Эссе Я - учитель

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе Я - учитель «Учитель года - 2016»

С.А.Ганаева

учитель начальных классов

МОУ «Средняя школа №5»

г.о.Саранск





Конкурсное задание эссе «Я - учитель»


Всё начинается со школы,

с распахнутых её дверей…

Н.А.Стратиенко,

Раннее утро. Шуршит под ногами пёстрый ковёр из осенней листвы, скрипит январский снежок, хлюпают весенние лужицы… Я спешу в школу…

Звенит заливистый звонок. Вхожу в класс, оставив за дверью личные проблемы, плохое самочувствие, семейные заботы. В моих глазах - хитрые искорки, на лице - приветливая улыбка. В глазах детей - настороженность и ожидание.

Вперёд, учитель!

В моей школьной семье 30 детей - сорванцов, озорников… У каждого свой замочек с секретом. И я открываю его плавно, бережно.

Терпения тебе, учитель!

Для меня учитель - святая профессия. Это часть моей родословной, моей семьи. Моя бабушка, Дакина Елизавета Ивановна, была учителем начальных классов. Она была идеалом во всём. Наверное, вполне объяснимо для ребёнка возникшее сразу желание - быть, как Она, и - как Она - стать учителем. Было ли это желание обдуманным и серьёзным? Конечно, нет! Но был образец, на который хотелось равняться, быть похожей. Простая детская психология. Или не такая уж и простая? Это от неё - моя любовь к книгам, романтика души, желание учить детей.

Светлая память тебе, Учитель!..

«Мы стали такими, каким стало время…». Дети нашего времени отличаются от детей предыдущих поколений. Они другие. Более импульсивны и эмоциональны, динамичны и порой непредсказуемы. Какими они станут, зависит во многом от меня, от моей педагогической позиции и умения находить общий язык с каждым, даже очень непростым ребенком. Потому учитель - вечный студент. Он должен всю жизнь считать себя студентом педагогики, должен быть постоянно готов к переменам, требованиям современной динамичной жизни. Учитель - это постоянное профессиональное совершенствование, обновление. Сегодня непрерывному повышению уровня профессионализма очень помогают современные технологии, в частности, ИКТ. В сети Интернет создано огромное количество педагогических порталов, сетевых предметных сообществ. Мои любимые профессиональные сайты - «Социальная сеть работников
образования nsportal.ru» и «ИнтерГУру».

Учитель - это исследователь. Не надо изобретать велосипед, меняя «плохую» технологию на другую «хорошую». Стремись к сущностному изменению образования прежде всего через постоянное переосмысление своих собственных ценностей и ориентаций. Не отставай от времени, а обгоняй его! Учитель-исследователь постоянно находится в процессе осмысления.

Учитель - это гражданин. Придумывай, твори и пробуй, но помни, что все это для детей, для школы, в которой ты работаешь, для общества, в котором ты публичная личность.

И кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен сформировать у маленького человека ответственное отношение к Родине, людям, труду, своим обязанностям и к самому себе, сформировать то, что позже позволит назвать его гражданином, патриотом.

Учитель в современном мире… Я думаю, это пример профессионализма, высокой духовности, патриотизма. Широкий кругозор должен подкрепляться безупречным владением современными технологиями, методиками, приёмами, постоянным совершенствованием собственного педагогического мастерства. Каждый урок - это урок постижения жизни. Все дети на уроке- исследователи, которые открывают для себя окружающий мир вновь и вновь.

Педагогика - это прежде всего наука о воспитании. Я помню ещё со школьной скамьи, что в основе любой цивилизации лежат такие человеческие качества, как нравственность, мудрость, доброта. В современном мире, полном насилия и жестокости, необходимо обратиться к этим всеобщим гуманистическим ценностям и научить детей идти с ними по жизни. Как учитель, я вижу свою задачу не только в передаче предметных знаний, но и в том, чтобы помогать маленькому человеку учиться быть Человеком. Я учу своих детей быть гуманными и милосердными ко всем окружающим, учу жить без насилия, без страха, учу относиться к человеческой жизни как высшей ценности. «Ребёнок должен научиться жить», - утверждал П.П. Блонский, русский философ, педагог и психолог. А помочь ему должен учитель. «Жить» - это не только познавать действительность, но и преобразовывать ее. Школа для ребёнка - это частица жизни, и здесь он учится решать сам возникающие проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике, учится реальным человеческим отношениям.

Поколение «отцов» всегда стремится передать поколению «детей» накопленный духовный и практический опыт, культуру. Педагогическая деятельность и направлена на передачу наследия (очень ответственно!), на создание условий для личностного развития. Это колоссально ответственно и непросто.

Очевидно, что стык 20 и 21 веков принес человечеству как выдающиеся достижения в науке, технике и технологии, прорыв в космос, так и катастрофические по своим последствиям разрушительные катаклизмы, войны и революции, деформацию нравственных идеалов и ценностей, падение патриотического духа.

И мы, педагоги, должны сформировать в ребёнке «кладовую солнца». Ученик должен знать, что старость одинока и нуждается в защите и заботе, а насильственная смерть недопустима и бесчеловечна. Должен дорожить памятью прошлого своей страны, уважать ее историю. Вспомним мудрые строки Булата Окуджавы:

Вселенский опыт говорит, что погибают царства
Не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства.
А погибают оттого (и тем больней, чем дольше),
Что люди царства своего не уважают больше.

«Твой путь тернист…» Но суть развития именно в преодолении трудностей. Да, проблем много. Внедрение новых методик, часто заимствованных с Запада и не всегда подходящих нашей системе, методик, «забывающих» о воспитании ребёнка; отсутствие тестирования нововведений, их масштабное включение в практику; нехватка самозабвенно работающих учителей, перегруженность детей и педагогов, недостаточность финансирования наконец… Находись в процессе осмысления, поиска, действия! Не хнычь!

Начальная школа - это первая ступенька, с которой начинается восхождение ученика в будущее; это основа, от прочности которого зависит, каким будет это наше будущее. Потому моя твёрдая позиция, сформированная преподавателями-наставниками родного педагогического института, - «Воспитывая, обучай».

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к человеку; творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе... Воспитание состояния детской души.

…Заканчивается день. Закрываю последнюю проверенную тетрадку. Да, усталость… Да, нехватка времени… Но вспоминаю лица своих учеников, выстраиваю в мыслях завтрашний урок, и - на моём лице счастливая улыбка. Я - Учитель!

Творческих успехов тебе, учитель!



© 2010-2022