Итоговая аттестация по модулю «Управление качеством образования по учебном

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раскрыть сущностные характеристики внеурочной деятельности целесообразно через установление связей с такими категориями как: внеклассная, внешкольная, внеучебная, воспитательная работа, внешкольное образование, дополнительное образование детей.

Термин «внеурочная деятельность» не является абсолютно новым. Для образовательного учреждения внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых им функций.

Однако научный смысл и значение этого понятия менялись во времени и зависели от приоритетов, мировоззренческих установок исследователя, идеологических и культурных требований общества. Изначально в теории и практике отечественного образования доминировал термин «внеурочная, внеклассная, внеучебная работа», трактуемая в энциклопедических и справочных изданиях как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Ряд исследователей (И.Я. Лернер, JI.M. Румянцев и др.) называет внеучебную деятельность «внеклассная деятельность» и рассматривает ее как неотъемлемую составную часть единого целостного педагогического процесса, который представляет собой относительно закрытую воспитательную систему, основанную на единой целенаправленной, длительно действующей программе организации и развития школьного коллектива. По мнению этих авторов, в отличие от урочной внеклассная деятельность в силу своих сущностных особенностей не является обязательной, а является формой целенаправленной организации свободного времени учащихся.

Традиционно педагогически организованный процесс обучения и воспитания в массовой школе складывался из уроков как обязательной его части и внеурочных занятий по воспитанию личности в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами, потребностями. Во внеурочной работе это были специально организуемые, руководимые педагогами-организаторами или учителями, организаторами воспитательной работы, самостоятельные учебные занятия (учебной деятельности), соединяющие выполнение текущих домашних заданий и факультативные занятия; занятия по подготовке к самостоятельному чтению, письму, подготовке докладов и т.п.; занятия творчеством в разных кружках, самодеятельных коллективах, агитбригадах, детским и юношеским спортом, туризмом; работа в школьных трудовых бригадах, кооперативах и в других трудовых объединениях, работающих по заказам предприятий (и многие другие); клубы и другие любительские объединения; школьные и внешкольные праздники, фестивали, соревнования и т.п. Отдельными формами внеурочной, внеклассной работы стали «организация продленного дня» и «самоуправление учащихся». Какова бы ни была форма, одной из общих обязанностей для педагогов и воспитателей была организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности.

Параллельно и пересекаясь с термином «внеурочная, внеклассная работа» в теории и практике активно использовались термины «внешкольная работа» и «внешкольное образование».

Внешкольная работа - составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи. Ее атрибутивными характеристиками является то, что это работа, которая:

  • задумывается, организуется с определенными целями и задачами по развитию интересов и способностей личности, удовлетворения ее потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья,

  • осуществляется профессионально подготовленными специалистами и организациями (внешкольными учреждениями),

  • проводится с детьми, в свободное от их учебы время,

  • тесно связана с воспитательной работой по месту жительства.

Так сложилось, что в России связь внешкольной работы с учебно-воспитательным процессом школы приобрела модусный характер, поскольку она может осуществляться за стенами школы, без участия школы, но никогда не бывает полностью свободна от школы (дети одни и те же, да и принадлежность к одной системе образования ко многому обязывает). Она даже может инициироваться и проводиться самой школой, стать ее функциональной обязанностью.

Смысл термина «внешкольное образование», не был закреплен, зафиксирован в научной лексике, а вот его значения менялись с течением времени многократно.

Принято считать, что этот термин в истории отечественной педагогики используется для обозначения развернувшейся во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. просветительской деятельности. Первые практические примеры внешкольного образования как неформального образования в России имели отношение к добровольной деятельности интеллигенции по просвещению и воспитанию взрослых и детей. Именно эта просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц стала называться «внешкольное образование», а первыми его пропагандистами и исследователями стали В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, К.Н. Венцель, В.И. Водовозов, И.И. Горбунов, Н.И. Ильминский, П.Ф. Каптерев, Н.И. Кареев, Н.А. Корф, П.Ф. Лесгафт, Е.Н. Медынский, Н.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский, К.П. Яновский и др.

После революции внешкольное образование было включено в государственную систему народного образования и получило название политико-просветительской, а позднее культурно-просветительской работы. Затем в 90-е годы ХХ века внешкольное образование получило статус дополнительного образования, охватив взрослых (система повышения квалификации и профессиональной переподготовки) и детей (дополнительное образование детей).

