Программа развития библиотеки МКОУ Петропавловской СОШ на 2015-2019 год

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа





Утверждена

Директор школы

_______________ Коржов Е. И.

«__31» _августа 2015

















Программа развития

ШКОЛЬНОЙ библиотеки

(примерная)

«Современный школьный

информационно-библиотечный центр МКОУ Петропавловской СОШ»









2015 г

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Актуальность

  2. Паспорт программы.

    1. Наименование программы.

    2. Заказчик программы.

    3. Юридический адрес.

    4. Контакты.

    5. Нормативно-правовая база.

    6. Руководитель программы.

    7. Разработчики программы.

    8. Реклама деятельности.

    9. Сроки реализации программы.

  3. Концепция программы.

    1. Цели и задачи программы

    2. Основные направления программы

    3. Ожидаемы результаты программы.

    4. Система организации контроля за исполнением программы.

    5. Ресурсное обеспечение программы.

    6. Этапы реализации программы

  4. Информационная справка о школьной библиотеке.

  5. Используемая литература

  6. План мероприятий по реализации программы развития ИБЦ МКОУ Петропавловской СОШ № 16 на 2015-2019 гг.





I. АКТУАЛЬНОСТЬ

В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (в данном случае государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система - Школа - Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационного центра.





II. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

2.1. Наименование программы:

«Современный школьный информационно-библиотечный центр"

2.2. Заказчик программы:

Администрация муниципального казённого общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа

2.3. Юридический адрес:

Село Петропавловка, улица Туркенича, дом 29.

2.4. Контакты:

Телефон:

e-mail:

2.5. Нормативно-правовая база Программы:

  1. Федеральная программа развития образования.

  2. Национальная стратегия «Наша новая школа».

  3. «Закон об образовании РФ».

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт.

  5. Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.

  6. Закон РФ "О библиотечном деле".

  7. Закон РФ "Об информации".

  8. Программа развития МКОУ Петропавловская СОШ на ………

2.6. Руководитель программы:

Коржов Е.И.-директор МКОУ Петропавловской СОШ.

2.7. Разработчики программы:

  1. Олейникова Л.И..-зав. библиотекой;

2.7. Реклама деятельности:

  • На районных семинарах

  • На педсоветах

  • На школьном сайте

  • В библиотеке

Формы рекламной деятельности:

  • доклады и сообщения

  • буклеты, списки, листовки

  • информация в интернете

2.8. Сроки реализации программы: 2015-2019 г.

III. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

  1. Цели и задачи программы:

Цели:

Создание качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания учащихся, родителей, преподавателей на основе новых информационных технологий, сетевых информационных технологий.

Задачи:

1. Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки средствами вычислительной и организационной техники, позволяющими внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации.

2. Увеличение количества читателей, формирование у них информационной культуры, повышение уровня общеобразовательной подготовки в области современных ИКТ.

3. Создание банка данных программно-педагогических средств для использования ИКТ в учебном процессе.

4. Развитие на базе школьной библиотеки - медиатеки.

5. Дистанционное обучение учителей и учащихся.

6. Размещение информации в разделе «Библиотека» на сайте школы.

3.2. Основные направления программы.

1. Создание нормативной базы ИБЦ.

2. Создание материально-технических условий.

3. Привлечение в ИБЦ новых пользователей.

4. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.

3.3. Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

  1. увеличение читательской активности:
    на 5 % - рост выдачи ресурсов,
    на 7 % - рост информационных запросов,
    на 3 % - рост посещаемости веб-ресурсов библиотеки...;

  2. 50% учащихся и 100 % педагогов обеспечены свободным доступом в Интернет и возможностью работы с веб-серверами в условиях образовательного учреждения;

  3. Создание условий для получения информации и самообразования учащихся и педагогов
    5 % - рост пользователей электронных каталогов,
    5 % - рост пользователей виртуальной справкой;

  4. Создание банка данных программно-педагогических средств для использования ИКТ в учебном процессе.

  5. Пополнение раздела «Библиотека» на сайте школы.

  6. Создание на базе библиотеки информационного бюллетеня.

3.4. Система организации контроля за исполнением Программы:

1. Выполнение мероприятий программы.

2. Контроль за качеством выполнения мероприятий программы.

  • Предварительный (входной контроль всех видов ресурсов, проверка готовности к работе...)

