам:
-
УМК соответствует учебному плану школы по количеству часов, отведенных на изучение курса.
-
УМК содержит необходимые методические, дидактические материалы.
-
Достаточно упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы, которые можно адаптировать к использованию свободно распространяемых программ.
-
Учебное пособие прекрасно иллюстрировано необходимыми схемами, скриншотами, рисунками, что обеспечивает наглядность и доступность материала.
-
Материал излагается доступным для ученика языком, системно, последовательно, автору удалось избежать излишней научности.
-
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время или дома.
-
УМК содержит большое количество заданий различного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Проекты реализуются в форме работ компьютерного практикума, опирающихся на использование цифровых образовательных ресурсов.
-
Большая практическая значимость и актуальность теоретического материала и практических работ.
Цели изучения курса
Основной целью изучения курса является формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии; профориентация учащихся.
С этой целью целесообразно проводить, походы, экскурсии на природу, на предприятия, где фоторепортажная съемка не только расширит кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на снимках.
Общественно-полезная работа членов кружка проводится на протяжении всей деятельности кружка.
Цели и задачи курса:
Образовательные:
-
Привлечь детей к занятию фотографией.
-
Повышать уровень мастерства учащихся.
-
Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам.
-
Укрепление дружбы между учащимися.
Развивающие:
-
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ
-
Развивать алгоритмическое мышление, способности к формализации
-
Развивать у детей усидчивости, умения самореализовываться, развитие чувства долга, и выполнения возложенных обязательств
Воспитывающие:
-
Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;
-
Формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией
-
Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники, компьютера и созидательную деятельность с его помощью;
-
Воспитывать личную ответственность за результаты своей работы, за возможные свои ошибки;
-
Воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач
-
Воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда
В результате обучения учащиеся смогут получить опыт
-
проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных цифровых средств;
-
коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
Образовательные результаты
В рамках данного курса учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:
-
как сделать отличную фотографию;
-
какие режимы фотосъемки существуют, какой они дают эффект;
-
что такое светочувствительность, баланс белого, диафрагма и т.д. методы;
-
способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
-
способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
-
назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
Редактировать изображения в растровом графическом редакторе:
-
выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов
-
перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
-
редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
-
сохранять выделенные области для последующего использования.
В конце изучаемого курса учащиеся могут:
-
защитить реферат, доклад;
-
представить свои портфолио;
-
представить обработанные фотографии;
-
оформить школьную газету с помощью импортированных изображений в документ издательской системы.
Основной результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в цифровых программах, раскрытие основ фотосъемки, закрепление материала на практике, получение секреты фотографов-репортажников. Постоянное участие всех учеников в учебном процессе.
Межпредметные связи
Знания и умения, полученные при изучении курса, учащиеся могут использовать для создания изображений при подготовке различной визуальной продукции:, поздравительные открытки, школьные газеты, почетные грамоты, рефераты; прикладные исследования и научные работы, выполняемые в рамках школьного учебного процесса; для размещения на Web-страницах или импортирования в документы издательских систем.
Кроме этого, знания, полученные в процессе изучения курса, являются фундаментом для освоения программ в области видеомонтажа, трехмерного моделирования и анимации.
Учебный план фотография
Рассчитан на 1 год обучения
72 часа в год 2 часа в неделю
Учебно-тематический план.
№
Разделы
Год обучения
I
Введение, История фотографии
3
Знакомство с фототехникой, основные режимы съемки
10
Основные настройки фотокамеры
Компоновка кадра
Жанры фотографии и их особенности
Массовые мероприятия, подготовка к выставкам,
итоговое занятие, зачет (защита своих проектов)
Итого:
72 часа
№ п/п
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие
1
1
-
Знакомство с фототехникой, основные режимы съемки
2
О зеркальных камерах
2
2
-
3
Снимаем, не отвлекаясь. Программный режим (P)
2
1
1
4
Свет в
4
1
3
6
3
1
2
8
2
1
1
9
11
1
10
10
11
1
10
11
6
-
6
12
2
0,5
1,5
13
2
0,5
1,5
14
4
-
4
15
2
-
2
16
2
-
2
17
2
2
18
14
5
9
19
1
-
1
Список литературы:
1. Л. Дыко. «Основы композиции в фотографии». М., 1977.
2. С. Пожарская. «Фотомастер». М., 2002.
3. Л. Дыко «Беседы о фотографии». М., 1977.
4. А. Лапин. «Фотография как…». М., 2004.
5. «Новая история фотографии» под ред. М. Фризо.. М., 2008.