• Преподавателю
  • Другое
  • Организация самостоятельной работы студентов в преподавании «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»

Организация самостоятельной работы студентов в преподавании «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Западный филиал РАНХиГС


Организация самостоятельной работы студентов В

ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»



Калининград 2015

Кузьменко К.А. Организация самостоятельной работы студентов: Методические рекомендации для студентов в преподавании дисциплины«Финансы . денежное обращение и кредит»

Данное методическое пособие содержит практические рекомендации по организации различных видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов, предусмотренных рабочей программой дисциплины«Финансы, денежное обращение и кредит» , и предназначено для практической помощи студентам.




Рассмотрена на заседании ПЦК

«Экономики и информационных технологий»

Протокол от 2015г.

Председатель ПЦК

_______________ Г,П, Зуева



Содержание

  1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы.

  2. Использование самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит».

  3. Используемая литература.





Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности студентов. Без нее невозможно полноценное образование: только упорный собственный труд и желание приобрести знания могут стать гарантией превращения студента в высококвалифицированного специалиста. Поэтому стимулирование самостоятельной, индивидуальной работы студентов представляется одним из основных направлений в совершенствовании современной системы образования. Под самостоятельной работой понимается такая работа, которая выполняется студентами по заданию и под контролем преподавателя, но без его непосредственного участия, в специально предоставленное для этого время. Самостоятельная работа проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и

- углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развития исследовательских умений.

При выполнении самостоятельной работы студент должен внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению. В методических указаниях по организации самостоятельной работы студентов предлагается методика самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины (или ее части) во внеаудиторное время. Это помогает студентам подготовиться к аудиторным занятиям и выполнить рекомендованные преподавателем задания

Вид работы: Подготовка к семинару.

Цель семинарского занятия - развитие самостоятельности мышления и творческой активности студент

По дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» проводится семинар- дискуссия. Он является информационно-исследовательским, проводится с целью закрепления новой информации, развития мышления студентов, овладения умением применять на практике знания, приобщения к исследовательской работе. Преподаватель ставит проблемные вопросы, студенты вступают в дискуссию.

  1. Методика подготовки к семинарским занятиям
    В процессе самостоятельной подготовки к семинарам студент может пользоваться различными источниками. К главным из них относятся: учебная программа, лекции по соответствующей теме, учебники и учебные пособия, планы семинарских занятий. Начало самостоятельной работы - это ознакомление с учебной программой. Приступая к подготовке к семинару по конкретной теме, студент должен подробно изучить соответствующий раздел программы курса, где в самом сжатом виде определены основные вопросы, дана их последовательность, а также указана рекомендованная учебная литература (основная и дополнительная). После подготовительной работы следует повторить материал лекции и прочитать планы семинарских занятий

    Продолжение самостоятельной работы - это изучение темы семинара по учебникам и учебным пособиям. Студент обязательно должен пользоваться наряду с лекционным материалом учебниками и учебными пособиями. Это важно и необходимо, так как в них ряд вопросов раскрыт более подробно, чем на лекции. Кроме того, лекция - это не пересказ учебника, поэтому эти два источника расширяют кругозор, пополняют базу знаний. При изучении конкретной темы по учебнику (или учебному пособию) принципиальное значение имеет умение правильно читать текст. В процессе чтения необходимо вырабатывать самостоятельные суждения, принимая или отвергая те идеи, которые изложены в учебниках. Остерегайтесь при этом пустых отрицаний, приводите аргументы, демонстрируйте на семинарах умение подтверждать свою позицию фактами, авторитетными соображениями специалистов. Порой попытка отвергнуть те или иные положения учебника ведет к их более глубокому пониманию и принятию их как истинных