При всех несомненных достижениях (внешкольного) дополнительного образования в советское время (массовость, бесплатность, возможность выбора форм и видов деятельности) была во многом утрачена и забыта его главная качественная характеристика - неформальность (оно альтернативно формализованному образованию). Поэтому за термином «дополнительное образование детей» закрепился смысл внешкольной работы. Какие бы дискуссии ни разворачивались, какие бы ни предлагались убедительные подходы и трактовки, аргументированные определения концепта «дополнительное образование детей» с адекватным выстраиванием на его основе практики, по-прежнему на нормативно-правовом уровне за ним закрепляется статус внешкольной работы со всеми вытекающими из этого ограничениями. Кроме того, сегодня эта работа все более прочно соединяется только с пониманием, прежде всего, обеспечения индивидуальных потребностей ребенка, «частными интересами».

Согласно ФГОС, современное образовательное учреждение несет ответственность за результаты освоения основной образовательной программы учащимися, за формирование структуры этой программы и все необходимые условия ее реализации. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учреждение должно предусмотреть время, как на учебные курсы, так и на внеурочную деятельность, найти оптимальные формы их организации в образовательном процессе, способ чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.

В материалах по ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в формах, таких как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением допускается использование возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

В соответствии с приказом Минобрнауки №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373, значительно корректирующий место внеурочной деятельности в образовательном процессе школы. Отмечается, что реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением, а при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также внеурочная деятельность.

Таким образом, реализация внеурочной деятельности зависит от возможностей образовательного учреждения. К тому же внеурочная деятельность предусматривается в образовательной программе только в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся.

Сущность термина «внеурочная деятельность» в тексте стандарта нового поколения не раскрывается. Широкое распространение получила трактовка Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, впервые представленная сначала в методических рекомендациях по организации внеурочной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9 кл.), а затем в методическом пособии для учителей «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор». По мнению авторов, внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, кроме учебной и деятельности на уроке. И хотя в первой работе речь идет о внеучебной деятельности школьников, но вне зависимости от используемых терминов (об этом еще ведется дискуссия) - основной акцент делается на объединяющей все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Обращается внимание и на то, что формы этой деятельности также отличаются от урочной системы обучения, а время, отводимое школой на внеурочную деятельность, используется только по желанию учащихся.

В некоторой степени авторы методического конструктора корректируют свое определение в характеристике результатов и эффектов внеурочной деятельности и в последующих подборках программ этой деятельности, издаваемых в серии «Работаем по новым стандартам» издательства «Просвещение». Однако обозначение этой деятельности как воспитательной есть, с одной стороны, дань глубоко укоренившейся в педагогической реальности традиции разделения «обучения» и «воспитания», с другой стороны, субъективная попытка упорядочить, привести в соответствие набор отдельных частей внеурочной деятельности в заданную стандартом систему координат.

Это определение за словом «внеучебная» закрепляет значение - вне учебного времени, за рамками урока в классе, которые организуются согласно школьному расписанию. Кроме того подчеркивается, что также эта деятельность не является учебной. Однако далеко не все виды деятельности в этот временной период можно осуществлять вне усвоения способов деятельности и знаний, технологических навыков. Представляется неверным исключать учение из познавательной деятельности, проблемно-ценностного общения, производственной деятельности и всех других предложенные видов и направлений деятельности.

Образование всегда было синтезом обучения и учения как индивидуальной познавательной деятельности, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. В парадигме личностно центрированной педагогики, которую декларирует ФГОС, синтез - это не сумма процессов, форм, видов деятельности и других компонентов специального организуемого процесса образования в школе, а «созидательный синтез», взаимопроникновение и взаимовлияние.

Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей также обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию, выявление и поддержку одаренных и талантливых детей.

Понятие «дополнительное образование» акцентирует органичную связь учебной и внеучебной работы, прежде всего, в ценностно-целевых, содержательных и процессуальных аспектах общего гуманитарного образования школьников. Безусловно, оно влечет за собой обновление целей, проблематики, форм, технологий и результатов предметно-познавательной деятельности школьников, выдвигает новые требования к профессионализму педагогов, работающих в системе дополнительного образования. Все эти аспекты представлены в Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 г.

Школьное дополнительное образование способствует гармоничному соединению трех равнозначных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы, проблемы интеграции основного и дополнительного образования.

Необходимость «разведения» внеурочной деятельности и дополнительного образования детей связана с тем, что, имея много общего, эти две сферы обладают и значительными различиями.

Общими характеристиками внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования являются:

  • время реализации - вне или после обязательный учебных занятий и основных учебных программ;

  • формы организации (кружки, секции, клубы) и виды деятельности (художественные, спортивные, досуговые и др.);

  • связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы.

