• Преподавателю
  • Другое
  • Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Профессиональная карьера

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Профессиональная карьера

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Воронежский индустриальный колледж»

(ГБПОУ ВО «ВИК»)



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим занятиям по дисциплине

Профессиональная карьера

для обучающихся профессий:

190631.01 Автомеханик

190629.07 Машинист крана (крановщик)

270839.01 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

очной формы обучения


















2016


Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Профессиональная карьера для обучающихся по профессиям:

190631.01 Автомеханик

190629.07 Машинист крана (крановщик)

270839.01 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

«Безопасность жизнедеятельности»








Составитель: Кувшинова О.А. - преподаватель ГБПОУ ВО«ВИК»


Содержание



Введение

4

Общие указания по выполнению заданий

4

Практическое занятие № 1

Влияние индивидуальных качеств личности на выбор профессии

5

Практическое занятие № 2

Составление профессиограммы

13

Практическое занятие № 3

Составление резюме и сопроводительного письма

18

Практическое занятие № 4

Ситуационно-ролевая игра «Самопрезентация»: проведение диалога с работодателем в модельных условиях (ответы на «неудобные вопросы»)

21

Практическое занятие № 5

Деловое общение в коллективе

23

Практическое занятие № 6

Конфликты и их преодоление

26

Литература

30



1. Введение


Каждый современный молодой человек серьёзно задумывается о своём будущем, о будущей карьере. Знания о том, что такое карьера, какие существуют виды и модели карьеры, как управлять карьерой, а также справедливая оценка своих способностей, слабых и сильных сторон помогут выбрать работу, которая предоставляет возможности профессионального роста и повышения уровня жизни; получать высокую степень удовлетворения от своей деятельности; чётче представлять личные профессиональные перспективы, планировать другие аспекты жизни; целенаправленно готовиться к будущей профессиональной деятельности; повысить конкурентоспособность на рынке труда.

Настоящие методические указания содержат практические работы, которые позволяют студентам закрепить теорию, и направлены на формирование общих компетенций:

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

в профессиональной деятельности.



2. Общие указания по выполнению практических занятий


Практические занятия по дисциплине «Профессиональная карьера» предназначены для систематизации, углубления и закрепления знаний, умений и навыков в области построения профессиональной карьеры.

Практические занятия выполняются в кабинете колледжа.

Объем каждого занятия - 2 академических часа. За это время предусматривается повторение теоретического материала, выполнение практического задания, формулировка вывода и сдача работы. Каждому практическому занятию предшествует организационный этап, включающий самостоятельную подготовку обучающегося; это внеаудиторная работа обучающегося осуществляется по конспектам, учебникам, другим источникам информации.

Практическое занятие № 1

Влияние индивидуальных качеств личности на выбор профессии.

Цель занятия:

Познакомиться с понятиями: способности, темперамент, характер. Проследить влияние индивидуальных качеств личности на выбор профессии.


Пояснение к занятию


Личность - это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер.

Способности личности


Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

Разделяют общие и специальные способности:

Общие способности - это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, скорость мышления. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

Специальные способности - это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности, например: математические, литературные, музыкальные и т.д.

Специальные и общие способности неразрывно связаны. Развитие общих (умственных) способностей обусловливает развитие специальных, которые, в свою очередь, влияют на умственное развитие личности.

В литературе выделяют несколько уровней способностей: способности, как таковые, одаренность, талант, гениальность.

Под одаренностью понимают использование нестандартных подходов в разработке проблем, умение находить наиболее перспективные решения в той или иной предметной области. Признаки одаренности проявляются достаточно рано и являются залогом будущих успехов. Многие из них можно заметить в обычной жизни, не прибегая к специальным тестам.

Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги, в той или иной сфере творчества, «создавать эпоху». Как и способности, гениальность может быть врожденной «гений от бога» (В.Моцарт, Рафаэль, А.С.Пушкин), так и приобретенное «гений от себя» (Ломоносов, Ньютон).

Происхождение способностей. У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную.

Развитие способностей осуществляется в процессе жизнедеятельности, а также учебной, трудовой, игровой деятельности.

Темперамент


Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с внешними воздействиями на человека (условия жизни, воспитание и т.д.)

Темперамент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) - индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его поведения и психических процессов.

Понятие темперамента возникло на основе учения древнегреческого ученого и врача Гиппократа, жившего в VI в. до н. э.

Ещё одно из объяснений темперамента даёт Иван Петрович Павлов, основываясь на свойствах нервной системы. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделяет 4 типа темперамента.

Сангвиник - человека веселого нрава. Оптимист, полный надежд, юморист, шутник. Он быстро воспламеняется, но и быстро остывает. Сангвиник много обещает, но не всегда выполняет свои обещания Он является хорошим собеседником, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолик - человек противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек живет сложной, напряженной внутренней жизнью, обладает повышенной тревожностью и ранимостью. Он бывает нередко сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний.

Холерик - вспыльчивый человек, о таком говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро успокаивается и остывает, если ему уступают, идут навстречу.