    Наряду с основным материалом при подготовке к семинару можно пользоваться дополнительными источниками: специальной научной, научно-популярной, справочной, публицистической литературой, а также материалами, размещенными в глобальной сети Интернет. Это определяющий этап самостоятельной работы, он очень сложен и важен так как самостоятельные суждения по изучаемой проблеме формируются именно здесь, в том числе в Вашем умении работать с научной литературой. Вам предстоит также поиск по каждой теме статей в научных журналах, например, в таких, как «Мировая экономика и международные экономические отношения». Публикуемые в периодической печати статьи и сообщения содержат четко и профессионально скомпонованный теоретический материал, отличаются оперативностью информации, обилием новых фактов и цифровых данных. При изучении материалов периодики обратите внимание на последние события, используйте актуальные фактические данные и статистические обзоры. После изучения основной и дополнительной литературы по конкретной теме наступает самый творческий этап подготовки к семинарским занятиям - самостоятельное обдумывание материала. На этом этапе окончательно осваивается материал, информация приобретает форму знаний, а продолжение этого процесса приводит к вызреванию и формированию выводов. Если по какому-либо вопросу существуют различные точки зрения, вы должны выбрать наиболее приемлемую и аргументировано отстаивать ее при обсуждении на семинаре. Завершающий этап подготовки к семинарам - это ответы на проверочные вопросы , которые помогут правильно осмыслить изученный материал и проверить приобретенные знания. Если пройдены все этапы самостоятельной работы, то на семинаре Вы сможете углубить понимание темы, задавая содержательные вопросы, отвечая на контрольные вопросы и вопросы других студентов, участвуя в дискуссии по различным научным проблемам, решая задачи и выполняя упражнения, готовя доклады и принимая в них участие. . Критерии оценки знаний студентов.

«5»

Выступление построено логично, студент полностью описал вопрос, привел примеры из практики применения законодательства, сформировал собственное видение проблемных аспектов рассматриваемого вопроса, грамотно ответил на дополнительно заданные вопросы.

«4»

Полностью освоен рассматриваемый вопрос, грамотно ответил на часть дополнительных вопросов.

«3»

Слабо рассмотрен поставленный вопрос. Студент сформировал ответы на дополнительные вопросы. Не умеет сформировать собственное видение проблемных аспектов рассматриваемого вопроса.

«2»

Подготовлен ответ без учета рекомендаций. Не ответил на дополнительные вопросы.

Тема семинара «Принципы финансового контроля».

Вопросы

1. финансовый контроль как элемент управления финансами.

2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля.

3. Принципы финансового контроля.

4. Органы, осуществляющие финансовый контроль:

-счетная палата;

Президентский конгресс;

-министерство финансов РФ;

-органы казначейства;

-государственная налоговая служба.

5.Инвентаризация финансовых обязательств как форма финансового контроля.

Основные источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации(ГК РФ 2013 действ. Редакции).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации(НК РФ 2013г. действ. редак.)

3.Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ 2014г._

4.Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банк России)».

5.Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

6.Матраева Л.В и др. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для бакалавров бакалавров -М.: Дашков и К , 2015 - 304 с..

7.КовалёваТ.М.Финансы и кредит( +электронный учебник ,CD-ROM)

8.Сенчагова В.К.Финансы ,денежное обращение и кредит учебник\В.К.Сенчагова, А.И.Архипова.-2-е изд.,перераб. и доп.М.:Проспект,2011.-719.с.

Дополнительная литература: 1. Клейменов Я.С. Проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации [Текст] / Я.С. Клейменов //Административное и муниципальное право. - 2010. - № 6. -[7,стр.29-31] 2. Иванов М.Ю. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации: скрытый потенциал великой страны.// Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".-2013.-№4.- С.58-64 3. Романовский М.В., Врублевская О.В. . Финансы: Учебник для вузов. //М: Перспектива, Юрайт.-, 2010 г. [1,стр.122-123], [4,стр.127-133]

Интернет -ресурс.

Прграмма «Гарант; Консультант Плюс.

