Гений земли русской (М. В. Ломоносов)

Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима масштабность личности М.В. Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе. Данная методическая разработка помогает в изучении жизни и научной деятельности Михаила Васильевича Ломоносова. Ее можно использова...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 38

г.Шахты Ростовской области»







«Гений земли русской»

(к 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова)




Учитель информатики: Румянцова

Людмила Валерьевна


Какая польза тем, что в старости глубокой

И в тьме бесславия кончают долгой век!

Добротами всходить на верьх хвалы высокой

И славно умереть родился человек.

М. В. Ломоносов.

Та мира и Селим (1750)

Эти строки Михаила Васильевича Ломоносова - эпиграф ко всей его жизни. Физик и химик, географ и астроном, историк и геолог, лингвист и поэт... Где только не проявил свои таланты этот выдающийся человек!

(слайд 4) Великий ученый, ставший гордостью своей Родины, родился 19 ноября 1711 года на севере России в рыбацкой деревушке Денисовка (Мишанинская) близ Холмогор Архангелогородской губернии, у «черносошного» крестьянина (государственный крестьянин, плативший государству налог с каждой крестьянской души мужского пола) Василия Дорофеевича и его жены Елены Ивановны Ломоносовых.

(слайд 5) Детство Михаила прошло в нелегком труде. Когда мальчику исполнилось 10 лет, его отец стал брать с собой в качестве юнги. Впечатления от плаваний, охоты на тюлений, новых мест и людей были столь сильными, что оставили след на всю жизнь. Скорее всего, именно в это время, пробудилась у мальчика неистребимая любознательность, превратившаяся в жажду знаний.

(слайд 6) Помогая отцу, Михайло убеждался, что помору необходима грамотность, без нее вести дела очень трудно. Это понимал и отец. Он договорился об обучении сына «российской грамоте» у дьячка местной церкви Сабельникова. Маленький Михаил получил новый источник впечатлений от чтения церковных книг. Все свободное время он проводил за чтением, любил беседовать со стариками, помогал односельчанам составлять прошения и письма. В доме богатого соседа Ломоносовых Христофора Дудина, сына холмогорского священника, нашлись две книги - славянская «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого. Они произвели серьезное впечатление на Михаила. «То были врата учености моей», - признавался он впоследствии.

В девятилетнем возрасте Михаил лишился матери. После этого отец еще дважды женился. Вторая мачеха не понимала пасынка и по своему крестьянскому разумению полагала чтение книг пустым делом, отвлекающим от труда и поморского промысла.

Несмотря на то, что единственному сыну предстояло наследовать дело отца, в душе юноши крепло желании посвятить жизнь наукам и все домашние дела складывались так, что у Михаила к 19 годам созрело решение покинуть отчий дом. Направление было выбрано на Москву по проторенному земляками пути, куда зимой они возили мороженую рыбу. (слайд 7) И в декабре 1930 г. деревенский юноша из родной деревни вместе с рыбным обозом отправился пешком в Москву, чтобы попасть в учебное заведение, куда принимались исключительно «дети дворянского и духовного звания».

(слайд 8)15 января 1931 года он оказался в Москве. Скрыв свое крестьянское происхождение, Михаил был принят в Спасские школы (так называли Славяно-греко-латинскую академию), где ему пришлось учиться с ребятами 8-10 лет, (слайд 9) терпеливо снося насмешки: «…на уроках в академии малые ребята кричали и перстами указывали: смотри-де, какой болван, лет в двадцать пришел латыни учиться…».

Благодаря своим выдающимся способностям и настойчивости, Ломоносову удается в течение одного сдать экзамены за 3 младших класса и успешно закончить обучение в Академии. (слайд 10) В ноябре 1735года Славяно-греко-латинская академия по указу Сената должна была отобрать 20 лучших своих учеников для продолжения обучения в Академическом университете Петербурга. Удалось найти лишь 12 учеников, отвечающих всем требованиям. Среди них оказался и Михаил Ломоносов.
Через два месяца эти 12 человек прибыли в Петербург и были зачислены студентами при Академии без жалованья «на академическом коште». Именно здесь начался новый важный этап в жизни и творчестве юноши, где окончательно определились его научные интересы и склонности.

(слайд 11) В сентябре 1736 года Ломоносова и нескольких студентов отправили в Германию для обучения на философском факультете Марбургского университета, где студенты изучали естественные науки. Михаил много времени отдавал самостоятельному изучению теории стихосложения, бытующей в Германии.