Характеристики, отличающие внеурочную деятельность и школьное дополнительное образование, являются:

  • основная организационная «единица» внеурочной деятельности - класс или группа одноклассников (хотя внеурочная деятельность может быть также организована и на уровне параллели классов и на общешкольном уровне); «единица» дополнительного образования детей - творческий коллектив, состоящий из детей и подростков разных школ, классов и возрастов;

  • кадры - внеурочную деятельность осуществляют в основном классные руководители, учителя-предметники, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы, старшие вожатые, социальные педагоги, педагоги-психологи и др. (на уровне школы); занятия в творческих объединениях ведут педагоги дополнительного образования, имеющие, как правило, базовую непедагогическую профессию (художник, инженер, хореограф, эколог, музыкант и т.п.) и получившие в дальнейшем квалификацию, позволяющую работать с детьми;

  • последним, но наиболее существенным различием является то, что внеурочная деятельность ориентирована на всех обучающихся без исключения, а дополнительное образование - на творческих, одаренных детей, что наиболее отчетливо демонстрирует принципиальную несхожесть данных сфер. В первом случае остается взаимодействие между учителем и учениками, а во втором - между педагогом (мастером, тренером) и ребенком.

В дополнение к сказанному отметим, что ориентация на детей означает создание пространства детства в школе, возможность ребенку сменить статус (неуспевающего на успешного), роль ученика на роль ребенка, подростка - спортсмена, художника, актера и т.п. Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования появляется реальная возможность расширить круг общения, как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знают о его учебных успехах и неудачах.

К тому же там, где дополнительное образование достаточно развито и стало настоящим подразделением школы, большинство занятий проводятся не в учебных классах, а в иных помещениях - художественных студиях, хореографических классах, театральной сцене и др. Это также сказывается положительно на эмоциональном состоянии детей.

Методологическим «ключом» для понимания и объяснения сущности внеурочной деятельности на наш взгляд является категория «деятельность», выражающая специфически человеческий способ отношения к миру, утверждения человека в бытии посредством преобразования природных и общественных условий своего существования. Именно в процессе деятельности преобразуется природа, общество, создаются все социальные свойства и способности человека.

Внеурочная деятельность - это на самом деле всего лишь координата пространства школы, которая может рассматриваться как заявка на определенный способ его организации на «оси» вне и после уроков в континууме (непрерывной совокупности) школьной жизни. Эту деятельность нельзя сводить только к деятельности школьников. Она должна быть совместно организуемой деятельностью всех ее участников - взрослых и детей, учителей и учеников, родителей и педагогов-организаторов, методистов и тьюторов и других специалистов школы. Она нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, обеспечиваемым педагогическим коллективом.

Кроме того, деятельность представляет собой целенаправленное производство идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений. В процессе деятельности осуществляется творческое созидание культуры. Важно учитывать структуру деятельности, выраженную взаимосвязью таких её структурообразующих элементов: цель, средство, результат, субъект, объект.

Внеурочная деятельность - это, прежде всего процесс нахождения в действии, способ исполнения чего-либо. Перевод внеурочной работы в статус деятельности кардинально меняет ее качество. (Заметим, что такое понимание еще не утвердилось в сознании широкой педагогической общественности. Поэтому даже в уже опубликованном методическом сопровождении внедрения ФГОС в начальной школе при рассмотрении вопросов моделирования внеурочной деятельности речь идет о комплексной воспитательной работе).

Для школы, как и любого другого образовательного учреждения, внеурочная деятельность становится новым видом подотчетной деятельности, за которую оно несет ответственность. Посредством этой деятельности и ее различных форм школа должна решать задачи по социализации детей и подростков, формированию метапредметных способностей, воспитанию и развитию качеств личности. Эта деятельность может стать показателем ее уникальности, привлекающим внимание потребителей и заказчиков, может использоваться как PR средство, источник улучшения своего имиджа или материально-финансового положения.

При характеристике функций стандарта обращает на себя внимание использование различных форм образовательной деятельности обучающихся и развитие культуры образовательной среды образовательного учреждения, что предполагает:

  • признание каждого ученика (его родителей, педагога, специалиста школы) как субъекта внеурочной и учебной деятельности;

  • возможность организации внеурочной деятельности как формы образовательной деятельности;

  • сохранения подсистемы дополнительного образования в школе, которая была бы тесно связана с учебной и внеурочной деятельностью;

  • необходимость проектирования в реальной практике отдельных систем учебной и внеурочной деятельности с последующим их ситуативным сочетанием, образовательной среды как целостной качественной характеристики внутренней жизни школы.