  • Текущий

  • Поэтапный

  • Итоговый



3.5. Ресурсное обеспечение реализации программы:

1. Научно-методическая поддержка программы осуществляется:

  • Администрацией МКОУ Петропавловской СОШ

2. Источники финансирования:

  • Бюджетные средства.

3.6. Этапы реализации программы.

1. Этап. Формирующий - (2015 год):

Разработка текста программы. Привлечение пользователей.

Материально - техническая база.

1. Дооборудование помещения.

2. Приобретение недостающей оргтехники.

3. Пополнение фонда медиа ресурсов.

5. Внедрение в работу программы библиотечной системы АИБС «МАРК- SQL» с последующей корректировкой, что позволит ускорить обслуживание читателей, учет и обработку фонда, осуществить перевод каталогов с бумажных носителей на электронные.

6. Комплектация фонда художественной, методической и учебной литературой.

2. Этап. Основной, организационный (2016-2019):

Реализация ведущих направлений программы. Осуществление промежуточного контроля их реализации.

Включение библиотечного центра в управленческую систему школы. С целью повышения интегрирования ИБЦ в единое информационное пространство школы как её структурного подразделения.

Основная задача библиотеки на этом этапе:

  1. Отладка механизмов взаимодействия всех участников образовательного процесса и использования всех имеющихся ресурсов.

  2. Создание системы мониторинга позволяющего взаимодействовать всех участников образовательного процесса с использованием имеющихся ресурсов.

Информационные ресурсы будут использоваться.

1. В проектной деятельности.

2. На уроках.

3. В кружковой деятельности.

4. Во внеклассной работе.

5. При подготовке к урокам.

3 этап - Аналитический. (2019 год):

Подведение итогов и анализ результатов реализации программы. Подготовка текста новой программы развития библиотеки.

На этом этапе библиотека ставит перед собой следующие задачи:

  • Развивать заложенные основы использования медиа ресурсов в образовательной практике школы;

  • Составление комплексных планов работы;

  • Организация консультационной работы;

  • Налаживание связей с другими организациями;

  • Создание единых информационных ресурсов;

  • Разработка и внедрение инновационных форм работы;

  • Обобщение и распространение опыта;

  • Подведение итогов и анализ реализации программы;

  • Подготовка текста новой программы развития библиотеки.

IV. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

  1. Дата создания библиотеки: 1965 год

  2. Помещение библиотеки: 90 кв.м.,

  3. Режим работы: 8-00. - 16-00, суббота: 8.00- 13.00, выходной- воскресенье.

  4. Кадровое обеспечение: 1 ставка - педагог - библиотекарь.

  5. Техническое оснащение, его использование:
    -рабочее место библиотекаря: 1 компьютер, 1 сканер, 1 принтер.

  6. -место для работы посетителей: 14 посадочных мест.

  7. Объем и состав фонда: основной 39769 экз., учебники -16 542 экз., медиаресурсы- 100 экз.

  8. Количество читателей - 600 ч.

  9. Количество посещений: 3635

  10. Количество книговыдач: 3270

  11. Количество наименований подписных изданий, их направленность: в 2015 г. выписывались 4 наименования газет и журналов.

  12. Состав читателей: учащиеся, педагоги, выпускники, педагоги сельских школ района..

  13. Используемые формы работы: проектная деятельность, общешкольные мероприятия (2 раз в год)- литературные гостиные, интеллектуальные игры ;часы поэзии, библиотечные уроки, книжные выставки, рекомендательные списки, буклеты, громкое чтение, презентации книг, встречи с поэтами и писателями Петропавловского края, посещение заседаний литературного клуба « Отчий край».

  14. Взаимодействие с другими учреждениями: с МКУ «Межпоселенческая библиотека Петропавловского муниципального района», с Петропавловской детской библиотекой - посещение мероприятий, проведение совместных мероприятий, с школьным музеем «Русская изба» и др. учреждениями в рамках проектной деятельности.

  15. Взаимодействие с педагогами-предметниками в совместных проектах: с учителями истории, технологии, ИЗО, музыки, физики, химии, русского языка и литературы.



Составление программы развития библиотеки обусловлено изменением роли школьной библиотеки в учебно-воспитательном процессе и повышением её статуса.

Общение с читателями составляет значительную часть работы школьной библиотеки.

