• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад: Организация воспитательной среды, способствующей реализации возможностей детей с различными недостатками и их успешной социальной адаптации

Доклад: Организация воспитательной среды, способствующей реализации возможностей детей с различными недостатками и их успешной социальной адаптации

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дети с ограниченными возможностями - это особая категория, чей правовой и социальный статус отличен от статуса других групп. Вопрос обеспечения прав данной категории на реабилитацию как одной из наименее социально защищённых категорий населения является важной составляющей государственной политики. При отсутствии внимания у таких детей в кризисных ситуациях обостряются чувства зависимости, неустроенности, ущербности, усиливающие их не только пассивные, но и агрессивные реакции, что, несомненно, может явиться источником повышенного социального напряжения, влекущего за собой угрозу социальной безопасности.

В современных условиях логика развития специального образования не совпадает с логикой развития общества. В течение длительного времени общество акцентировало своё внимание на дефекте, а не на потенциальных возможностях индивидуума с умственными и физическими недостатками, тем самым, поддерживая дискриминационные воззрения и политику государства на изоляцию данной категории лиц.

Отношение к людям, обделённым судьбой, определяет степень цивилизованности общества. Дефект рассматривается и с биологической, и с религиозной точки зрения. Его называют и даром божьим, и наказанием за грехи родителей. Но клеймо «убогого», «юродивого», «изгоя» с инвалида так и не снимается. Исходя их этого, мы можем сделать вывод, что степень цивилизованности нашего общества ещё только в «зародыше».

Задачи общества заключаются в том, чтобы дать ребёнку- инвалиду все возможности, обучить его всем способам, позволяющим ему интегрироваться в общество здоровых людей, чтобы он себя не чувствовал в этом обществе «изгоем», «убогим»,..

Включение детей и подростков, имеющих интеллектуальное недоразвитие, в социальную среду, успешное их функционирование в условиях иного социального окружения невозможно без предварительного специального коррекционно-воспитательного процесса. Мы, воспитатели, пытаемся привить нашим воспитанникам навыки самообслуживания, общения, социальной активности, посильного труда. То есть на первое место выходит социальная адаптация- процесс интеграции человека в общество, в результате которого у него формируются самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю и самообслуживанию, адекватные связи с окружающей средой.

Здоровый ребёнок приобретает многие знания, умен7ия и навыки в процессе общения, игровой деятельности, знакомства с литературными произведениями. Определённое влияние имеют радио, телевидение, компьютер. Умственно отсталый ребёнок развивается под воздействием тех же окружающих факторов. Однако в силу своих психофизических возможностей он не способен самостоятельно включиться в повседневную и общественную жизнь без посторонней помощи.

Задачами нашей школы, которые чётко подчёркивают значимость социальной адаптации, являются:

-дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду;

-воспитать в них положительные личностные качества;

-корригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.

Постепенное и последовательное накопление социально-бытовых знаний и умений начинается с первого дня пребывания детей в школе интернат: элементарные навыки личной гигиены и гигиены жилища, самообслуживания, поведения в общественных местах.

Имея в виду, что зачастую после окончания школы выпускники сталкиваются с трудностями адаптации в различных сферах жизни. Возникают проблемы с устройством на работу, которая почти всегда малооплачиваема, с установлением контактов с членами коллектива, распределением денежного дохода. Я стараюсь уделить основное внимание практическим упражнениям это: состояние одежды и условия её хранения; поддержание порядка в комнате. Прививая бережливость учу своих воспитанников замечать, не расходуется ли лишняя электроэнергия, вода, сколько остаётся пищи после обеда. Также обращаю внимание детей на деньги. Что сколько стоит, что лучше купить, а чего не стоит покупать и т.д.

Всегда стараюсь обращать внимание на правильную речь, проводим беседы как себя вести в общественных местах, про культуру речи и поведения. Затем проверяем на практике: проводим различные игры - «В магазине», «В больнице», «Мы на почте», и т.д.

Я считаю, что при помощи таких игр воспитывается доброжелательность, уверенность, закрепляются умения поддерживать разговор, вступать в контакт, распоряжаться деньгами.