Внеурочная деятельность - это целостная, целенаправленная образовательная деятельность, направленная на достижение новых образовательных результатов, организуемая в свободное от уроков время для социализации и воспитания детей и подростков, формирования и развития у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге.Изучив и проанализировав нормативную правовую основу и методические материалы, сопровождающие ФГОС, различные подходы специалистов к организации воспитательной, внеклассной и внешкольной работе, учитывая собственные представления о данной проблеме предлагаем следующее рабочее определение:



Данная характеристика внеурочной деятельности помогает понять ее сущность и ценностные приоритеты. При этом мы исходим из понимания ценностей как важнейших характеристик объектов и процессов, которые имеют позитивное значение для людей и общества. Ценность означает не свойство какой-либо вещи, а сущность и одновременно условие полноценного бытия. В процессе освоения ценностей происходит выбор тех или иных культурных образцов, социальных ориентиров, нравственных идеалов, обусловливающих организацию собственного поведения в социальной среде.

Ценности образуют стержень культуры, обеспечивают интеграцию общества, выступают связующим звеном во взаимодействиях общества и личности, личностей между собой, а также центральным компонентом личности, высшим уровнем мотивации и регуляции ее поведения. По мнению ученых, занимающихся методологией и философией образования, в XXI в. наступает период новых смысловых поворотов в развитии человека, расширения его сознания на основе аксиологического освоения мира. Такой подход означает наполнение содержания образования общекультурными компонентами; преодоление технократизма в образовании, чрезмерной дифференциации знаний; привнесение в знания личностного смысла в процессе освоения их человеком.

Иными словами, имеется в виду становление человека в культуре. А это, в свою очередь, свидетельствует о важности ценностей культурной парадигмы образования, среди которых наиболее значимыми являются: ценность творчества, реализуемая через культуротворчество, культуросозидание; ценность переживания как способность к эмпатии, открытость души к миру чувств, умение воспринимать различные оттенки душевных переживаний; ценность отношения как способность определять свою позицию по отношению к различным событиям и явлениям, умение осуществлять выбор (прежде всего нравственный); ценность интегрирования как умение противостоять разрозненности явлений, «клиповости», способность к внутреннему, духовному единению с собой и миром (социальным, культурным), целостность в освоении явлений социальной и духовной жизни; ценность самообразования и саморазвития, реализуемая в открытых, поисковых способах деятельности; ценность личностного опыта, предполагающая способность пропустить богатства культуры через свое сердце.

На основе изложенного можно конкретизировать ценностные приоритеты внеурочной деятельности школьников (или шире - всех занятий, организуемых за рамками уроков и основных образовательных программ, то есть и дополнительного образования детей). К их числу следует отнести:

  • расширение пространства поиска нового, гуманитарно значимого содержания, форм, технологий образования, что ценно как для основного образования в целом, так и для его школьного и регионального компонентов, развития профильного обучения;

  • гармонизация процесса социализации и индивидуализации личности благодаря обеспечению функциональной полноты и целостности образования путем интеграции основного и дополнительного образования, в системе «урок - внеурочная работа - занятия в творческих объединениях»;

  • развитие взаимодействия между творческими объединениями внутри школы, расширение контактов с социокультурным окружением (учреждениями дополнительного образования детей, культуры и спорта, общественными организациями, учреждениями для подростков по месту жительства);

  • создание сообщества детей, родителей и педагогов, участвующих в различных совместных делах (походах, экскурсиях, театральных постановках, благотворительных акциях и т.п.);

  • создание возможностей для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей за рамками основных образовательных дисциплин, классно-урочной системы и вне обязательного оценивания;

  • обеспечение условий для позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

  • компенсирование отсутствующих в общем образовании тех или иных курсов, которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, жизненных и профессиональных планов;

  • развитие социальной активности, способствующей формированию гражданина и патриота, уважающего историю и культуру своей Родины; понимающего ценность разнообразия других культур, традиций, обычаев и необходимость диалога с людьми разных убеждений, национальных культур, религий; умеющего принимать решения и нести за них ответственность;

  • увеличение возможностей для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения между членами творческих объединений, между педагогами, между школьниками, педагогами и родителями;

  • создание условий для творческого развития детей и педагогов, которые за рамками основного образования имеют больше возможностей для учета своих интересов и расширения своего культурного кругозора;

  • расширение возможностей для более оперативного учета изменений в социокультурных условиях жизни ребенка и проблем, наиболее актуальных в ситуации его развития.

Деятельность, которая строится вне уроков, позволяет расширить культурно-образовательное пространство школы, пространство свободы выбора учащимися разнообразных занятий в соответствии с собственными интересами.

