Рабочая программа по курсу Вокруг тебя-мир. .. (6 класс)

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Вокруг тебя - мир…» в 6 классе.

1. Документы, определяющие содержание рабочей программы.

Рабочая программа составлена на основе программы под редакцией К. Сухарева-Дериваза /Международный Комитет Красного Креста 2008г.

Данные учебно-методические материалы разрабатываются в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ», в которой участвуют три стороны: Министерство Образования РФ, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста.

2. Краткое пояснение выбора программы

Данная программа соответствует современным целям обучения, целям и задачам ОУ, преемственности обучения.

3. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Цели изучения курса «Вокруг тебя - мир»:

1) чтение и изучение текстов, имеющих художественно-эстетическую ценность, развитие речи учащихся;

2) нравственное воспитание учащихся;

3) формирование гуманной личности;

4) воспитание правовой культуры.

На уроках решаются задачи:

- знакомить с информацией исторического и правового характера

- начать работу по подготовке детей к восприятию основ международного гуманитарного права

- формировать навыки содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста

- формировать читательские навыки

- развивать речь детей.

4. Краткая характеристика содержания курса

Данное пособие:

- дополняет учебники основного курса литературы;

- согласовано с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации;

- решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера (ориентированных на понимание необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта, исходя из принципа гуманности) и частных целей, способствующих решению задач литературного образования учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи и т.п.).

Художественные и публицистические произведения, помещенные в пособие, отличается гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам, принадлежащим перу отечественных авторов. Отобранные фрагменты представляют собой достаточно завершенные части целого произведения.

Правовая информация вводится дозировано и адаптировано. Она адресована как ученику, так и учителю, что, с одной стороны, расширяет правовой кругозор последнего, а с другой - помогает подготовиться к разговору в классе.

От учеников не требуется безупречного знания правовой информации и употребления правовых терминов и понятий. Данный курс - пропедевтический и призван создать у учеников лишь самые общие представления об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на принципе гуманности.

Для пособия характерны:

- системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов - литературоведческого, этического, правового - внутри разделов каждой книги и между пособиями 5-8-го классов в целом;

- развивающий характер методики (активно-деятельностная модель, опора на жизненный опыт учащихся, проблемность, диалоговость, коммуникативность, интегративные методики и др.).

5. Учебно-методический комплект.

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:

1. «Вокруг тебя - мир…» Книга для ученика. 6 класс. Изд. 2-е, дополненное и переработанное./ К.Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Т.Н.Пискунова, Н.Н.Кубышина. - М.: ООО «Гендальф», 2001.

2. «Вокруг тебя - Мир…»Методические рекомендации. 6-й класс. / К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев… - М.: ООО «Гендальф», 2001.

6. Количество часов в неделю

По учебному плану на курс «Вокруг тебя - мир…» в 6 классе отведен 1 час в неделю, 35 часа в год (35 учебных недель). Курс введен за счет школьного компонента, так как класс обучается по стандартам первого поколения .

7. Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся должны знать:

- текст художественного произведения; главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях;

- тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть;

- основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет.

Учащиеся должны уметь:

- выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изучаемом произведении;

- правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты; примерный темп чтения: 100-110 слов в минуту;

- находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте;

- пересказывать устно и письменно (изложение) -кратко, подробно, выборочно - эпизод (или несколько эпизодов) из эпического произведения; составлять план небольшого эпического произведения;

- составлять устный рассказ о литературном герое;

- пользоваться справочным аппаратом учебника - хрестоматии и прочитанных книг.

8. Изменения, внесённые в программу.

Изменений в программу не внесено.

9. Содержание рабочей программы.

Содержание

Кол-во часов

Введение. От авторов.

1

Тогда и теперь

3

Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?

4

Право безоружного

4

S.O.S!

6

Порочный круг

6

Жестокие игры

4

Твой выбор

6

Вокруг нас - мир. Заключительные занятия. Подведение итогов курса.

1

Всего

35

Содержание тем учебного курса.

Введение. От авторов. (1ч.)

Авторы о программе «Вокруг тебя - мир», о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Знакомство с целями и задачами курса «Вокруг тебя - мир» в 6 классе..

Тогда и теперь. (3ч.)

Человечество закономерно шло к необходимости создания правил, организующих совместное существование различных индивидуальностей. Уважение правил, в том числе и таких, которые ограничивали бы проявление насилия в конфликтах между людьми, - обязательное условие сохранения человечества.

  • Н.А.Кун. «Пять веков». (1ч.)

Характеристика века в переложении Гесиода. Обучение письменному развернутому ответу на заданный вопрос.

  • Р. Киплинг. Сказка «Кошка, гулявшая сама по себе». (2ч.)

