Методика проведения экскурсий на уроках по курсу ОДНКНР

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика проведения экскурсии

Для того, чтобы успешно провести экскурсию, познакомимся с основными понятиями и методикой и приемами.

Основные понятия.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушаковаэкскурсияпонимается как «коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью».«Экскурсант» - участник экскурсии. «Экскурсовод» - тот, кто руководит экскурсией, ведет экскурсантов по достопримечательным местам, сопровождая показ необходимыми пояснениями. Главная цель экскурсовода - показать, а потом уж рассказать.

В качестве экскурсионных объектов могут выступать: памятник истории и культуры как произведение искусства, здание как архитектурный объект, жилой дом как постройка, характерная для определенной эпохи, шоссе, канал, мост как инженерные сооружения и т.д. Хорошо подготовленная экскурсия позволяет экскурсанту увидеть мысленным взглядом нечто большее, чем то, что перед ним находится в данный момент в качестве объекта или группы объектов наблюдения. Экскурсия проводится по определенной тематике.Тема в экскурсии - предмет показа и рассказа. Она играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое и регулирует рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект многоплановый и содержит обширную информацию. Именно темой экскурсии определяется - как показать объект, какую часть информации дать в данном случае.

Маршрут экскурсии - это наиболее удобный путь следования экскурсионной группы. Он строится в зависимости от последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы. В практике преимущественно используются три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные этапам развития города или жизни и деятельности выдающихся людей. По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни город (например, «Новокузнецк архитектурный», «Исторический город» и др.). Тематические экскурсии подразделяются на исторические, военно-исторические, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, производственные. Обзорные экскурсии, как правило, многоплановые. Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу.

«Портфель экскурсовода» - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии: фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным.

Экскурсионная методика.

В основе экскурсионной методики лежат показ и рассказ. Главное - это показать объекты, рассказать как о самих объектах, так и связанных с ними исторических событиях. В основе проведения экскурсии лежит принцип «от показа к рассказу», причем показ объектов занимает в ней ведущее место. Показ в экскурсии - это представление тех объектов, на которых раскрывается содержание экскурсионной темы, другими словами изучение объектов под руководством экскурсовода. И это именно «показ», а не «осмотр» - самостоятельное и зачастую пассивное знакомство с объектом.

Показ наблюдение (исследование) объектов. Это анализ чувственно воспринимаемых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов. Во время экскурсии показ должен значительно преобладать, а рассказ ему подчинятся. Тогда Ваша прогулка с друзьями, родственниками, детьми приобретет настоящий экскурсионный характер. Без показа в экскурсии не может быть рассказа, и только вместе они представляют единое целое.

Методика показа базируется на следующих положениях:

· экскурсовод сам должен понимать, зачем он показывает этот объект;

· вначале в поле зрения экскурсанта должен попасть объект, а затем экскурсовод начинает о нем рассказ;

· показ каждого объекта служит ступенькой в раскрытии темы экскурсии;

· недопустимо показав объект вести рассказ не связанный с ним.

Основные методические приёмы показа.

Предварительный осмотр - первоначальный показ памятника, без чего невозможен рассказ о нем. Экскурсовод показывает и называет объект. Существуют два варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность:

составить представление об исторической местности, где происходили рассматриваемые события;

· представить данный объект в естественной обстановке;

· дать определенную оценку объекту;

· получить представление о его природном окружении.

Второй вариант использования приема предварительного осмотра состоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения.

Зрительный анализ. Искусствоведческий, когда анализируются произведения искусства и архитектуры; естественно-научный, когда показываются объекты природы. Может быть исторический анализ при показе зданий, связанных с историческими событиями.

Зрительная реконструкция. Несохранившийся объект восстанавливается посредством рассказа. Здесь могут использоваться фотографии объекта из портфеля экскурсовода. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность «зрительно» восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.

Если здание превратилось в руины, произвести зрительную реконструкцию помогают его уцелевшие части и детали. Если же постройка не сохранилась, на помощь приходят наглядные пособия портфеля экскурсовода. Используются фотографии объекта, рисунка, чертежи, схемы, изобразительный материал, характеризующий обстановку, в которой происходили события.

Зрительный монтаж. Облик объекта восстанавливается по сохранившимся деталям или облик площади - по сохранившимся зданиям. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть «заимствованы» из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

Зрительное сравнение. Сравниваемые объекты могут стоять рядом, или один объект перед экскурсантами, а о другом они либо знают, либо недавно его видели, либо экскурсовод демонстрирует его изображение, используя материалы из портфеля экскурсовода. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.

Использование приема зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта (например, высоту памятника, длину крепостных стен, ширину улицы), позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов и примеров, время затрачиваемое на объяснение. Одна из задач данного методического приема - выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность, неповторимость. Подведя итоги «наблюдению» экскурсовод называет сходные элементы двух объектов или их отличие друг от друга.

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам и они уже прочли надпись на ней, экскурсоводу не следует прочитывать ее вслух. Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где произошло историческое событие, т. е. объект, о котором идет речь, не сохранился.

