• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на методическом семинаре на тему: Формирование положительной мотивации к изучению английского языка у младших школьников

Выступление на методическом семинаре на тему: Формирование положительной мотивации к изучению английского языка у младших школьников

Выступление было представлено на методическом семинаре на тему: "Проблема формирования положительной мотивации учащихся в учреждениях дополнительного образования. В нем рассматривается формирование положительной мотивации к изучению английского языка у учащихся младшего школьного возраста. Учет возрастных особенностей является ведущим принципом при конструировании курса обучения иностранному языку. Разнообразные методы и приемы обучения позволяют добиться положительных результатов усвоения учебн...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование положительной мотивации к изучению английского

языка у младших школьников».

Учет возрастных особенностей - это отправная точка для конструирования курса обучения иностранному языку. Каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. В начальном звене происходит смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Дети продолжают играть и в среднем звене. Младших школьников привлекает учеба, но наиболее естественным для них в учебной деятельности являются игровые элементы, непосредственное общение с педагогом и сверстниками. Для них важна предметная наглядность. Поэтому используются красочные картинки, сказочные герои, много предметных иллюстраций.

Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении иностранному языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней. Именно использование игровых приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей. Игра не только источник детской радости, она является основным способом решения учебных задач. Необходимость широкого использования игровых приемов диктуется и спецификой предмета: в условиях, когда все задачи общения могут быть решены детьми на родном языке, новая игра является «психологическим оправданием» перехода на иностранный язык.

У младших школьников преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. У учащихся этого возраста прекрасно развита долговременная память. Все, что они учили, надолго запоминается. Но хуже развита оперативная память. Проходит время, прежде чем ребенок научится по первому требованию извлекать информацию из памяти, прежде чем он от узнавания единиц языка перейдет к их осмысленному запоминанию. Ребенок способен запоминать языковой материал целыми блоками, как бы «впечатывать» его в память. Но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка, и ему очень важно запомнить тот или иной материал.

Младшие школьники очень общительны и любят находиться в группе сверстников, что благоприятно влияет на создание условий для формирования коммуникативной мотивации. Из различных видов общения ребенка со взрослым (делового, познавательного, личностного) дети предпочитают личностное общение. Общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, тек как они стремятся получить себе оценку. Ребенок младшего школьного возраста, как и среднего школьного возраста переносит оценку своих действий на оценку себя как личности. Поэтому исправлять ошибки нужно так, чтобы ни в коем случае не обидеть ребенка. Фиксация внимания на ошибках может отбить всякий интерес к занятиям иностранным языком, особенно на начальном этапе. Поэтому важно, чтобы исправление ошибок протекало как определенный этап игры (в виде помощи товарищу, при этом ребенку, допустившему ошибку, должна быть непременно предоставлена возможность исправить ее). Учащиеся младших классов не относят лично к себе замечания и указания, если эти указания носят общий характер, относятся ко всем ученикам. Он будет реагировать только в том случае, если педагог обратится к нему персонально.

Особенности отношения к изучению иностранного языка, мотивы, побуждающие детей к этому во многом схожи, но теме не менее младший школьный возраст предпочтительнее для начала занятий по иностранному языку. Ведь, чем моложе ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке, но при этом меньше и его речевые потребности. Сфер общения у маленького ребенка меньше, чем у старшего, ему еще не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языках, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста. Поэтому в этом возрасте легче сформировать внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка, особенно такую ее разновидность, как коммуникативная мотивация, что благоприятно сказывается на общем отношении к обучению по предмету.

Положительная учебная мотивация - это совокупность мотивов, которые связаны с удовлетворением познавательного интереса. Поэтому формировать мотивацию - это значит не заложить готовые мотивы и цели, а поставить учащегося в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого учащегося.

Условиями формирования положительной мотивации могут быть - использование занимательного материала, придание деятельности положительной эмоциональной окраски, столкновение с неизвестным, удивление, а не приобретение знаний в готовом виде, достижение результатов - пусть незначительный шаг вперед, но ощутимый обучаемым, элементы проблемности в обучении, создание творческой атмосферы на занятии.

Формировать мотивацию изучения иностранного языка можно через:

  1. содержание учебного материала;

  2. организацию учебной деятельности;

  3. использование коллективных форм учебной работы;

  4. оценку;

  5. использование компьютерных технологий.

Формированию положительной мотивации к изучению иностранного языка способствует мотивация совместной учебной деятельности. В коллективной учебной работе ребенка интересует возможность так организовать свое взаимодействие с партнером по совместной работе (взрослым или сверстником), чтобы овладение материалом, знаниями, умениями произошло наиболее эффективно. Именно направленность на взаимодействие с партнером указывает на наличие у школьников мотивации совместной учебной деятельности и дает возможность рассматривать различные уровни сформированности социальных мотивов. То есть мотивация совместной учебной деятельности влияет на формирование внешней мотивации к изучению иностранного языка. Но провести четкую грань между познавательными и социальными мотивами в практической деятельности часто бывает трудно. Тем более что совместная учебная деятельность осуществляется на учебном материале и ради получения собственного учебного результата - новых знаний, умений, навыков. Иными словами, оба вида мотивации тесно связаны и в практической деятельности формируются в непосредственной зависимости друг от друга. Поэтому мотивацию совместной учебной деятельности можно рассматривать как путь формирования как внешней, так и внутренней мотивации изучения иностранного языка.

В процессе выполнения совместных учебных заданий создаются благоприятные условия для развития у школьников мотивации. Вступая во взаимодействия со сверстниками, ребенок может руководствоваться разными мотивами. Более того, его отношение к совместной учебной деятельности может меняться в зависимости от владения способами совместной учебной работы, от характера взаимоотношений с партнерами, цели партнеров и т.д. Формирование мотивации совместной учебной деятельности школьников начинается с создания ситуации для возникновения у учащихся общего положительного отношения к коллективным формам работы.

Формированию лингвопознавательной мотивации способствует наличие у учащихся филологической зоркости. В развитии филологической зоркости большую роль играет языковая догадка. Внезапное «озарение» по поводу того или иного значения слова, выражения, грамматической формы доставляют учащимся большое удовлетворение и мотивируют дальнейший лингвистический поиск. Упражнения в языковой догадке могут быть столь же увлекательны, как и решение кроссворда. Поэтому следует постоянно побуждать учащихся к языковой догадке, нацеливая внимание учащихся на «подсказки» и опоры в самом материале. Важно также побудить учащихся к накоплению языкового материала. Для этого рекомендуется применять различные языковые игры. Атмосфера азарта, дух соревнования, радость победы активизируют восприятие и запоминание. С помощью игры могут быть усвоены все необходимые стороны лексического материала, преодолены особые трудности.

© 2010-2022