Флегматик - хладнокровный человек. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Характер


Под чертами характера понимают те или особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

Характер и личность - это не одно и то же. Черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности - то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.

Психолог, профессор Теплов Б.М. предложил делить черты характера на несколько групп:

Группа

Черты характера

1

Основной склад личности

Принципиальность - беспринципность, целеустремленность - пассивность, честность - лживость, мужество - трусость.

2

Отношение человека к другим людям

Общительность - замкнутость, откровенность - скрытность, чуткость, тактичность - грубость и т.д.

3

Отношение человека к себе

Чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность, скромность - тщеславие, заносчивость.

4

Отношение человека к труду, к своему делу

Инициативность, настойчивость, трудолюбие - лень, стремление к преодолению трудностей - боязнь трудностей, добросовестность, аккуратность.

По типу личности (или поведения) всех людей можно разделить на две группы: экстраверты ("обращенные вовне") и интроверты ("обращенные внутрь себя").

Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники и холерики.

Интроверты малообщительны, сдержаны, отделены от всех, в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики.



Задание

1. Определите к какому типу темперамента относятся следующие характеристики:

  1. Замкнут, трудно сближается с людьми.

  2. Говорит быстро, многословен, общителен.

  3. Движения экономны.

  4. Тихая неуверенная речь.

  5. Быстро и легко переключает внимание.

  6. Берется за дело быстро, энергично.

  7. Осторожные робкие движения.

  8. Много лишних движений.

2. Определите тип своего темперамента по формуле А. Белова.

Необходимо отметить знаком «+» те характеристики темперамента, которые для Вас обычны, повседневны.

Первый тип темперамента (холерик). Вы:

  1. Неусидчивы, суетливы.

  2. Невыдержанны, вспыльчивы.

  3. Нетерпеливы.

  4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.

  5. Решительны и инициативны.

  6. Упрямы.

  7. Находчивы в споре.

  8. Работаете рывками.

  9. Склонны к риску.

  10. Незлопамятны.

  11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.

  12. Неуравновешенны и склонны к горячности.

  13. Агрессивный забияка.

  14. Нетерпимы к недостаткам.

  15. Обладаете выразительной мимикой.

  16. Способны быстро действовать и решать.

  17. Неустанно стремитесь к новому.

  18. Обладаете резкими порывистыми движениями.

  19. Настойчивы в достижении поставленной цели.

  20. Склонны к резким сменам настроения.

Второй тип темперамента (сангвиник). Вы:

  1. Веселы и жизнерадостны.

  2. Энергичны и деловиты.

  3. Часто не доводите начатое дело до конца.

  4. Склонны переоценивать себя.

  5. Способны быстро схватывать новое.

  6. Неустойчивы в интересах и склонностях.

  7. Легко переживаете неудачи и неприятности.

  8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.

  9. С увлечением беретесь за любое новое дело.

  10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.

  11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.

  12. Тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы.

  13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми.

  14. Выносливы и работоспособны.

  15. Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой.

  16. Сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке.

  17. Обладаете всегда бодрым настроением.

  18. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.

  19. Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях.

  20. Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться.

Третий тип темперамента (флегматик). Вы:

  1. Спокойны и хладнокровны.

  2. Последовательны и обстоятельны в делах.

  3. Осторожны и рассудительны.

  4. Умеете ждать.

  5. Молчаливы и не любите попусту болтать.

  6. Обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

  7. Сдержаны и терпеливы.

  8. Доводите начатое дело до конца.

  9. Не растрачиваете попусту сил.

  10. Придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе.

  11. Легко сдерживаете порывы.

  12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.

  13. Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.

  14. Постоянны в своих отношениях и интересах.

  15. Медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое.

  16. Ровны в отношениях со всеми.

  17. Любите аккуратность и порядок во всем.

  18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.

  19. Обладаете выдержкой.

  20. Несколько медлительны.

Четвертый тип темперамента (меланхолик). Вы:

  1. Стеснительны и застенчивы.

  2. Теряетесь в новой обстановке.

  3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми.

  4. Не верите в свои силы.

  5. Легко переносите одиночество.

  6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.

  7. Склонны уходить в себя.

  8. Быстро утомляетесь.

  9. Обладаете тихой речью.

  10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.

  11. Впечатлительны до слезливости.

  12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

  13. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим.

  14. Склонны к подозрительности, мнительности.

  15. Болезненно чувствительны и легко ранимы.

  16. Чрезмерно обидчивы.

  17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями.

  18. Малоактивны и робки.

  19. Уступчивы, покорны.

  20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих.


Обработка результатов


Если количество характеристик темперамента того или иного типа составляет 16-20, то это значит, что качества данного темперамента присущи в значительной степени. Если положительных ответов 6-10, то качества данного типа присущи совсем в небольшой степени.

