- Преподавателю
- Другое
- Программа развития библиотеки МКОУ Петропавловской СОШ на 2015-2019 год
Программа развития библиотеки МКОУ Петропавловской СОШ на 2015-2019 год
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Олейникова Л.И. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа
Утверждена
Директор школы
_______________ Коржов Е. И.
«__31» _августа 2015
Программа развития
ШКОЛЬНОЙ библиотеки
(примерная)
«Современный школьный
информационно-библиотечный центр МКОУ Петропавловской СОШ»
2015 г
СОДЕРЖАНИЕ.
-
Актуальность
-
Паспорт программы.
-
Наименование программы.
-
Заказчик программы.
-
Юридический адрес.
-
Контакты.
-
Нормативно-правовая база.
-
Руководитель программы.
-
Разработчики программы.
-
Реклама деятельности.
-
Сроки реализации программы.
-
-
Концепция программы.
-
Цели и задачи программы
-
Основные направления программы
-
Ожидаемы результаты программы.
-
Система организации контроля за исполнением программы.
-
Ресурсное обеспечение программы.
-
Этапы реализации программы
-
-
Информационная справка о школьной библиотеке.
-
Используемая литература
-
План мероприятий по реализации программы развития ИБЦ МКОУ Петропавловской СОШ № 16 на 2015-2019 гг.
I. АКТУАЛЬНОСТЬ
В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (в данном случае государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система - Школа - Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационного центра.
II. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
2.1. Наименование программы:
«Современный школьный информационно-библиотечный центр"
2.2. Заказчик программы:
Администрация муниципального казённого общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа
2.3. Юридический адрес:
Село Петропавловка, улица Туркенича, дом 29.
2.4. Контакты:
Телефон:
e-mail:
2.5. Нормативно-правовая база Программы:
-
Федеральная программа развития образования.
-
Национальная стратегия «Наша новая школа».
-
«Закон об образовании РФ».
-
Федеральный государственный образовательный стандарт.
-
Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.
-
Закон РФ "О библиотечном деле".
-
Закон РФ "Об информации".
-
Программа развития МКОУ Петропавловская СОШ на ………
2.6. Руководитель программы:
Коржов Е.И.-директор МКОУ Петропавловской СОШ.
2.7. Разработчики программы:
-
Олейникова Л.И..-зав. библиотекой;
2.7. Реклама деятельности:
-
На районных семинарах
-
На педсоветах
-
На школьном сайте
-
В библиотеке
Формы рекламной деятельности:
-
доклады и сообщения
-
буклеты, списки, листовки
-
информация в интернете
2.8. Сроки реализации программы: 2015-2019 г.
III. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
-
Цели и задачи программы:
Цели:
Создание качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания учащихся, родителей, преподавателей на основе новых информационных технологий, сетевых информационных технологий.
Задачи:
1. Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки средствами вычислительной и организационной техники, позволяющими внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации.
2. Увеличение количества читателей, формирование у них информационной культуры, повышение уровня общеобразовательной подготовки в области современных ИКТ.
3. Создание банка данных программно-педагогических средств для использования ИКТ в учебном процессе.
4. Развитие на базе школьной библиотеки - медиатеки.
5. Дистанционное обучение учителей и учащихся.
6. Размещение информации в разделе «Библиотека» на сайте школы.
3.2. Основные направления программы.
1. Создание нормативной базы ИБЦ.
2. Создание материально-технических условий.
3. Привлечение в ИБЦ новых пользователей.
4. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.
3.3. Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
-
увеличение читательской активности:
на 5 % - рост выдачи ресурсов,
на 7 % - рост информационных запросов,
на 3 % - рост посещаемости веб-ресурсов библиотеки...; -
50% учащихся и 100 % педагогов обеспечены свободным доступом в Интернет и возможностью работы с веб-серверами в условиях образовательного учреждения;
-
Создание условий для получения информации и самообразования учащихся и педагогов
5 % - рост пользователей электронных каталогов,
5 % - рост пользователей виртуальной справкой; -
Создание банка данных программно-педагогических средств для использования ИКТ в учебном процессе.
-
Пополнение раздела «Библиотека» на сайте школы.
-
Создание на базе библиотеки информационного бюллетеня.
3.4. Система организации контроля за исполнением Программы:
1. Выполнение мероприятий программы.
2. Контроль за качеством выполнения мероприятий программы.