При наличии любящих и обеспокоенных сложностями родителей выпускники становятся иждивенцами. Если родители ведут аморальный образ жизни, то и выпускникам легко стать на этот путь. Перемены, происходящие в нашей стране в последние десятилетия, требуют особого внимания к вопросам социальной адаптации выпускников, поскольку оставляют им мало возможностей успешно вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому при встречи с родителями всегда говорю о том, что не надо излишне оберегать его, избавлять ото всех забот, пусть дома ребёнок полностью себя обслуживает: без напоминаний и посторонней помощи совершает туалет, убирает постель, меняет бельё и т.д., и ещё их детям можно доверить деньги и послать в магазин за покупками.

Большую часть времени дети проводят в интернате. И именно здесь во внеурочное время в процессе повседневной жизни дети повторяют, закрепляют, расширяют знания, у них автоматизируются умения, формируются полезные привычки и нормы поведения. Этому способствуют распорядок дня: утренний и вечерний туалет, уборка спален. Питание в столовой.

Полноценная социальная адаптация умственно отсталых невозможна без наличия системы их нравственно- правового сознания и соответствующего социального поведения, которые формируются в процессе нравственного и правового просвещения и воспитания личности учащихся.

Основными средствами психологической адаптации являются воспитание, образование, а также трудовая и профессиональная подготовка.

Ускорить адаптацию можно средствами физической культуры, при помощи игр, на развитие психических процессов и пальчиковый игротренинг.

Пальчиковый игротренинг - прекрасная возможность профилактики школьных неврозов. Дети, приходящие в нашу школу не привыкли жить по режиму, привыкли к свободе, есть проблемы с общением как со взрослыми, так и с другими детьми. Очень часто ребёнок не только не может рассказать, что он чувствует, но даже не всегда означает свои чувства, и потому взрослые могут только по косвенным признакам определить эмоциональное состояние ребёнка. Точно так же и изменить это состояние мы чаще всего не можем объяснениями и уговорами типа: «Ты же понимаешь, что ничего страшного не произошло» или «Перестань плакать, ты уже большой(ая)» , поскольку ребёнку, который испуган или огорчён, его проблема кажется совершенно уникальной и неразрешимой. Кроме того, наши умные и логические рассуждения не всегда понятны, зато всегда понятен невербальный, несловесный язык - язык тела. Разумеется, для коррекции эмоционального состояния ребёнка могут быть использованы и другие методики, но пальцевые игры, как телесно-ориентированный метод, можно считать наиболее эффективным.

Всем нам известно, что помимо проблем в развитии памяти, внимания, мышления и речи наши детки отличаются агрессивным поведением и неумением взаимодействовать друг с другом.

Игра «Письмо на ладони». Эту игру я провожу целой группой. Дети встают друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Последний игрок получает карточку с изображением геометрической фигуры и чертит фигуру пальцем на ладони предпоследнего игрока, тот на ладони предыдущего, пока знак не дойдёт до первого игрока. Первый молча рисует фигуру мелом на доске или карандашом на листе бумаги. Дойдёт ли письмо до первого игрока неизменным? Чья колонка победит? С каждой новой игрой письмо становится всё более сложным.

В игре присутствует элемент соревнования -это детям очень нравится; во-вторых, есть возможность повторения, закрепления, того, что было изучено в школе на уроке.

Игру «Встречные колечки» можно использовать для концентрации внимания. Правая рука: кончик мизинца встаёт на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Левая рука: кончик округлённого указательного пальца встаёт на кончик большого - это большое колечко. Колечки размыкаются. Делаем новые кольца.

Используя всё это я получила следующие результаты: Ф.Игорь, З.Райнур научились держать и пользоваться ножницами, уже неплохо работают с линейкой и карандашом, начали рисовать. Даже сделали работы на выставку. Б.Игорь - хорошо рисует.

Говорят «Красота спасёт мир». Я надеюсь, что эти дети, которые рисуют, будут видеть в окружающем нас мире только хорошее и доброе. Рамис, Булат, Артур уже неплохо разбираются в «экономике» домашнего хозяйства. Становятся «хозяевами» своих денег.

В заключение следует сказать о вовлечение детей в процесс самовоспитания, для которого ставятся максимально конкретные и реально достижимые цели и над которым обеспечивается постоянный контроль. Для этого необходимо активизировать и развивать у учащихся самосознание, обучая их контролю и самоконтролю поведения, а также сравнению, оценке, причинному обоснованию поведенческих актов.

Использованная литература:

Ж. «Начальная школа», «Магариф».

Интернет источники

© 2010-2022