Главная героиня сказки - Кошка. Прием троекратного композиционного приема и его роль в раскрытии идеи сказки. Письменный ответ на вопрос: «Может ли жизнь человеческого общества быть организована по принципу «каждый сам по себе»?

Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? (4ч.)

Правила, ограничивающие проявление насилия, жестокости в силовых формах соперничества, складывались постепенно на протяжении веков и были продиктованы естественным для человека стремлением к выживанию.

  • В. Скотт. Глава 11 из романа «Айвенго». (2ч.)

Роль эпизода в раскрытии поступков главного героя. Историческая основа романа. Обучение работы в парах и группах по заданиям. Словарная работа с иноязычной лексикой.

  • А.Дюма. Роман «Три мушкетера». Гл.5. Королевские мушкетеры и гвардейцы г-на кардинала. (2ч.)

Историческая эпоха первой половины 19 века во Франции. Силовое соперничество как способ решения конфликтной ситуации. Лексическая работа с терминами «дуэль», «турнир».

Знакомство с нормами международного гуманитарного права. Женевские Конвенции 1949 года. Устав ООН.

Право безоружного. (4ч.)

Те, кто перестал участвовать в боевых действиях, - больные, раненые, пленные, - нуждаются в защите.

  • Дж.Ф.Купер. «Последний из могикан». (фрагмент из романа). (2ч.)

Пленник и толпа. Работа над портретной зарисовкой колдуньи. Пленный и личность. Пленный и достоинство.

  • К.Воробьев. Рассказ «Немец в валенках» (2ч.)

Образы пленных. Сближение двух главных героев рассказа. Нравственный выбор героев. Лексическая работа с понятиями нравственного характера.

S.O.S! (6ч.)

Каждый, кто потерпел кораблекрушение по причине стихийного бедствия или в ходе вооруженного конфликта, нуждается в помощи.

  • Готфрид-Август Бюргер. Баллада «Песнь о благородном человеке». (2ч.)

Человек и стихия. Люди в положении крайней опасности. Помощь людей в судьбе семьи таможенника. Подвиг героя.

  • Г.Бочаров. Статья «Что человек может». (2ч.)

Авторская оценка героическому поступку главного героя. Человек и природная стихия.

Деятельность Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и Международной Федерации Красного Креста и Красного Полумесяца

  • А.С. Новиков-Прибой. «Цусима». (фрагмент из романа).(2ч.)

Картина гибели корабля «Ушаков». Трагическое положение погибающих людей. Роль командира в спасении людей., его нравственный выбор. Лексическая работа с профессиональной лексикой.

Порочный круг. (6ч.)

Оскорбление человеческого достоинства, жестокость способны вызвать ответную реакцию - месть.

  • «Месть Ольги».(фрагмент из летописи «Повесть временных лет» (2ч.)

Понятие мести. Отношение автора к действиям Ольги. Осуждение поступка Ольги. Лексическая работа со старославянизмами.

  • В.А.Закруткин. «Матерь человеческая». (фрагмент из повести). (2ч.)

Раненый немец и русская женщина Мария. Чувство мести к немцу. Нравственный выбор героини.

  • В. Солоухин. Рассказ «Мститель». (2ч.)

Образ «мстителя». Этапы чувств и рассуждений главного героя. Лексическая работа со словами на нравственную тематику.

Жестокие игры. (4ч.)

Взрослеющий человек может оказаться в ситуации силового соперничества.

  • В.Железников. «Чучело» (фрагменты из повести). (2ч.)

Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине. Нравственный выбор Лены. Достоинство личности.

  • В.Распутин. «Уроки французского». (фрагмент из повести).(2ч.)

Главный герой повести. Птаха и компания. Конфликтная ситуация и поведение героев рассказа.

Твой выбор. (6ч.)

Выбирая ту или иную модель поведения без оружия в конфликтной ситуации, во взаимоотношениях с людьми, следует помнить о возможных последствиях.

  • А.Грин. Рассказ «Победитель». (2ч.)

Смысловые части рассказа. Главный герой рассказа, его характер, его надежды на победу в конкурсе. Душевное состояние героя после разрушения им своей работы.

  • Е.Носов. Рассказ «Тридцать зерен». (2ч.)

Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа. Лексическая работа со словами «гуманный», «гуманистический», «гуманитарный».

  • М.Жюно. «Воин без оружия». Глава 22. (2ч.)

Марсель Жюно - делегат МККК. Смысловая нагрузка некоторых цитат из его книги воспоминаний.

Вокруг нас - мир. Заключительные занятия. Подведение итогов курса. (1ч.)

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения данного курса ученик должен

Знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному прочтению;

  • наизусть фрагменты прозаических и поэтических текстов, подлежащих изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

  • основополагающие принципы Устава Международного движения Красного Креста и Красного полумесяца;

  • нормы международного гуманитарного права;

Женевские Конвенции 1949 года. Устав ООН.