Сайт Банка Россииcbr.ru/

Сайт министерства финансов Российской Федерации minfin.ru/

Cайт федеральной налоговой службы nalog/ru/

Cайт Правительства Российской Федерации pravitelstvo.ga.ru/

Сайт информационный о российских и зарубежных банкахbanki.ru/

Тема семинара «Рынок ценных бумаг как источник формирования финансовых ресурсов в условиях рынка»

Вопросы.

  1. Рынок ценных бумаг. Методика покупки денежных средств на финансовом рынке.

  • Финансовый рынок, его функции

  • Функционирование рынка ценных бумаг.

  • Методика покупки денежных средств на рынке.

  • Участники рынка ценных бумаг.

  1. Ценные бумаги, их виды. Выпуск, размещение, перепродажа различного вида ценных бумаг. Роль первичного и вторичного рынка ценных бумаг.

  • Ценные бумаги. Денежные ценные бумаги и капитальные ценные бумаги (инвестиционные).

  • Первичный рынок ценных бумаг, его роль.

  • Вторичный рынок ценных бумаг.

  • Фондовая биржа - организационный рынок ценных бумаг.

  1. Акция - бессрочная ценная бумага.

  • Акция, ее характеристика, особенности, категории акций. Цена акций.

  • Простая акция, ее назначение. Получение доходов по ней.

  • Привилегированная акция, ее значение. Получение доходов по ней.

  • Именная акция и акция на предъявителя. Характеристика и особенности.

  1. Облигация - долговая ценная бумага.

  • Виды облигаций. Доходы. Получаемые по облигациям.

  • Облигации внутренних государственных займов.

  • Корпоративные облигации (облигация предприятий)

  • Облигации местных займов.

  1. Векселькак денежный документ, принимаемый при организации коммерческого кредитования.

  • Виды векселя. Доходы, полученные по векселю.

  • Депозитный и сберегательный сертификат. Назначение.

  1. Фондовые бумаги - производственные ценные бумаги.

  • Опционы, характеристика и назначение.

  • Фьючерсы, характеристика и назначение.

  • Ордера, характеристика и назначение.

  • Ваучеры, характеристика и назначение.

  • Варрант, характеристика и назначение.

Оновные источники:

1.Галанов В. А. Ценные бумаги: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с.

2Вавулин Д. А. Финансы и кредит: Учебное пособие- 2012. - № 8. - С. 41-50.

3Ф. Рынок ценных бумаг : учебник. - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2012. - 567 с.
4.Сребник Б.В. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие-М.; КноРус, 2013

Допалнительные источники:

  1. Игнатова Т. В. Роль рынка ценных бумаг в обеспечении эффективного развития региональной финансовой системы // Финансы и кредит. - 2011. - N 22. - С. 17-23.

  2. Купряжкин Д. А. Финансовый рынок как объект регулирования // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 1. - С. 345-351.

  3. Щербина О. Ю. Финансовый рынок : концепции перспектив развития // Экономические науки. - 2013. - N 1. - С. 355-360.

Информационное обеспечение:

Тема семинара.Структура кредитной и банковской систем Российской Федерации

Вопросы.

1. Организация кредитной системы России, ее особенности

2. Появление центральных банков в зарубежный странах .

3.. Центральный банк России и его операции

4. Становление центрального банка России в переходный период.

5. Специализированные банки.

6.Специализированные небанковские институты.

Основные источники:

1.Конституция Российской Федерации 2.Федеральный закон « О банках и банковской деятельности» 3.Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // "Собрание законодательства РФ", 15.07.2002, № 28, ст. 2790

4..Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы. //Деньги и кредит 2013. - с. 31 5.. Лаврушин О. И. Банковское дело: Современная система кредитования. - 2-е, доп.. - М. 2013: Кнорус. - 264 с. 6.Лаврушин О.И. Банковское дело: учебник - М.: КноРус, 2014-800с. 7.Матраева Л.В и др. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для бакалавров -Москва: Дашков и К , 2015 - 304 с.

Дополнительная литература:

1,Банковская система в современной экономике: учебное пособие / под. ред. проф. О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2011. - 360 с.