А теперь следует определить формулу темперамента:

Фт = Ах/ А* 100%+Ас/А* 100%+Аф/А* 100%+Ам/А* 100%,

где Фт - формула темперамента; X - холерический темперамент; С - сангвинический темперамент; Ф - флегматический темперамент; М - меланхолический темперамент; А - общее число плюсов по всем типам; Ах - число характеристик холерика, Аф - число характеристик флегматика, Ас - число характеристик сангвиника, Ам - число характеристик меланхолика.

В конечном итоге формула темперамента приобретает такой, например, вид:

Фт = 35%Х + 30%С + 14%Ф + 21%М.

Это значит, что данный темперамент на 35% - холерический, на 30% - сангвинический, на 14% - флегматический и на 21% - меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, то это значит, что данный тип темперамента является доминирующим, если 30-39% - то качества данного типа выражены средне, если 10-19%, то качества данного темперамента выражены в малой степени.


Рекомендации по выбору профессии с учетом типа темперамента

Сангвиник

Тип работы: высокая работоспособность, легко сосредотачивает внимание, может параллельно выполнять несколько дел. Легко загорается интересом к новой работе, но быстро угасает, загорается новым видом работы. Проявляет организаторские способности. Хорошие работники на ответственных и опасных местах. Не способен вникать в детали и не переносит однообразия и монотонности. Быстро может осваивать новую специальность. Чтобы подчиненный-сангвиник хорошо работал, надо перед ним непрерывно ставить новые и интересные задачи, при этом желательно систематический контроль и проверку. Его можно заинтересовать материальными условиями труда и перспективой. Сангвиник сам знает себе цену и не ищет подтверждения своей значимости у начальства.

Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, м/с общего профиля, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и др.

Холерик

Тип работы: подходит работа, требующая, большой затраты энергии, связанная с напряжением. Любит трудности и препятствия, способен их преодолевать. Быстро включается в работу. Свои планы приводит в действие, работу доводит до конца. Склонен переоценивать свои возможности. Стремится к самостоятельности и плохо подчиняется власти. Напорист, но недостаточно настойчив. С холериками следует быть сдержанными, не допускать резкого тона, вместо замечаний, надо давать задания, которые позволяют исправить ошибку. Холерики хорошо работают с флегматиками и меланхоликами, но двух холериков объединять нельзя - они будут соперничать и конфликтовать.

Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель и др. Обладает вербальными способностями. Избирает задачи, позволяющие ему проявить свою энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям.

Флегматик

Тип работы: нетороплив в учебе и работе. Достигает успеха за счет упорства и терпеливости. Склонен выполнять монотонную работу. Неохотно берет на себя обязанности лидера, неинициативен. При изменении условий работы у них резко снижается производительность труда. Из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение делает их незаменимыми в стрессовых ситуациях. Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше.

Рекомендуемые профессии: машинопись, бухгалтерия, экономика, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные - ботаник, астроном, физик, математик.

Меланхолик

Тип работы: их работоспособность зависит от настроения: периодически то высокая, то - низкая. Они могут быстро уставать. Противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями. Трудно приспосабливается в новом коллективе. В работе меланхоликам необходимы постоянная поддержка и регулярный отдых. Меланхолики - тонкие и наблюдательные люди, что можно использовать в профессиональной деятельности. Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для них подходит больше. Нежелательно работать водителем на общественном транспорте (в связи с торможением нервной системы).

Рекомендуемые профессии: педагоги, деятели искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, геолог, ветеринарный врач, агроном, зоотехник, бухгалтер, токарь, машинопись, автослесарь, слесарь, радиомеханик и др.

Контрольные вопросы


  1. Что такое способности личности?

  2. Дайте определение понятию «темперамент».

  3. На какие две группы можно разделить людей по типу личности (или поведения)?



Практическое занятие № 2

Составление профессиограммы.

Цель занятия:

Получение практических навыков в описании особенностей профессии и составлении профессиограммы.



Пояснение к занятию

Профессиограмма - это описательная характеристика конкретной профессии, включающая в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.

Составные части профессиограммы:

  1. Общая характеристика профессии.

  2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста.

  3. Медицинские противопоказания.

  4. Требования к профессиональной подготовке.

  5. Пути получения профессии.

  6. Родственные профессии (специальности).

1. Общая характеристика профессии

Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Соединение элементов металлоконструкций, трубопроводов, деталей машин и механизмов с помощью сварочного аппарата;

сборка заготовок конструкций, осуществление их транспортировки в пределах рабочего места;

наладка сварочного оборудования;

установка требуемого режима сварки; осуществление зрительного контроля швов; предупреждение возникновения напряжения и деформации в изделиях.

Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

Монтаж санитарно-технических систем и оборудования, систем вентиляции, кондиционирования воздуха.

Машинист крана (крановщик)

Подъем, перемещение, погрузка, разгрузка, транспортировка деталей, узлов, блоков к месту сборки. Контроль за использованием стропальщиком грузозахватных приспособлений, качеством строповки. Слежение за показаниями приборов (указатели грузоподъемности, креномер и др.) и сигнальными жестами стропальщика. Проверка технического состояния крана.