Приоритетным тематическим направлением работы библиотеки считается пропаганда библиотечно-библиографических знаний. Оно включает ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки , привитие учащимся навыков независимого пользователя, т.е. проведение библиотечных уроков, где ребят учат пользоваться словарями, справочниками, каталогами, картотеками, помогут быстро и оптимально извлекать нужную информацию, что позволит реализовывать образовательную функцию школьной библиотеки. В соответствии с отдельным планом всего за учебный год было проведено 10 библиотечных уроков.

За период прошедшего учебного года в библиотеке было оформлено 20 книжных выставок.

V. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волобуева М.Ю. Методические рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки / М.Ю.Волобуева. - // Школьная библиотека. - 2010. - №8. - С.27-29.

2. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ /Е.Н.Ястребцева. - М.: БМЦ, 2002.

Интернет-ресурсы

  1. websib.ru/noos/director/books/1.html - Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения

  2. lifereflex.blogspot.com/2010/09/blog-post.html - Подъяпольская О. Школьная библиотека - курс на планирование, осуществление и... развитие!!!

  3. lib.1september.ru/view_article.php?id=201001104 - Лякина Г. Еще раз о проектах в школе и библиотеке

  4. lib.1september.ru/view_article.php?ID=200900410 - Кондрашова С. Модернизируем нашу библиотечную среду

  5. eos.ru/eos_delopr/eos_law/detail.php?ID=29681 - Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.(проект)



  1. План мероприятий по реализации программы развития ИБЦ

МКОУ Петропавловской СОШ на 2015-2017 гг.

№ п/п

Мероприятие

Срок

Исполнители

Ожидаемый результат

1.Создание нормативной базы информационно-библиотечного центра школы.

1

Создание нормативной базы библиотечно-информационного центра школы. Внесение дополнений в Положение о школьной библиотеке.

2015

Библиотекарь

2

Создание материально-технических и кадровых условий для развития библиотеки

а) прохождение библиотекарем

курсов по информационным технологиям

2015

2016

Зам. директора по УР

3

Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним:

а) списание устаревшей литературы;

б) обновление фонда художественной литературы;

в) пополнение учебного фонда, медиатеки;

г) обеспечение доступа в «Интернет» в школьной библиотеке;

д) создание страницы «ИБЦ на сайте школы;

е) проведение библиотечных уроков с использованием ИКТ.

г) предоставление массовой и индивидуальной информации о новых книгах, о поступлениях книг, цифровых образовательных ресурсов.

2015-

2019

Библиотекарь

Доступность и востребованность информации всеми участниками образовательного процесса

4

Автоматизация библиотечных ресурсов

а) установка программного обеспечения «Автоматизированная информационная библиотечная система 1С «Библиотека» версия для школьных библиотек»;

б) создание электронного каталога библиотечного фонда;

в) обеспечение справочно-библиографического обслуживания в автоматизированном режиме

2015

2016

2015-

2019

Библиотекарь

Объединение всех компьютеров ОУ в единую локальную сеть

создание электронного каталога

5

Издание электронного сборника открытых уроков, элективных курсов, разработанных педагогами школы

2015-2019

Педагоги школы.

Повышение уровня информированности учащихся и их родителей в предоставлении школой образовательных услуг. Отбор лучших уроков, программ.

6

Внедрение необходимых программ

2016

Системный администратор.

7

Активизация участия школьной библиотеки в работе Интернет-конференций, расширение круга сотрудничества с библиотеками российских школ

2015-2019

Библиотекарь

Активизация и повышение темпов инновационного развития библиотеки школы и школьного информационно-методического центра

8

Создание и пополнение единого каталога электронных учебных пособий, а также художественной литературы

2016

Библиотекарь

Наличие единого каталога электронных учебных пособий.

9

Заключение договоров с торгующими организациями на поставку учебной литературы, на ознакомление с новыми УМК

Ежегодно

Директор школы, библиотекарь

Информированность педагогов о новых УМК, 100 % обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования и науки РФ

10

Участие библиотеки и её читателей в конкурсном движении

2015-2019

Библиотекарь

Рост активности и результативности участия в конкурсах различного уровня

11

Проведение классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание школьников

Ежегодно

Классные руководители,

библиотекарь

Повышение эффективности воспитательной работы с учащимися

12

Участие в разработке воспитательных программ, в работе методического объединения классных руководителей

Ежегодно

Классные руководители, библиотекарь

Повышение эффективности воспитательной работы

13

Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления.