Внеурочная деятельность включает в себя внеурочные учебные занятия, организуемые, как правило, в форме предметных кружков, факультативных занятий, индивидуальные занятия по предмету.

Внеурочная деятельность на уровне класса организуется классными руководителями, учителями-предметниками, воспитателями, социальными педагогами, педагогами-психологами при активном участии самих школьников и с привлечением родителей. На уровне параллели классов или на общешкольном уровне внеурочная деятельность организуется заместителем директора по воспитательной работе, педагогами-организаторами, старшими вожатыми, с помощью педагогов дополнительного образования совместно с учащимися, проявившими интерес к тому или иному мероприятию.

Основными формами внеурочной деятельности массового характера являются социально значимые дела, трудовые акции, вечера, дискотеки, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, посещение театров и музеев с последующим обсуждением увиденного, КТД, а также праздники, которые могут быть центральным ядром, объединяющим различные сферы жизнедеятельности школы (учебную и внеурочную деятельность, дополнительное образование, неформальную социокультурную деятельность).

Групповыми формами внеурочной деятельности могут быть различные объединения детей и подростков (а также детско-взрослые объединения) клубного характера - кружки, секции.

Индивидуальные формы внеурочной деятельности - творческие проекты по различным направлениям: художественным, общекультурным, научным, техническим и др.

При организации внеурочной деятельности учитываются социокультурные и национально-региональные особенности, общешкольные традиции, интересы учащихся определенной ступени школы (начальной, средней, старшей).

Внеурочная деятельность - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками; между учащимися, классным руководителем и учителями-предметниками; между разными группами в классе и параллели. Это возможность создания ученического коллектива и органов самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:

  • включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

  • формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

  • развитие социальной активности и желания реального участия в общественно значимых делах;

  • расширение общекультурного кругозора обучающихся;

  • формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

  • помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, вокальной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;

  • создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное,

  • духовно-нравственное,

  • социальное,

  • общеинтеллектуальное,

  • общекультурное.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий (таблица №1), в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе - индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе - дистанционные) для детей различных категорий и т.д.

Направления внеурочной деятельности следует рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любую из предлагаемых видов и форм деятельности (таблица №1) в отдельности и комплексно (возможно комбинирование всех компонентов при разработке конкретной программы курса внеурочной деятельности).

Таблица №1

Направления, виды и формы внеурочной деятельности


Направления

Виды

Формы

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Социальное

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Проблемно-ценностное общение

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Художественное творчество

Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

Трудовая (производственная) деятельность

Спортивно-оздоровительная деятельность

Туристско-краеведческая деятельность

другие виды

Кружок

Студия

Секция

Клуб

Объединение

Факультатив

Научное общество

Конференция

Слет

Игра

Соревнование

Турнир

Встреча

Концерт

Спектакль

Практика (полевая, социальная)

Экскурсия

Культпоход

Туристический поход

Субботник

Десант

другие формы

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ.

Задание

  1. В настоящее время организация внеурочной деятельности нередко идет по пути общего образования, копируя его методы и средства. Такой путь, безусловно, технологичен; он позволяет в массовом порядке определять содержание и фиксировать результаты реализуемого образовательного процесса; однако он не определяет характеристики внеурочной деятельности, а следовательно, не позволяет достигнуть определенных ФГОС результатов деятельности учащихся. При этом нередко оказывается, что занятие по внеурочной деятельности ничем не отличается от урока.

Общее образование и организация внеурочной деятельности должны быть по-разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне программ, методик их реализации. Опираясь на отличительные особенности разных видов деятельности - урочной и внеурочной - необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения был фактом психологической и физической разгрузки ребенка, формирования личностных и метапредметных результатов ФГОС. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов.

Сформулируйте, в приведенной ниже таблице, отличительные особенности урочной и внеурочной деятельности обучающихся по следующим основаниям: организационная форма, содержание, место проведения, состав участников, формы и методы, режим занятий и др.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельности

Классно-урочная система утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности и одного возраста, стабильное расписание

Внеурочной деятельности не присущи жесткая регламентация содержания деятельности и чисто управленческий подход при составлении программ, алгоритмов, планов. Внеурочная деятельность нацелена на индивидуальный, «штучный» характер воспитания ребенка, причем воспитание основывается на увлеченности предметом той деятельности, которой учащийся отдает предпочтение.

Основания отличительных особенностей

Организационная форма



Содержание



Место проведения



Состав участников



Формы и методы



Режим занятий



© 2010-2022