Автомеханик


  • Своевременное и качественное проведение технического обслуживания автомобиля;

  • осуществление ремонта автомобиля и его деталей;

  • проведение технического осмотра, сборки, разборки, ремонта, замены всех соединений, узлов и электрооборудования автомобилей;

  • регулирование механизмов и замена при необходимости неисправных деталей;

  • проверка и испытание исправности деталей и узлов автомобиля;

  • поддержание в технически исправном, пригодном для эксплуатации состоянии автомобиля, его агрегатов, систем и механизмов.

2. Требования индивидуальным особенностям специалиста

Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Физическая сила и выносливость; хорошая координация движений; техническое мышление; концентрация внимания; пространственное воображение; острота зрения и цветовосприятия; аккуратность.

Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

Физическая сила и выносливость; хороший слух и зрение; хорошая координация движений рук и кистей рук; образная память; точный глазомер, техническая сообразительность.

Машинист крана (крановщик)

Физическая выносливость, хорошая координация движений, высокая тактильная чувствительность, точный глазомер (линейный, угловой, динамический), хорошая зрительно-моторная координация, слух, умение концентрировать и распределять внимание, дисциплинированность, собранность, осторожность.

Автомеханик


  • Концентрация внимания; пространственное воображение; хорошая моторная память (память на действия); физическая сила и выносливость; хорошая координация движений; способность конструировать; аккуратность.


3. Медицинские противопоказания

Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Сердечно-сосудистые заболевания,

заболевания дыхательных органов,

нарушения в работе опорно-двигательного аппарата (радикулит, остеохондроз...),

расстройства психики и нервной системы, аллергические заболевания, выраженные дефекты зрения и слуха.

Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

Заболевания дыхательных органов, опорно-двигательного аппарата (радикулит, остеохондроз и т. д.), сердечнососудистой и нервной систем, расстройства психики, выраженные дефекты зрения и слуха.

Машинист крана (крановщик)

Заболевания вестибулярного аппарата, органов зрения (использование очков не допускается), нарушение слуха, тяжелые заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, выраженные заболевания сосудов нижних конечностей), заболевания нервной системы, эпилепсия, болезни опорно-двигательного аппарата.

Автомеханик

Заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевания органов дыхания, заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания нервной системы, пониженное зрение и слух, аллергия.


4. Требования к профессиональной подготовке

Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Необходима хорошая подготовка в области химии и физики (разделы электричество, электротехника), математики, металловедения.

Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

Необходимы знания в области физики (механика, теплофизика, гидравлика), элементарной математики, технологии металлов и других материалов. Должен знать: правила техники безопасности; назначение и применение различных слесарных и измерительных инструментов; виды соединений труб, способы монтажа сантехники. Должен уметь: «читать» чертежи, делать эскизы элементов систем; выполнять работы по заготовке деталей и узлов санитарно-технического оборудования и производить их монтаж; выявлять причины неполадок в его работе и способы их устранения.

Машинист крана (крановщик)

Должен знать правила техники безопасности; правила закрепления грузов; знаковую и звуковую сигнализацию. Должен разбираться в схемах обслуживаемых кранов и механизмов; в технологических процессах монтажа оборудования; определять причины неисправности крана; владеть слесарным делом; производить техническое обслуживание и текущий ремонт крана.

Автомеханик

Должен знать слесарное дело, материаловедение, устройство автомобиля, правила техобслуживания и ремонта автомобилей, правила дорожного движения, основы управления автомобилем, оказание первой медпомощи и т.д.

5. Пути получения профессии

Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Обучиться профессии можно в профессиональных образовательных учреждениях.

Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

Машинист крана (крановщик)

Автомеханик

6. Родственные профессии (специальности)

Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Сварщик автоматической сварки, кузнец.

Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

Слесарь-ремонтник.

Машинист крана (крановщик)

Слесарь по ремонту кранов.

Автомеханик

Автослесарь, слесарь по ремонту машин и оборудования, механик по ремонту оборудования.

Задание

1. Составьте профессиограмму выбранной вами профессии:

Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).

Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования.

Машинист крана (крановщик).

Автомеханик.

Контрольные вопросы


  1. Дайте определение профессиограммы.


Практическое занятие № 3

Составление резюме и сопроводительного письма.

Цель занятия:

Научиться составлять резюме и сопроводительное письмо.


Пояснение к занятию

Резюме - это одно из самых эффективных средств рекламы на рынке труда. Применительно к поиску работы, резюме - это описание способностей человека, которые делают его конкурентоспособным на рынке труда.

Резюме включает следующие разделы:


1.Личная информация

В заголовке резюме напишите имя, фамилию и отчество. Далее укажите дату рождения. Затем - свои координаты (телефоны, е-mail, адрес. Позаботьтесь о том, чтобы при звонке по указанным телефонам вас действительно можно было застать. Для этого имеет смысл отметить около телефонных номеров: рабочий, сотовый или домашний, а также указать конкретное время для звонков и предпочтительный вид связи. Все это позволяет увеличить ваши шансы получить приглашение на собеседование, тогда как переполненный электронный почтовый ящик, фраза «Абонент временно недоступен» или телефон, реагирующий на звонок работодателя равнодушными длинными гудками, значительно снижают вероятность продолжения попыток связаться с вами.