2.Крылова Л.В. Адекватность банковской системы требованиям международного финансового центра// Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2010. - № 10(34). - С.46-52.

3.Инвестиционный климат и международный финансовый центр в Москве: тенденции и перспективы: Монография /Под ред. В.Н.Алексеева и В.В.Ильина. - М.:Инфра-М, 2012. - 177 с. - (Научная мысль).

Интернет-ресурс

  • Сайт Банка России www .cbr.ru/

  • Сайт министерства финансов Российской Федерации minfin.ru/

  • Сайт федеральной налоговой службы nalog.ru/

  • Cайт Правительства Российской Федерации pravitelstvo.gov .ru/

  • Сайт информационный о российских и зарубежных банках banki.ru/

.Конституция Российской Федерации 2.Федеральный закон « О банках и банковской деятельности» 3.Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // "Собрание законодательства РФ", 15.07.2002, № 28, ст. 2790

4..Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы. //Деньги и кредит 2013. - с. 31 5.. Лаврушин О. И. Банковское дело: Современная система кредитования. - 2-е, доп.. - М. 2013: Кнорус. - 264 с. 6.Лаврушин О.И. Банковское дело: учебник - М.: КноРус, 2014-800с. 7.Матраева Л.В и др. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для бакалавров -Москва: Дашков и К , 2015 - 304 с.

Дополнительная литература:

1,Банковская система в современной экономике: учебное пособие / под. ред. проф. О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2011. - 360 с.

2.Крылова Л.В. Адекватность банковской системы требованиям международного финансового центра// Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2010. - № 10(34). - С.46-52.

3.Инвестиционный климат и международный финансовый центр в Москве: тенденции и перспективы: Монография /Под ред. В.Н.Алексеева и В.В.Ильина. - М.:Инфра-М, 2012. - 177 с. - (Научная мысль).

Интернет-ресурс

  • Сайт Банка России www .cbr.ru/

  • Сайт министерства финансов Российской Федерации minfin.ru/

  • Сайт федеральной налоговой службы nalog.ru/

  • Cайт Правительства Российской Федерации pravitelstvo.gov .ru/

  • Сайт информационный о российских и зарубежных банках banki.ru/

Вид работы :написание реферата.

Реферат - это краткое изложение основных положений книги, научной проблемы в письменном виде или форме публичного доклада, написанного по определенным источникам.

Цель написания рефератов - обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе факторов, почерпнутых из литературы.

Основные требования к реферату:

- Информативность изложения;

- Объективность, неискаженное изложение первичного текста;

- Точность передачи информации;

- Соблюдение единого стиля;

- Изложение в логической последовательности;

- Использование точного «литературного языка».

  1. Этапы работы над рефератом.

Первый этап - выбор темы.

Она не должна быть слишком общей, глобальной. Выбор должен отвечать личным познавательным интересам автора. Очень важны консультации и обсуждения темы с преподавателем, который должен оказать помощь в выборе темы.

Второй этап - подборка литературы и работа с ней.

Необходимо изучить литературу; целесообразно делать соответствующие выписки. Не следует забывать о записях полных библиографических сведений об изучаемой книге, т.к. необходимо для правильного оформления списка литературы.

Третий этап - составление плана написания реферата.

Реферат пишется по определенному плану. План - логическая основа реферата. Первоначальный план рекомендуется преподавателем. Однако при изучении этот вариант плана уточняется и совершенствуется. От правильного составления плана зависит структура и логическая связь его частей.

Четвертый этап - написание реферата по его структуре.

Работу рекомендуется писать сначала на черновике, на одной стороне листа с полями слева, чтобы делать дополнения. Излагать материал в реферате рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Сокращения слов не допускается. Исключения составляет общеизвестные сокращения и аббревиатуры.

  1. Структура учебного реферата.

  1. Введение.

  2. Основная часть (2/3 от всего объема)

  3. Заключение.

  4. Список использованной литературы.