(слайд 12) По предписанию Петербургской Академической канцелярии студенты должны были присылать с Академию образчики своих знаний. За 3 года обучения в Марбургском университете Ломоносовым были отправлены диссертации, посвященные физическим проблемам.

(слайд 13) В эти же годы Ломоносов начал разрабатывать теорию русского стихосложения. В 1739 году написал первую оду «На взятие Хотина» и составил «Письмо о правилах российского стихотворства».

(слайд 14) 26 Мая 1740 года Михайло Ломоносов обвенчался в церкви реформатской общины Марбурга с Елизаветой Христиной Цильх, которая родила ему дочь, получившую при крещении имя Екатерина Елизавета.

(слайд 15) В июне 1741 года, после почти пятилетнего пребывания за границей, полный сил и энергии Ломоносов возвращается в Россию и приступает к работе в Петербургской Академии наук, где и служит до конца своей жизни.

Необузданное по отношению к академическим иностранцам поведение Ломоносова вызвало сильнейшее негодование профессорского состава, которые сперва исключили его из Академического собрания, а позже подали на него общую жалобу. (слайд 16) В это время Михаил Васильевич пишет свою первую оду новой императрице по поводу ее возвращения в Петербург. Как и предыдущие стихотворные произведения, эта ода была отмечена Елизаветой и эта благосклонность спасла его от грозивших ему наказаний и ссылки в солдаты. Но, в мае 1743 года, вызванный по жалобе профессоров следственной комиссией, он не явился на заседание, за что был посажен под арест. А после, из-за болезни, был переведен под домашний арест.

В течение этого года Ломоносов бедствовал, так как жалованье ему не выплачивалось, в Академии не было денег.

В январе 1744 года Михаил подписывает текст извинения, представленный ему на латинском языке Академическим собранием. А с июля ему начали выплачивать полное жалование.

В этот год Ломоносов начал изучение грозовых явлений и написал две диссертации по физике, уровень которых позволял претендовать на профессорское звание, а в апреле 1945 года он подал в канцелярию прошение о присвоении ему звания профессора химии с «надлежащим» окладом. Но, в подтверждение его знаний, академики попросили Михаила написать научную работу о металлах. (слайд 17) С которой ученый с успехом справляется, за что императрица Елизавета подписала указ о присвоении Ломоносову звания профессора химии.

Став профессором химии, Ломоносов стал добиваться создания химической лаборатории, не забросил занятия по физике со студентами, продолжает писать стихотворные оды.

Выпускники Петербургского университета никаких чинов, как и не получали их петербургские академики. Поэтому дворяне вынуждены были отдавать своих детей в Сухопутный шляхетский корпус, чтобы по его окончании получить офицерский чин и пойти служить в армию.

(слайд 18) Видя все это, Ломоносов задумал основать университет в Москве, в котором будут обучаться представители всех сословий.

12 января 1755 года Елизавета подписала «Указ об учреждении в Москве университета». Ему был отведен дом бывшей дворцовой аптеки в том месте, где сейчас находится Государственный Исторический музей.

Несмотря на свою загруженность, Ломоносов успевал руководить делами свой фабрики, где наряду с мозаичными картинами изготовляли бисер, пронизки и другие изделия из стекла, продолжал физико-химические явления, написал учебник по гонному делу, который имел большое значение для русской горнозаводской промышленности.

(слайд 19: ссылки по картинкам на каждое направление деятельности) С самого начала деятельность Ломоносова отличалась важными для русской науки начинаниями в различных областях науки:

  1. Русский язык и литература

Научное наследие Михаила Васильевича поистине неоценимо. Не менее велики его заслуги перед русской литературой. Ломоносов разработал правила русского языка, составил книги «Русская грамматика», «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе», написал «Правила российского стихотворства», «Руководства к красноречию», большое количество од и многое другое.

О своем писательском труде Ломоносов отзывался скромно: «Стихотворство - моя утеха, физика - мои упражнения».

  1. Металлургия и геология

Особое место в творчестве Ломоносова занимает геология, минералогия и горное дело. Он занимается составлением каталога камней и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры Академии наук, им были заложены основы минералогической терминологии. Написал учебники «Первые основания горной науки», «Первые основания металлургии, или рудных дел». Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых.