Пример:
Иванов Евгений Петрович
Дата рождения: 25.05 1995г.
Семейное положение: не женат, детей нет.
Адрес проживания: г.Воронеж, ул. Космонавтов д.23 кв.109
контактный телефон: 8-903-222-22-22

2. Цель

Цель: краткое описание того, на получение какой должности Вы претендуете.

Пример:
Цель: Сварщик, оплата от 20 000 р.

3. Образование.

Для каждого места учебы укажите даты начала и окончания обучения - желательно, с точностью до месяца. Важно также обозначить приобретенную в результате обучения квалификацию. Если вы окончили образовательное учреждение, следует указать название профессии, которое значится у вас в дипломе, если прошли тренинг - сообщите о наличии соответствующего сертификата. Школу указывать не нужно, если только она не является единственным учебным заведением, которое вы окончили.

Пример:
Образование:
2012 - 2015 гг. ГБПОУ ВО «Воронежский индустриальный колледж»
Профессия - сварщик(электросварочные и газосварочные работы).

4. Опыт работы.

Это самая главная часть вашего резюме. Последовательно, начиная с последнего места работы, опишите в каких организациях, на каких должностях вы работали и какие обязанности выполняли. (Сделайте акценты на тех функциях и результатах, которые соответствуют цели, сформулированной в начале резюме.)

Отражайте в резюме Ваш реальный опыт работы, а не только то, что записано в трудовой книжке.

Пример:
Опыт работы:
2014 - 2015 гг. ООО «Конструктор», подсобный рабочий.

2013 - 2014 гг. АО «Интеллект», курьер.

5. Дополнительные сведения.

Этот раздел включает в себя информацию, которая может позитивно заинтересовать работодателя или агентство: владение компьютером, наличие водительских прав и т.п. Главное, будьте конкретны - если вы владеете компьютером, то напишите название программ, с которыми вы работаете.

Пример:
Дополнительные сведения:

ПК - пользователь (Word, Excel, MS-Office).

Водительские права кат. В, опыт вождения 2 года.

Важные нюансы:

Резюме должно быть оформлено в одном стиле: основная масса текста простым шрифтом (размер не больше 12-го), даты, названия компаний и учебных заведений - жирным шрифтом. Не используйте цветные шрифты и цветную бумагу.

Очень важно уместить Ваше резюме на одной (если вы молодой специалист) или максимум на двух страницах (если Вы специалист с большим опытом).

Проверьте текст на наличие ошибок.



Сопроводительное письмо


Сопроводительное письмо - это письмо, которое высылается вместе с резюме. Задача этого документа - привлечь внимание к резюме.

Основные пункты, которые необходимо отразить в сопроводительном письме:

1. Обращение к адресату. Как правило, в вакансиях есть информация о контактном лице - менеджере по персоналу, который непосредственно курирует вакансию. Лучше всего адресовать сопроводительное письмо именно ему. «Добрый день, Елена!»; «Уважаемый Игорь Анатольевич!» - обычные формулировки вполне подойдут. Если конкретный сотрудник не указан, можно использовать стандартные «формулы вежливости»: «Уважаемые господа!».

2. Должность, для которой предоставляется резюме.

3. Источник информации о вакансии. Его в сопроводительном письме принято указывать: «На страничке Вашей компании в социальной сети сообщается, что Вам требуется автослесарь».

4. Готовность и желание пройти личное собеседование в компании, в процессе которого Вы сможете более полно и точно предоставить информацию о себе.

5. Подпись и контакты, которые необходимо указать в конце письма.

Пример:

Добрый день, Александр!


Прошу рассмотреть моё резюме на вакансию «сварщик», размещенную в газете «Камелот». Буду рад получить от Вас приглашение на собеседование. Готов предоставить любую дополнительную информацию, необходимую для рассмотрения моей кандидатуры.

С уважением, Колесников Максим, телефон 8-985-23-56-89.


Задание

1. Составьте от своего имени резюме и сопроводительное письмо.


Практическое занятие № 4

Ситуационно-ролевая игра «Самопрезентация»: проведение диалога с работодателем в модельных условиях (ответы на «неудобные вопросы»).

Цель занятия:

Развитие навыков прохождения собеседования, формирование умения вести деловую беседу, снятие «стресса собеседования» путем проигрывания ситуации интервью.


Пояснение к занятию


Понятие самопрезентации

Слово «самопрезентация», происходящее от английского "selfpresentation",означает самоподачу, самопредъявление.

