- Преподавателю
- Другое
- Мастер-класс по теме: Чем выше культура, тем выше ценится труд
Мастер-класс по теме: Чем выше культура, тем выше ценится труд
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Орлова И.А. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение «Учебно-методический центр развития образования Краснопартизанского муниципального района»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Римско-Корсаковка
Краснопартизанского района Саратовской области»
Муниципальный этап регионального конкурса «Учитель года - 2014»
Мастер-класс
Материалы подготовила:
Орлова Ирина Александровна,
учитель начальных классов,
1 квалификационной категории
Февраль 2014 г
Мастер-класс
Тема: Чем выше культура, тем выше ценится труд. (В. Рошер.)
Цель: Показать взаимосвязь уровня культуры общества и высокой оценки труда человека.
Показать применение используемых педагогических технологий и умение логически раскрыть тему.
Ход занятия
-
-Что такое культура? (риторический вопрос)
- Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. С одной стороны, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, с другой - человеческая деятельность, опирающаяся на наследие всех предыдущих поколений, передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим. Слайд 2
- Понятие "культура" появилось в глубокой древности. Им первоначально характеризовали качество труда (деятельности) по возделыванию, обработке почвы, металла, камня, воспитанию. Слайд 3
В современном языке понятие культуры употребляется в разных значениях. Под культурой подразумевают:
-
совокупность достижений человечества в различных сферах общественной жизни;
-
способ организации общественных отношений, представленный в системе официальных и неофициальных социальных институтов;
-
степень развития личности, приобщения человека к достижениям науки, искусства, права, морали и других областей духовности. Слайд 4
-Обратим внимание на третий пункт!
Уровень культуры, в том числе и нравственной, определяется тем, какие базовые потребности доминируют в жизни данного человека, данной группы людей
-
Разный уровень культуры.
Каждой сфере жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности. Слайд 5
Низший уровень культуры определен тем, что главными в жизни являются потребности и ценности своего материально-вещного существования и комфорта.
На более высоком, высшими ценностями жизни и культуры могут выступить именно нравственные ценности. Для человека этого уровня характерно развитое нравственное сознание. И свое поведение и поведение других людей нравственно оцениваются.
На высшем уровне нравственной культуры безусловной и высшей ценностью для человека является другой человек, а не идеалы «истины, добра, красоты». У человека высшего уровня культуры меньше внутренних конфликтов, у него нет противопоставления моральных ценностей иным столь же высоким ценностям. Такой человек не просто нравствен, он - полноценно культурен.
3.Обобщение, вывод, сравнительная характеристика.
-Сопоставьте данные уровни культуры с уровнем культуры нашего общества. Какой процент нашего общества обладает низким, более высоким и высшим уровнем культуры?
-Слушаю ваши мнения…
Вывод: К сожалению, кривая, отражающая достигнутый уровень культуры в различных сферах жизни России, опускается, демонстрируя недостаточно высокую культуру в ряде важных сфер. Рассмотрим график.
Слайд 6. Какой вывод вы можете сделать?
Если понятие «культура» в древности оценивало качество труда по возделыванию, обработке почвы, металла, камня, воспитанию, то сейчас это сферы жизнедеятельности общества.
-Как влияет уровень культуры на оценку труда человека в обществе?
Я начну фразу, а вы закончите: Если в обществе разные уровни культуры, отношение к труду будет… разным.
4.Попробуем в этом разобраться.
-Каким же образом уровень культуры связан с оценкой труда!? Предлагаю вам познакомиться с русскими пословицами о труде и работе.
-Изучите, исследуйте пословицы и скажите, какое отношение к труду вы в них наблюдаете? (раздаю листочки)
-Кто из общества оценивает труд как небходимость? (трудолюбивые люди) Слайд 7
-Кто не ценит труд ? (ленивые) их меньше.
-Как вы думаете, русский народ ценил труд? Это была высокая оценка? (Да!)
6. Послушайте это произведение и определите его жанр.
Басня: «Мужик и водяной» Л.Н. Толстой.
Мужик уронил топор в реку; с горя сел на берег и стал плакать.
Водяной услыхал, пожалел мужика, вынес ему из реки золотой топор и говорит:
«Твой это топор?»
Мужик говорит: «Нет, не мой». Водяной вынес другой, серебряный топор.
Мужик опять говорит: «Не мой топор». Тогда водяной вынес настоящий топор.
Мужик говорит: «Вот это мой топор». Водяной подарил мужику все три топора за его правду.