-
Предварительный (входной контроль всех видов ресурсов, проверка готовности к работе...)
-
Текущий
-
Поэтапный
-
Итоговый
3.5. Ресурсное обеспечение реализации программы:
1. Научно-методическая поддержка программы осуществляется:
-
Администрацией МКОУ Петропавловской СОШ
2. Источники финансирования:
-
Бюджетные средства.
3.6. Этапы реализации программы.
1. Этап. Формирующий - (2015 год):
Разработка текста программы. Привлечение пользователей.
Материально - техническая база.
1. Дооборудование помещения.
2. Приобретение недостающей оргтехники.
3. Пополнение фонда медиа ресурсов.
5. Внедрение в работу программы библиотечной системы АИБС «МАРК- SQL» с последующей корректировкой, что позволит ускорить обслуживание читателей, учет и обработку фонда, осуществить перевод каталогов с бумажных носителей на электронные.
6. Комплектация фонда художественной, методической и учебной литературой.
2. Этап. Основной, организационный (2016-2019):
Реализация ведущих направлений программы. Осуществление промежуточного контроля их реализации.
Включение библиотечного центра в управленческую систему школы. С целью повышения интегрирования ИБЦ в единое информационное пространство школы как её структурного подразделения.
Основная задача библиотеки на этом этапе:
-
Отладка механизмов взаимодействия всех участников образовательного процесса и использования всех имеющихся ресурсов.
-
Создание системы мониторинга позволяющего взаимодействовать всех участников образовательного процесса с использованием имеющихся ресурсов.
Информационные ресурсы будут использоваться.
1. В проектной деятельности.
2. На уроках.
3. В кружковой деятельности.
4. Во внеклассной работе.
5. При подготовке к урокам.
3 этап - Аналитический. (2019 год):
Подведение итогов и анализ результатов реализации программы. Подготовка текста новой программы развития библиотеки.
На этом этапе библиотека ставит перед собой следующие задачи:
-
Развивать заложенные основы использования медиа ресурсов в образовательной практике школы;
-
Составление комплексных планов работы;
-
Организация консультационной работы;
-
Налаживание связей с другими организациями;
-
Создание единых информационных ресурсов;
-
Разработка и внедрение инновационных форм работы;
-
Обобщение и распространение опыта;
-
Подведение итогов и анализ реализации программы;
-
Подготовка текста новой программы развития библиотеки.
IV. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
-
Дата создания библиотеки: 1965 год
-
Помещение библиотеки: 90 кв.м.,
-
Режим работы: 8-00. - 16-00, суббота: 8.00- 13.00, выходной- воскресенье.
-
Кадровое обеспечение: 1 ставка - педагог - библиотекарь.
-
Техническое оснащение, его использование:
-рабочее место библиотекаря: 1 компьютер, 1 сканер, 1 принтер. -
-место для работы посетителей: 14 посадочных мест.
-
Объем и состав фонда: основной 39769 экз., учебники -16 542 экз., медиаресурсы- 100 экз.
-
Количество читателей - 600 ч.
-
Количество посещений: 3635
-
Количество книговыдач: 3270
-
Количество наименований подписных изданий, их направленность: в 2015 г. выписывались 4 наименования газет и журналов.
-
Состав читателей: учащиеся, педагоги, выпускники, педагоги сельских школ района..
-
Используемые формы работы: проектная деятельность, общешкольные мероприятия (2 раз в год)- литературные гостиные, интеллектуальные игры ;часы поэзии, библиотечные уроки, книжные выставки, рекомендательные списки, буклеты, громкое чтение, презентации книг, встречи с поэтами и писателями Петропавловского края, посещение заседаний литературного клуба « Отчий край».
-
Взаимодействие с другими учреждениями: с МКУ «Межпоселенческая библиотека Петропавловского муниципального района», с Петропавловской детской библиотекой - посещение мероприятий, проведение совместных мероприятий, с школьным музеем «Русская изба» и др. учреждениями в рамках проектной деятельности.
-
Взаимодействие с педагогами-предметниками в совместных проектах: с учителями истории, технологии, ИЗО, музыки, физики, химии, русского языка и литературы.
Составление программы развития библиотеки обусловлено изменением роли школьной библиотеки в учебно-воспитательном процессе и повышением её статуса.
Общение с читателями составляет значительную часть работы школьной библиотеки.