При любом общении с собеседником либо с аудиторией мы себя предъявляем, рекомендуем, представляем. Это и есть самопрезентация. Даже просто находясь там, где присутствуют другие люди, мы по большей части подсознательно себя презентуем. Другие люди оценивают нас по нашей внешности, настроению, тембру голоса, смыслу наших высказываний, жестам и позе. И в итоге они формируют своё мнение, которое впоследствии определяет поведение приобщении с нами. От того, каким другой человек увидит нас при встрече, как оценит, будет зависеть наше будущее общение с ним: примет ли он нас на работу, доверит ли новый проект и т.д. Отсюда вывод: на наш жизненный успех влияет то, как нас оценивают другие люди, а поэтому умение презентовать себя другим людям и есть владение искусством самопрезентации.


Общие правила успешной самопрезентации

1. Соответствие внешнего вида и поведения. Одежда, манера говорить и держаться должны соответствовать ситуации делового общения. Возможные ошибки: использование в речи жаргонных слов и выражений, развязные манеры, фамильярное обращение.

2. Уровень речевой культуры. Речь должна быть грамотной, с соблюдением норм вежливости и делового этикета. Важно правильное построение фраз. Возможные ошибки: употребление слов-паразитов, неграмотное построение фраз, использование сленга и т.п.

3. Поза и жесты должны подтверждать, а не опровергать словесное сообщение. Возможные ошибки: закрытая поза, жесты неуверенности или неискренности и т. д.

4. «Соискатель» должен уметь произвести нужное впечатление. Возможные ошибки: чрезмерная застенчивость или, наоборот, излишняя раскованность в поведении.



Задание


Порядок проведения игры


  1. Распределение ролей.

«Работодатель» - преподаватель, «соискатели» - студенты.

  1. Подготовительный этап.

«Соискатели» готовятся к интервью (продумывают ответы на предполагаемые вопросы, составляют список вопросов, которые хотелось бы задать работодателю и т.д.).

  1. Организация пространства.

«Работодатель» сидит за столом, лицом или в профиль к основной аудитории. «Соискатель» - на стуле, лицом к работодателю, в профиль к основной аудитории.

  1. Последовательность действий.

  • «Соискатель» входит в помещение. Обмен приветствиями и взаимное представление.

  • «Работодатель» задает вопросы, выслушивает ответы «соискателя».

  • «Соискатель» задает «работодателю» заготовленные заранее и возникшие по ходу интервью вопросы.

  • «Работодатель» и «соискатель» благодарят друг друга, обмениваются планами по дальнейшему взаимодействию.

  1. Общее обсуждение игры и подведение итогов преподавателем.

При подведении итогов обращается внимание на следующие характеристики:

  • Соответствие внешнего вида и поведения.

  • Уровень речевой культуры.

  • Поза и жесты.

  • Умение произвести нужное впечатление.



Контрольные вопросы


1. Перечислите общие правила успешной самопрезентации.

2. Какие ошибки Вы допустили при самопрезентации в ходе игры? (Небрежная одежда, отсутствие формул вежливости: приветствия или прощания, использование в речи жаргонных слов и сленговых выражений, развязные манеры, фамильярное обращение, употребление слов-паразитов, неграмотное построение фраз, закрытая поза, жесты неуверенности или неискренности, чрезмерная застенчивость, излишняя раскованность в поведении и т.д.)

Практическое занятие № 5

Деловое общение в коллективе.

Цель занятия:

Знакомство со специфическими особенностями делового общения. Выработка навыков и умений подготовки и проведения деловой беседы, переговоров, совещания, разговора по телефону.


Пояснение к занятию

Характеристика понятия «деловое общение».

Деловое общение - особая форма взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы между руководителями и подчиненными, коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества коллектива людей.

Цель делового общения - организация плодотворного сотрудничества, создание оптимальных условий для успешного решения задач, стоящих перед организацией и отдельными сотрудниками.

Деловое общение может быть: необходимым, желательным, нейтральным, нежелательным.

Специфические особенности делового общения:


  1. Регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям (знание делового этикета, ограниченность временными рамками).

  2. Строгое соблюдение участниками делового общения своих служебных ролей (руководитель, подчиненный, коллега, партнер и т.д.)

  3. Грамотность.

  4. Учет особенностей устройства организации (характер связей, которые устанавливаются в организации между сотрудниками и подразделениями).

Позиции по отношению к собеседнику:


  1. Доминирование. Пренебрежение интересами собеседника, стремление приказывать, принуждать, подавлять.

  2. Манипуляция. Оказание скрытого воздействия. Стремление добиться своего с помощью хитрости, обмана, провокации, намеков.

  3. Соперничество. Открытая борьба с собеседником. Стремление одержать верх.

  4. Партнерство. Равноправные отношения между участниками общения, согласование интересов.

  5. Содружество. Совместная деятельность на основе общности интересов, совпадающих целей.

Ситуации делового общения


Деловая беседа


Деловые беседы бывают нескольких видов.

По характеру обстановки: официальные и неофициальные.