Введение - должна быть обоснована актуальность темы, сформированы цели работы и основные вопросы. Дается краткая характеристика использованной литературы с точки зрения полноты освещения в ней избранной темы. Объем введения не должен превышать 1 - 1,5страницы.

Основная часть - необходимо достаточно полно и убедительно раскрыть все пункты плана, сохраняя логическую взаимосвязь между ними и последовательность перехода от одного к другому. Каждый раздел рекомендуется заканчивать краткими выводами. В этой части автор решает задачи поставленные во ведении.

Основная часть должна включать развитие научных представлений о проблеме.

Целесообразно показать связь проблемы с современной действительностью. Кроме того, она должна содержать собственное мнение студена и сформулированные самостоятельные выводы.

Основная часть может быть разбита на параграфы, разделы.

Заключение - Подводят итог работы. Оно должно содержать основные выводы автора по решению проблем, поставленных в основной части реферата.

Заключение может содержать предложения по дальнейшей научной разработке вопроса. Оно должно быть четким и кратким. По объему не превышать 1-2 страницы.

  1. Требования по оформлению реферата.

Реферат оформляется на листах формата А4. Объем реферата колеблется от 10 до 15 листов, включая титульный лист, план и перечень используемой литературы.

На титульном листе указывается:

  • Наименование учебного заведения.

  • Тема реферата.

  • Ф.И.О. автора.

  • Курс, группа, специальность.

  • Фамилия, инициалы руководителя.

  • Город и год написания реферата.


  1. Критерии оценки реферата.

Критерии оценки

Баллы

1.

Письменная грамотность.

0,2

2.

Актуальность темы исследования, ее научность, логическая последовательность изложения.

2

3.

Соответствие содержания теме

1,1

4.

Глубина проработки материала, грамотность раскрытия темы

1

5.

Правильность и полнота использования источников

0,2

6.

Соответствие оформления реферата стандартам

0,2

7.

Практическое применения (использование)

0,3

Итого:

5

. Написание рефератов по теме: 1. Исторические основы возникновения банков.

2. Появление центральных банков в зарубежный странах и в России.

3. Государственный банк Российской Империи.

4. Становление центрального банка России в переходный период.

5. Организация Банка России.

6. Функции Банка России.

.Конституция Российской Федерации 2.Федеральный закон « О банках и банковской деятельности» 3.Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // "Собрание законодательства РФ", 15.07.2002, № 28, ст. 2790

4..Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы. //Деньги и кредит 2013. - с. 31 5.. Лаврушин О. И. Банковское дело: Современная система кредитования. - 2-е, доп.. - М. 2013: Кнорус. - 264 с. 6.Лаврушин О.И. Банковское дело: учебник - М.: КноРус, 2014-800с. 7.Матраева Л.В и др. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для бакалавров -Москва: Дашков и К , 2015 - 304 с.

Дополнительная литература:

1,Банковская система в современной экономике: учебное пособие / под. ред. проф. О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2011. - 360 с.

2.Крылова Л.В. Адекватность банковской системы требованиям международного финансового центра// Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2010. - № 10(34). - С.46-52.

3.Инвестиционный климат и международный финансовый центр в Москве: тенденции и перспективы: Монография /Под ред. В.Н.Алексеева и В.В.Ильина. - М.:Инфра-М, 2012. - 177 с. - (Научная мысль).

Интернет-ресурс

  • Сайт Банка России www .cbr.ru/

  • Сайт министерства финансов Российской Федерации minfin.ru/

  • Сайт федеральной налоговой службы nalog.ru/

  • Cайт Правительства Российской Федерации pravitelstvo.gov .ru/

  • Сайт информационный о российских и зарубежных банках banki.ru/

Вид работы : выполнение и презентация проектной работы

Роль метода проектов в самостоятельной работе студентов.

Самостоятельная работа студентов - основная часть обучения, деятельность студентов в процессе и внеаудиторное время, выполняема по заданию преподавателя, под его руководством, но без непосредственного участия.