Приоритетным тематическим направлением работы библиотеки считается пропаганда библиотечно-библиографических знаний. Оно включает ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки , привитие учащимся навыков независимого пользователя, т.е. проведение библиотечных уроков, где ребят учат пользоваться словарями, справочниками, каталогами, картотеками, помогут быстро и оптимально извлекать нужную информацию, что позволит реализовывать образовательную функцию школьной библиотеки. В соответствии с отдельным планом всего за учебный год было проведено 10 библиотечных уроков.
За период прошедшего учебного года в библиотеке было оформлено 20 книжных выставок.
V. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Волобуева М.Ю. Методические рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки / М.Ю.Волобуева. - // Школьная библиотека. - 2010. - №8. - С.27-29.
2. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ /Е.Н.Ястребцева. - М.: БМЦ, 2002.
Интернет-ресурсы
-
websib.ru/noos/director/books/1.html - Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения
-
lifereflex.blogspot.com/2010/09/blog-post.html - Подъяпольская О. Школьная библиотека - курс на планирование, осуществление и... развитие!!!
-
lib.1september.ru/view_article.php?id=201001104 - Лякина Г. Еще раз о проектах в школе и библиотеке
-
lib.1september.ru/view_article.php?ID=200900410 - Кондрашова С. Модернизируем нашу библиотечную среду
-
eos.ru/eos_delopr/eos_law/detail.php?ID=29681 - Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.(проект)
-
План мероприятий по реализации программы развития ИБЦ
МКОУ Петропавловской СОШ на 2015-2017 гг.
№ п/п
Мероприятие
Срок
Исполнители
Ожидаемый результат
1.Создание нормативной базы информационно-библиотечного центра школы.
1
Создание нормативной базы библиотечно-информационного центра школы. Внесение дополнений в Положение о школьной библиотеке.
2015
Библиотекарь
2
Создание материально-технических и кадровых условий для развития библиотеки
а) прохождение библиотекарем
курсов по информационным технологиям
2015
2016
Зам. директора по УР
3
Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним:
а) списание устаревшей литературы;
б) обновление фонда художественной литературы;
в) пополнение учебного фонда, медиатеки;
г) обеспечение доступа в «Интернет» в школьной библиотеке;
д) создание страницы «ИБЦ на сайте школы;
е) проведение библиотечных уроков с использованием ИКТ.
г) предоставление массовой и индивидуальной информации о новых книгах, о поступлениях книг, цифровых образовательных ресурсов.
2015-
2019
Библиотекарь
Доступность и востребованность информации всеми участниками образовательного процесса
4
Автоматизация библиотечных ресурсов
а) установка программного обеспечения «Автоматизированная информационная библиотечная система 1С «Библиотека» версия для школьных библиотек»;
б) создание электронного каталога библиотечного фонда;
в) обеспечение справочно-библиографического обслуживания в автоматизированном режиме
2015
2016
2015-
2019
Библиотекарь
Объединение всех компьютеров ОУ в единую локальную сеть
создание электронного каталога
5
Издание электронного сборника открытых уроков, элективных курсов, разработанных педагогами школы
2015-2019
Педагоги школы.
Повышение уровня информированности учащихся и их родителей в предоставлении школой образовательных услуг. Отбор лучших уроков, программ.
6
Внедрение необходимых программ
2016
Системный администратор.
7
Активизация участия школьной библиотеки в работе Интернет-конференций, расширение круга сотрудничества с библиотеками российских школ
2015-2019
Библиотекарь
Активизация и повышение темпов инновационного развития библиотеки школы и школьного информационно-методического центра
8
Создание и пополнение единого каталога электронных учебных пособий, а также художественной литературы
2016
Библиотекарь
Наличие единого каталога электронных учебных пособий.
9
Заключение договоров с торгующими организациями на поставку учебной литературы, на ознакомление с новыми УМК
Ежегодно
Директор школы, библиотекарь
Информированность педагогов о новых УМК, 100 % обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования и науки РФ
10
Участие библиотеки и её читателей в конкурсном движении
2015-2019
Библиотекарь
Рост активности и результативности участия в конкурсах различного уровня
11
Проведение классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание школьников
Ежегодно
Классные руководители,
библиотекарь
Повышение эффективности воспитательной работы с учащимися
12
Участие в разработке воспитательных программ, в работе методического объединения классных руководителей
Ежегодно
Классные руководители, библиотекарь
Повышение эффективности воспитательной работы
13
Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления.