Дома мужик показал товарищам топоры и рассказал, что с ним было.
Вот один мужик задумал то же сделать: пошел к реке, нарочно бросил свой топор в воду,
сел на берег и заплакал. Водяной вынес золотой топор и спросил: «Твой это топор?»
Мужик обрадовался и закричал: «Мой, мой!»
Водяной не дал ему золотого топора и его собственного назад не отдал - за его неправду.
7.Анализ текста.
-Какой это жанр? (басня, автор? Л.Н.Толстой)
-Почему басня? (есть мораль) Аллегория? Она выражается в двух словах. Каких?
Награда за правду, за неправду.
-Зачем мужику топор? (работать, трудиться)
-А почему он не берёт золотой и серебряный топор? (это не его)
-Значит, чужого ему не надо.
-За что его награждает водяной? (за правду)
-Это нравственная оценка труда. Мужик трудится честно, чужого ему не надо.
-Высокую оценку труда дал Л.Н. Толстой, который хорошо знал народ. Велика была нравственная сила народа.
8. Проблемный вопрос: - Откуда у простого в большинстве своём неграмотного народа такая высокая оценка труда, такая нравственная сила? Ваши предположения…
7. Лекция. Осмелюсь предположить: верующий в большинстве своём народ понимал нравственную основу трудовой жизни. Решение этого вопроса дает Евангелие. В молитве «Отче наш» сам Иисус выражает просьбу о хлебе насущном: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».
Слайд 11
Не это ли высшее освящение земного труда и хозяйства? И вместе с тем в своем первом искушении в пустыне Иисус, представляя человека преимущественно существом духовным, говорит искусителю, который видел в человеке существо преимущественно телесное: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Так восстанавливается должное соотношение духа и плоти, заботы о пище духовной и пище материальной.
Человек не освобождается от внешнего бремени хозяйственной необходимости, от заповеди труда, но принимает изнутри это бремя ради Господа, ради христианского послушания. Кто не трудится - тот не христианин,- учит православие. Всякий труд достоин уважения. Иоанн Златоуст говорил: «Не станем стыдиться ремесел и будем считать бесчестием не работу, но праздность». Булгаков подчеркивал, что этика труда есть в конечном итоге вопрос о господстве духовного начала над материальным. (См. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990, с. 186)
-Но социальная несправедливость больно ударила по желанию трудиться. «Честным трудом ничего не наживёшь», - стал говорить народ. Почему?
-Какой темой можно объединить эти пословицы?
Слайд 10.
5. Вспомним произведение М. Горького «Детство» (обзор)
-Два противоположных образа русских людей. Бабушка и дед. Дайте краткую характеристику.
Слайд 11. (фото)
-Их отношение к труду: дед - хозяин красильной мастерской: жадный, жестокий, жажда наживы - на первом месте, поэтому и сыновья такие; бабушка - добрая, трудолюбивая, верующая - что Бог дал, то и хорошо, но мягкость бабушки не может противостоять жажде наживы: и оба они разорены. «Посетил нас Господь»,- сказала она во время пожара.
-Почему? (приобретая нечестно, отнимется всё и прахом пойдёт)
Культура падала. Труд обесценивался.
8. Обратимся к нашему времени, к личному опыту.
-Современная жизнь контрастна, разный уровень культуры особенно ярко проявился в нашей жизни. Мы видим людей и морально опустившихся, пьющих, но и очень успешных: предпринимателей, бизнесменов, интеллигенцию, рабочих, безработных. Общество разнородно. Кто хочет работать, трудиться, кто-то совершенно наоборот …
-Как вы считаете, ваш труд достаточно оценивается?
-Что вам важнее, материальное или моральное вознаграждение за труд?
9. Словарная работа.
-Вы различаете слова: труд и работа?
- Подберите слова-синонимы к слову труд. (сами отвечают)
Уточним. Слайды 12, 13. И всё же это синонимы.
-Как вы относитесь к чужому труду? В этом и выражается ваш уровень культуры.
-Какой труд для вас сложнее: физический или интеллектуальный?
10. Творческая работа.
-Сейчас мы тоже потрудимся.
-Сочините стихотворение по данной рифме (буриме). Раздаю листочки. Читаем стихи: Буриме: и дадим нашему творческому труду оценку аплодисментами.
10. Рефлексия.
- Что было интересно и полезно?
11. Вывод.
Уважаемая публика, спасибо за внимание, общение. Желаю вам высокой и достойной оценки вашего труда. Стремитесь к высокому уровню культуры.