Самостоятельная работа имеет целью переработку учебного материала, пополнение и углубление знаний, выполнение конкретных заданий. Самостоятельная работа относится к творческой деятельности.

Особенностью организации учебного процесса по стандартам третьего поколения станет повышение роли самостоятельной работы студентов.

Одной из наиболее перспективных форм самостоятельной работы является проект.

Критерием успешности для будущего специалиста становится не только результативность в изучении учебных предметов, сколько отношения человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартизированными средствами, выработка у студентов стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания. Наиболее перспективными для технологии является метод проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студента на результат. Который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Под проектом подразумевается - план, предложение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс расчетов, чертежей и т.д.

Учебный проект - это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Под методом проектов понимается система обучения, при которой студенты приобретают знания и умения (компетенции) в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструироваться свои знания.

В основе метода лежит принцип «От обучения к научению» или «Обучение действиями»

Ответственность за обучения возлагается на студентов.

Методические рекомендации по подготовке, выполнению и презентации проектной работы.

Проектная работа, как метод, применяемый в процессе обучения, характеризуется:

  1. Вовлечением различных учебных дисциплин;

  2. Выбором содержания при помощи примеров;


Работа над проектом включает:


  1. Вступительную фазу: удивление, мозговой штурм, идея;

  2. Фаза формирования проблемы: удивление, определение границ, постановка проблемы;

  3. Фаза осуществления: знание, осуществление, продукт, описание;

  4. Фаза представления проекта: выбор метода, план представления, представление;

  5. Фаза оценки: новые знания, новый опыт, новые постановки проблемы.

Основные требования к проектной работе:

  1. Проектная работа всегда направлена на разрешение конкретной социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.

  2. Планирование действий по разрешению проблемы, т.е. выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта;

  3. Исследовательская работа студентов как обязательно условие каждого проекта - поиск информации.

  4. Результатом работы над проектом является продукт.

  5. Представление продукта заказчик - презентация продукта и защита самого проекта.

Таким образом проект - это «БП» - проблема, планирование, поиск, продукт, презентация.

Структура учебного проекта:

Этапы.

Задачи.

Деятельность студентов.

Деятельность педагога.

  1. Назначение

Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Уточняют информацию, обсуждают здания.

Мотивирует студентов. Объясняет цели проекта. Наблюдает.

  1. Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают основные критерии успеха.

Помогает в анализе. Наблюдает.

  1. Исследование.

Сбор и уточнение информации обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работают с информацией. Проводят анализ. Выполняют исследование.

Наблюдает. Консультирует.

  1. Выполнение.

Выполнение проектов.

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает. Советует (по просьбе)

  1. Оценка результатов.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Анализ достижения цели.

Защищают проект. Участвуют в коллективном самоанализе и самооценке.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо)

  1. Защита проекта. Презентация.

Подготовка процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проектов.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценки результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценки результатов проекта.

Виды презентации проектов:

Проектная работа может проводится в виде:

- Деловой игры;

- Научной конференции;

- Научного доклада;

- Пресс-конференции;

- Ролевой игры и др.

  1. Критерии оценивания защиты и презентации проектной работы.

Оценка этапов.

Критерии оценки.

Баллы.

Оценка работы

Актуальность, новизна предлагаемых решений, сложность темы.

1.

Оценка защиты

Качество доклада: аргументированность и убежденность, полнота представленной работы, эрудиция, наличие междисциплинарных связей. Правильные ответы на вопросы.

2,5.

Оценка презентации

Эмоциональное и краткое по времени (не более5-7 минут) изложение материала. Логичное изложение. Слайды содержат текстовую информацию и иллюстрации по заданной теме. Презентация разумно объемная.

Завершенность.

1,5.

Итого:

5

Тема проектной работы:

«Особенности и отличительные черты развития денежного отражения и кредитного дела в период с 1535-1998г. и современный период».

Темы проектных работ.

