Презентация на тему Методы обучения (1-11 классы)

Данная разработка актуальна для педагогов разных категорий (учителя начальных классов, учителя-предметника, заместителя директора, курирующего методическую работу в образовательной организации). Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Практика посещения уроков некоторых педагогов показывает, что не все учителя могут назвать метод или методы, использованные на уроке. Поэтому возникла необходимость вспомнить, что такое метод обучения, основные традиционные в пе...
Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методы обучения

СЛАЙД №2

Что такое МЕТОД?

Метод (буквально путь к чему-то) - это способ достижения цели.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - это способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение ими образовательных целей.

Составной частью метода является ПРИЕМ. Например, прием формулирования вопроса на выяснение причин, устный опрос, письменный опрос, взаимоопрос по цепочке, решение задачи и т.д.. Поэтому можно сказать, что МЕТОДЫ - это совокупность методических ПРЕМОВ, обеспечивающих решение задач обучения.

СЛАЙД №3

Единой классификации методов обучения (далее МО) в педагогике не существует. Разработаны и классифицированы по определенным основаниям различные группы методов обучения. До сих пор применяются в обучении методы, описанные ведущими педагогами в 60-80 годы прошлого столетия. Это следующие группы:

  • МО по источнику «передачи знаний»

  • МО по степени проявления поискового характера деятельности (автор этой классификации Ю.К.Бабанский)

  • МО по дидактическим целям и соответствующим им видам деятельности учащихся (В.А.Онищук)

  • По возрастанию степени самостоятельности учащихся (И.Я.Лернер, М.Я.Скаткин)

  • Методы продуктивного обучения - методы, обеспечивающие продуктивное личностно-ориентированное образование (в книге: А.В.Хуторской «Современная дидактика», 2001 г.)

Об этих методах обучения можно узнать в книге А.В.Хуторского «Современная дидактика», ч.6.

Существование множества классификаций методов обучения объясняется различными подходами к ним и свидетельствует о разработанности этого направления в педагогике. Остановимся на методах обучения, авторами которых являются И.Я Лернер и М.Н.Скаткин, т.к. эта классификация наиболее популярна и применяема педагогами нашего города.

СЛАЙД №4

И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин взяли за основу своей классификации МО возрастание степени самостоятельности учащихся. Какие же это методы?

  • ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ - учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают.

Незаменим этот метод в ВУЗах, где основная форма обучения лекционная и где учатся вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет; на уроках - при изучении объемных монографических и обзорных тем. И хотя его применение позволяет учителю за короткое время дать учащимся большой объем информации, но определить степень усвоения темы учащимися, что понял ученик, что не понял, трудно, т.к. идет передача информации без обратной связи. Поэтому в настоящее время, когда ученик становится не объектом обучения, а субъектом, принимает активное участие в получении знаний, объяснительно-иллюстративный МО является непродуктивным.

  • РЕПРОДУКТИВНЫЙ - ученик выполняет действия по образцу, по алгоритму, данному учителем. Термин репродуктивный означает «способный к воспроизведению».

Репродуктивный характер мышления предполагает в некоторой степени активное, чем при объснительно-иллюстративном МО, восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другими источниками информации.

СЛАЙД №13 (

(+) Эффективно применять репродуктивный метод в тех случаях, когда содержание учебного материала 1) носит преимущественно информативный характер, 2) представляет собой описание способов практических действий, 3) является весьма сложным и принципиально новым для того, чтобы обучаемые могли осуществить поиск знаний самостоятельно.

(-) В целом же объяснительно-иллюстративный и репродуктивный МО не позволяют в должной мере развивать мышление, особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учащихся навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса усвоения знаний. Ими невозможно развивать такие качества личности, как творческий подход к делу и самостоятельность. При частом использовании этих МО у учителя возникают трудности в оценивании всех учащихся и, соответственно, в накопляемости отметок.

Наряду с репродуктивным методом необходимо применять МО, обеспечивающие активную поисковую деятельность обучаемых. Это следующие три метода:

СЛАЙД №4

  • ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД - это метод, при котором педагог использует следующие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.

(+) Изложение учебного материала проблемным методом предполагает, что по ходу изложения учитель размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой слушателей, способствуя более активному и творческому восприятию материала. Проблемное обучение направлено на развитие логического, критического и творческого мышления учащихся, их познавательных способностей.

  • ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД (или ЭВРИСТИЧЕСКИЙ) МО

СЛАЙД №14

Термин «эвристический» произошел от слова «эвристика». ЭВРИСТИКА - система обучения путем вопросов; совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.