Ежегодно

май-июнь

Список учебников, оформление стенда.




2.Формирование фонда ИБЦ

1

Разработка плана мероприятий по совершенствованию библиотечных технологий на базе использования современных компьютерных средств (на основе анализа работы ИБЦ, программы развития ОУ)

2015

Библиотекарь





Повышение эффективности работы ИБЦ

2

Своевременное проведение обработки и регистрации в электронном каталоге поступающей литературы

По мере поступления

Библиотекарь

3

Обеспечение свободного доступа читателей к фонду библиотеки

Постоянно

Библиотекарь

4

Выдача изданий читателям.

Постоянно

Библиотекарь

5

Соблюдений правильной расстановки фонда на стеллажах.

Постоянно

Библиотекарь

6

Систематическое наблюдение за своевременным возвратом библиотечно-информационный центр выданных изданий

Постоянно

Библиотекарь

7

Ведение работы по сохранности фонда.

Постоянно

Библиотекарь

8

Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей.

Постоянно

Библиотекарь

3.Расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий.

1

Активизация использования баз данных пользователями общеобразовательного учреждения за счет возможностей локальной сети

2015-2019

Библиотекарь

Повышение эффективности учебно-воспитател. работы

2

Участие в проведении совместных исследовательских проектов, акций, презентаций, выставок (указать конкретные мероприятия, сроки, ответственных)

2015-2019

Библиотекарь

3

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку.

По мере поступления

Библиотекарь

4

Развитие отношений с партнерами из внешней среды (на основании анализа

работы БИЦ, программы развития МКОУ Петропавловской СОШ)

2015-

2019

Администрация МКОУ Петропавловской СОШ. Библиотекарь

5

Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей - предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.

Ежегодно

Библиотекарь



6

Инициирование проведения на базе БИЦ культурно-массовых мероприятий

Неделя детской книги

Ежегодно

Библиотекарь

7

Размещение информационного стенда, создание буклета, проведение выставок в целях рекламы предоставления информационных, библиотечных услуг ИБЦ (в соответствии с планом работы МКОУ Петропавловской СОШ )

2015-2019

Библиотекарь

4.Работа по пропаганде ББЗ

Формирование информационной грамотности учащихся

1

1класс.

- Знакомство с библиотечно-информационным центром.

- Правила пользования и правила обращения с книгой

ежегодно



Библиотекарь

2

2класс.

- Структура книги.

- Газеты и журналы для младшего школьного возраста.

ежегодно

3

3класс.

-Как читать книги.

Выбор книги в библиотеке. - Компьютер в библиотеке, кассеты, диски.

ежегодно

4

4 класс. Справочная литература.

Научно-познавательная литература для детей.

ежегодно

5

5 класс.

Как построена книга.

ежегодно

6

6 класс.

Выбор книг в библиотеке.

ежегодно

7

7 класс. Структура книги и использование ее справочного аппарата при чтении.

ежегодно

8

8 класс.

Методы самостоятельной работы с литературой.

ежегодно

9

9 класс.

Сообщение, доклад, реферат.

ежегодно

5.Реклама ИБЦ

1

Создание фирменного стиля:

-эстетическое оформление библиотеки (включая мелкий ремонт помещения)

-подбор цветовой композиции и оригинального стиля для оформления выставок, разделителей.

-озеленение библиотеки.

2015

Библиотекарь

2

3.

постоянно

3

Реклама о деятельности центра:

-устная (во время перемен, на классных собраниях)

-наглядная (информационные объявления о мероприятиях, проводимых библиотекой)

ежегодно

4

постоянно

6. Повышение квалификации

1

Работа по самообразованию:

- освоение информации из профессиональных изданий;

- использование опыта лучших школьных библиотекарей.

Ежегодно

Библиотекарь

2

Посещение семинаров, участие в районных МО, присутствие на открытых мероприятия.

По плану работы РМО библиотекарей Петропавловского района.

3

Ведение странички на сайте школы в сети Интернет.

2015-2019

4

Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

2015-2019

5

Повышение качества библиотечно-информационных услуг на основе новых технологий.

2015-2019

7.Взаимодествие с библиотеками района

1

Использование обменно-резервного фонда библиотек школ района

2015-2019

Библиотекарь

2

Совместная работа по подготовке и проведению Недели детской книги.

Ежегодно



© 2010-2022