1. Денежная реформа Е. Глинской 1535-1538г и Кредитное дело Древней Руси.

2.Денежная реформа Петра 1. 1698-1724г. Развитие кредитного дела 1665-1762г.

3.Денежная реформа Канкрина 1839-1843г. Кредитное дело 1826-1854г.

4. Денежное обращение 1914-1917г. Кредитная реформа 1930-1932г.

5.Денежное обращение . Реформа 1947г. Развитие кредитного дела.

6. Денежное обращение 1970-1980г. Банковская реформа 1987г.

7.Денежное обращение и кредитное дело современной России


Основные источники.

1.Тульев В. История денег/ В. Тульев. - М.: Эксмо, 2013. - 208 с. 2. Финансы, денежное обращение и кредит/ под ред. М. Романовского, О. Врублевской. - М.:Юрайт, Юрайт-Издат, 2012. - 720 с. 3. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / под ред. Г. Б. Поляка. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 640 с. 4.Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки/ О. И. Лаврушин. - М.:КноРус, 2013. - 448 с. 5. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки/ О. И. Лаврушин. - М.:КноРус, 2012. - 560 Интернет ресурс:

Сайт Центрального Банка России. - cbr.ru

Интернет-страница ММВБ micex.ru/

  1. Интернет-страница Информационного агентства Cbonds cbonds.ru/

  2. Интернет-страница Министерства Финансов Российской Федерации minfin.ru/

  1. Интернет-страница ИК «Регион» regiongroup.ru/

  2. banker, ru.

  3. credits, ru.

  4. advis.ru. - «Эксперт РА»

9. region.ru,

Использование самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

В период обучения в учебном заведении закладываются основы профессионализма, формируются умения самостоятельной профессиональной деятельности. В этой связи особенно важно, чтобы студенты, овладевали знаниями и способами их добывания, осознавали, что самостоятельная работа призвана завершать задачи всех других видов учебной работы, ибо никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием личности. Главная особенность семинарского занятия- постоянное присутствие в нем элементов дискуссии, диалога преподавателя и студента.

Условия возникновения опыта. Условием явились цели проведения самостоятельной работы: -формирование и развитие профессиональных и общих компетенций( п.7.1.ФГОС СПО) и их элементов ( знаний, умений, практического опыта) в соответствии требованиями ФГОС СПО и запросами работодателей; - формирование компетенции поиска и использования информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста; - формирование компетенции использования информационно- коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; - развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации; - развитие культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми, формирования умений работы в команде, эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями

Ведущая педагогическая идея. В последнее время обучение студентов не мыслится без активизации самостоятельной работы, интенсификации их самостоятельной познавательной деятельности и эффективных способов руководства ею. Это в первую очередь обусловлено социальными запросами общества, когда современный специалист должен иметь высокий уровень подготовки, обладать способностью и профессиональными навыками принимать решения поставленной задачи и обрабатывать её. Затем, на основании полученного результата, творчески подойти к преобразованию окружающей действительности В педагогической литературе описаны и практически применяются разнообразные приемы активизации самостоятельной работы студентов. При изучении дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» мной используются приемы активизации самостоятельной работы.

  1. Обучение студентов методам самостоятельной работы ( временные ориентиры выполнения самостоятельной работы для выработки навыков планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний необходимых для самоанализа и самооценки; знакомство с критериями оценки самостоятельной работы).

  2. Проблемное изложение материала , воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке.

  3. Использование методов активного обучения ( ролевые и деловые игры , семинарские занятия , групповая работа, коллективное обсуждение трудных вопросов.

  4. Разработка комплексных самостоятельные решения, уметь выбирать в значительном объёме информацию, нужную для учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задания для решения.

