- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа факультатива «Друзья природы»
Рабочая программа факультатива «Друзья природы»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Черная А.А. |
Дата | 14.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа факультатива «Друзья природы» составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г;
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана Граф, 2011 г.
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010 г.;
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Моя первая экология» Самковой В. А.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика курса.
«Друзья природы» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естествонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.
Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.
Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
Содержание рабочей программы «Друзья природы» направлено на:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса «Друзья природы» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
ценностно-ориентационная сфера - сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
познавательная сфера - наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;
трудовая сфера - владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
эстетическая сфера - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
сфера физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
В результате реализации программы обучающиеся должны:
1.Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
2.Овладеть основными экологическими терминами;
3.Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
4.Научиться делать заключение на основе наблюдений;
5.Уметь работать индивидуально и в группе;
6.Быть способными отстаивать свою точку зрения;
7.Выполнять правила поведения в природе;
8.Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
9.Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
10. Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
11. Уметь изготовлять экологические памятки.
Ценностные ориентиры содержания программы
1.Развитие у младших школьников эстетического восприятия окружающего мира;
2.Формирование представлений о природе как универсальной ценности;
3.Развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
4.Развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
5.Формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
6.Вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Место курса в учебном плане
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-2 классов. Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 2 часа в неделю. В 1-2 классах всего 72 часа в год. ( 36 недель в год).
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Друзья природы» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России.
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Материалы для учителя:
Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2004
Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: 5 за знания, 2009
Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. - М.: Сов.энциклопедия, 1985
Календарно - тематическое планирование.
Второй год обучения.
№ занятия
Тема занятия
Количество часов
1.
Формирование кружка, составление плана работы на год.
1 час
2.
Понятие об экологии. Природа и мы.
1 час
3.
Экскурсия в осенний лес.
1 час
4.
Изучение состояния окружающей среды.
« Разноцветная осень».
1 час
5.
Лес и человек. Значение леса в природе и жизни человека.
1 час
6.
Влияние на здоровье людей достижений цивилизации.(транспорт, производство).
1 час
7.
Береги свой лес, поле, речку.
1 час
8.
Кедр - жемчужина наших лесов.
1 час
9.
Правила поведения в лесу.
1 час
10.
Охрана растений.
1 час
11.
Охрана животных.
1 час
12.
Кроссворды, загадки, пословицы, поговорки о природе.
1 час
13.
Игра - викторина: « В гостях у Природы».
1 час
14.
Занятие - игра: « Путешествие в страну её величества воды».
1 час
15.
Беседа: « Мы и природа».
1 час
16.
Занятие: « Наша Земля - наш дом».
1 час
17.
Игра - занятие: « В мире птиц».
1 час
18.
Наблюдения за природными явлениями.
1 час
19.
« Хлеб всему голова».
1 час
20.
Игра « В мире животных».
1 час
21.
« Насекомые», что мы знаем о них?
1 час
22.
Осторожно, Ртуть!
1 час
23.
« Планета заболела».
1 час
24.
Надо ли охранять поверхность Земли?
1 час
25.
Загрязнение водоёмов.
1 час
26.
« Богатства, которые невозможно восстановить».
1 час
27.
« Арктика и человек».
1 час
28.
« Горы, которых не должно быть».
1 час
29.
Диспут: « Как живут наши меньшие друзья в неволе».
1 час
30.
« Пустыня и человек».
1 час
31.
Викторина вопросов и ответов « Посмотри вокруг».
1 час
32.
Охрана почвы.
1 час
33.
Народные приметы о природе.
1 час
34.
Разработать памятку о правилах поведения в лесу.
1 час
35.
Тундра и человек.
1 час
36.
Лес - дом для зверей, а мы гости в нём.
1 час
37.
«Что такое Красная книга?»
1 час
38.
Заповедники и заказники нашей страны.
1 час
39.
Степи и человек.
1 час
40.- 41.
Кормление птиц зимой.
Изготовление кормушек.
2 часа
42.
Экскурсия в город: « Панорама зимнего города».
1 час
43.- 44.
Изготовление скворечников.
2 часа
45.- 46.
Выпуск стенгазеты « Экологический вестник».
2 часа
47.- 48.
Оформление альбома « Птицы зимой».
2 часа
Раздел 2. « Неживое в природе».
49.
Неживая природа.
1 час
50.
Солнце - большая звезда.
1 час
51.
Звёздное небо.
1 час
52.
На воде. Правила безопасного поведения на воде.
1 час
53.
Водные богатства.
1 час
54.
Формы земной поверхности.
1 час
55.
Ориентирование на местности.
1 час
56.
Горизонт. Линия горизонта.
1 час
57.
В гости к весне.
1 час
58.
Этот загадочный мир - Космос.
1 час
59.
Есть ли жизнь на Марсе? Диспут.
1 час
Раздел 3. « Живое в природе…»
60.
Поведение диких животных после зимы.
1 час
61.
Особенности ухода за домашними животными.
1 час
62.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
1 час
63.
Викторина « Собаки - наши друзья».
1 час
64.
« Норка» - удивительный зверёк.
1 час
65.
Куница - осторожный охотник леса.
1 час
66.
Ласка - загадочный зверёк.
1 час
67.
Рысь - красивая кошка тайги.
1 час
68.
Обобщающее занятие о животных.
1 час
Раздел 4. « Мы и проект».
69.
Экологический проект « Человек и его деятельность».
1 час
70.
Выпуск стенгазеты - обращения « Берегите природу!».
1 час
71.
Конкурс рисунков на тему: « Природа и человек».
1 час
72.
Акция «Сохраним первоцвет».
1 час
Итого:
72 часа