СЛАЙД №4

Применения ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МО, учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем. В ходе эвристической беседы педагог ставит перед обучаемыми ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые, они должны высказать какие-либо предположения и пытаться затем (+) самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Это успешно демонстрируют на посещаемых уроках следующие учителя нашего лицея: Теленгатор С.В., Мухина И.Д., Самсонова Л.Н., Дементьева Е.Н., Богданович Т.Н., Ширикова А.И., Ларионов В.С., Ларионова Н.В., Завада В.Ф., Киреева Ю.А., Тихая С.М., Сечина А.И.. Возможно, я не назвала и других педагогов, использующих этот метод, но основывалась на результаты открытых и посещенных уроков за последние 2 года.

Проблемно-поисковые упражнения применяются в том случае, когда обучаемые могут самостоятельно по заданию учителя выполнить определенные виды действий, которые подводят их к усвоению новых знаний. Проблемно-поисковые упражнения могут применяться не только при усвоении новой темы, но и во время закрепления ее на новой основе, т.е. при выполнении упражнений, углубляющих знания.

  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МО - это метод обучения, который применяется для организации поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем, при написании исследовательских работ, при подготовке к школьным научно-практическим конференциям, Харитоновским чтениям.

СЛАЙД №5

(+) Исследовательский, проблемный, частично-поисковый МО способствуют

  • развитию у учащихся навыков творческой учебно-познавательной деятельности,

  • более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями,

позволяет

  • детям реализовать себя,

  • учителю на уроках применять активные формы обучения (индивидуальные, групповые, коллективные), объективно оценивать каждого ученика.

По словам А.В.Хуторского, «классификация методов обучения по степени познавательной деятельности имеет несомненную значимость, поскольку дает возможность оценить степень творчества учащихся в обучении». Подробнее об этих методах можно узнать в книге: Лернер И.Я., Скаткин М.Я. О методах обучения.

Учебная деятельность более успешна, если у учащихся сформировано положительное отношение к учебе, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении ЗУН, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения. Какие бы методы обучения ни применял учитель, он никогда не должен забывать о методах стимулирования и мотивации учащихся, которые способствуют формированию положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению учащихся учебной информацией. Эти методы описал Ю.К Бабанский в книге «Методы обучения в современной общеобразовательной школе».

СЛАЙД №6

Он называет следующие

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ и МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ:

  1. Методом стимулирования интереса к учению у школьников младшего возраста можно назвать МЕТОД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. В практике работы учителей используются настольные, тренажерные, дидактические игры, с помощью которых изучаются история, животный мир, типы самолетов и кораблей и др..

  2. К этой группе относится метод создания ситуации познавательного спора, т.е. УЧЕБНЫЕ ДИСКУССИИ. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Некоторые педагоги для организации дискуссии или «сталкивают» различные научные точки зрения по какой-либо проблеме, или задают вопрос: «А кто думает иначе?» И если такой прием вызывает спор, то обучаемые сами собой делятся на сторонников и противников и с интересом ждут аргументированного заключения учителя.

СЛАЙД №7

  1. Одним из действенных методов стимулирования интереса к учению является СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА особенно у учащихся, которые испытывают определенные трудности в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных трудностей. Поэтому учителям для некоторых учеников необходимо подбирать доступное для них задание, что придало бы им уверенности в себе. Ситуации успеха создаются и путем дифференцированной помощи обучаемым в выполнении более сложных учебных заданий. Чувство неуверенности и боязни снижается благодаря поощрению промежуточных действий обучаемого, а также благодаря благоприятной морально-психологической атмосфере.

В создании ситуации успеха большую роль играет и оценивание ученика, но не его личности, а личных достижений, успехов. При оценивании учебного результата учитель должен помнить, что суть оценки - не уличение в ошибке, а предупреждение ошибки и обучение на ошибках.

Вывод.

В последние годы появилось много новых технологий и методов обучения. Педагог вправе выбирать и сочетать разные методы, но при этом он должен руководствоваться следующими критериями:

СЛАЙД №8

МО должны соответствовать

  • целям и задачам обучения,

  • содержанию, степени сложности изучаемой темы,

  • возрастным, психологическим особенностям учащихся,

  • уровню их подготовленности

О каких бы МО мы ни говорили, мы должны помнить, что процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. Сложились три формы взаимодействия учителей и учащихся. В соответствии с этими тремя формами взаимодействия и методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1.Пассивные
2.Активные
3.Интерактивные
СЛАЙДЫ 9, 10, 11

Презентация на тему Методы обучения (1-11 классы)

Пассивный метод (схема 1) - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися на пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным. Учеными установлено, что при помощи пассивных МО усваивается 5-10% информации.

Презентация на тему Методы обучения (1-11 классы)

Активный метод (схема 2) - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.

Презентация на тему Методы обучения (1-11 классы)

Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

СЛАЙД №12

Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя на интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.



© 2010-2022