Ежегодно
май-июнь
Список учебников, оформление стенда.
2.Формирование фонда ИБЦ
1
Разработка плана мероприятий по совершенствованию библиотечных технологий на базе использования современных компьютерных средств (на основе анализа работы ИБЦ, программы развития ОУ)
2015
Библиотекарь
Повышение эффективности работы ИБЦ
2
Своевременное проведение обработки и регистрации в электронном каталоге поступающей литературы
По мере поступления
Библиотекарь
3
Обеспечение свободного доступа читателей к фонду библиотеки
Постоянно
Библиотекарь
4
Выдача изданий читателям.
Постоянно
Библиотекарь
5
Соблюдений правильной расстановки фонда на стеллажах.
Постоянно
Библиотекарь
6
Систематическое наблюдение за своевременным возвратом библиотечно-информационный центр выданных изданий
Постоянно
Библиотекарь
7
Ведение работы по сохранности фонда.
Постоянно
Библиотекарь
8
Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей.
Постоянно
Библиотекарь
3.Расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий.
1
Активизация использования баз данных пользователями общеобразовательного учреждения за счет возможностей локальной сети
2015-2019
Библиотекарь
Повышение эффективности учебно-воспитател. работы
2
Участие в проведении совместных исследовательских проектов, акций, презентаций, выставок (указать конкретные мероприятия, сроки, ответственных)
2015-2019
Библиотекарь
3
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку.
По мере поступления
Библиотекарь
4
Развитие отношений с партнерами из внешней среды (на основании анализа
работы БИЦ, программы развития МКОУ Петропавловской СОШ)
2015-
2019
Администрация МКОУ Петропавловской СОШ. Библиотекарь
5
Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей - предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.
Ежегодно
Библиотекарь
6
Инициирование проведения на базе БИЦ культурно-массовых мероприятий
Неделя детской книги
Ежегодно
Библиотекарь
7
Размещение информационного стенда, создание буклета, проведение выставок в целях рекламы предоставления информационных, библиотечных услуг ИБЦ (в соответствии с планом работы МКОУ Петропавловской СОШ )
2015-2019
Библиотекарь
4.Работа по пропаганде ББЗ
Формирование информационной грамотности учащихся
1
1класс.
- Знакомство с библиотечно-информационным центром.
- Правила пользования и правила обращения с книгой
ежегодно
Библиотекарь
2
2класс.
- Структура книги.
- Газеты и журналы для младшего школьного возраста.
ежегодно
3
3класс.
-Как читать книги.
Выбор книги в библиотеке. - Компьютер в библиотеке, кассеты, диски.
ежегодно
4
4 класс. Справочная литература.
Научно-познавательная литература для детей.
ежегодно
5
5 класс.
Как построена книга.
ежегодно
6
6 класс.
Выбор книг в библиотеке.
ежегодно
7
7 класс. Структура книги и использование ее справочного аппарата при чтении.
ежегодно
8
8 класс.
Методы самостоятельной работы с литературой.
ежегодно
9
9 класс.
Сообщение, доклад, реферат.
ежегодно
5.Реклама ИБЦ
1
Создание фирменного стиля:
-эстетическое оформление библиотеки (включая мелкий ремонт помещения)
-подбор цветовой композиции и оригинального стиля для оформления выставок, разделителей.
-озеленение библиотеки.
2015
Библиотекарь
2
3.
постоянно
3
Реклама о деятельности центра:
-устная (во время перемен, на классных собраниях)
-наглядная (информационные объявления о мероприятиях, проводимых библиотекой)
ежегодно
4
постоянно
6. Повышение квалификации
1
Работа по самообразованию:
- освоение информации из профессиональных изданий;
- использование опыта лучших школьных библиотекарей.
Ежегодно
Библиотекарь
2
Посещение семинаров, участие в районных МО, присутствие на открытых мероприятия.
По плану работы РМО библиотекарей Петропавловского района.
3
Ведение странички на сайте школы в сети Интернет.
2015-2019
4
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
2015-2019
5
Повышение качества библиотечно-информационных услуг на основе новых технологий.
2015-2019
7.Взаимодествие с библиотеками района
1
Использование обменно-резервного фонда библиотек школ района
2015-2019
Библиотекарь
2
Совместная работа по подготовке и проведению Недели детской книги.
Ежегодно