Рассказ в экскурсии носит подчиненный характер. При помощи рассказа экскурсовод акцентирует внимание экскурсантов на объекте, о котором он говорит, а основные знания о внешнем облике объекта, его строении, а порой и протекающих процессах экскурсанты получают в результате собственных наблюдений. При другой форме сочетания рассказа и показа сведения об объектах экскурсанты получают из словесных сообщений экскурсовода, а показ служит для их конкретизации или подтверждения. Этот прием наиболее часто применяется в, экскурсиях.

Формы рассказа в экскурсии могут быть различными, однако чаще всего употребляются такие приемы рассказа, как справка, описание или характеристика объекта, объяснение, комментирование.

Экскурсионная справка - сжатое изложение основного фактического материала об объекте. Например, площадь Маяковского находится на нечетной стороне проспекта и является предмостной относительно реки Абы. Строительство завершено в 1958 году, авторы проекта - архитекторы Д. Горный, П. Отурин, В. Савченко.

Описание или характеристика объекта, то есть последовательное перечисление основных качеств и свойств экскурсионного объекта, сочетается с приемом характеристики, то есть выявления наиболее существенных его сторон. Например, в 1956 году на площади Маяковского построен самый большой, на тот период, в Кемеровской области 6-ти этажный, 280 -квартирный дом с башенными надстройками наверху и декоративными колоннами по всему фасаду верхнего этажа. В 1957 году сдан кинотеатр «Октябрь», выполненный по типовому проекту. На площади находится памятник поэту Владимиру Маяковскому, автор скульптор Борис Пленкин, памятник установлен в 1967 году.

Объяснение - прием освещения внутренних связей объекта, выявления причин какого-либо факта, явления. Например, площадь Маяковского представляет собой сложный градостроительный узел. Основные задачи архитекторов - решить площадь пространственно с перспективой на пойму Абы, не повторить уже полюбившуюся горожанам Театральную площадь - были с успехом решены.

Прием комментирования (репортажа). В тех случаях, когда объект демонстрируется в процессе развития или движения (движение экскурсионного автобуса), применяется так называемое комментирование или форма репортажа. Для него характерны динамичность, быстрая смена зрительного ряда, что, в свою очередь, обуславливает предельный лаконичность и точность рассказа.

Цитирование и ссылка на очевидцев. Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в сознании экскурсантов зрительный образ. В тексте экскурсии в виде цитат используются отрывки из художественных произведений (проза, стихи). Например: «Я знаю - город будет, Я знаю - саду цвесть, Когда такие люди, В стране советской есть!» Эти строки из стихотворения Владимира Маяковского «Рассказ о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» знакомы многим». Особенно эффективно цитирование в тех случаях, когда необходимо воссоздать картины жизни в далекие времена, быт и деятельность наших предков. Использование приема «ссылка на очевидцев» в рассказе дает возможность для образного воссоздания событий.

Для экскурсовода очень важна работа над речью:

· полезно предварительно продумать устойчивые фразы (синтаксический строй речи), особенно рассказывая о том, что известно слушателям;

· показывая объект, лучше сказать: «взгляните», «обратите внимание» - вместо «вот»;

· речь должна быть четкой и правильной. Нужно грамматически верно строить фразы, не

· употреблять длинных оборотов, делать правильные ударения (барме`н, газопрово`д, кварта`л, краси`вее, надо`лго, усугуб`ить, фено`мен, шофе`р и т. д.);

· о памятнике уместно говорить, указывая, кому он воздвигнут (например, «памятник Пушкину»);

· речь должна быть без слов паразитов и сорняков («значит», «так сказать», «понимаете», «это самое»);

· при употреблении сложных слов, специальных терминов («стиль барокко», «армиллярная сфера на Кунсткамере») их надо объяснять;

· речь должна быть эмоциональной. Нельзя всю экскурсию провести монотонно, на одной ноте. Нужно уметь выделять интонацией «ударные места»;

· надо следить за темпом речи: быстрый - 75 слов в минуту, средний - 60 слов, замедленный - 45.

По-настоящему хорошая экскурсия немыслима без владения материалом, знания последних изысканий в той области, которой посвящена экскурсия. Только когда человек хорошо знает предмет, он может выразить свою мысль коротко и понятно.

План работы на экскурсии

1. К экскурсии необходимо подготовиться

· прочитай текст раздела, определи, какие наиболее важные события произошли в рассматриваемый период истории города;

· просмотри список дополнительной литературы, возможно, ты захочешь расширить свои знания, прочитав предложенные издания по краеведению;

· составь список вопросов экскурсоводу (их можно задать и перед экскурсией).

2. Во время экскурсии

· внимательно прослушай рассказ экскурсовода, задай подготовленные вопросы, если необходимо запиши сведения;

· по окончании экскурсии осмотри еще раз экспозицию, познакомься с пояснительным текстом;

· зарисуй или сфотографируй (спросив предварительно разрешение у сотрудников музея) экспонаты.

3. Подводим итоги

· обработай собранный материал, перепиши записи, подготовь рисунки или фотографии;

· расположи записи и иллюстрации так, чтобы получился логически связанный рассказ - твой отчет готов.



© 2010-2022