По характеру обсуждаемых вопросов: кадровые (прием на работу, увольнение, перевод на другую должность); дисциплинарные (связанные с нарушением трудовой дисциплины); организационные (связанные с порядком выполнения заданий).

Переговоры


Переговоры - это обсуждение чего-либо, обмен мнениями с целью договориться о чем-либо.

Существуют две стратегии ведения переговоров:

конфронтация - подавление соперника, принуждение его к выполнению невыгодных для него условий;

партнерство - принятие взаимовыгодных решений, наиболее приемлемых для обеих сторон.

Совещание


Совещание - это форма взаимодействия руководителя с коллективом, с целью совместного обсуждения вопросов.

Правила поведения на совещании:

  1. Нельзя опаздывать

  2. Не высказывать замечания, не имеющие отношения к повестке дня

  3. Заранее подготовиться к выступлению.


Разговор по телефону


Требования, предъявляемые к разговору по телефону:

  1. Лаконичность

  2. Логичность

  3. Дружелюбный тон

  4. Четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел.

  5. Средний темп речи

  6. Обычная громкость голоса.


Задание


1. Составьте конспект по теоретическому материалу.

2. Пройдите тест

1. Цель делового общения - это:

а) взаимная корректировка действий в процессе деятельности;

б) обмен эмоциями;

в) организация плодотворного сотрудничества.

2. Специфические особенности делового общения:

а) регламентированность;

б) стремление идти на компромисс;

в) эмоциональность.

3. Кадровые беседы проводятся:

а) при приеме на работу;

б) увольнении с работы;

в) определении порядка выполнения задания.

4. Главное условие для обеспечения успешных переговоров:

а) отстаивание своей позиции;

б) удовлетворение взаимных интересов;

в) готовность во всем соглашаться со своим оппонентом.

5. Основные требования, предъявляемые к деловому разговору по телефону:

а) повышенная громкость голоса;

б) быстрый темп речи;

в) четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел.

6. Отвечая на телефонный звонок, нужно:

а) поздороваться и представиться;

б) сказать: «Да», «Алло», «Слушаю»;

в) спросить: «Что вы хотите», «Вам чего», «Кто звонит».


Практическое занятие № 6

Конфликты и их преодоление.

Цель занятия:

Определить понятие «конфликт». Рассмотреть правила преодоления конфликтов. Провести самоанализ «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».



Пояснение к занятию

Слово «конфликт» с латинского языка переводится как «столкновение». И эти столкновения наблюдаются как в повседневной жизни, в бытовом плане, так и в рабочей деятельности. Но всё же большую часть времени человек проводит именно на работе, взаимодействуя с начальством и подчинёнными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнёрами компании. При таком плотном общении возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам и конфликтам.

Конфликт - это трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам.

Причины конфликтов

Информационные причины - неточные факты и слухи, подозрения в умышленном сокрытии сведений, спорные вопросы законодательства и т.п.

Структурные причины возникновения конфликтов связаны с вопросами собственности, социального статуса, системой поощрения и наказания.

Ценностные причины возникновения конфликтов - различные жизненные принципы людей, их убеждения, верования, приверженность определенным ритуалам и традициям.

Поведенческие причины связаны с конкретными поступками людей, в результате которых ущемляются интересы других людей, создаются условия, вызывающие негативные эмоциональные состояния, проявляется эгоизм, безответственность, несправедливость.

Виды конфликтов

По направлению конфликты делятся на горизонтальные (в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга), вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого) и смешанные (представленные и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие).

Черты характера, особенности поведения, присущие конфликтной личности

  1. неадекватная самооценка своих способностей, которая бывает как завышенной, так и заниженной;

  2. стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;

  3. консерватизм, нежелание преодолеть устаревшие традиции;

  4. излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, чрезмерное стремление сказать правду в глаза;

  5. определенные качества личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

Типы «неудобных» собеседников

В разговоре с «неудобными» оппонентами можно ориентироваться на их личностные особенности.

«Вздорный человек» - часто выходит за рамки профессиональной беседы, несдержан, нетерпелив, своей позицией и подходом к ситуации смущает сотрудников и неосознанно подталкивает их к тому, чтобы с ним не соглашались, спорили.

Форма поведения - оставаться в рамках профессиональной беседы и стараться сохранять спокойствие, опровергать его вздорные утверждения следует аргументировано, прибегая к помощи других сотрудников.

«Всезнайка» - думает, что всегда все знает лучше других. Обо всем у него есть свое мнение, которое он торопиться высказать, всегда требует слова, всех перебивает.

Форма поведения - потребовать от остальных собеседников выразить определенную позицию в отношении его утверждений.

«Болтун» - часто и бестактно вмешивается в разговор, не обращает внимания на время, которое он тратит на свои вопросы и отступления.

Форма поведения - с максимальным тактом его остановить, ограничить время выступления, вежливо, но твердо направить на предмет беседы.

«Неприступный собеседник» - замкнут, часто чувствует себя вне происходящего, так как ему все кажется недостойным его внимания и ума.