Уметь:

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать

  • чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • владеть навыками и умениями проводить и участвовать в дискуссии;

  • работать со словарными статьями;

  • расширять запас лексики










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока. Основное содержание урока

Количество часов

Тип урока

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата

Введение. От авторов.

1


1

Цели и задачи курса. Знакомство с книгой для ученика. 6 класс

1

Вводный урок

Чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Знать основные факты биографии Дюнана, задачи Красного Креста. Уметь рассказать о деятельности Дюнана

Тогда и теперь.

3


2

Миф «Пять веков» (по поэме Гесиода «Труды и дни») в переложении Н.А.Куна

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Знать содержание произведения, его жанровые признаки. Уметь пересказывать эпизоды, характеризовать героев, давать развернутые ответы на вопросы

3,4

Сказка Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»

2

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Знать содержание произведения, его жанровые признаки. Уметь пересказывать эпизоды, характеризовать героев, давать развернутые ответы на вопросы

Извечный спор: «Кто лучше? Кто сильнее?»

4


5,6

В.Скотт «Айвенго» (глава 11)

2

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Знать содержание произведения, его жанровые признаки. Уметь пересказывать эпизоды, характеризовать героев, давать развернутые ответы на вопросы

7,8

А.Дюма «Три мушкетера» (глава 5)

2

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Знать содержание произведения, его жанровые признаки. Уметь пересказывать эпизоды, характеризовать героев, давать развернутые ответы на вопросы

Право безоружного.

4


9,10

Дж.Купер «Последний из могикан»

2

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Знать содержание произведения, его жанровые признаки. Уметь пересказывать эпизоды, характеризовать героев, давать развернутые ответы на вопросы

11,12

К.Воробьев «Немец в валенках»

2

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Знать содержание произведения, его жанровые признаки. Уметь пересказывать эпизоды, характеризовать героев, давать развернутые ответы на вопросы

SOS!

6


13,14

Г.Бюргер «Песнь о благородном человеке»

2

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Знать содержание произведения, его жанровые признаки. Уметь пересказывать эпизоды, характеризовать героев, давать развернутые ответы на вопросы

15,16

Г.Бочаров «Что человек может»

2

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Знать содержание произведения, его жанровые признаки. Уметь пересказывать эпизоды, характеризовать героев, давать развернутые ответы на вопросы

17,18

А.С.Новиков-Прибой «Цусима» (фрагмент)

2

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Знать содержание произведения, его жанровые признаки. Уметь пересказывать эпизоды, характеризовать героев, давать развернутые ответы на вопросы

Порочный круг.

6


19,20

«Княгиня Ольга» (в переложении А.О.Ишимовой)

2

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Знать содержание произведения, его жанровые признаки. Уметь пересказывать эпизоды, характеризовать героев, давать развернутые ответы на вопросы

21,22

В.Закруткин «Матерь человеческая (фрагмент)

2

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Знать содержание произведения, его жанровые признаки. Уметь пересказывать эпизоды, характеризовать героев, давать развернутые ответы на вопросы

23,24

В.Солоухин «Мститель»

2

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Знать содержание произведения, его жанровые признаки. Уметь пересказывать эпизоды, характеризовать героев, давать развернутые ответы на вопросы

Жестокие игры.

4


25,26

В.Железников «Чучело»

2

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Знать содержание произведения, его жанровые признаки. Уметь пересказывать эпизоды, характеризовать героев, давать развернутые ответы на вопросы

27,28

В.Распутин «Уроки французского»

2

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Знать содержание произведения, его жанровые признаки. Уметь пересказывать эпизоды, характеризовать героев, давать развернутые ответы на вопросы

Твой выбор.

6


29,30

А.Грин «Победитель»

2

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Знать содержание произведения, его жанровые признаки. Уметь пересказывать эпизоды, характеризовать героев, давать развернутые ответы на вопросы

31,32

Е.Носов «Тридцать зерен».

2

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Знать содержание произведения, его жанровые признаки. Уметь пересказывать эпизоды, характеризовать героев, давать развернутые ответы на вопросы

33,34

М.Жюно «Воин без оружия» (глава 22)

2

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Знать содержание произведения, его жанровые признаки. Уметь пересказывать эпизоды, характеризовать героев, давать развернутые ответы на вопросы

35

Вокруг тебя - мир. Заключительное занятие. Подведение итогов курса

1

Урок повторения и закрепления знаний

Беседа. Ответы на вопросы.

Знать основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет. Уметь составлять устный рассказ о литер.герое, пользоваться справочным аппаратом учебника-хрестоматии



© 2010-2022