  1. Художественная культура

Древняя Русь знала искусство мозаики, но впоследствии секреты мастерства были утрачены. И ученый-художник решил возродить древнюю технику на современной почве, используя новейшие достижения естественных наук. Он открыл секрет изготовления смальты и наладил ее изготовление. Открыл мозаичную мастерскую, где изготовил более 40 мозаичных картин. Одна из самых известных - «Полтавская баталия». Над ней работали сам Ломоносов и 7 его помощников. Ее размеры 6,5х5 м. Сейчас она находится в здании Академии наук в Петербурге. Был избран почетным членом Петербургской Академии художеств. Открытия Ломоносова в данной области создали широкие возможности для развития российской стекольной промышленности.

  1. География

Большой вклад внес Ломоносов и в географию: он составил «Полярную карту», разработал приборы для морского кораблевождения, доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды), доказал возможность Северного морского пути в Индию и многое другое.

  1. Физика

В многосторонней научной деятельности Ломоносова физика занимает особое место. Она была первой областью его научных интересов. Михаил сконструировал термометр и среди многих открытий ученого было и открытие закона сохранения материи

  1. Химия

Став профессором химии Ломоносов еще настойчивее стал добиваться создания химической лаборатории, о необходимости которой он неоднократно писал, начиная с 1742 года. Михаил Васильевич считал химию своей основной специальностью и, как никто другой в России, понимал, что без лаборатории, без возможности химических экспериментов химическая наука развиваться не может. В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик

  1. Астрономия

Важнейшим достижением Ломоносова в астрономии было описание открытия атмосферы Венеры. Ее прохождение по диску Солнца он наблюдал в телескоп своей домашней обсерватории. Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света»

  1. История

Ломоносов-историк всегда на стороне тех событий, которые вели к укреплению единства России, его государственного могущества. Он написал «Древняя российская история…», «Записки Русской истории», составил «Краткий Летописец с родословием» и многое другое.

Достигнутое им достойно было деятельности целой Академии.

В конце декабря 1761 года Елизавета умерла и Ломоносов остался без покровителя при дворе. Он пишет Екатерине II прошение, в котором просит наградить его чином статского советника и уволить от академической службы с пожизненной пенсией. Через два года это прошение было удовлетворено, однако спустя 11 дней Екатерина отменяет свой указ. Михаил Васильевич остается в академии, но в конце года все же производит его в статские советники.

В октябре этого года Ломоносов за свои мозаичные работы торжественно был избран почетным членом Академии художеств.

К 1764 году слава ученого достигает зенита. В мае 1760 года его избирают почетным членом Шведской Академии наук, а в марте 1764 - почетным членом Блонской Академии. В 1765 году кандидатуру Ломоносова собирались представить в Парижскую Академию, но было уже поздно. (слайд 20) 4 апреля 1765 года, «после припадка своей прежней болезни, который у него сделался от простуды» Михаил Васильевич Ломоносов скончался у себя дома на Мойке. 18 апреля его похоронили при большом стечении народа на Лазоревском кладбище Александро-Невской лавры. На его могиле установлен сделанный в Италии памятник из каррарского мрамора.

15 апреля в Академическом собрании, неприятно для недоброжелателей, прозвучали слова:

«Нет больше человека, имя которого составит эпоху в анналах человеческого разума, обширного и ясного гения, объявшего и осветившего многие жанры одновременно…. Общество пользовалось его познаниями, ваши летописи воспользуются его славой, его будут читать повсюду, где найдутся люди просвещенные…»

Заслуги Ломоносова перед отечеством высоко оценены его потомками.

(слайд 30) Именем Ломоносова названы улицы и площади городов, имя Ломоносова носят университеты.

(слайд 31) Памятники ученому стоят во многих городах.

(слайд 32) За большие заслуги перед наукой, именем Ломоносова были названы орден и медаль.

(слайд 33) Среди придворных ловеласов,
среди награбленных наград
шел напроломно Ломоносов,
как в беломорских льдах фрегат,
Поэт, ученый и философ,
из мужиков аристократ.

Пришел он с моря. Был он морем
талантов разных и затей.
Мы никогда не переспорим
его стихов, его статей.
Е.Евтушенко










ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Большая Российская энциклопедия. Т.18. М.: Большая Российская энциклопедия, 2011.

  2. Меншуткин Б.Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова. М.-Л., 1947.

  3. Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов. М., 1987.

  4. Кузнецов Б.Г. Творческий путь Ломоносова. М., 1961.

  5. Читаем, учимся, играем. № 4, 2001.

  6. Читаем, учимся, играем. № 9, 2006.


© 2010-2022