Диапазон работы. Самостоятельная работа используется при подготовке к семинарским занятиям студентами по преподаваемым дисциплинам:

-«Финансы , денежное обращение и кредит»-

-«Экономика организации»;

- «Финансовый менеджмент»;

- «Финансы , налоги и налогообложение»;

-«Финансы и валютно-финансовые операции»;

-«Экономика отрасли»

Процент самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям в объеме самостоятельной работы по специальностям и по дисциплинам составляет:

Дисциплина

Специальность

% самостоятельной работы при подготовке к семинару

Финансы , денежное обращение и кредит

Экономика и бухгалтерский

учет

36

Банковское дело

30

Коммерция

24

Организация общ пит.

15

Экономика организации

Банковское дело

38

Коммерция

5

Экономика отрасли

Информационные системы

9

Финансовый менеджмент

Экономика и бухгалтерский

учет

31


Теоретическая база опыта. В образовательных стандартах значительное количество часов - более 50 процентов от максимальной учебной нагрузки - отводится на самостоятельную работу студентов. В связи с этим возникла необходимость рассмотреть различные подходы к определению, пониманию сущности и содержания самостоятельной работы и ее методов, так как именно методически грамотно и рационально организованная самостоятельная работа является одним из условий формирования профессиональной компетентности студентов. Проработаны мной публикации Зимней И.А. « Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к самостоятельной работе».

Георге, И. В.» Принципы организации самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки»

Измайловой М.А « Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов» и др.

Новизна опыта. На семинарских занятиях использование различных форм самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от студентов высокого уровня самостоятельности-умения работать с несколькими источниками , сравнивать, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, делать собственные обобщения и выводы Семинар - групповое занятие, итог большой целенаправленной самостоятельной работы студентов по заданиям преподавателя.

В процессе преподавания дисциплины «Финансы , денежное обращение и кредит » использую виды семинарских занятий:

1) тематический семинар, обычно применяемый для углубленного изучения важных тем дисциплин, таких как « Принципы финансового контроля» , студенты выполняют самостоятельную работу индивидуально , используя различные источники;

работа малыми группами, каждая из которых готовит свой вопрос по теме « Рынок ценных бумаг».

2)спецсеминар исследовательского характера с независимой от лекции тематикой по теме «Структура кредитной и банковской систем Российской Федерации»; студенты самостоятельно работают с источниками, учатся выделять положения в изучаемом материале, сопоставлять различающиеся положения в изучаемых источниках, критически сопоставлять различные точки зрения, готовят выступления.

Описание опыта. Преподаватель должен позаботится о подготовке всей группы, о занятости каждого студента делами занятия и , чтобы его умственное напряжение было предельно высоким, независимо от успеваемости. Необходимым условием успешной оптимизации самостоятельной работы студентов в учебном процессе является эффективное учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы с использованием информационных технологий. По каждой форме разработаны методические рекомендации.

Результативность опыта. Условием результативности является атмосфера сотрудничества, взаимопонимания ,доверительная обстановка, когда студенты не бояться ошибиться, высказать свое мнение, спорные идеи.

Используемая литература.

  1. Фомин, Н. В. Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов в условиях двухуровневой системы образования [Текст] // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - № 1. -

  2. Организация и контроль самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] : метод.рек. / сост. Н. В. Соловова ; под ред. В. П. Гарькина. - Режим доступа: С. 29-34. С. 52-54.

  3. Шабанов, А. Г.Компетентностно-ориентированная модель профессионального образования [Текст] / А. Г. Шабанов // Инновации в образовании. - 2012. - № 4. - С. 74-78. 4.Голованова, Т. А. Педагогические технологии организации самостоятельной работы учащихся [Электронный ресурс] / Т. А. Голованова. 5. Изволенская В. И. Формирование навыков самостоятельной деятельности студентов в ходе изучения общественных дисциплин /В.И. Изволенская // Методист - 2011 - №6 с.54 6. Егорова В.С. Интегрированный урок в СПО /: метод.Пособие / В.С. Егорова- Новокузнецк: ФГОУСПО «КИТ», 2010 - с.29-30.


.





© 2010-2022