Форма поведения - заинтересовать в обмене опытом, признать его знания и опыт, привести примеры из круга его интересов.

Модель конфликта

1. Конфликтная ситуация. Противоречие, не перешедшее в конфликт, почва для противоборства.

2. Инцидент. Это событие или обстоятельство, которое служит толчком или поводом к столкновению.

3. Кризис. Разрыв отношений между оппонентами. Здесь происходит открытое противоборство, часто связанное с созданием для оппонента помех и причинением прямого или косвенного вреда. Конфликтные действия могут принимать следующие формы:

бойкот (отказ или уклонение от действий);

саботаж (сознательное нанесение ущерба другим);

травля (компрометация соперников путем замалчивания или отрицания их роли и достоинств);

словесная агрессия (обвинения, оскорбления с целью дискредитации противников);

массовые стихийные или организованные выступления (забастовки, митинги) и т.д.

4.Окончание конфликта.

Методы разрешения конфликтов

Существует два основных межличностных метода разрешения конфликтов: самооборона и сотрудничество


Самооборона.

Это наиболее простой вариант. Он не требует осознанных решений. Фактически это интенсивное стремление защитить свое Я. Но этот вариант не учитывает интересы других людей и может привести к изоляции и отчуждению.

Различают четыре типа самообороны.

Ослабление. Обвиняемый просто старается успокоить другую сторону, уверяет, что нет причин для ссоры, что, в общем, все в порядке. Добрые слова оказывают свое благотворное воздействие, наступает мир. Но надолго ли? Ведь в существо обвинений человек не вник. В результате проблема остается. Поступки людей, ставшие причиной недовольства, могут повториться и станут восприниматься с еще большим возмущением, а новые заверения о том, что «все будет хорошо», перестанут вызывать доверие.

Уклонение. Это уход от конфликта, за которым может стоять осторожность и даже трусость. Обвиняемая сторона конфликта ссылается на то, что сейчас не время или не место для разбирательства. Поэтому все делается для того, чтобы не попадать в ситуации, которые ведут к возникновению противоречий. Конфликт загоняется внутрь.

Сглаживание. Этот метод старается не допустить выхода за пределы организации признаков конфликта, призывая к потребностям и солидарности. Но, к сожалению, при этом методе часто забывают про проблему, лежащую в основе конфликта, и она остается. Эмоции не проявляются, но накапливаются. Растет вероятность того, что в конечном счете произойдет взрыв.

Капитуляция. Это подчинение силе и авторитету оппонента. В основе лежит страх потерпеть неудачу, поражение; оказаться в меньшинстве или в одиночестве; боязнь испортить отношения; иногда - увлечение ролью жертвы. Из капитулянтов рождаются толпы, послушные воли вождей. На работе это сотрудник, который покорно выполняет приказы начальства, а за его спиной наводит на него критику.

Доминирование (принуждение). В рамках данного метода используются попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль разрешения конфликтов, обычно ведет себя агрессивно, и для влияния на других использует власть путем принуждения.

Сотрудничество.

Наиболее желательный выход из конфликта - это открытое, откровенное обсуждение волнующих проблем. В этом случае конфликтующие стороны выдвигают свои аргументы и доводы, вместе ищут решение, которое могло бы удовлетворить всех.

Различают два типа сотрудничества:

Компромисс. Это объединение конфликтующих сторон путем принятия (до определенной степени) точки зрения оппонента. При этом используется принцип: худой мир лучше доброй ссоры. Однако такое единство порой носит поверхностный и формальный характер, означает лишь согласие избежать дальнейшего осложнения.

Взаимодействие (решение проблемы по существу). Конфликтующие стороны стремятся к установлению общих целей для всех участников, сближению точек зрения и интересов, а также получению обоюдных выгод на прочной основе и на долгий период времени.



Задание


1. Составьте конспект по теоретическому материалу.

2. Проведите самоанализ«Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа: часто - 3 балла; от случая к случаю - 2 балла; редко - 1 балл.

1.Угрожаю или дерусь.

2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем- категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9.Сдаюсь.

10. Меняю тему…

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.



Обработка результатов самоанализа

Подсчитайте количество балов под номерами

Тип «А» - 1,6,11

Тип «Б» - 2,7,12

Тип «В» - 3,8,13

Тип «Г» - 4,9,14

Тип «Д» - 5,10,15

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А»- это «жесткий» тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.

«В»- «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.


Литература


  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык. Культура речи. Деловое общение. - М.: КНОРУС, 2014.

  2. Абельмас Н.В. «Тесты при приеме на работу», «Как успешно пройти собеседование» СПб: Питер, 2012.

  3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2007.

  4. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.

  5. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии - 2-е изд.-М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2003.

  6. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001, с. 367-468.

Интернет-ресурсы:

  1. trudvsem.ru/"Работа в России" - информационный сайт Роструда

  2. joobs.ru/ Общероссийская база вакансий

  3. hr-portal.ru/


© 2010-2022